Метод интеллектуальных карт
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии (9 класс)

Ольга Геннадьевна Маслова

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Современное обучение требует большого и активного участия учеников в учебном процессе. Даже когда речь идет о классических направлениях деятельности учителя, важно чтобы ученики выполняли активную роль в сценарии урока, ведь как бы ты ни старался, как бы артистично и чудесно не рассказал новую тему, в памяти ученика останется только 20% от услышанного. Как же побудить ученика к самостоятельной активной деятельности, в результате которой он должен принять переработать и запомнить огромный поток информации? На помощь приходят приемы учебного моделирования, представляющие информацию в виде  схем и ассоциаций. И один из таких приемов  метод интеллект – карт, созданный американским  ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном.

Cуть методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием схем, которые фиксируют все новые мысли. Причем при составлении ИК обязательно используются образы, цвет. Она строится от центра – главного обобщающего понятия и продолжается в разные стороны. Иными словами интеллект-карта-это конспект, оформленный определённым образом, содержит в себе информацию об объекте сжато, целостно, и в то же время, во всей совокупности его свойств и особенностей.

 

Итак уважаемые помощники,  сейчас мы с вами попытаемся создать интеллект-карту. Пред вами лежат памятки по составлению интеллект – карт, чистые листы бумаги.

Сейчас я назову слово, а вы изобразите первое, что придет на ум. Итак, слово “школа”. Изобразите то, что первое пришло на ум, в центре листа. Это и будет  центральный графический образ. ( иногда детям я предлагаю уже готовый образ т.к не все дети хорошо рисуют, чтобы исключить фактор нежелания рисовать из-за неумения.). подпишите слово школа, Пожалуйста, запишите 4 слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “школа”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы. Теперь возьмем любое из слов, которые я ассоциировала с “школой”, и попробуем подобрать ассоциации уже к нему. Получается, что каждая новая ассоциация в свою очередь рождает цепочки новых ассоциаций.

Продолжайте работать.

 

Вот пример готовой интеллект – карты по теме  Использование недр, 8 класс. Центральный образ Полезные ископаемые. Этап изучения нового материала. Детьми были определены 5 основных идей, поэтому 5 ветвей. Поиск информации : учебник, атлас, иллюстрации, учебная коллекция полезных ископаемых.

(Показ примеров интеллект- карт)

Главное достоинство этого метода - его универсальность. Он может быть использован не только любым учителем-предметником, на любом этапе урока,  но и в обычной жизни. Интеллект - карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей.

Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “школа”. Продемонстрируйте.

Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план– схема вашего рассказа. В данном случае 3 варианта рассказа по теме школа. Спасибо группам за прекрасные карты ума.

. Вы только что составляли рассказ по теме «школа».

Скажите коллеги,  по вашему мнению, чем отличается интеллект карта от обычного конспекта. Ваше мнение?

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

· Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

· Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

· Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

· Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

· Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

· Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Заключительный этап учебной деятельности ‒ самооценка, благодаря которой каждый ребёнок, опираясь на критерии оценивания интеллект-карт, выносит суждение о степени достижения им ожидаемого результата. Критериями оценки карты является наличие в ней:

  • названия темы (о чём интеллект-карта);
  • адекватного графического изображения темы в виде яркого, цветного, объёмного рисунка  – центрального образа;
  • первых ответвлений, несущих ключевую информацию об объекте (главные, ключевые ветви);
  • ответвлений второго, третьего и т. д. порядка, несущих второстепенную информацию;
  • рисунков, образов, ассоциирующихся со словами на ветвях;
  • цветового оформления ветвей;
  • объективных связей между отдельными словами интеллект-карты или её  элементами.

 

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти. В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Спасибо  коллегам за помощь. Спасибо за внимание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые  члены жюри, коллеги.

Современное обучение требует большого и активного участия учеников в учебном процессе. Даже когда речь идет о классических направлениях деятельности учителя, важно чтобы ученики выполняли активную роль в сценарии урока, ведь как бы ты ни старался, как бы артистично и чудесно не рассказал новую тему, в памяти ученика останется только 20% от услышанного. Как же побудить ученика к самостоятельной активной деятельности, в результате которой он должен принять переработать и запомнить огромный поток информации? На помощь приходят приемы учебного моделирования, представляющие информацию в виде  схем и ассоциаций. И один из таких приемов  метод интеллект – карт, созданный американским  ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном.

Cуть методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием схем, которые фиксируют все новые мысли. Причем при составлении ИК обязательно используются образы, цвет. Она строится от центра – главного обобщающего понятия и продолжается в разные стороны. Иными словами интеллект-карта-это конспект, оформленный определённым образом, содержит в себе информацию об объекте сжато, целостно, и в то же время, во всей совокупности его свойств и особенностей.

Итак уважаемые помощники,  сейчас мы с вами попытаемся создать интеллект-карту. Пред вами лежат памятки по составлению интеллект – карт, чистые листы бумаги.

Сейчас я назову слово, а вы изобразите первое, что придет на ум. Итак, слово “школа”. Изобразите то, что первое пришло на ум, в центре листа. Это и будет  центральный графический образ. ( иногда детям я предлагаю уже готовый образ т.к не все дети хорошо рисуют, чтобы исключить фактор нежелания рисовать из-за неумения.). подпишите слово школа, Пожалуйста, запишите 4 слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “школа”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы. Теперь возьмем любое из слов, которые я ассоциировала с “школой”, и попробуем подобрать ассоциации уже к нему. Получается, что каждая новая ассоциация в свою очередь рождает цепочки новых ассоциаций.

Продолжайте работать.

Вот пример готовой интеллект – карты по теме  Использование недр, 8 класс. Центральный образ Полезные ископаемые. Этап изучения нового материала. Детьми были определены 5 основных идей, поэтому 5 ветвей. Поиск информации : учебник, атлас, иллюстрации, учебная коллекция полезных ископаемых.

(Показ примеров интеллект- карт)

Главное достоинство этого метода - его универсальность. Он может быть использован не только любым учителем-предметником, на любом этапе урока,  но и в обычной жизни. Интеллект - карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей.

Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “школа”. Продемонстрируйте.

Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план– схема вашего рассказа. В данном случае 3 варианта рассказа по теме школа. Спасибо группам за прекрасные карты ума.

. Вы только что составляли рассказ по теме «школа».

Скажите коллеги,  по вашему мнению, чем отличается интеллект карта от обычного конспекта. Ваше мнение?

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

· Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

· Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

· Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

· Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

· Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

· Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Заключительный этап учебной деятельности ‒ самооценка, благодаря которой каждый ребёнок, опираясь на критерии оценивания интеллект-карт, выносит суждение о степени достижения им ожидаемого результата. Критериями оценки карты является наличие в ней:

  • названия темы (о чём интеллект-карта);
  • адекватного графического изображения темы в виде яркого, цветного, объёмного рисунка  – центрального образа;
  • первых ответвлений, несущих ключевую информацию об объекте (главные, ключевые ветви);
  • ответвлений второго, третьего и т. д. порядка, несущих второстепенную информацию;
  • рисунков, образов, ассоциирующихся со словами на ветвях;
  • цветового оформления ветвей;
  • объективных связей между отдельными словами интеллект-карты или её  элементами.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти. В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Спасибо  коллегам за помощь. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал "Интеллектуальные карты на уроках технологии"

У интеллект -  карт есть множество плюсов, одним из главнейших плюсов можно назвать то, что интеллект- карты создаются по принципу работы нашего мышления, что способствует скорейшему запоминанию ...

Интеллектуальная карта- универсальный инструмент обучения

Интеллектуальная карта -это инструмент для внедрения, закрепления, запоминания и применения полученных знаний...

Интеллектуальная карта "Компоненты информационно-образовательной среды"

Созданная интелект-карта способствует для повышения эффективности образования, гибкости и доступности образования, а также развивает информационную культуру учителя и среду....

Интеллектуальная карта

Интеллектуальная карта по математике(модуль"Алгебра"), выполненная учащимися 8 класса Кожакиной Екатериной, Рыжкиной Ириной по теме:"Способы решения квадратных уравнений"...

Эмпирическое исследование характеристик произвольного внимания методом интеллектуальной пробы

Важнейшей особенностью протекания психических процессов является их избирательный, направленный характер. Этот избирательный, направленный характер психической деятельности связывают с таким свойством...

Методическое пособие «Интеллектуальные карты как один из методов креативного обучения»

Интеллектуальные карты на сегодняшний день- это один из самых универсальных и простых в использовании приемов для увеличения эффективности умственной деятельности учащихся. В пособии приведены правила...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...