Методическая разработка плана урока географии в 7 классе по теме "Рельеф Евразии"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Збитнева Наталья Викторовна

Методическая разработка плана урока географии в 7 классе по теме "Рельеф Евразии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска

«Гимназия 159»

Методическая разработка

плана  урока  географии в 7 классе

по теме  «Рельеф Евразии»

        Автор:

Збитнева Наталья Викторовна,

учитель географии

Омск, 2019

Урок географии по теме «Рельеф Евразии»

Цель:        

 Научиться различать формы рельефа Евразии.

Задачи:

 1.Изучить особенности строения земной коры Евразии;

 2.Выявить взаимосвязь между строением земной коры и формами рельефа;

 3.Рассмотреть зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и форм рельефа.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

Представлять структурные элементы земной коры –платформы и складчатые области.

Выявлять закономерности размещения основных форм рельефа в зависимости от строения земной коры Евразии.

Выявлять зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и форм рельефа.

Метапредметные: формирование умений:

1) работать с текстом и картами;

2) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

 3) сопоставлять карты различного содержания

4) создавать таблицы, схемы;

5) развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Личностные: формирование познавательного интереса к изучению рельефа Евразии.

Основное содержание: особенности строения земной коры и рельефа; влияние древнего оледенения на рельеф материка; основные горные системы и равнины Евразии; Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский сейсмический пояс; полезные ископаемые.

Деятельность обучающихся: определять платформы и складчатые области, лежащие в основании Евразии; объяснять особенности строения земной коры и рельефа; называть и показывать на карте крупные формы рельефа; определять по карте полезные ископаемые Евразии.

Оборудование:  мультимедийная установка, физическая карта  Евразии, компьютер, рабочие тетради, дидактические карточки, раздаточный материал, опорная схема « Геологические часы», «Макет рельефа Евразии», опорная схема «Рельеф Евразии».

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока (35 мин.)

1. Орг. момент (3 мин.)

Добрый день, дорогие ребята. Меня зовут Наталья Викторовна. Сегодня урок географии мы проведем с вами вместе. Он у нас будет необычный. Урок-путешествие. Ребята, каких вы знаете путешественников? ( Христофор Колумб, Марко Поло, Фернан Магеллан).

  Формирование мотивации: Прием « Яркое пятно»  ТКМ.

Итак, внимание на экран.  Великий путешественник Марко Поло   отправился в странствия  из Венеции в Среднюю Азию, Монголию, Китай, Индию. Этот путь длился 3 года. Некоторые отрезки пути он преодолевал с легкостью и за быстрый период времени, а другие   участки были очень тяжелые для преодоления, поэтому ему понадобились целые месяцы, чтобы их пересечь.

Как вы думаете, ребята, почему? ( на равнинных территориях легко передвигаться, а в горах –тяжело). Как вы думаете,  какая тема  нашего урока? ( Рельеф). А где путешествовал  Марко Поло? ( в Евразии).

Итак, тема нашего урока « Рельеф Евразии».

Какая цель нашего урока?  Научиться различать формы рельефа Евразии. (Прикрепить на доску цель урока).

Какие задачи мы будем решать, чтобы достичь цель?

Задачи:

- изучить особенности строения земной коры Евразии

- выявить взаимосвязь между строением земной коры и формами рельефа

- рассмотреть зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и форм рельефа. (Прикрепить задачи на доску).

Итак, ребята мы с вами будем географами- путешественниками.

Нам предстоит, исследовать особенности, основные этапы формирования рельефа и полезные ископаемые Евразии, поэтому мы с вами отправляемся в  путешествие.

СЛАЙД  – эпиграф

Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К. Паустовского: "Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний".

СЛАЙД  – урок-экспедиция. РЮКЗАК

Ребята, кто-нибудь из вас ходил в походы? Что для этого нужно? Специальное снаряжение: рюкзак, в который укладываются личные вещи:

1.КМЛН (кружка, миска, ложка, нож), они д.б легкими, завернутыми в спец.мешочек.  

2.   Коврик, сидушка – сидеть у костра, лежать в палатке, укрываться от дождя.

3.    Спички – завёрнуты в полиэтиленовый пакет.

4. Средства личной гигиены (зубная паста, мыло, туал. бумага, полотенце) 

5. Спальник, фонарик.

6.Запас продуктов питания.

7. Ремонтный набор (иглы, нитки, проволока, молоток, гвозди, скотч).

8. Медицинская аптечка.

9. Легкие вещи, теплые вещи, удобная обувь, головной убор.

10.Карта, компас.

К специальному снаряжению относится спасательные жилеты, веревки, карабины и т.п.

 Рюкзак не должен быть слишком тяжелым.

  Учитель одновременно с ответами детей показывает рюкзак и достает из него предметы. Назначают начальника экспедиции, ему вручают рюкзак, просят надеть на спину и пройти на свое место.

 Ребята, у каждого из вас определенный цвет галстука. Как вы думаете, почему? Связываем с темой нашего урока. Работа со шкалой высот. На карте зеленым цветом обозначаются равнины, желтым-возвышенности и плоскогорья, оранжевым и коричневым горы, нагорья, хребты. Красные галстуки олицетворяют вулканы, лава оранжево-красная. Каждый член группы имеет свой номер.

Итак, отправляемся в путь!

У вас на столах есть Маршрутный Лист, Лист Самооценки, Задания для каждой группы. Первое задание будет « Утверждения До и После».

Прочитайте приведенные утверждения и запишите свой ответ (+/-) только в столбце «До». Эти утверждения приведены, чтобы помочь нам сосредоточиться на нашей теме.  А в конце урока мы вернемся к этим утверждениям и отметим в колонке «После».

До

Утверждения

После

Восточно-Европейская платформа –самая молодая часть Евразии

На севере и западе Евразии расположены равнины, а на востоке –горы.

Самые высокие горы мира находятся в Евразии

На месте столкновения Евразиатской и Тихоокеанской литосферной плиты образуется Альпийско-Гималайский сейсмический пояс

2.Изучение нового материала

Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км. 

Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему Евразия богата полезными ископаемыми? Затрудняетесь ответить.             ( Вопрос прикрепить на доску)

На эти вопросы мы будем искать ответ в течение урока, используя знания, полученные на уроках географии, истории, математики.

Ребята, вспомните, как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея, 135 млн.л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков).

1 этап нашего путешествия : нам предстоить решить первую задачу «Изучить особенности строения земной коры Евразии».

Анализ тектонической и физической карты Евразии.

В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.

Работа с опорной схемой « Геологические часы». Начальник нашего путешествия раздает из рюкзака папку с файлами для выполнения задания «геологические часы».

Обратите внимание, что платформы и складчатые области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Работаем с опорной схемой  «геологические часы».  Уч-ся заполняют в маршрутном листе схему        «геологические часы» по мере объяснения нового материала. Один учащийся заполняет ее у доски.

Что обозначено розовым цветом на карте? (древние  платформы). В какую эру они образовались? (архей и протерозой). Примеры? (Восточно-Европейская, Сибирская, Индийская. Чем они выражены в рельефе? (Равнинами). Какими? Восточно-Европейская платформа- Восточно-Европейская равнина, Сибирская платформа- Среднесибирское плоскогорье, Индийская платформа- плоскогорье Декан).

Что обозначено коричневым цветом ? Складчатые области палеозойской эры. (области древней складчатости). В это время образовался Урал, Тянь-Шань, Большой Хинган. И в это время формируется Западно-Сибирская равнина).

Что обозначено зеленым цветом- Складчатые области мезозойской эры ( области средней складчатости). Что образуется в это время?  Северо-Восток Евразии, Дальний Восток, полуостров Индокитай.

Что обозначено желтым цветом? Складчатые области кайнозойской эры (области новой складчатости). В это время образуется целый пояс гор: Альпы, Балканы, Кавказ,  Памир, Гималаи, так называемый Альпийско-Гималайский сейсмический пояс. На восточной окраине материка образуется вулканы на Камчатке, Курильских, Японских, Филиппинских  островах, так называемый Тихоокеанский сейсмический пояс или «Тихоокеанское огненное кольцо».

Микровывод по 1 этапу и первой задаче. Итак, какая тектоническая структура изображена розовым цветом на Геологических часах»? Платформа (Крепим на доску). Какие тектонические структуры изображены коричневым, зеленым и желтым цветом? Складчатые области. (крепим на доску) у нас получается Кластер, далее мы продолжим его заполнять.        ( уч-ся заполняют кластер в своих маршрутных листах).

Итак, мы решили первую задачу? Решили. Поставьте самооценку в Листе самооценки. Переходим ко второму этапу путешествия.

2 этап путешествия. Решаем 2 задачу  «выявить взаимосвязь между строением земной коры и формами рельефа»

    Работа в группах. Класс разделен на 5 групп- станций. Начальник путешествия раздает из рюкзака папку для выполнения заданий.

Первые номера всех групп собираются на станции № 1 « Равнины и низменности», вторые номера подходят к станции № 2 «Возвышенности и плоскогорья», третьи номера подходят к станции № 3 «Горы и нагорья», четвертые номера подходят к станции № 4 «Хребты», пятые номера подходят к станции № 5 «Вулканы».

Результатом вашей работы должен стать собранный пазл « Рельеф Евразии» на доске. Распределите, кто за что будет отвечать.

  1. Найдите на карте формы рельефа отмеченные у вас в пазлах.
  2. Прикрепите  пазлы на макет « Рельеф Евразии» на доске.

Задание для станции  № 1 « Равнины и низменности»

  1. На основе анализа карт и текста дайте характеристику равнинам и низменностям Евразии:

      1. В какой части материка   находятся равнины и низменности?

                2. Найдите и перечислите крупные равнины и низменности материка.

     3.Определите местонахождения равнин и низменностей на макете

« Рельеф Евразии». (прикрепите контуры равнин на макет в то место, где они находятся).

       4.Какие полезные ископаемые имеются на равнине.

   5.Сделайте вывод о равнинах и низменностях Евразии.

Вывод: Вывод: На материке Евразия западную и северную часть образуют равнины. В основании равнин находятся древние платформы. На равнинах добывают полезные ископаемые осадочного происхождения: нефть, газ, уголь.

Задание для станции  № 2 « Возвышенности и плоскогорья»

  1. На основе анализа карт и текста дайте сравнительную характеристику плоскогорью Декан и Среднесибирскому плоскогорью.

Признаки

Среднесибирское плоскогорье

Плоскогорье Декан

Географическое положение

Тектоническая структура( платформа)

Средняя высота

Полезные ископаемые

  1. Определите местонахождения возвышенностей и плоскогорий на макете « Рельеф Евразии». (прикрепите контуры возвышенностей и плоскогорий на макет в то место, где они находятся).
  2. Сделайте вывод о возвышенностях и плоскогорьях Евразии.

Вывод: Вывод: возвышенности и плоскогорья относятся к равнинам. Поэтому большую часть Евразии занимают равнинные территории. В  основании плоскогорий и возвышенностей находятся платформы. На территории плоскогорий добывают полезные ископаемые осадочного и магматического происхождения: каменный уголь, железные руды, медные руды

Задание для станции № 3  «Горы и нагорья»

1.На основе анализа карт и текста заполните таблицу. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:

Форма рельефа

Наивысшая точка

Высота в м.

Уральские горы

Г. Народная

1895

7

Нагорье Тибет

Г. Чогори

8611

2

Тянь-Шань

Г. Пик Победы

7439

3

Гималаи

Е. Джомолунгма

( Эверест)

8848

1

Альпы

Г. Монблан

4807

5

Кавказ

Г. Эльбрус

5642

4

Алтай

Г. Белуха

4506

6

2.        Определите местонахождения гор и нагорий  на макете

« Рельеф Евразии». (прикрепите контуры гор и нагорий на макет в то место, где они находятся).

3.Какие полезные ископаемые имеются  в горах?

4.Сделайте вывод о зависимости высоты гор от возраста образования.

(Вывод: Чем выше горы, тем они моложе, у них остроконечные пики. Старые горы-разрушены, поэтому они невысокие и у них пологие склоны)

Задание для станции № 4  «Хребты»

1.На основе анализа карт и текста составьте 5 вопросов по теме « Хребты Евразии»

 

Типы вопросов

Примеры вопросов по теме « Хребты Евразии»

Генеративные –вопросы, побуждающие к изучению темы

( например, почему предметы на нашей планете не летают, как в космосе?)

Конструктивные- вопросы для построения новых знаний ( например, как изменение среды обучения влияет на результат обучения?)

Фасилитирующие – вопросы для развития процесса мышления и осознания того, как они обучаются ( например, уточнения, причины, доказательства, обоснования чего-либо)

  1. Определите местонахождения хребтов на макете « Рельеф Евразии» (прикрепите контуры хребтов на макет в то место, где они находятся).
  2. Сделайте вывод об образовании хребтов.

Задания для станции №5 «Вулканы»

1. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа и текст  установите соответствие:

1. Везувий

А. Пол – в Камчатка

2. Этна

Б. Остров Суматра

3. Кракатау

В. Остров Сицилия

4. Ключевская Сопка

Г. Японские о-ва

5. Фудзияма

Д. Аппенинский  пол-в

        

1

2

3

4

5

 Д

В

Б

А

Г

2.Определите местонахождения вулканов на макете « Рельеф Евразии» (прикрепите контуры вулканов на макет в то место, где они находятся).

3.Сделайте вывод о местонахождении вулканов, взаимосвязи вулканов и строением земной коры.   

Каждая группа выходит к макету « Рельеф Евразии»  и крепит пазлы.

Микровывод по 2 этапу и второй задаче.  Итак, какие  формы рельефа будут приурочены к платформам? Равнины. Заполняем кластер (крепим на доску). Какие равнины имеются на территории Евразии? (низменности, возвышенности, плоскогорья) крепим на доску вместе с примерами. Какие формы рельефа будут приурочены к складчатым областям? Горы (крепим на доску). Чем отличаются горы друг от друга (по высоте и по возрасту). По возрасту- старые и молодые, по высоте-низкие, средние, высокие и высочайшие(крепим на доску вместе с примерами).  Итак, мы решили вторую задачу? Решили. Поставьте самооценку в Листе самооценки. Переходим к третьему  этапу путешествия.

3 этап путешествия. Решаем 3 задачу «рассмотреть зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и форм рельефа».

Одно из заданий в группе было изучить полезные ископаемые вашей форм рельефа. Какие полезные ископаемые добывают на равнинах? Нефть, газ, уголь, каменная соль (осадочного происхождения). А какие полезные ископаемые добывают в горах –железо, олово, медь, никель, золото                 ( магматического и метаморфического происхождения).

Микровывод по 3 этапу и третьей задаче: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в горных  областях преобладают магматические и метаморфические горные породы).

Поставьте самооценку в Листе самооценки.

3.Подведение итогов: Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить  разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата полезными ископаемыми?

Обращаемся к кластеру (причина: сложная  история развития материка, разнообразие форм рельефа).

Мы с вами прошли все 3 этапа путешествия и решили все поставленные задачи. Мы это делали с вами виртуально, а если бы мы с вами были в настоящих полевых условиях, то все предметы, которые находятся в рюкзаке были бы для нас необходимы.

Прием «Синквейн». Составьте синквейн по нашей теме

1 существительное

2 прилагательных

3 глагола

Общая фраза, словосочетание, подводящее к итогу. (если осталось время).

А теперь давайте вернемся к нашим утверждениям «До и После». Пересмотрите ваши утверждения и укажите ваш ответ в колонке «После».  Ответьте на вопросы « Поменяли ли вы какой –либо из ваших ответов? Если да, какой и почему?

4.Оценивание.  Подсчитайте баллы в Листе самооценки. Поставьте себе оценку.

5. Рефлексия

Ответьте в Листе самооценки на следующие вопросы:

  1. Что нового я сегодня узнал…
  2. Чему я сегодня научился…
  3. Что для меня было трудным…

6.Домашнее задание

§19, на контурную карту нанести формы рельефа, которые изучили на уроке.

Сделать схему « Геологические часы» отдельно для Европы и для Азии и сравнить их.

 Спасибо за урок!

Вы потрудились очень хорошо на уроке, поэтому я вам предлагаю восстановить вашу работоспособность с помощью минеральных ресурсов

( раздать сундучки с конфетами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка - конспект урока географии в 9 классе по теме "Население"

Данный урок был посвящен 75-летию Челябинской области. Тема - Население Челябинской области. 9 класс. На уроке использован краеведческий материал. Форма работы - групповая....

Методическая разработка к уроку географии 9 класс «Урал. Своеобразие природы, геологическое строение и рельеф»

        -познакомить с природой,    геологическим строением и рельефом  Урала.          -расширить знания о возрожденных горах, асимм...

Методическая разработка для уроков географии 6 класс

Тесты для уроков географии 6 класс...

методическая разработка к уроку географии 5 класс "Современные географические исследования"

Цели урока:Образовательные:Познакомить учащихся с современными географическими исследованиями.Определить значение открытий в развитии науки и жизни Земли.Развивающие и воспитательные:Развивать самосто...

Методическая разработка плана урока по географии в 7 классе по теме "Китай"

Методическая разработка плана урока по географии в 7 классе по теме "Китай"...

Методическая разработка по уроку география 7 класс (для обучающихся с задержкой психического развития) по теме: Знакомство с материками.

Методическая разработка по уроку география 7 класс (для обучающихся с задержкой психического развития) по теме: Знакомство с материками. Цели  урока – сформировать у учеников тако...