«Рабочая программа по географии 10-11 класс»
рабочая программа по географии (10, 11 класс)

Рабочая программа по географии 10-11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45»

города Чебоксары Чувашской Республики

   Рассмотрена на заседании ШМО   Согласована                             Утверждена

   протокол №                                      Заместитель директора           Директор МБОУ «СОШ №45»

   «___» ________2020 г.                     __________                             _________________  

   Руководитель ШМО __________                                                      приказ №         от «___» _________ 2020 г.

   

                                                                                               

Рабочая программа

по учебному предмету

география

10 класс, базовый уровень СОО

на 2020-2021 учебный год

                 

                                                                         Учитель, категория:

Ильина Е.В , нет категории

Чебоксары 2020


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА.

Рабочая учебная программа по географии в 10 классе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету география

Срок реализации: 1 год

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная программа: 

 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (последующими изменениями); 
2. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ № 45» г. Чебоксары; 
3. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию ____________
4. Программы по географии. Предметная линия учебников 10-11 классы. Максаковского В.П., М: Просвещение 2019г

5. Учебный план МБОУ «СОШ№45» г. Чебоксары на 2020-2021 уч. год утвержденный, приказом МБОУ «СОШ № 45» г. Чебоксары от ______________

7. Календарный учебный график МБОУ «СОШ № 45» г. Чебоксары на 2020-2021 учебный год, утвержденный приказом МБОУ «СОШ № 45» г. Чебоксары от _____________

8. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189).

Целью изучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения. С учётом рассмотренияя географического образования как компонента системы образования в целом следует отметить его огромное значение в социализации обучающихся и приобщении их к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки.

Задачи изучения географии в средней школе формулируются на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Изучение предмета на базовом уровне призвано обеспечить:

• формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

• развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих географических закономерностей и самому процессу научного познания; • овладение учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования географического мышления, определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

 • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

• формирование общечеловеческих ценностей, экологического сознания, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой об окружающей среде на Земле и о её сохранении.

 Количество часов, отводимых на изучение данного курса согласно учебному плану школы – 1 час в неделю 35 недель. Всего -  35 часов в 10 классе. МБОУ «СОШ № 45» г. Чебоксары является общеобразовательной. География изучается на базовом уровне.

Формой промежуточной аттестации обучающихся согласно учебному плану школы является годовая отметка успеваемости.

В программе практические и лабораторные работы могут быть не оценены, так как входят в процесс изучения нового материала. Годовая промежуточная аттестация проводится на основе результатов полугодовых промежуточных аттестаций. Оценка за промежуточную аттестацию выставляется как  годовая оценка успеваемости, которая определяется как  среднее арифметическое полугодовых оценок».

Рабочая учебная программа содержит:

1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.

2.  Содержание учебного предмета, курса

3. Тематическое  планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы;

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

характеризовать географию рынка труда;

рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

 характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

 оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Содержание учебного предмета, курса

№ п/п

Раздел

Кол-во

1.

Тема 1. Современная политическая карта мира  

6

2.

Тема 2.  Природа и человек в современном мире

5

3.

Тема 3. География населения мира

7

4.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство

7

5.

Тема 5. География отраслей народного хозяйства  

8

6.

Обобщающее повторение

1

7.

Итоговый контроль

1

Всего

35

Тема 1. Современная политическая карта мира (6 ч.)

Что такое политическая карта мира? События, влияющие на изменения политической карты

мира. Объекты политической карты мира. Независимые государства, их отличия от всех

остальных объектов политической карты мира. Государственный строй, формы правления: абсолютные монархии, конституционные монархии, теократические (от греч. theos - бог, kratos - власть) монархии. Республики. Государства в составе Содружества. унитарные государства и федерации. Что такое унитарное и федеративное государство. Конфедерация.

Федеративные государства созданные с учетом этнических или национальных различий

(Российская Федерация, Швейцария, Индия, Пакистан, Мьянма, Эфиопия, Нигерия).

Федеративные государства созданные с учетом исторических особенностей становления

государственности (США, Канада, Мексика, Бразилия и др.). Появление на политической карте мира самопровозглашенных и непризнанных государств. Почему подобные государства возникают на политической карте мира, и как они влияют на международную обстановку.

Тема 2. Природа и человек в современном мире (5 ч.)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Тема 3. География населения мира (7 ч.)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран.

Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая,

возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира. Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (7 ч.)

Понятие о НТР. Характерные черты. Составные части: наука, техника и технология,

производство, управление. Эволюционный и революционный пути развития.

Современный этап и перспективы НТР. Возрастающая роль управления на современном этапе развития стран мира.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (8 ч.)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших

отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы. Внешние экономические связи – научно технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Обобщающее повторение (1 ч.)

Обобщение и повторение по курсу (1 ч.)

 ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

 №1 По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей

№2 Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте.

№3 «Определение и оценка ресурсообеспечен-ности отдельных стран и регионов мира»

№4. «Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы»

 №5 «Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме»

№6 Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.

7 Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2019 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России.  

№8 «Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2;  4) от 100 до 200 человек на 1 км2;  5) от 10 до 100 человек на 1 км2;  6) менее 10 человек на 1 км2.  

№9 «Характеристика населения одной из стран мира»

№10 «Определение стран-лидеров в различных отраслях машиностроения»

№11 «Определение и характеристика мировой транспортной структуры»

Из предложенного перечня практических работ все входят в состав изучения нового материала и не подлежат обязательному оцениванию  


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по экономической и социальной географии мира 10 класс (1 час в неделю)

Тема урока

Примечание (оценивание ПР всего класса)

Кол-во часов

Тема 1. Современная политическая карта мира  

6

1

Введение. Политическая карта мира. П.Р. №1 По политической карте мира определить страны, имеющие наибольшее число стран-соседей

 

1

2

 Многообразия стран современного мира

1

3

Влияние международных отношений на политическую карту мира

1

4

Государственный строй стран мира

1

5

Политическая география и геополитика П.Р. №2 Используя средства массовой информации и ресурсы Интернета, охарактеризовать: а) географию «горячих точек» на современной политической карте мира, б) географию самопровозглашённых (непризнанных) государств на этой карте.

1

6

Контроль знаний по теме «Современная политическая карта мира»

1

Тема 2.  Природа и человек в современном мире

6

1 (7)

Взаимодействие общества и природы

1

2 (8)

Мировые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. П.Р. №3 «Определение и оценка ресурсообеспечен-ности отдельных стран и регионов мира» П.Р. №4. «Используя данные учебника, сравнить обеспеченность стран мира пахотными угодьями и сделать выводы»

 

1

3 (9)

Мировые природные ресурсы. П.Р. №5 «Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме»

 

1

4 (10)

Загрязнение и охрана окружающей среды.  П.Р. №6 Используя Интернет и другие средства информации, привести по нескольку примеров: а) положительного воздействия природоохранной деятельности и экологической политики, б) отрицательного воздействия антропогенного вмешательства в окружающую природную среду.

 

1

5 (11)

Географическое ресурсоведение  и геоэкология  

 

1

6 (12)

Обобщение пройденного материала

1

Тема 3. География населения мира

7

1 (13)

Численность и воспроизводство населения мира.

 

1

2 (14)

Состав населения (половой, возрастной). П.Р. 7 Пользуясь поисковыми системами Интернета, найти информацию об итогах переписи населения в России, проведённой в 2019 г. Пользуясь этими данными, составить возрастно-половую пирамиду России.  

П.Р. №8 «Пользуясь поисковыми системами Интернета, добыть сведения о плотности населения стран мира. На их основе составить классификационную таблицу с примерами трёх-пяти стран, имеющих показатель средней плотности населения: 1) свыше 1000 человек на 1 км2; 2) от 500 до 1000 человек на 1 км2; 3) от 200 до 500 человек на 1 км2;  4) от 100 до 200 человек на 1 км2;  5) от 10 до 100 человек на 1 км2;  6) менее 10 человек на 1 км2.  

1

3 (15)

Этнический и религиозный состав населения

1

4 (16)

Размещение и миграции населения

1

5 (17)

Городское и сельское население

1

6 (18)

Обобщающее повторение по теме «География населения мира». П.Р. №9 «Характеристика населения одной из стран мира»

1

7(19)

Контроль знаний по теме «География населения мира»

1

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство  

7

     1 (20)

Научно-техническая революция.

 

1

    2 (21)

Мировое хозяйство.

1

    3 (22)

Отраслевая структура мирового хозяйства

1

4 (23)

Территориальная структура мирового хозяйства

1

5 (24)

Факторы размещения производительных сил в эпоху НТР

1

6 (25)

Обобщающее повторение по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»

1

7(26)

Контроль знаний по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство»

1

Тема 5.География отраслей мирового хозяйства  

8

1 (27)

География промышленности. Топливно-энергетическая промышленность мира

1

2 (28)

Горнодобывающая и металлургическая промышленность мира

1

3 (29)

Машиностроение мира. П.Р. №10 «Определение стран-лидеров в различных отраслях машиностроения»

1

4 (30)

Химическая, лесная и легкая промышленность мира

1

5 (31)

География сельского хозяйства и рыболовства

1

6 (32)

География транспорта. П.Р. №11 «Определение и характеристика мировой транспортной структуры»

1

7 (33)

Всемирные экономические отношения

1

8 (34)

Обобщающее повторение по теме «География отраслей мирового хозяйства»

1

35

Обобщение и повторение по курсу

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...