Учебно-методический комплект - ОДБ.09 "География" по профессии Ювелир
рабочая программа по географии

Уарова Мирослава Матвеена

рабочая программа, контрольно-измерительные материалы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odb09_geografiya_yuvelir.docx65.96 КБ
Файл kim_yuvelir_geografiya.docx68.23 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

«СУНТАРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 Приложение II.9

к ПООП по профессии

__54.01.02__

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.09 ГЕОГРАФИЯ

2019 г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного стандарта (далее – ФГОС) (приказ Министерства образования и науки РФ от 02.08.2013 г. № 722) среднего профессионального образования (далее – СПО) по профессии 54.01.02 Ювелир.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»

Разработчик: Уарова Мирослава Матвеевна, преподаватель ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж»

Рецензенты:

Дмитриева Елена Вениаминовна, методист ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж».

Никитина Сардана Константиновна, учитель английского языка МБОУ «Сунтарский политехнический лицей – интернат», высшая категория, отличник молодежной политики

Рекомендована методическим советом ГБПОУ РС (Я) «Сунтарский технологический колледж», протокол №___от «___» ____________ 2019 г.

Председатель: __________________ /Е.В. Дмитриева/

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

14

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.09 ГЕОГРАФИЯ

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОДБ.09 ГЕОГРАФИЯ является обязательной частью базовых дисциплин основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 54.01.02 Ювелир.

Учебная дисциплина ОДБ.09 ГЕОГРАФИЯ обеспечивает формирование умений и знаний по профессии 54.01.02 Ювелир.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

        В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания

У1 - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

У2 - оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

У3 - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

У4 - составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

У5 - сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

У6 - выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

У7 - нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира;

У8 - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

З1 - основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;

З2 - особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;

З3 - географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

З4 - особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.09 ГЕОГРАФИЯ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем

108

Самостоятельная работа

36

Объем образовательной программы

в том числе:        

теоретическое обучение

34

практические занятия

38

контрольные работы

2

Самостоятельная работа в виде эссе, проект и т.п.

36

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды УЗН, формирова-нию которых способствует элемент программы

1

2

3

Тема 1. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации.

Лекция .

География как наука. Традиционные и новые методы географических исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. ГИС.

3

У1-У8

З1-З4

Самостоятельная работа

Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. ГИС.

3

Тема 2. Природа и человек в современном мире

Лекция .

Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Научные методы изучения географической среды. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Ресурсообеспеченность стран мира. Минеральные ресурсы. Обеспеченность ими различных стран и регионов. Земельные ресурсы. Деградация почв, ее масштабы  Повышение плодородия и рекультивация почв. Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Гидроресурсы. Лесные ресурсы. Роль лесов. Размещение лесов по планете. Лесопользование и лесовосстановление. Ресурсы Мирового океана. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана. Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользования.

3

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.

1.Выявление изменения характера связей человека с окружающей средой на протяжении истории.

2.Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов.

3

Самостоятельная работа

Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользования.

Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.

3

Тема 3. География населения мира

Лекция .

Постоянный рост населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Типы воспроизводства населения. Состав и структура населения. Этнический состав. Основные очаги этнических конфликтов. Возрастной и половой состав населения мира. Занятость населения. Географические особенности размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Основные направления и типы миграций в мире.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие:

1.Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.

2.Сравнение показателей качества жизни населения отдельных стран.

3

Самостоятельная работа

Основные направления и типы миграций в мире.

Перечислить основные направления и типы миграций в мире.

3

Тема 4. География культуры и цивилизаций

Лекция.

Содержание понятия «география культуры». Культура – путь решения многих проблем человечества. Конвенция ЮНЕСКО. География религий мира. Религиозный состав населения. Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, японская, исламская, негро-африканская. Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.        

1. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).

3

Самостоятельная работа

География религий мира. Религиозный состав населения.

3

Тема 5. Политическая карта мира

Лекция.

Формирование политической карты мира. Многообразие стран  на ПКМ.  Современная политическая карта мира. Государство-главный объект политической карты. Формы правления. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.

 1. На к/к мира отметить монархии и федеративные государства.

3

Самостоятельная работа

Формы правления. Формы государственного устройства.

2

Тема 6.Россия в современном мире.

Лекция .

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли международной специализации России. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с развитыми странами. Важнейшие социально-экономические проблемы России.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.

1.Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России.

2.Определение основных направлений внешних экономических  связей России с развитыми странами.

3

Самостоятельная работа

Важнейшие социально-экономические проблемы России.

2

Тема 7.География мирового хозяйства.

Лекция .

Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Научно-техническая революция на современном этапе. Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики. География отраслей производственной сферы. Горнодобывающая промышленность и электроэнергетика. Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. «Зеленая революция». Мировая транспортная система. Основные международные магистрали и транспортные узлы. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм. Обобщающее повторение. Подведение итогов.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.

1. Выявление неравномерности  хозяйственного освоения разных территорий.

2. Обозначение на к/к мировых центров производства важнейших отраслей промышленности (по выбору).

3.Проложение на к/к маршрута международного туризма (по выбору).

3

Самостоятельная работа

География отраслей производственной сферы.

2

Тема 8. Регионы и страны мира

Англоязычная Америка

Латинская Америка

Лекция .

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США. Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.

Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки. Особенности их развития.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.

1.Составление характеристики Канады.

2.Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для хозяйственной деятельности человека.

2

Самостоятельная работа

Составление характеристики Латинской Америки.

2

Тема 9. Западная Европа

Центрально-Восточная Европа

Лекция .

Западная Европа.

Географическое положение и состав региона. Политическая карта. Природные условия и ресурсы. Население и экономика. Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Отрасли международной специализации. Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Отрасли специализации. Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население и экономика. Мировой центр туризма. Италия. Географическое положение. Население и экономика. Мировой центр туризма.

Центрально-Восточная Европа.

Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население и экономика.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.

1.Составление сравнительнойэкономико-географической характеристики 2-х стран «Большой семерки».

2

Самостоятельная работа

Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для хозяйственной деятельности человека.

2

Тема 10. Постсоветский регион (без России и стран Балтии)

Лекция .

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Образование СНГ. Население и экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятия

Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для хозяйственной деятельности человека.

2

Самостоятельная работа

Презентация "Страны СНГ" по выбору

2

Тема 11.

Зарубежная Азия

Лекция .

Состав региона. Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Демографическая политика. Экономические реформы. Япония. Географическое положение. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо».

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие

Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

2

Самостоятельная работа

Рисунок карты любой страны по выбору

2

Тема 12.

Юго-Восточная Азия

Южная Азия

Лекция .

Юго-Восточная Азия

Состав региона.  Природные условия и ресурсы. Население и экономика. Новые индустриальные страны.

Южная Азия

Состав региона. Природные условия и ресурсы. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.

Отражение на картосхеме международных экономических связейЮго-Восточной Азии

2

Самостоятельная работа

Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для хозяйственной деятельности человека.

2

Тема 13.

Юго-Западная Азия и Северная Африка

Лекция .

Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Развитие экономики. Нефтедобывающая промышленность.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.

Отражение на картосхеме международных экономических связей Северной Африки

2

Самостоятельная работа

Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для хозяйственной деятельности человека.

2

Тема 14.

Тропическая Африка и ЮАР

Лекция .

Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население.  Ведущие отрасли. Южно-Африканская республика – единственное экономически развитое государство Африки.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.

Отражение на картосхеме международных экономических связей Южно-Африканской республики.

2

Самостоятельная работа

Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для хозяйственной деятельности человека.

2

Тема 15.

Австралия и Океания

Лекция .

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население Австралии. Особенности развития экономики. Океания: обособленный мир островов. Население и экономика.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.

1.Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.

2

Самостоятельная работа

Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для хозяйственной деятельности человека.

2

Тема 16.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Лекция .

Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Содержание глобальных проблем в прошлом и настоящем. Продовольственная проблема, проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Геоэкологическая и демографическая проблемы. Пути их решения. Роль географии в решении глобальных проблем. Обобщающее повторение. Подведение итогов.

2

У1-У8

З1-З4

Практическое занятие.

1.Показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем.

2.Составление картосхемы районов загрязнения окружающей среды США, выявление источников загрязнений, предложение путей решения экологических проблем.

2

Самостоятельная работа

Раскрыть причины, сущность, пути решения одной из глобальных проблем.

2

Контрольная работа

2

Всего

         108

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

  Реализация программы учебной дисциплины осуществляется в учебном кабинете

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «География туризма».

Технические средства обучения:

- компьютер;

- видеопроектор;

- презентации;

- электронные пособия;

- атласы мира;

- политическая карта мира.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

МаксаковскийВ.П. Методические рекомендации к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 кл., Дрофа – 2010 г.

МаксаковскийВ.жП. Экономическая и социальная география мира. Метод.пособие. – М.: Просвещение, 2004.

Дополнительные источники:

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. – М.: Просвещение, 1998.

Справочник страны мира.

«Современный урок географии» - приложена к журналу «География в школе»

Журнал «География в школе»

Румынин Н.С., Сапроненкова Н.С. Практические работы по географии. 6-11 кл. – М.: школа-пресс, 2011.

Интернет ресурсы:

  1. http:/learngeografy/.narod.ruhttp/dronissimo.chat.ru/ –География в интернете
  2. www.chemnet.ruПортал фундаментального образования в России.
  3. www.hemi.nsu.ruОсновы географии: электронный учебник
  4. http://www.edu.ru/ – федеральный образовательный портал

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем  в процессе проведения лекционных, практических занятий, тестирования.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Освоенные умения:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;

  • Практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, тренировочные упражнения.
  • Внеаудиторная самостоятельная работа, тренировочные упражнения.
  • Тестовая работа, практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа
  • Практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа
  • Практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа

Усвоенные знания:

основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этнографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций, проблемы современной урбанизации;
  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

  • Практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа
  • Практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа
  • Практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа
  • Практическая работа, внеаудиторная самостоятельная работа



Предварительный просмотр:

                    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

                              РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

     «СУНТАРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Утверждаю

   _____________С.Р.Андреева

Зам.директора по

УПР ГБПОУ РС (Я) «СТК

«____»________________2019 г.

Контрольно-измерительные материалы

по учебной дисциплине

ОДБ. 09 ГЕОГРАФИЯ

основной образовательной программы в соответствии с ФГОС

по специальности 54.01.02ЮВЕЛИР

                                        (базовый уровень) 

                 

Контрольно-измерительные материалы по учебной дисциплине

ОДБ. 03 Иностранный язык разработан  в соответствии с требованиями  федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности 54.01.02ЮВЕЛИР.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) «Сунтарский технологический колледж»

Разработчик:

Преподаватель ГБПОУ РС(Я) «Сунтарский технологический колледж» Уарова Мирослава Матвеевна


                                             СОДЕРЖАНИЕ

  1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке        4
  2. Оценка освоения учебной дисциплины        6

2.1. Формы и методы оценивания        6

2.2. Показатели и критерии для оценки освоения общих компетенций……………………8

2.3. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины        10

  1. Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине        19

Контрольно-измерительные материалы ( КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины ОДБ. 09 ГЕОГРАФИЯ

КИМ включают контрольные материалы для проведения рубежного контроля в  форме контрольных и проверочных работ, текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

В результате освоения учебной дисциплины ОДБ. 09 ГЕОГРАФИЯ

 обучающийся должен обладать предусмотренными  ФГОС по специальности 54.01.02 ЮВЕЛИР  (базовый уровень) умениями и знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию, и общими компетенциями.

Формой аттестации по учебной дисциплине является  дифференцированный зачет. 

 1. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

1.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Общие компетенции

Показатели оценки результата

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • Анализ ситуации на рынке труда.
  • Участие в кружковой работе.
  • Участие в олимпиадах профессионального мастерства

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • Определение порядка работы.
  • Обобщение результата
  • Использование ранее полученных знаний и умений
  • Рациональное распределение времени при выполнении работы

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

  • Самоанализ и коррекция результатов собственной деятельности.
  • Способность принимать решение в различных ситуациях.
  • Ответственность за свой труд

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

  • Нахождение и использование источников информации.
  • Обработка и структурирование найденной информации

OК 5.        Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

  • Работа с различными прикладными программами.
  • Умение находить информацию и обмениваться ей с использованием информационно-коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • Выполнение своих обязанностей в соответствии с распределением в группе.
  • Готовность придти на помощь другим участникам коллектива.
  • Терпимость к другому мнению.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

1.2. «Иметь практический опыт – уметь – знать»   

В результате освоения программы обучающийся должен

       знать/понимать:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять географические карты различной тематики;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

                                2. Оценка освоения учебной дисциплины:

2.1. Формы и методы оценивания

Предметом оценки служат умения и знания, предусмотренные ФГОС по дисциплине ОДБ. 03 Иностранный язык, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

   

Профессиональные компетенции (для ООП ЗУНы)

Показатели оценки результата

Формы и методы контроля

Знания:

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • устная проверка
  • тестовый контроль

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • тестовый контроль
  • оценка результатов практических работ
  • оценка результатов работы с картой
  • оценка реферата
  • устная проверка

  • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;
  • тестовый контроль
  • оценка результатов практических работ
  • оценка результатов работы с картой
  • оценка реферата
  • устная проверка

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

  • оценка реферата
  • устная проверка

умения:

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • тестовый контроль
  • оценка результатов практических работ
  • оценка результатов работы с картой
  • устная проверка
  • оценка результатов аудиторной работы

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • оценка результатов практических работ
  • оценка результатов работы с картой
  • тестовый контроль

  • устная проверка
  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • оценка результатов практических работ
  • оценка рефератов

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • оценка результатов аудиторной работы
  • работа с картами
  • оценка практических работ

  • сопоставлять географические карты различной тематики;
  • работа с катами

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • оценка реферата

  • устная проверка
  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • оценка результатов практических работ

  • оценка результатов работы с картами

  • оценка рефератов

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

  • устная проверка
  • тестовый контроль

 2.2.  Показатели и критерии для оценки освоения общих компетенций

Критерии оценки письменных ответов

  • Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую географическую терминологию, подкреплял теоретические положения конкретными примерами.
  • Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на географические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.
  • Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.

Критерии оценки устных развёрнутых ответов 

  • Отметка «5» ставится, если учащийся продемонстрировал понимание поставленной проблемы и сумел раскрыть ее суть. Учащийся сумел изложить имеющиеся географические знания, раскрыв сущность поставленной проблемы, показал свободное владение материалом, использовал необходимую географическую терминологию. Проявил самостоятельность в анализе проблемы и отборе географического материала, подтверждающего собственную точку зрения.
  • Отметка «4» ставится за ответ, в котором учащийся продемонстрировал понимание сути проблемы и показал понимание того, какие географические знания следует применить при ответе, связал их с поставленной проблемой на бытовом уровне.
  • Отметка «3» ставится за ответ, из которого очевидно, что учащийся в основном понял суть проблемы, но показал фрагментарное знание фактического материала, имеющего отношение к ее решению.

За вопрос, проверяющий сформированность умения использовать различные источники географической информации для решения практических задач:

  • Отметка «5» ставится, если учащийся смог правильно выбрать необходимые источники географической информации, четко следовал ходу решения и верно выполнил задание.
  • Отметка «4» ставится, если из ответа видно, что учащийся представляет последовательность выполнения задания, но не полностью использовал необходимые источники информации и (или) в процессе работы допустил некоторые неточности.
  • Отметка «3» ставится, если учащийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать, но сам затрудняется в их выборе, или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать, или отобрал не все источники информации, допустил ошибки в ходе выполнения и в интерпретации полученных результатов.

    

                 

               

                           Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

Отлично

80 ÷ 89

4

Хорошо

70 ÷ 79

3

Удовлетворительно

менее 70

2

Неудовлетворительно

 2.3. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

Зачет по теме 1.  Тест «Политическая карта»

1. Политически независимыми государствами называются:

а) колонии; б) суверенные; в) метрополии; г) «ключевые» страны,

2. Расставьте следующие страны по мере убывания площади:

а) Канада; б) Австралия; в) Россия; г) Китай; д) США; е) Бразилия.

3. К микро государствам Европы относятся:

а) Ватикан; б) Монако; в) Бруней; г) Португалия.

4. Приморское положение имеют страны:

а) Китай; б) Швеция; в) Швейцария; г) Афганистан,

5 Страны-архипелаги —это:

а) Индонезия; б) Япония; в) Исландия; г) Шри-Ланка,

6. Полуостровное положение имеют страны:

а) Франция; б) Италия; в) Греция; г) Норвегия.

7. Страны Зарубежной Европы, не имеющие выхода к морю:

а) Швейцария; б) Венгрия; в) Дания; г) Швеция.

8.. Показатель, характеризующий стоимость всей продукции, выпущенной на территории данной страны за год (в долларах США) называется.............

9. К «ключевым странам» не относится:

а) Индия; б) Бразилии; в) республика Корея ; г) Мексика.

10. Нефтеэкспортирующие страны расположены в районе:

а) Персидского залива; б) Бенгальского залива; в) Средиземного моря; г) Аравийского моря..

11. Россия относится к странам:

а) «ключевым»; б) НИС; в) странам с переходной экономикой; г) нефтеэкспортирующим

12. Наибольшее количество сухопутных соседей имеют:

а) США и Бразилия; б) Россия и Китай; в) Мексика и Австралия; г) Италия и Индия

13. Не имеют сухопутных границ:

а) Ирландия, Доминиканская Республика, и Папуа-Новая Гвинея; б) Кипр, Новая Зеландия и Ямайка; в) Катар, Дания и Южная Корея; г) Эстония, Камбоджа и Боливия

14. Полуостровными странами являются:

а) Израиль и Парагвай; б) Иран и Филиппины; в) Индонезия и Перу; г) Италия и Турция

15. Островными странами являются:

а) Индонезия и Доминиканская Республика; б) Дания и Шри-Ланка; в)Исландия и Греция; г) Кипр и Республика Корея

16. Омываются водами сразу двух океанов:

а) Швейцария, Монголия, Парагвай; б) Финляндия, Грузия, Италия; в) Египет, Колумбия, Таиланд; г) Китай, Бразилия, Индия

17. К группе экономически развитых стран относятся:

а) только страны Европы; б) Только страны Европы и Азии;

в) Только Страны Европы, Азии и Северной Америки;

г) Страны Европы, Азии, Северной Америки, Африки и Австралии с Океанией

18. В Европе к группе экономически развитых стран не относятся:

а) Румыния и Украина; б) Норвегия и Австрия; в) Испания и Швеция; г) Люксембург и Ирландия

19. Ключевыми развивающимися странами являются:

а) Саудовская Аравия, Ливия и ОАЕ; б) Аргентина, Турция и Алжир; в) Мексика, Индия и Бразилия; г) Индонезия, Таиланд и Малайзия

20. Новыми индустриальными странами («азиатскими драконами») являются:

а) Саудовская Аравия, Ливия и ОАЕ; б) Аргентина, Турция и Алжир;

в) Мексика, Индия и Бразилия; г) Индонезия, Таиланд и Малайзия

Ключи к тесту «Политическая карта:

№ вопроса

ответ

Б

В,а,г,д,е,б

А,б

А,б

А,б

Б,в,г

А,б

ВВП

В

А

№ вопроса

ответ

В

Б

Б

Г

А

В

Г

А

В

Г

Зачет по теме 2.

Тест  «Природные ресурсы»

1. Соотношение между величиной запасов и размерами добычи называется: а) природные ресурсы; б) ресурсообеспеченность; в) географическая среда.

2. Большая часть запасов нефти сосредоточена:

а) в развитых странах; б) в развивающихся странах; в) в странах ОПЕК.

3. По разведанным ресурсам угля в первую тройку стран входят: а) ФРГ, Китай, Россия; б) США, Китай, Россия; в) Австралия, ЮАР, Индия.

4. В первую тройку стран по запасам нефти входят: а) ОАЭ, Россия, США; б) Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ; в) Россия, Мексика, США.

5. По разведанным запасам газа в первую тройку стран входят: а) Россия, Иран, Катар; б) Саудовская Аравия, США, Нигерия; в) ОАЭ, США, Россия.

6. В структуре мирового земельного фонда лидируют: а) пашни; б) пастбища и луга; в) леса.

7. В первую тройку стран, наиболее богатых пресной водой на душу населения, входят:

а) Индия, Китай, Венесуэла; б) Канада, Венесуэла, Бразилия; в) Китай, Индия, Россия.

8. В первую тройку стран по размерам лесной площади входят: а) Россия, Канада, Бразилия; б) Конго, США, Австралия, в) Перу, Боливия, Канада.

9. К неисчерпаемым ресурсам относятся: а) биологические; б) энергия приливов и отливов; в) земельные.

10. Наиболее обеспечены водными ресурсами страны: а) экваториального пояса; б) тропического пояса; в) арктического пояса.

11. Главным потребителем пресной воды является: а) промышленность; б) сельское хозяйство; в) транспорт; г) коммунально-бытовое хозяйство.

12. К морям наиболее загрязненным отходами относятся:

а) Средиземное, Северное; б) Красное, Тасманово; в) Карское, Охотское.

13. Причиной развития парникового эффекта на Земле являются: а) выбросы углекислого газа; б) выбросы фреонов; в) радиоактивное загрязнение.

Ключи к тесту «Природные ресурсы»

№ вопроса

ответ

Б

В

Б

Б

А

В

Б

А

Б

А

Б

А

А

Зачет по теме 3.

Тест «Население»

1.   Из перечисленных стран численность населения превышает 100 млн чел. только в:

а) Японии;  б) Саудовской Аравии; в) Польше;  г) ЮАР

2.   Странами, численность населения которых превышает 200 млн. чел., являются:

 а) Бангладеш и Россия; б) Австралия и Индия; в) Китай и США; г) ЮАР и Филиппины

3. Укажите в списке столиц стран Азии столицу одной из крупнейших по численности

населения страны: (воспользуйтесь форзацем учебника)

а) Тегеран;  б) Манила;   в) Исламабад;    г) Ханой;    д) Анкара.

4.   Столицами стран, численность населения которых превышает 200 млн. чел., являются:

а) Лос-Анджелес и Лима; б) Дели и Джакарта; в) Мельбурн и Сан-Паулу; г) Сеул и Карачи

5. Расположите страны в порядке уменьшения численности их населения:

 а) Египет б) Перу;   в) Индонезия   г) Молдавия

6.   Расположите европейские страны в порядке увеличения численности их населения:

 а) Нидерланды; б) Польша; в) Норвегия;  г) Италия

7. Из перечисленных стран наибольшая доля детей в возрастной структуре населения

характерна для:

а) Японии; б) Нидерландов; в) Индии;  г) Канады

8 . Однонациональными странами являются:

а) Швейцария и Индонезия; б) Япония и Дания; в) ЮАР и Пакистан; г) Китай и Россия

9 . Двунациональными странами являются:

а) Португалия и Вьетнам; б) Конго и Армения   в) Норвегия и Иран;  г) Канада и Бельгия

10. Многонациональными странами являются:

а) Уругвай и Ирландия; б) Индия и Нигерия;  в) Бразилия и Швеция; г)Япония и Египет

11 . В какой стране исповедуют ислам:

а) Япония;  б) Филиппины; в) Бангладеш  г) Вьетнам;    л) Непал.

12. Преобладающая часть населения исповедует православие в:

а) Греции и Румынии;  б) Чили и Германии;   в) Нидерландах и Польше;

г) Ирландии и Эстонии

13. Выберите все городские агломерации с численностью более 10 млн. чел.: а) Сан-Паулу, б)Лагос, в)Вашингтон, г)Нью-Йорк, д)Стамбул, е)Мадрид, ж)Бонн, з)Шанхай, и)Бомбей, к)Гамбург

14. .Выберите страну Латинской Америки, на территории которой расположена самая крупная

городская агломерация:

а) Аргентина; 6) Мексика; в) Бразилия; г) Уругвай; д) Чили; е) Перу.

15. Выберете страну, в которой подавляющая часть населения живет вдоль ее южных границ;

а) США; б) Китай; в) Фракция; г) Канада;  д) Египет; е) Россия.

16. Какие города входят в городской мегалополис БОСВАШ?

а) Чикаго;   б)Бостон;   в) Нью-Йорк;  г) Сан-Франциско;   д) Филадельфия;   е) Сиэтл;

ж) Новый Орлеан;   з) Вашингтон.

17. Крупнейшие сгустки населения сформировались в приустьевых частях рек:

а) Нил и Амазонка;   б) Муррей и Лена;   в) Конго и Меконг;  г) Ганг и Янцзы

18. Из перечисленных городов к категории «супергородов» относятся:

а) Сан-Паулу и Шанхай; б) Мадрид и Стокгольм; в) Сеул и Йоханнесбург;

г) Джакарта и Мельбурн

19. Из перечисленных стран наибольшая средняя плотность населения характерна для:

а) Бельгии и Японии;   б) Парагвая и Австралии;   в) Ливии и Финляндии; г) Филиппин и Ботсваны.

20. Из перечисленных стран наименьшая средняя плотность населения характерна для:

 а) Индонезии и Нидерландов; б) Великобритании и Пакистана;  в) Монголии и Чада;

г) Италии и Южной Кореи.

Ключи к тесту «Население мира»

№ вопроса

Ответ

А

В

В

Б

В,а,б,г

В,а,б,г

В

Б

Г

Б

В

А

А,г,з,и

Б

Г

Б, З

Г

А

А

В

Зачетная работа «География отраслей мирового хозяйства», 2 варианта

1 вариант.

1. Доля какого топлива дошла в XX веке до 80%? Каковы причины его высокой добычи и потребления?

2. Какие страны и регионы из предложенных относятся

а) к чистым экспортерам нефти?

б) к чистым потребителям нефти?

в) сочетают собственную добычу с импортом?

г) сочетают импорт с экспортом?

( США, страны Карибского бассейна, Бразилия, Ближний

Восток, Северная Африка, Япония, Франция)

3. Почему развивающиеся страны играют все большую роль в выплавке черных металлов?

4. Для какой отрасли цветной металлургии характерен разрыв мод районами добычи и получения чистого металла?

5. Почему на мировой карте химической промышленности развивающиеся страны образуют практически сплошное белое пятно?

6. Определите основные направления «зеленой революции».

7. Может ли транспорт охарактеризовать современный уровень экономики страны?

8. Почему лидирующая роль в структуре грузооборота принадлежит самому старому виду транспорта — морскому?

9. Чем вы можете объяснить феномен Роттердамского порта?

10. Перечислите страны с большой протяженностью железных дорог. Чем можно объяснить большую протяженность железнодорожных путей в этих странах?

11. Какие страны мира имеют самые длинные трубопроводы? Чем можно это объяснить?

2 вариант

1. Почему доля ГЭС в производстве электроэнергии наиболее высока в Норвегии, Заире, Бразилии, Швеции, Канаде, Новой Зеландии?

2. Установите соответствие: АЭС, ГЭС, ТЭС.

а) Канада, Норвегия, Новая Зеландия, Бразилия, Танзания, Непал, Шри-Ланка;

6) ЮАР, Германия, Австралия, США, Китай;

в) Франция, Япония, Швеция, Бельгия, Южная Корея.

3. Почему доля развивающихся стран в получении цветных металлов растет усиленными темпами, по сравнению с развитыми странами?

4. Какая страна является бесспорным лидером в цветной металлурги по всем показателям?

5. В чем причина активного развития легкой промышленности в раздающихся странах?

6. Почему именно на зерновых культурах применяются основные достижения «зеленой революции»? 7. Почему особую роль в транспортной системе Западной Европы играет автомобильный транспорт?

8. Как можно объяснить, что 2/3 крупных портов находится на атлантическом побережье?

9. Почему железнодорожный вид транспорта успешно конкурирует с авиацией в перевозке пассажиров?

10. Назовите три страны по территории, которых проходят крупнейшие морские каналы.

11. Почему в Японии не получил развития трубопроводный вид транспорта?

Тест «Европа». Зачет по теме «Зарубежная Европа»

1. Какая страна не принадлежит к региону Северная Европа?

а) Великобритания; б) Исландия; в) Швеция; г) Дания; д) Финляндия.

2. Какая страна не относится к региону Восточная Европа?

а) Польша; б) Болгария; в) Украина; г) Эстония ; д) Австрия.

3. Какие государства исчезли с политической карты Европы:

а) Австрия; б) Чехословакия; в) ГДР; г) Югославия.

4. Какие страны Европы располагают крупными запасами угля?

а) Дания, Бельгия, Италия;

б) Польша, ФРГ, Великобритания;

в) Швеция, Норвегия, Греция;

г) Франция, Люксембург, Польша.

5.Выберите варианты, где верно указаны страны, в которых находятся данные агломерации:

а) Миланская — Франция; б) Лионская — Италия; в) Верхнесилезская - Чехия; г) Рурская -

Германия.

6 .Объясните, почему Великобритания и Франция привлекают иностранных рабочих не

только из европейских стран, но и из других регионов мира, в то время как Германия

ограничивается в основном рабочими Европы?

а) Немецкий язык менее распространен в мире, чем английский и французский это затрудняет проживание иностранных рабочих в Германии.

б) В Великобритании и Франции более благоприятные условия для проживания рабочих.

в) В Великобритании и Франции больше платят за работу.

г) Германия позднее, чем Франция и Великобритания захватила колонии и раньше их потеряла. Поэтому тесных связей между колониями и метрополией не сохранилось.

7. Найдите варианты, в которых правильно указаны страны, поставляющие трудовых

мигрантов и страны принимающие их:

а) Турция - Исландия; б) Португалии - Франция; в) Алжир -Великобритания; г) Ирландия -

Греция.

8. Какие из указанных стран не являются высокоурбанизированными?

 а) Исландия; б) Португалия; в) Украина; г) Бельгия.

9. Издавна эту страну называют законодательницей мод, хотя в географическом разделении труда она известна как поставщик автомобилей, синтетического каучука, сложной электронной продукции. Речь (идет о... (назовите страну).

10. Назовите страну Северной Европы, которая поставляет на мировой рынок

высококачественную железную руду:

а) Исландия; 6) Швеция; в) Дания; г)Финляндия.

11. Для какой из перечисленных стран характерно субтропическое земледелие, выращивание

цитрусовых, винограда, оливковых деревьев?

а) Италия; б)Франция; в) Великобритания; г) Германия.

12. Какие из указанных особенностей характерны для североевропейского типа сельского

хозяйства?

а) субтропическое земледелие; б) горнопастбищное овцеводство; в) молочное животноводство; г)

поливное земледелие; д) выращивание кормовых культур.

13. Какая из указанных стран по производству автомобилей уступает только Японии и

США?

а) Великобритания; 6) Франция; в) Италия; г) Германия; д) Швеция.

14. Какие страны входят в европейский союз?

а) Швейцария; б) Бельгия; в) Франция; г) Великобритания; д) Австрия.

15. Какие черты характерны для западноевропейского типа транспортной системы?

 а) по дальности перевозок уступает транспортным системам США и России;

б) каркас сухопутной транспортной системы образуют магистрали меридионального направления;

в) густота транспортной системы очень велика;

г) между транспортными системами западной и восточной Европы нет транспортных коридоров.

16. Выберите старопромышленный район зарубежной Европы:

а) Рур; 6) Северное море; в) Португалия; г) Большой Париж; д) Роттердам.

Ключи к тесту Европа

№ вопроса

Ответ

А

Д

А, Б, В, Г

Б

В, г

Г

А,б

А, б

Франция

Б

А

В

Г

Б,в,г,д

Б,в

А

Зачетная работа по теме Зарубежная Азия.

  1. Выбрать три верных характеристики Зарубежной Азии:
    а) две страны региона входят в «мировую десятку» по площади территории;
    б) выделяется крупнейшими запасами нефти и природного газа;
    в) по численному приросту населения уступает только Африке;
    г) по объему производства уступает не только Северной, но и Латинской Америке;
    д) является крупнейшим мировым производителем риса, хлопка и чая.
  2. Тремя видами  природных ресурсов, которыми в наибольшей степени обеспечена Индонезия, являются:
  3. а) лесные ресурсы
    б) фосфориты;
    в) железная руда;
    г) нефть;
    д) оловянные руды;
    е) сера
  4. Для населения Индии характерно:
    а) женщины по численности превосходят мужчин
    б) естественный прирост в последние годы неуклонно снижается
    в) средняя плотность населения не превышает 100 чел./км2
    г) этническое и религиозное однообразие
  5. Тремя верными характеристиками Японии являются утверждения:
    а) Япония как островная страна для связей с внешним миром широко использует морской транспорт
    б) Япония по форме правления является республикой, по типу административно-хозяйственного устройства – федеративным государством
    в) Япония является одной из наименее ресурсообеспеченных стран мира
    г) население однонационально, поскольку страна не является миграционно привлекательной
    д) отраслями международной специализации являются машиностроение, алюминивая и лесная промышленность
  6. Тремя верными характеристиками Австралии являются утверждения:

а) значительная удаленность станы от главных центов мировой экономики осложняет её хозяйственные связи
б) по форме правления является государством в составе Содружества, по типу административно-территориального устройства – федеративным государством
в) в мире выделяется запасами минерального сырья, на их фоне запасы водных, гидроэнергетических и лесных ресурсов сравнительно невелики
г) является одной из наиболее миграционно привлекательных стран
д) является крупным экспортером продукции машиностроения и нефтехимии

  1. Работа на контурной карте. Используя текст и рисунки учебника составьте картосхему «Важнейшая продукция, поставляемая странами зарубежной Азии на мировой рынок». Покажите стрелками экспорт продукции  горнодобывающей,  обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства.

Ключи к тесту:

№ вопроса

Ответы

А, Б, Д

А, Г, Д

Б

А, В, Г

А, Б, В

Зачетная работа по теме «Америка, Африка.

  1. Тремя верными характеристиками Северной Америки являются:
    а) в состав входят две страны-гиганта
    б) выделяется крупнейшими запасами всех видов минеральных ресурсов, но испытывает острый дефицит водных, земельных и лесных ресурсов
    в) является крупнейшим поставщиком трудовых эмигрантов в Европу и нефтедобывающие страны Азии
    г) хотя обладает высокоразвитой горнодобывающей промышленностью, в мире выделяется преимущественным развитием наукоемких отраслей
    д) является крупнейшим мировым экспортером сельскохозяйственной продукции.
  2. Тремя верными характеристиками Африки являются:
    а) количество стран превышает 30
    б) выделяется крупнейшими запасами черноземных почв и хвойной древесины
    в) по темпам прироста населения занимает первое место
    г) по объемам производства промышленной продукции уступает всем регионам мира
    д) является крупнейшим поставщиком на мировой рынок пшеницы, подсолнечника и мяса
  3. Тремя верными характеристиками Латинской Америки являются:
    а) входящие в состав региона страны крайне неоднородны: есть одна страна-гигант, несколько крупных стран и многочисленные страны-карлики
    б) выделяется крупнейшими запасами угля, железной руды, фосфоритов и калийных солей
    в) по численности городского населения опережает все регионы, кроме зарубежной Азии и зарубежной Европы
    г) по уровню развития промышленного производства уступает не только более передовым регионам, но и Африке
    д) является крупнейшим поставщиком на мировой рынок сои, кофе, апельсинов и бананов
  4. Тремя видами природных ресурсов, которыми в наибольшей степени обеспечена ЮАР, являются:

а) железная руда
б) нефть
в) лесные ресурсы
г) природный газ
д) каменный уголь
е) алмазы

  1. Тремя видами природных ресурсов, которыми в наибольшей степени обеспечена Бразилия, являются:

а) каменный уголь
б) бокситы
в) лесные ресурсы
г) природный газ
д) сера
е) железная руда

  1. Тремя видами промышленной продукции на производстве которой специализируются США, являются:

а) современные полимерные материалы
б) металлорежущие станки
в) авиационная и космическая техника,
г) минеральные удобрения
д) кожаная обувь
е) высокопроизводительная компьютерная техника

  1. Тремя видами сельскохозяйственной продукции на производстве которой специализируется Аргентина, являются:

а) кофе
б) говядина
в) сахарная свекла
г) подсолнечник
д) натуральный каучук
е) пшеница

  1. Работа по контурной карте
    Нанесите на контурную карту Северной Америки 1) наиболее крупные города; 2) главные морские порты; 3) трансконтинентальные железные дороги
    Ключи к тесту

№ вопроса

Ответ

А, Г, Д

А, В, Г

А, В, Д

А, Д, Е

Б, В, Е

А, В, Е

 Б, Г, Е

3. Контрольно-измерительные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине

1 вариант.

  1. С какими из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
    а) Швеция
    б) Армения
    в) Турция
    г) Финляндия
  2. В каком из перечисленных городов России зимы наиболее холодные?
    а) Калининград
    б) Воронеж
    в) Омск
    г) Ростов-на Дону
  3. 22 декабря полярная ночь наблюдается на
    а) полуострове сомали
    б) островах Шпицберген
    в) полуострове камчатка
    г) островах Новая Зеландия
  4. Как называется самая большая по площади низменность в Южной Америке?
    __________________________
  5. На каком из перечисленных материков находятся озера Эри и Мичиган?
    а) Австралия
    б) Северная Америка
    в) Африка
    г) Южная Америка
  6. Что характерно  для природы Европейского Севера России?
    а) землетрясения и извержения вулканов
    б) обилие рек и озер
    в) наличие высоких гор
    г) самые низкие значения зимних температур воздуха в России.
  7. В каком из перечисленных городов России выпадает наибольшее среднегодовое количество атмосферных осадков?
    а) Сочи
    б) Астрахань
    в) Омск
    г) Екатеринбург

А) строительство приливных электростанций

1) рациональное

Б) осушение болот в верховьях рек

2) нерациональное

В) использование вторичного сырья

  1. Установить соответствие между примером хозяйственной деятельности и типом природопользования, к которому он относится:



  1. Определите страну по её краткому описанию.
    Это – одна из крупных по площади стран мира. Она имеет выход к трем океанам. На ее территории находится одна из крайних точек материка, на котором она расположена. По суше она граничит лишь с одной единственной страной. На юге вдоль границы с этой страной  сосредоточена б
    ольшая часть ее населения. Страна богата разнообразными полезными ископаемыми, а также лесными, земельными, водными ресурсами.
    Это__________________________

2 вариант.

  1. С какими из перечисленных государств Россия имеет сухопутную границу?
    а) Монголия
    б) Узбекистан
    в) Болгария
    г) Армения
  2. В каком из перечисленных городов России зимы наиболее холодные?
    а) Республика Коми
    б) Сахалинская область
    в) Республика Саха (Якутия)
    г) Мурманская область
  3. В каком из перечисленных городов 22 июня продолжительность дня наибольшая?
    а) Рим
    б) Дели
    в) Пекин
    г) Санкт-Петербург
  4. Как называются самые высокие горы в Европе?
    __________________
  5. На каком из перечисленных материков растут баобабы и масличные пальмы?
    а) Австралия
    б) Северная Америка
    в) Африка
    г) Южная Америка
  6. В каком из перечисленных районов наиболее часто происходит сползание пластов земли вниз по склону в результате дождей?
    а) предгорья Кавказа
    б) Северо-Сибирская низменность
    в) Мещерская низменность
    г) Западно-сибирская низменность
  7. Какая из перечисленных территорий России находится в умеренном климатическом поясе?
    а) острова Новая Земля
    б) полуостров Таймыр
    в) полуостров Чукотка
    г) остров Сахалин

А)  осушение болот в верховьях рек

1) рациональное

Б)  изготовление бумаги из макулатуры

2) нерациональное

В) заготовка древесины с последующими лесопосадками

  1. Установить соответствие между примером хозяйственной деятельности и типом природопользования, к которому он относится:




  1. Определите страну по её краткому описанию.
    Это одна из крупных по площади территории, но дна из слабозаселенных стран мира.  Средняя плотность населения составляет не более трех человек на 1км2. Большая часть населения сосредоточена  на востоке и юго-востоке страны. Столица – не самый крупный ее город. Одной из характерных черт природы является широкое распространение пустынь. Страна богата многими видами природных ресурсов, ограничены лишь водные и лесные ресурсы.
    Это_____________________________

Ключи к тесту.

№ вопроса

1 вариант

2 вариант

Г

А

В

В

Б

Г

Амазонская

Альпы

Б

В

Б

А

А

Г

А, В – 1
Б – 2

А – 2
Б, В – 1

Канада

Австралия

              Перечень использованных нормативных документов.

     

  1. ФГОС  СПО
  2. Рекомендации по ФОС
  3. Положение о контроле знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка по теме «Выбор профессии»

Для работы со старшеклассниками школ с углублённым изучением немецкого языка, направленная на развитие умений говорения на основе видеоматериала „ Das Vorstellungsgespräch: So bekommen Sie den J...

Учебно-методический комплект по образовательной области "Речевое развитие" по наравлению "Развитие речи" АООП ДО 3 год обучения по теме "Профессии"

Учебно-методический комплект состоит из конспекта непосредственно образовательной деятельности "Речевое развитие", презентации, раздаточного  материала по теме "Профессии". Мо...

Учебно-методический комплект к программе "Путеводитель по профессиям"

Учебно-методический комплект к программе "Путеводитель по профессиям"...

Учебно-методический комплект - ОДБ.03 "Иностранный язык" по профессии Ювелир

Рабочая программа, методические рекомендации по выполению срс, контрольно-измерительные материалы...

Учебно-методический комплект - ОДБ.03 "Иностранный язык" по профессии Ювелир

Рабочая программа, методические рекомендации по выполению срс, контрольно-измерительные материалы...

«Опыт профориентационной работы с обучающимися 8-х классов Учебный методический курс «Первый шаг в профессию» под. редакцией С.Н. Чистяковой;

Для человека, живущего в эпоху быстрых экономических, социально-культурных перемен, профессиональное самоопределение личности не рассматривается только в аспекте адаптационных процессов. Профессиональ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся всех профессий и специальностей на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

  Учебно-методическое пособие позволит обучающимся подготовиться к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку. В пособии даны подробные рекомендации по написанию сочинения, алгоритм...