Разработки уроков по географии
план-конспект урока по географии

Дюлюш Людмила Май-ооловна

Конспект урока по теме Геологическое строение, формирование рельефа и богатство полезных ископаемых

Скачать:


Предварительный просмотр:

Раздел Материки и океаны.

Тема « Южная Америка- материк чудес»

Урок путешествие по теме «Южная Америка»

Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.

Цели образовательные: Формирование знаний учащихся о природе, изучение рельефа, его формирование,  геологическое строение и  размещение полезных ископаемых Южной Америки.  Совершенствование умение работать различными картами и их  сравнивать. Дать характеристики компонентам природы, работать с текстом учебника и выделять главное.

Воспитание:  знать значение учения, бережное отношение и любовь к природе, уважать культуру народов мира и воспитывать  географической культуре, развивать речевую культуру,  культуру общения, а также  внимательность, аккуратность, слушать мнение других.

Развивающие цели: развитие самостоятельной деятельности, читать и работать с учебником, различными картами, усиление активизации и мотивации учения, умение  анализировать и делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности,  умение излагать свои мысли. Развивать полученные знания применять их на практике.

Форма урока: урок-путешествие

Метод урока:  ролевая  конкурс игра, перспективно-опережающий метод

Межпредметная связь: география, история и биология.

Оборудование урока: проектор, интерактивная доска, физическая карта мира, учебники 7 класса 2 часть, электронный учебник,  атласы, раздаточные материалы.

Ход урока

I. Организация класса. Здравствуйте, ребята! У  нас сегодня урок-путешествие. Скажите, Вы любите путешествовать? Мы с вами сегодня отправляемся на знакомый вам материк – Южную Америку. А вы знаете, что для этого не обязательно покупать путёвку и лететь через весь Атлантический океан. Достаточно окунуться в море знаний.  Класс разделим на 3 группы.  Каждая группа- это племя индейцев. Каждое группа (племя индейцев) называют свою команду. У каждого племени должен  быть  вождь и название племени. Наше путешествие будет длится 40 минут, и чтобы всё и везде успеть, вы должны быть собранными, отвечать на поставленные вопросы четко и грамотно. По ходу путешествия мы будем совершать остановки, во время которых будем играть и отдыхать. Тот, кто сегодня будет лучший в ответах, получит отличные оценки. Каждый член племени должен быть активным путешественником и зарабатывает себе знак мудрости. А определять мы будем по количеству набранных знаков мудрости (перьев).

Отправляясь в путешествие,  мы собираем наш «Рюкзак». Но самое важное в нашем рюкзаке – это знания, которые мы имеем.

Давайте проверим всё ли есть,  необходимое для путешествия: наши учебники, атласы, карты.

И так, начинаем наше путешествие.

В начале урока. Показ слайдов с животными и их звуками .

II.  Повторение и закрепление Темы «Географическое положение Южной Америки и история открытий и исследований».

 Первая станция:  «Рюкзачок знаний» 

Мы работаем по группам. Каждой группе необходимо ответить на вопросы и собирать рюкзак.

  1. Географическое положение:

№/п

1 племя- Индейцы Анд

2 племя-Амазонские индейцы

3 племя- Индейцы Мая

1

Объясните что такое географическое положение? Где расположена Южная Америка?

Какие  основные линии пересекают материк?

Как называются крайние точки материка?

2

Какое море расположено на севере материка?

Где находится Магелланов пролив и когда был открыт

Какие океаны омывают берега материк

3

Какие острова расположены на юге материка?

Что отделяет Южную Америку от Северной Америки?

Какой пролив находится на юге материка?

2. Станция:  «Биографическая».   Что означают эти цифры?

№/п

1 племя

2 племя

3 племя

18,1 млн кв. км. Площадь Ю. Америки

1054 метр -самый высокий водопад Анхель

1492 год- открыл ЮА Х. Колумб

6960 м –гора Аконкагуа

3150 мм

6437 км- длина Амазонки

  1. Станция: «История исследований и открытий на материке». Домашнее задание

1.Задание всем участникам. Определить имя и портрет путешественника

Существует ряд гипотез, преданий и документов подтверждающих о плавании к берегам Америки за долго до Колумба других народов из Африки и Азии. Открывателем материка является Христофор Колумб. Давайте послушаем выступление.

  1. Первая  племя рассказывает о Христофоре Колумбе.
  2. Вторая племя рассказывают об Александре Гумбольде.
  3. Третья племя расскажет о Николае Вавилове.

3.Станция «Путешественники и исследователи Южной Америки».   Что они открыли?

№/п

1 племя

2 племя

3 племя

Нуньес де Бальбоа

Франсиско Орельяно

Григория Лансдорфа

Командир небольшого отряда- он пересек Панамский перешеек и первым из европейцев увидел воды Тихого океана, который он назвал Южным морем.

С другим отрядом вышел к берегам огромной реки и на лодках спустился по течению реки до самого океана Он тоже искал золото, но открыл великую самую полноводную реку мира- Амазонку

20-е  годы  XIX века российская экспедиция исследовала внутренние районы Бразилии. Ей впервые удалось пересеь эту огромную страну строго с юга на север и выйти к берегам Амазонки.

Вступительное слово учителя: А сейчас мы продолжаем путешествовать и изучать следующую тему из общей темы «Южная Америка- материк чудес». Природа Южной Америки «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Южной Америки».  

Для этого мы продолжим путешествие по материку Южная Америка, побывая во всех его уголках. На чем бы вы пожелали путешествовать? Прежде чем отправиться в путешествие какие вопросы мы запишем в наш блокнот путешествия:

Вспомните:

1.Какие факторы влияют на формирование рельефа?

2.Что такое эпоха складчатости?

3.Какие существуют формы рельефа?

4.Какова связь между геологическим строение и формой рельефа?

 План урока:

1.Изучить особенности рельефа Южной Америки.

2.Какие формы рельефа являются рекордсменами.

3. Как формировался рельеф.

3.Какие полезные ископаемые залегают в пределах Южной Америки.

Проблема темы урока:

С чем связано формирование рельефа и его изменение?

Почему на востоке Южной Америки расположены горы, а  на  западе горы?

И так, в путь.

Станция: «Легенда». А начать наше путешествие я могу с легенды о вожде индейского племени, который посылал юношей на вершину Аконгогуа.

1.Вопрос:  Что это такое Аконкагуа?

«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги» - говорил вождь.

Вскоре вернулся первый и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у окраины горы».

Второму принёсшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение».

Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому, принесшему вытку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине».

Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающие море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка – символ, победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всех её обличиях.

2.Вопрос: Почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы?

Ответ: ( С высотой на вершине гор исчезают деревья, появляются одни скалы, камни. поясность).

3 вопрос :  В каком направлении протянулись горы Анды?

Ответ: Анды протянулись с севера на юг.

Показ горы Анды.

Сегодня каждый из вас поднимется на свою вершину знаний и получат «знак мудрости» за каждый правильный ответ.

Станция:  «Рекордсмены Южной Америки».

 Вспомните рекордсменов Южной Америки:

№/п

1 племя Индейцы Анд

2 племя-Амазонские индейцы

3 племя- Индейцы Мая

1

Самые длинные горы мира.

Самая большая равнина

Самая полноводная река

2

Самая сухая пустыня

Самое высокогорное озеро

Самый высокий водопад

Посмотрите на «Физическую карту Южной Америки»  и изучите  рельеф материка. 1.Вопрос: Какие географические объекты показаны на карте и покажите на карте горы и плоскогорья?

 На карте  Анды и Амазонская низменность. Именно наличие этих двух форм рельефа, эти географические объекты  разделяет Южную Америку на две части.

2. Вопрос; Какая часть горная, а какая равнинная? Покажите на карте равнины Ю.Америки.

3.Вопрос:  Покажите на карте крупные реки, озера и водопады материка

Задание. А теперь откройте  карту в атласе «Тектоническое строение». Изучите тектоническое строение Южной Америки.

 Почему же они находятся на западной части? А что находится на восточной части материка?

1.Вопрос: Скажите, что лежит в основе материка или на восточной части?

 2.Вопрос:  Как образовались горы  Анды? Какая складчатость на западной части материка?

Да, горы Анды- альпийской, или кайнозойской складчатости т.е. горы молодые.  

 3.Вопрос: Как  образовались горы Анды?

Когда-то Южная Америка была частью древней Гондваны и когда материки начали «расходить», то Южная Америка двигалась на запад и платформа материка столкнулась с Тихоокеанской плитой, в результате этого процесса произошло столкновение и так образовались горы т.е складки или складчатости т.е. складчатые горы на материке, а на западном берегу материка и дне Тихого океана образовались глубоководные желоба.

1.Вопрос:  Что происходит на границе литосферных плит?  

На границе литосферных плит земная кора подвижная, не устойчивая и часто происходят  землетрясения и извержение вулканов. Найдите на карте вулканы. (отметить пунсонами.

2.Вопрос: На границе литосферных плит, что образуются на дне океанов?

Найдите их на карте и покажите (глубоководные желоба).

3.Вопрос: Какие географические объекты расположены на восточной части материка?  Какие это формы рельефа?

Ответ: На восточной части лежит древняя платформа, они разрушались  за много миллионов лет  и стала более устойчивым. Здесь находятся равнины, низменности и плоскогорья. Здесь лежат Амазонская, Ла-Платская и Оринокская  низменности, а на выступах платформы расположены два плоскогорья:  Бразильское и Гвианское.

1.Вопрос. На одном из участков Гвианского плоскогорья, который называется Гранд- Сабана, можно увидеть удивительные формы рельефа-мезас, или тепуи. Что за форма рельефа?

Ответ: Это столбообразные горы с крутыми , почти отвесными склонами и плоскими вершинами. Высота их составляет несколько сотен метров, а самые высокие из них поднимаются до 2000 м и выше ( рис 228 на стр.70 учебника).

2.Вопрос: Изучите Амазонскую низменность? Здесь находятся вечнозеленые Амазонские леса- «легкие» нашей планеты. Как называют эти леса в Южной Америке?

3. Вопрос: Как вы думаете, Южная Америка теплый, жаркий  и влажный материк, а может ли на вершине Анд находиться ледники?

Станция:  «Это интересно!»

1.Вопрос.Изучите из карты атласа где находится озеро Титикака? А вы знаете что означает в переводе «Титикака-«оловянное поле». А почему «Оловянное поле»? Титикака-высокогорное озеро- даже летом оно покрывается льдом.

2.Вопрос. Что означает в переводе Аргентина? Название страны по латыни звучит «Серебренная», хотя там ни золота, ни серебра не обнаружено.

3.Вопрос. Какая страна является археологическим музеем древнейших индейских цивилизаций Южной Америки? ( Перу)  

Станция «Недра Южной Америки».

Разнообразие геологических условий Южной Америки определяет и разнообразие полезных ископаемых.  

Задание всем. Парная работа. Из карты атласа изучите полезные ископаемые Южной Америки. Используя условные знаки прикрепить на магнитной доске по очереди условные знаки полезных ископаемых.

Станция «Недра Южной Америки».

План урока:

1.Изучить особенности рельефа Южной Америки.

2.Какие формы рельефа являются рекордсменами.

3. Как формировался рельеф.

3.Какие полезные ископаемые залегают в пределах Южной Америки.

Вывод урока:

Станция  «Багаж  знаний».

Давайте сейчас подведем итоги урока. Что мы узнали из этого урока.

  1. Современный рельеф материка сформировался в результате взаимодействия с Южно-Американской литосферной плиты с Тихоокеанской плитой ( Наска).
  2. В рельефе материка выделяют 2 части: западная горная, восточная- равнинная. На территории материка расположена крупнейшая равнина мира- Амазонская низменность, площадь около 5 млн кв. км. Восточная часть лежит на устойчивой платформе. На западной части расположены  самые длинные горы мира Анды и высшая точка Аконкагуа, они протянулись на 8000 км в длину.  В Андах много действующих вулканов и часты  бывают разрушительные землетрясения.
  3. Есть особые формы рельефа- тепуи- это столообразные горы с крутыми, почти отвесными склонами и плоскими как равнина вершинами, их высота до 2000м и более.
  4. Южная Америка очень богата полезными ископаемыми, которые различны в западной и восточной частях материка.  По количеству и разнообразию отличаются западная часть от восточной.  На западе преобладают месторождения руд различных металлов: меди, молибдена, олова, серебра. На востоке больше месторождений осадочного происхождения:  угля, газа, нефти, но есть значительные запасы железной руды, бокситов, олова.

Закрепление ЗУН:

Станция: «Умный багаж», или «Багаж знаний»

 Практическая работа.

1. Отгадать кроссворд. (раздать кроссворд)

2. Выполнить задание №3 в учебнике на стр 75. Начертить таблицу нарисовать условные знаки полезных ископаемых и  написать название полезных ископаемых в тетрадь.

Горная часть – Анды

Равнинная часть- Амазонская низменность

Название полезных ископаемых

Вид полезных ископаемых по происхождению

Название полезных ископаемых

Вид полезных ископаемых по происхождению

медь

магматические

Рудные-цветные металлы

уголь

Осадочные, органические

молибден

Газ

Олово

нефть

серебро

Железна руда

Руды черных и цветных металлов

Бокситы

олово

2. На контурной карте отметить географические объекты, которые изучили сегодня на уроке. (раздать контурные карты или свои контурные карты)

Учитель: На этом наше путешествие по Южной Америке не заканчиваются. Каждый из вас поднялся на определенную вершину знаний,  собрав в Рюкзак- багаж знаний, показав разный уровень знаний. И сейчас мы подведём итоги нашего путешествия, каждый подсчитает, сколько вы набрали «знаков мудрости». У кого – сколько, самое большое кол-во знаков – поднимите руку и оценка отлично ставится.

  А остальные ученики получат по количеству перьев оценки

  А те кто получил меньше перьев,  необходимо устранить проблемы в знаниях.

 10- баллов- «5»         

7-9-баллов – «4»

3-6 – баллов –«3»

2-0- балов – дополнительная работа.

Формы работ:

 1.Подготовить презентации, доклады, рефераты.

2. сдать зачет на карте.

3.Пересказ о путешественниках и.т.д.

Домашнее задание  §36 читать



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема Биосфера

«Царсто живой природы»

Автор и  разработчик:

Учитель географии и биологии Дюлюш Л.М.

Предмет

География

(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по географии Е.М. Домогацких и ориентирована на использование учебника Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «ГЕОГРАФИЯ, учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений)

Класс

6-е  классы

Тип урока

Урок  изучения нового материала (открытия нового знания)

Технология урока

Технология развития критического мышления, проблемно-диалогического обучения, ИКТ здоровьесберегающая технология

Тема

«Царство  живой природы»

Цель

 Изучение  разнообразие жизни на Земле,  основные царства и роль живых организмов в жизни Земли

Задачи

Образовательные: Изучение  разнообразие жизни на Земле, основные царства и роль живых организмов в жизни Земли.

 Развивающие: развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения, умение работать с текстом, выделять в нем главное,  делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности.

Воспитательные: развивать речевую культуру, воспитывать культуру общения и поведения в классе.

Планируемые 
образовательные 
результаты

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

- умение работать с текстом, выделять в нем главное

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находить ответы на вопросы;

- Запомнить основные понятия, имена ученых.

Основные термины, понятия

Биосфера, царство бактерий, царство растений, царство животных, царство грибов, флора, фауна, круговорот веществ.

Образовательные 
ресурсы

Учебник: Е.М. Домогацких «География. . 6 класс», М., «Русское слово», 2013.

http://school-collection.edu.ru/

Оборудование

IQ Board, мультимедиапроектор, ПК

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация « Единство гидросферы»

Раздаточный материал

Конспекты для обучающихся на печатной основе.

Атласы для 6 класса

        

        

Урок  «Единство гидросферы»

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Вводный этап урока

Метапредметные результаты:

1.Акцентировать внимательность, правильно сидеть за столом, подготовиться к уроку заранее на перемене, все необходимые школьные принадлежности купить.

2. Внимательно слушать учителя и других

 Организационный момент урока. Подготовка доски, карты, подготовка к уроку учащихся.

При чтении рубрики «От авторов» слушать внимательно учителя. Познакомиться с оглавлением учебника и паграфами.

Проверка знаний любознатиельности

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

- слушать и понимать речь других.

Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте ответим на вопросы поставленные нам (презентация).

1. Что такое живая природа?

2. Чем отличается живая природа от неживой природы?

3. Что такое биосфера?

Должны найти ответы на вопросы учителя. отвечают на вопросы учителя. Если есть вопросы и проблемы. В ходе  изучения темы находят ответы в учебнике и отвечают решают проблему.  Зачем человеку и всем живым существам на Земле  необходимо гидросфера ? Отвечают на вопросы.

 Актуализация знаний

 Метапредметные результаты:

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Проблемная ситуация. Мотивация на решение проблемы (презентация).

Возможна ли жизнь на Земле без воды?

Предположение темы урока(презентация).

Итак, тема нашего урока: «Единство гидросферы».

Сегодня мы узнаем,  Что такое гидросфера?

 Что такое Мировой океан?

 Из каких частей состоит гидросфера?

Что такое единство гидросферы?

Каково значение гидросферы для жизни живых существ на Земле? Что такое Мировой круговорот воды как это происходит.

Читают текст. Анализируют прочитанное.

Высказывают предположения о теме урока.

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка задачи урока).

Познавательные УУД:

- работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

- обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Предметные УУД:

- выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы.

1. Обсуждение и выдвижение гипотез(презентация).

2. Выход на новое знание.

Задание 1. Прочитайте внимательно текст.

Работа в группах

  1. Группа изучает состав гидросферы.
  2. Группа изучают единство гидросферы
  3. Группа изучает значение гидросферы

.

Рассматривают рисунки. Анализируют. Обобщают.

Высказывают предположения.

Работают с текстом в учебнике.

После осмысленного текста пересказывают прочитанное.

Вспоминают.

Прочитав текст География – древняя наука.  Найти чем занималась древняя география?

Чем занимается современная география?

Рефлексия

Метапредметные результаты:

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные УУД:

- воспроизводить информацию о появлении науки географии, ее перевод с греческого языка, о ее создателе и времени создании.

1. Закрепление новых знаний(презентация).

Ответить на вопросы к в конце параграфа стр 149

2. Самостоятельное применение знаний (презентация).

Нарисовать круговорот воды в природе и своими словами объяснить

3. Вывод по уроку.

- Что нового узнали на уроке?

- На какой вопрос мы отвечали на уроке?

4. Самооценка. Проведите самооценку, поставьте себе оценку за урок.

Критерии:

Если нет ошибок, оценка «5»;

Допущена одна незначительная ошибка, оценка «4»;

Допущены две ошибки, оценка «3».

5. Выставление отметок.

Отвечают на вопросы поочередно.

Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

Слушают друг друга. Исправляют ошибки.

Формулируют вывод.

Оценивают свою работу на уроке.

Записывают домашнее задание.

Практическая работа

Предметные УУД:

Составление схемы круговорота

Показ примерной схемы круговорота воды

Составление схемы  круговорота воды в природе

Домашнее задание

Домашнее задание.

1. § 22 читать.

2. Конспект знать.

3. Выпишите рекорды гидросферы на стр 145

Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработки уроков по географии

Данные уроки по различным темам и классам были представлены на всероссийском конкурсе " Открытый урок"...

Разработка урока по географии "Население Африки"

Разработка открытого урока по географии в 7 классе по теме "Население Африки" с презентацией к уроку....

Разработка урока по географии "Климат Африки" 7 класс

Урок составлен  с использование технологии личностно-ориентированного обучения.Цель урока: 1.     Определить особенности климата материка Африка, установить роль кл...

разработка урока по географии "Мифы и реальность"

Мы узнали много интересного об удивительном и загадочном материке Африка. Сегодня на уроке вы должны показать свои знания. Также мы услышим и много нового об Африке, её природных объектах и её обитате...

Разработка урока по географии на тему "Атмосфера" в игровой форме "Поле чудес"

Ребята, мы изучили большой раздел о воздушной оболочке нашей Земли – об атмосфере.  И сегодня мы должны показать свои знания, и в свою очередь – узнать много нового.  Я вас приглашаю на игру...

Игровые формы в обучении. Разработка урока по географии на тему:Обобщающее повторение «Западная экономическая зона». Игра «Самый умный» .

Игра, игровые приемы достаточно широко используются в методике обучения географии. Игра позволяет разнообразить приемы обучения, усилить мотивацию учебной деятельности, интерес к ней. Игровые методы и...

Разработка урока по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"

Разработка урока по ФГОС по географии 5 класс "Работа географа в полевых условиях"....