Важнейшие географические открытия
план-конспект занятия по географии (5 класс)

Юрьева Анастасия Анатольевна

Америка, Австралия, Антарктида. Х.Колумб, Ф.Магеллан, Дж. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П.Лазарев. Маршрут, экспедиция, важнейшее географическое открытие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Юрьева Анастасия Анатольевна, учитель географии

Предмет

География

Класс

5  класс

Тип урока

Урок открытия нового знания

Тема

Важнейшие географические открытия

Цель

Создание условий для знакомства учащихся с  важнейшими географическими открытиями материков: Америки, Австралии и Антарктиды, с первым кругосветным путешествием Ф. Магеллана

Основные термины, понятия

Америка, Австралия, Антарктида. Х.Колумб, Ф.Магеллан, Дж. Кук, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П.Лазарев. Маршрут, экспедиция, важнейшее географическое открытие.

Планируемые  результаты

Предметные умения:

  • Знать результаты путешествий Х.Колумба, Ф.Магеллана, Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева;
  • Уметь на карте находить маршруты важнейших географических открытий, наносить на контурную карту маршруты великих путешественников.

Личностные УУД:

  • учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.        

Регулятивные УУД:

  • учить планировать, строить алгоритм деятельности, учить постановке вопроса, делать прогнозирование;
  • учить самооценке, самоконтролю выполняемой работы;
  • учить работать по образцу, по алгоритму.

Познавательные УУД:

  • Работать над формированием логических умений:

- сравнение;

- обобщения и классификации;

- доказательства;

- построение цепочек рассуждения.

  • Чтение и работа с текстом (умение слушать и записывать содержание и объяснения учителя или ответ ученика;

  Коммуникативные УУД:

  • умение  вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная  и  групповая (самостоятельная работа с источниками информации, выполнение заданий в группах)

Учебник - География. Начальный курс. 5 класс./И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин, атлас, контурная карта, физическая карта полушарий; презентация.

Технология изучения

Этапы урока, время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный

2 мин.

1 слайд

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

2 слайд

5 мин.

Эмоциональный настрой.

Создание условий для активизации учащихся.

Приветствует присутствующих на уроке.

В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей друзья за дело.

-Вы готовы поучиться, в путешествие пуститься?

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Активизация познавательных процессов (внимание, память).

Умение вступать в диалог.

Управление своей познавательной деятельностью.

Слушают, отвечают на вопрос

- Что возьмем с собой в дорогу? (Знания, взаимовыручку, смекалку, учебник, атлас,  контр. карты)

- Прежде чем отправиться путешествовать, нужно выяснить,  велик ли у нас запас знаний.

Выполнение задания 1 (приложение 1) в рабочих листах.

Географический диктант

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание.

Проверка в парах по эталону.

Мотивации и целеполагание

3 слайд

3-4 мин

Создание условий для постановки  цели и задач   урока.

Определение цели.

- В древности и Средневековье все географические открытия осуществлялись только в трех частях света: Европе, Азии и Африке. Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как и кем были открыты остальные части света: Америка, Австралия, Антарктида. Открытия, с которыми мы с вами сегодня познакомимся на уроке, бесспорно, сыграли большую роль в развитии географии, поэтому их называют важнейшими.

Как назовем тему сегодняшнего урока?

Вместе с учащимися определяет  тему,  цели и задачи урока.

Активизация мыслительных процессов (анализ).

Умение  вступать в диалог и участие в коллективном обсуждении проблемы, аргументация своей позиции.

Управление своей познавательной деятельностью.

Оценивание мнения одноклассников.

 Формулируют цель и задачи урока.

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя.

Открытие нового знания

4 слайд

20  мин.

5 слайд

Физминутка

6 слайд

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

-Снаряжение собрано, погода нам улыбается, значит, пора в путь.

- Путешественники и мореплаватели не путешествовали одни, а собирали с собой команду, вот и нам нужно разделиться на 4 группы. Вспомним правила работы в группах (на слайде).

Используя текст учебника и дополнительный материал, ответьте на вопросы по плану (прил. 2)

1 группа – открытие Америки

2-я группа – открытие Австралии

3 группа – открытие Антарктиды

4-я группа – первое кругосветное путешествие

Проводит физминутку.

Потянулись и нагнулись. Вправо, влево повернулись, раз - присели, два - мы встали, мы немножечко устали, покачаем головой, словно крутим шар земной. А сейчас походим вместе. Выдох, вдох, выдох, вдох, продолжаем наш урок

По окончании работы каждая группа выступает, показывает на карте путь путешественников.

По ходу ответов групп заполните таблицу (прил. 3)

Работа  с информацией.

Анализируют, обсуждают, фиксируют результаты.

Осознанно строят выводы.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Оценивание правильности выполнения заданий.

Делятся на группы, работают в группах.

Выполняют упражнения.

Отвечают, работают с картой.

Заполняют таблицу.

Применение нового знания

3-4 мин.

7-8 слайд

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Каждая группа составляет 5 вопросов по изученной теме и задает другим группам

Анализ, обсуждение, фиксация результатов.

Участие  в обсуждении вопросов, формулирование собственного мнения  и аргументация его.

Осуществление взаимного контроля.

Составляют вопросы, задают другим группам

Рефлексия учебной деятельности

3-5 мин.

9 слайд

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление уровня овладения знаниями.

Подводит итог урока вместе с обучающимися (что нового узнали)

Каково значение географических открытий? 

- Вспомнить тему урока, цели урока (достигли или нет)

Фиксирует результаты урока, успехи учащихся.

Учащиеся заполняют лист самооценки (прил. 4)

Умение осознанно строить выводы.

Умение аргументировать свою позицию.

Оценивание правильности выполнения заданий. 

Домашнее задание: прочитать параграф 6, нанести на контурную карту маршрут путешественника (по выбору).


       Приложение № 1 

Географический диктант

  1. Финикийцы открыли_____________ и_____________ острова.
  2. Описал Египет  и разливы Нила древнегреческий ученый  _________.
  3. ___________ установил зависимость между географической широтой и  длиной дня и ночи
  4. __________ измерил длину экватора, вычислил размеры земного шара  и впервые употребил  ________.
  5. Ученый, который провел в странствиях в общей сложности 22 года, описал Индию и Китай ___________
  6. Мореплаватель, достигший самой южной точки Африки ____________________.
  7. Мореплаватель, который доплыл до Индии ________________.

Критерии оценивания: 0-1 ошибка – «5», 2-3 ошибки «4»,  4-5 ошибок «3», более 5 ошибок «2»

Приложение 2. Задания для групп

1 группа. Открытие Америки

Прочитайте текст учебника (стр. 30-31) и дополнительный материал и ответьте на вопросы

  1. Кто открыл материк? (имя, кто еще входил в состав)
  2. Какова была цель путешествия?
  3. Когда и как был открыт материк?
  4. Проследите и покажите на карте путь Х.Колумба

Своими богатствами манили далекие страны Азии, прежде всего Индия и Китай. Но путь в Азию был очень долгим – нужно было плыть вокруг всей Африки.

Отыскать более короткий путь решил итальянец из Генуи Христофор Колумб, 31 октября 1451 - 20 мая 1506.  Он был уверен, что Земля имеет шарообразную форму и поэтому до Азии можно добраться, если плыть из Европы на запад. 3 августа 1492 года Колумб со своей командой на трех кораблях отплыл из Испании, а 12 октября, этого же года матрос одного из кораблей увидел землю. Вскоре Х. Колумб высадился на берег небольшого острова. Он полагал, что открыл Индию, поэтому встреченных здесь местных жителей назвал индейцами. Х. Колумб продолжил путешествие и открыл еще несколько островов, в том числе и Кубу. В 1943 году Х. Колумб вернулся в Испанию, а в последующие годы совершил еще три плавание в те же места. Однако до конца своих дней, он так и не узнал, что открытая им земля была не Азией, а новой частью света, названная впоследствии Америкой.

2 группа. Открытие Австралии

Прочитайте текст учебника (стр. 32-33) и дополнительный материал и ответьте на вопросы

1.Что предполагали об Австралии до её открытия?

2. Кто первым побывал на материке? Какова его заслуга?

3.Кто и когда открыл материк Австралия и дал ему название?

4. Проследите и покажите на карте путь В. Янсона и Дж. Кука

На протяжении многих веков считалась, что на юге существует огромный материк, богатый золотом, алмазами и жемчугом. И хотя это материк никто никогда не видел, его наносили на карты и называли неведомой Южной землей. Многие путешественники пытались найти этот материк, и когда в XVI век была открыта Новая Гвинея, географы сочли этот огромный остров выступом неведомой Южной земли.

Виллем Янсон (1570-1630, Амстердам)  голландский мореплаватель, адмирал, первый из европейцев, достигших берегов Австралии.

Джеймс Кук (1728-1779) английский мореплаватель. Именно этому путешественнику приписывают открытие материка Австралия. Был выдающимся исследователем трех океанов, первооткрывателем многих неизвестных земель. Совершил три кругосветных путешествия. Его мужество, патриотизм и сейчас нацеливают путешественников на подвиги в изучении природы Земли. В 1770 открыл восточное побережье Австралии, о. Новая Зеландия, Большой барьерный риф

3 группа. Открытие Антарктиды

Прочитайте текст учебника (стр. 33) и дополнительный материал и ответьте на вопросы

1.Кто и когда открыл Антарктиду?

2.Как назывались корабли?

3.Скакими сложностями столкнулись?

4.Кто первым ступил на землю Антарктиды?

В 1820 году русские мореплаватели Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778-1852) и Михаил Петрович Лазарев (1788-1851) на парусных кораблях «Восток» и «Мирный» открыли шестой материк – Антарктиду.

Беллинсгаузен и Лазарев не оставляли попыток пробиться к югу. Когда корабли попадали в сплошные льды, они то и дело поворачивали на север и поспешно выбирались из ледового плена. Требовалось большое искусство, чтобы спасти суда от повреждения. Повсюду встречались массы многолетних сплошных льдов. 

Корабли экспедиции все же пересекли Южный полярный круг 28 января 1820 г. В туманной дымке пасмурного дня путешественники увидели ледяную стену, преградившую дальнейший путь на юг. Это были материковые льды. Участники экспедиции были уверены, что за ними скрывается Южный материк. Это подтверждало и множество полярных птиц, появившихся над шлюпом. И действительно, всего несколько миль отделяло корабли от берега Антарктиды, названного норвежцами спустя сто с лишним лет берегами Принцессы Марты. В феврале 1820 г. шлюпы вышли в Индийский океан. Пытаясь пробиться к югу с этой стороны, они еще два раза подходили к берегам Антарктиды. Но тяжелые ледовые условия вынуждали суда снова отходить к северу и двигаться на восток вдоль кромки льдов.

Более двух лет длилось их плавание, они девять раз подходили близко к берегам Антарктиды, однако льды не позволили им высадиться на материке.

Первыми вступили на континентальную часть 24 января 1895 года капитан норвежского судна «Антарктика» Кристенсен и преподаватель естественных наук Карстен Борхгревинк. Первым достиг Южного полюса норвежец Рауль Амундсен в конце 1911 года.
В честь экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева русские станции на Антарктиде носят названия "Восток" и "Мирный".

  1. группа. Первое кругосветное путешествие
  1. Кто совершил первое кругосветное путешествие?
  2. Когда флотилия Ф. Магеллана отправилась в экспедицию?
  3. Сколько кораблей было во флотилии Ф. Магеллана?
  4. Когда экспедиция вернулась обратно и сколько кораблей осталось?
  5. Что было доказано в результате экспедиции?
  6. Покажите на карте путь Ф. Магеллана

Ф.Магеллан (1480 – 1521)– это португальский и испанский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие, а также первый с европейцев, кто прошел с Атлантического океана к Тихому океану. Экспедиция шла с 20 сентября 1519 года по 6 сентября 1522.

20 сентября 1519 года пять кораблей Магеллана отправились в путь. Команда обогнула восточный берег Южной Америки. В марте 1520 года часть моряков выразила желание вернуться в Испанию, но Магеллану удалось успокоить назревавший мятеж. В мае 1520 года был потерян корабль «Сантьяго», поэтому экспедиция продолжалась на четырех суднах. В сентябре  Магеллан Ф. вместе с флотилией прошел пролив, названный позже Магеллановым. Сразу после этого корабль «Сан-Антонио» возвратился в Испанию.

Флотилия Магеллана вышла к Тихому океану и проходила его более трех месяцев. Прибыв к островам (позже названы Филиппинскими), мореплаватель решил подчинить население испанскому королю. В стычке с туземцами, 27 апреля 1521 года, Магеллан был убит. С экспедиции вернулось 18 человек и один корабль, а отправилось пять кораблей с экипажем на борту в 280 человек. Большинство членов экипажа умерло от болезней, нехватки продуктов питания и военных столкновений с населениями туземцев. 

Приложение 3.

По ходу ответов групп заполните таблицу

Путешественник

Страна

Годы жизни

Какие открытия были сделаны

Приложение 4. Лист самооценки

На уроке я работал…

активно

пассивно

Своей работой на уроке я…

доволен

не доволен

Урок для меня показался…

коротким

длинным

За урок я…

не устал

устал

Материал урока мне был…

понятен

не понятен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока географии в 5 классе по ФГОС на тему Великие географические открытия. Открытия Нового света.

Данная тема рассматривается в 5 классе по учебнику Н. Петровой и Максимовой по ФГОС. Хотелось перед структуру урока....

Урок в 5 классе на тему: "Важнейшие географические открытия"

Разработка открытого урока в 5 классе на тему: "Важнейщие географические открытия"....

Маршрутный лист к технологической карте "Важнейшие географические открытия "5класс

ldquo;Все наши замыслы,все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться”.“Маршрутный лист” - это список заданий, разного уровня сложности (начиная от п...

Урок географии по теме "Важнейшие географические открытия" 5 класс

Цель урока: Создание условий для формирования навыков и умений обобщения тематического материала.Задачи:Закрепить знания о великих географических открытиях; об известных путешественниках, географах-ис...

Важнейшие географические открытия.

Материалы к уроку в 5 классе. Презентация...

Презентация "Важнейшие географические открытия" 5 класс

Презентация к уроку географии в 5 классе. Знакомит с открытиями материков и частей света....