Открытый урок "Характеристика южных материков" в 7 классе
план-конспект урока по географии (7 класс)

Арцыбашева Анна Александровна

обобщающий урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация25.87 КБ
PDF icon yuzhnye_materiki_-_otkrytyy_urok.pdf2.1 МБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока географии в 7 классе с использованием ИКТ по теме: «Общие особенности южных материков»

Учитель – Арцыбашева А.А.

Цели:

Образовательные – рассмотреть общие особенности природы южных материков, обусловленные общей историей развития; изучить общие черты рельефа, климата, внутренних вод и природных зон южных материков.

Развивающие – продолжить развитие умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; продолжить развитие умения работать с географическими картами и анализировать их.

Воспитательные – воспитание чувства любви и интереса к путешествиям и открытиям.

 Оборудование: мировая физическая карта, карта «Строение земной коры», карта «Климатические пояса и области мира, климатическая карта мира, карта «Почвы мира, мультимедиа проектор, ученические атласы.

 Тип урока: комбинированный.

 Методы: частично-поисковый, репродуктивный.

 Формы организации: фронтальная, групповая.

Ход урока:

 I. Организационный момент.

Подготовка рабочих мест, приветствие.

II. Изучение нового материала.

Для удобства проведения урока, парты необходимо сгруппировать для работы четырех групп исследователей. Заранее распечатать и расставить на парты названия групп, разложить инструктивные карточки

 Учитель: Ребята! Мы с вами изучили 4 материка нашей планете. Назовите их. (Южной Америки, Африки, Австралии и Антарктиды).

Вопросы:

1.                      Почему Ю.Америку, Африку, Австралию и Антарктиду объединяют в одну группу материков согласно теории движения литосферных плит? (ответ учеников – данные материки являлись частью одного древнего материка Гондвана)

2.                       Какие это материки относительно экватора Земли? (южные) Почему эту группу материков отнесли к южной? (ответ учеников – так как относительно экватора эти материки располагаются практически полностью в южном полушарии).

Цель нашего урока: выяснить общие признаки и найти черты различия природы южных материков. Закрепить полученные знания.

Ребята! Давайте самостоятельно определим тему урока: «Общие особенности Южных материков»

Сегодня класс делится на четыре группы: Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида. Каждая группа исследует свои вопросы по инструктивным карточкам, используя карты атласа и знания, полученные на предыдущих уроках, а затем сообщает нам результаты своих изысканий.

  1. Домашнее задание вам было – подготовить мини-презентацию, визитную карточку исследуемого материка (учащиеся представляют свои презентации)

Африка

Мы живем на Занзибаре

В Калахаре и в Сахаре

На горе Фернандо – По

Где гуляет гиппо-по

По широкой Лимпопо.

Австралия

Сей континент – страна наоборот,

Она располагается под нами,

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Южная Америка

На этом материке

Есть река глубокая,

Из известных в мире рек

Самая широкая

Антарктида

Полгода не заходит солнце,

Нещадно слепит глаза,

Отражаясь от белого снега

И, отражаясь ото льда.

II. Учитель: А сейчас мы приступаем к непосредственному изучению общих особенностей южных материков.

План:

  1. Тектоническое строение и рельеф
  2. Климат материка
  3. Расположение внутренних вод
  4. Схожесть природных зон

Время работы в группах – 10 минут.

 Через 10 минут группы отчитываются о проделанной работе. Демонстрируются презентации визитная карточка материка.

  1. Тектоническое строение и рельеф

Используя физическую карту мира, карту «Строение земной коры» и карту «Подледный рельеф Антарктиды» ответить на вопросы:

1.      Какие две главные части можно выделить в рельефе всех материков?

2.      Равнины или горы занимают большую часть южных материков? Привести примеры и показать равнины.

3.      Что лежит в основании всех равнин? Назвать и показать платформы.

4.      Что лежит в основании горных систем?

5.      Где располагаются горные системы? Привести примеры и показать горные системы.

6.      Назовите молодые горные системы.

7.      Какой материк не имеет вулканов? 

8.      Перечислите полезные ископаемые, которыми богаты южные материки. В чем сходство залежей полезных ископаемых?

2. Климат материка

Используя карту «Климатические пояса и области мира», климатическую карту мира, карту «Мировой океан. Поверхностные течения» и климатическую карту Антарктиды ответить на вопросы:

1. В каких климатических поясах располагается материк? В чем сходство и отличия южных материков?

2. Дать характеристику климатических поясов южных материков.

3. В каких районах материков выпадает большое и малое количество осадков и почему?

4. Почему в Южной Америке в районе южного тропика, выпадает большое количество осадков и нет пустынь, в отличие от Африки и Австралии?

5. С чем связано расположение каменистой пустыни Атакама на западном побережье Южной Америки в районе южного тропика?

3. Расположение внутренних вод

Используя физическую карту мира ответить на вопросы:

1. В каких частях материков расположены наиболее крупные и полноводные реки и почему?

2. Проанализируйте зависимость рек от рельефа. Куда впадает большая часть рек южных материков?

3. С чем связано отсутствие крупных рек в Австралии и отсутствие рек в Антарктиде?

4. Покажите наиболее крупные реки и озера на карте.

 

  1. Схожесть природных зон

Используя карты «Природные зоны мира», «Почвы мира», «Климатические пояса и области мира», климатическую карту мира ответить на вопросы.

1. Определите, какие почвы преобладают в экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом и антарктическом поясах.

2. Определите в каких природных зонах расположены большие части южных материков, охарактеризуйте их.

Выводы:

·        Все южные материки были частью древнего материка Гондвана.

·        Все южные материки имеют обширные равнины, располагающиеся на платформах и горные системы, приуроченные к окраинам материков.

·        Огромные площади южных материков расположены в экваториальном, субэкваториальном и тропическом поясах.

·        Крупнейшие реки расположены в экваториальном и субэкваториальном поясах и несут свои воды в Атлантический океан.

·        Природные зоны соответствуют климатическим поясам или областям.

·        Антарктида не похожа на южные материки благодаря своему географическому положению и суровому климату.

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА. (стороны горизонта, упражнение для глаз, для рук, хлопки)

III. Как хорошо мы знаем карту?

Наука География!

Ты – познанья свет!

Ты ведь биография – лучшей из планет

Если б не было тебя –

ничего не знала б я!

Я б не знала островов,

сельвы, стран и городов,

Рек, озер, морей и гор и тебя, родной простор!

Давайте поиграем в игру «Как хорошо я знаю карту» - группа выбирает учащегося для работы с картой, остальные учащиеся загадывают географический объект на физической карте (крайние точки, океаны, моря, заливы, проливы, реки, озера, равнины, горы), которые нужно показать на карте.

Мир новостей! По желанию любознательных ребят было задано творческое задание с интернет ресурсом и географической картой. (Это новый вид работы, который мы впервые используем и хотелось бы ввести его в практику всех классов). Вам нужно было на интернет сайте 1 канала – 1тв.ру выбрать интересные новости мира на тему природные явления за февраль месяц, сделать мини-листовки, где следует указать, дату события, место, и название самого события и отметить его на политической карте. (что расширяет наши знания о мире и помогает изучить географическую карту).

IV. БЛИЦ-ОПРОС

(карточки с заданиями, презентация – викторина, участники поднимают карточки материков)

V. ИНТЕРЕСНАЯ ПЛАНЕТА - http://interest-planet.ru (домашнее задание)

РЕФЛЕКСИЯ


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Южная Америка" (обобщающий)

Урок с использованием ИКТ. Урок-путешествие, систематизация и обобщение знаний по курсу 7 кл."География материков и океанов", тема: "Южная Америка"...

Открытый урок "Южная Америка"

Урок проводится в форме игры-путешествия по материку....

Урок по теме "ФГП и история открытия материка Южная Америка"

открытый урок по теме "Физико-географическое положение и история открытия  материка Южная Америка"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....