Конспект открытого урока "Южная Америка" (обобщающий)
методическая разработка (география, 7 класс) по теме

Удальцова Александра Владимировна

Урок с использованием ИКТ. Урок-путешествие, систематизация и обобщение знаний по курсу 7 кл."География материков и океанов", тема: "Южная Америка" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ школа № 544 Московского р-на

г. Санкт – Петербурга

с углублённым изучением английского языка

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

раздел  "Океаны и материки"

тема урока : "Путешествие в Южную Америку"

тип урока : урок-игра с использованием ИКТ

 ( нетрадиционный )

вид урока : урок повторения и обобщения знаний

                                                                                                           Удальцова А . В.

                                                                                                               учитель географии

2009 г.

   Тип урока : урок-игра с использованием ИКТ .

   Цель урока : обобщение знаний и представлений учащихся о природе и населении материка .

   Задачи :

   - выявить общие географические черты , присущие южным материкам ;

   - продолжать отрабатывать умение работать с географическими картами ;

   - развивать умение обобщать , анализировать , применять полученные знания ;

   - развивать умение работать в группе ;

   - воспитывать интерес к предмету посредством использования КИТ .

   Методы :

   - репродуктивный ;

   - частично-поисковый ;

   - исследовательский .

   Оборудование и ресурсы :

   - физическая карта Южной Америки ;

   - дидактический материал ( тесты , карточки ) ;

   - раздаточный материал ;

   - карты Южной Америки ( контурные ) ;

   - компьютер , интерактивная доска ;

   - мультимедиапроектор ;

   - презентация к уроку ;

   - компакт-диск " Занимательная география и Дракоша " .

   

   Предварительная подготовка : класс заранее делится на команды , распределяет функции и готовит подарок другой команде ( к-с " Получи и распишись " ) . При подготовке к уроку учащиеся

используют учебник , дополнительную литературу ( энциклопедии , хрестоматии , справочники ,

ресурсы Интернета ) .

   Из старшеклассников выбираю помощников ( или из учеников класса ) , кто мог бы считать общее количество баллов .

   Ход урока :

  1. Орг. момент ( подготовка к уроку ) ;

  1. Целеполагание и мотивация .

   Мы изучили Южную Америку , удивительный , необычный , загадочный материк , полный контрастов. В процессе урока , который сегодня проходит в форме игры , путешествия по Южной Америке , мы проверим , как усвоен учебный материал .

   У нас сегодня соревнуются три команды , в каждой есть капитан и его помощники . За каждое правильно выполненное задание вы получаете баллы . В конце игры мы суммируем баллы и подводим итоги .

   Итак , желаю удачи !                   1-2 слайд

 

  Слова учителя :

   Южную Америку сегодня посетим ,

   Дебри Амазонии , конечно , навестим ,

   По проливам разным поплывём ,

   Материк неспешно обогнём ,

   Анды покорим без лишних слов ,

   Повидаем цепи островов

   И контраст природы ощутим ,

   Если очень сильно захотим !

  1. Актуализация знаний и умений

Угадай , о каком материке идёт речь ?     3 слайд

Наше путешествие начинается .               4 слайд

Сегодня мы побываем в разных уголках этого чудного материка .   5 слайд

А начнём мы с разминки ( представители от каждой команды называют по очереди фразы    

" Ю. Америка – назови самые , самые… " ( награждаем по одному баллу за правильный ответ ) .

                                                                        6 , 7 , 8 , 9  слайд

4. Проверка ДЗ

2 задание : Конкурс ДЗ

  Команды очень готовились .                      10 слайд

  Две команды прямо с борта самолёта принесли пакеты . Вам надо угадать , что в нём за подарки . Начнём с команды , в руках которой чёрный ящик .

1 команда : Вот чёрный ящик , а там подарок . Угадай , что мы приготовили .

 

Это растение испанцы привезли из Ю. Америки и пробовали из его семян варить кофе , к сожалению пить его никто не стал , но сейчас из него делают масло , широко используют для приготовления салатов , майонеза и выпечки . Что за растение ? ( подсолнечник , подарок – подсолнечные семечки ) .

 Индейцы Южной Америки играли чёрными шарами . Они называли их "слёзы дерева". Они также делали из них калоши , которые в жару прилипали к ногам , а , растянувшись , больше уже не сжимались. Впервые семена этого растения были вывезены с континента в 1876 году английским ботаником ( Гевея бразильская , подарок – каучуковый мячик ) .

 2 команда

 Капитан :

 По-английски это растение называется " сосновое яблоко " . Его родина – Бразилия . Относится к семейству бромелиевых . Оно – редкое исключение среди тысячи видов этого семейства , так как большинство их живёт на других растениях , а не на земле . Это многолетняя трава не выше 60 см  ( ананас ) .

 Из плодов этого растения делали " напиток богов " , так как он придавал силу и смелость . Что это ? ( какао – шоколад ) .

 3 команда

 Капитан :

 Его называют " вторым хлебом " . ( картофель – чипсы ) .

 То , что мы дарим вам , очень ценно , но в горах Андах этого много , поэтому они так и названы

( медная монета  ( от слова анта – медь ) .

 Команды обмениваются подарками , имеющими отношение к Южной Америке .

 Команды награждаются за подарки и угадывание по 1 баллу .

 А я , ребята , подарю вам портрет " второго Колумба " , мы ещё встретимся с ним на наших уроках . Чей это портрет ? ( Александр Гумбольдт )

 

 Тропические фрукты ( бананы , манго ) . Родина их Южная Америка , но , не будь некоторых людей , мы бы никогда о них не узнали . Кстати , у картофеля ядовитые ягоды .

5. Закрепление

По командам надо назвать путешественника и исследователя , соотнести их с портретом и сказать какой вклад он внёс в изучение Южной Америки .    11 и 12 слайды

4 задание

Звуковое сопровождение .                      13 слайд

Что это на картине ( вулкан , ответ – 2 балла ).

У нас в составе команд есть геологи , климатологи , гидрологи , биологи , этнографы и страноведы . Начинаем конкурсы для них , но прежде…

5 задание

Вспомним , где же находится Южная Америка .                        14 слайд

Помоги заполнить " визитную карточку " материка ( ответы команд оцениваю по баллам ) .

                                                                                                        15 слайд

6 задание : дать характеристику  Ф Г П       Южной Америки .

Ответы команд оцениваются от 1 до 5 баллов .                         16 слайд

7 задание : " Конкурс капитанов "

 Дорогие капитаны , каких объектов из указанных в списке вы не нашли среди стрелочек-указатей на карте ? ( 2 балла – оценивание лучшего ответа )      17 слайд

8 задание : Помощь команды

По очереди к доске . Найти объект и обозначить цифрой на физической карте .Оценивание-2б.

                                                                                                               18-19 слайды

9 задание : Геологический конкурс .

Продолжи фразу…

Виды полезных ископаемых на материке . Анализ распространения на поверхности Ю. Америки .

( за ответ – балл ) .                                                           20-25 слайды

10 задание : Проверь свои знания .

Конкурс для всех участников команд ( работа с контурными картами ) .    26-29 слайды

Дети поочерёдно выполняют задания.

( одно из них ) :

На физической карте у доски прикрепили флажки , но мы не помним , как называются вулканы и почему они находятся именно там . Как называются такие области ?     30,31,32слайды

Оценивание результатов  ответов

Закрепление . Ответы на вопросы .

                            33 – 36 слайды

11 задание – климатологам .

В каких поясах находится Южная Америка ?        37 и  38 слайд

Определите по климатограммам тип климата и к какому материку принадлежит .

Видеофрагмент . Демонстрация .      39 слайд

Практическое задание . Раздаточный материал . Время – 1 минута . Ставлю песочные часы .

Соотнести климатограммы с правильным ответом .

Анализируем . Указываем пояса . ( от 1 до 5 баллов ) .

12 задание – гидрологам .  40-42 слайд

Рассмотрим слайды .

Работа в контурных картах .

Найти реки и озёра на карте и напиши их названия .

Проверяем , сколько рек подписано . Время – 1 минута . Оцениваем ответы и записываем результат .

43 – 77 слайд

Учитель : Очень много физико-географических областей выделяется на территории Ю. Амери-

ки . Некоторые из них…

 

Приближается биологический конкурс . Взгляните .

Демонстрация слайдов .

13 задание

Оцениваем 1 – 3 балла .    78,79слайд

14 задание . Игра " Вопрос – ответ " . Кто быстрее – награждаем . Ответ – 1 балл .

15 задание . Угадай что это .

6. Сейчас запишем ДЗ , а оставшееся время посвятим беседе о странах и народах Ю. Америки ,

Проведём этнографический конкурс .

Вопрос

 Метисы –

 Мулаты –

 Самбо –

80-86 слайд

 Подходит заключительный этап урока и на станции страноведения переходим к игре . Пока загружается игра провожу блиц-турнир .

 Закрепление .

 Итоги .

 Страноведческий конкурс проводим по игре " Дракоша и занимательная география " , используя интерактивную доску ( флаги , страны , контуры , столицы , вопросы на обобщение ) .

7. Организованный  конец урока .Выставление оценок.

 Сегодня мы обобщили материал по Южной Америке , вспомнили всё , что узнали за последние две недели . Вам понравилось путешествие?

 Всё когда-то заканчивается . Заончилось и наше путешествие . Переходим  к  этапу награждения .

 Наши помощники подсчитали общее количество баллов . Им – слово .

 

 Выступление экономистов .

 Вручение грамот и подарков .

 1 и 2 места за активный и хороший результат .

 Определение команды-победителя , отмечаем работу отдельных , наиболее проявивших себя учеников . 3 место-поощрительный приз.

Выставление оценок.

        Учитель оценивает работу всего класса

           До свидания !    До новых встреч !

 Всм спасибо .

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Митрофанов И. В.

Тематические игры по географии

М. " Творческий центр " 2002

Элькин Г. Н.

Рабочая тетрадь по географии материков и океанов

СПб. Изд. Дом " Мим " 1998

Крылова О. В .

Уроки геогрфии ; 7 класс

М . " Просвещение " 1990

Зотова А . М .

Игры на уроках географии в 6-7 классах

М . " Дрофа " 2006

 

   

                               

                                                               

                     П р и л о ж е н и е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...