Рабочая программа по географии 10-11 классы.
рабочая программа по географии

Луневич Елена Павловна

Рабочая программа составлена к УМК География. Современный мир  10-11 классы. Авторы Гладкий Ю.Н., Николина В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10-11_polyarnaya_zvezda_2.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

География

                                                                         1.Пояснительная записка

Предполагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по географии для 10-11 классов линии «Полярная звезда» А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной и др.

 Рабочая  программа  по  географии    составлена  на  основе:

- ФГОС  основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12. 2010 № 1897

-Примерной программы по географии (10-11 классы) предметной линии «Полярная звезда» для основной школы и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования

- Основной образовательной программы МОУ Прозоровской СОШ.

Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

• нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

• понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.

задачи данного курса: дать учащимся представление о современном мире на глобальном, региональном, субрегиональном и страноведческом уровне. Выявить сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и результат длительного исторического развития изучаемого региона. Современная география рассматривает изучаемые явления и процессы в экономическом, политическом, культурном и практическом аспектах, что позволяет раскрыть всю многогранность географических проблем.

Планируемый результат обучения: овладение учащимися системой социально-экономических, экологических, картографических, политических знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у учащихся социальных, коммуникативных, географических компетенций.

Изменения в содержании рабочей программы незначительно отличается от примерной и авторской программ.

Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

.Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Место предмета в учебном плане

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и показывает распределение учебных часов по разделам курса. Согласно  базисному учебному плану общеобразовательных учреждений на изучение предмета «География» в 10-11 классах выделено 1 час в неделю (всего 34 часа в год).

Планируемые  результаты  изучения  курса  географии

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования , в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

–        понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

–        определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

–        составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

–        сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

–        сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

–        выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

–        раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

–        выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

–        выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

–        описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

–        решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

–        оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

–        объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

–        характеризовать географию рынка труда;

–        рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

–        анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

–        характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

–        приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

–        определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

–        оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

–        оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

–        оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

–        объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

–         характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

–        переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

–        составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

–        делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

–        выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

–        давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

–        понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

–        оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

–        раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

–        прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

–         оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

–        оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

–        оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;

–        оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

–        анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

–        анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

–        выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

–        понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

–        давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

Содержание

В системе образования география как учебный предмет занимает важное место в формировании общей картины мира, географической грамотности, необходимой для повседневной жизни, навыков безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни, а также в воспитании экологической культуры, формирования собственной позиции по отношению к географической информации, получаемой из СМИ и других источников. География формирует географическое мышление – целостное восприятие всего спектра природных, экономических, социальных реалий.

Изучение предмета «География» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами областей общественных, естественных, математических и гуманитарных наук.

В соответствии с ФГОС СОО география может изучаться на базовом и углубленном уровнях.

Изучение географии на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников, в том числе на формирование целостного восприятия мира.

Изучение географии на углубленном уровне предполагает полное освоение базового курса и включает расширение предметных результатов и содержания, ориентированных на подготовку к последующему профессиональному образованию; развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоения основ наук, систематических знаний; формирование умения применять полученные знания для решения практических и учебно-исследовательских задач в измененной, нестандартной ситуации. Изучение предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся умение анализировать, прогнозировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, моделировать и проектировать территориальные взаимодействия различных географических явлений и процессов.

Примерная программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала, не определяет количество часов на изучение учебного предмета и классы, в которых предмет может изучаться.

Примерна программа учитывает возможность получения знаний в том числе через практическую деятельность. В программе содержится примерный перечень практических работ. При составлении рабочей программы учитель вправе выбрать из перечня те работы, которые считает наиболее целесообразными с учетом необходимости достижения предметных результатов.

Базовый уровень

Человек и окружающая среда

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.

Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.

Геоэкология. Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Территориальная организация мирового сообщества

Мировое сообщество – общая картина мира. Современная политическая карта и ее изменения. Разнообразие стран мира. Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Население мира. Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости. Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.

Мировое хозяйство. Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. Международные отношения. Географические аспекты глобализации.

Региональная география и страноведение

Комплексная географическая характеристика стран и регионов мира. Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Австралии и Африки. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции.  

Роль отдельных стран и регионов в системе мирового хозяйства. Региональная политика. Интеграция регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (региональные, политические и отраслевые союзы).

Россия на политической карте мира и в мировом хозяйстве. География экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности и проблемы интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

Роль географии в решении глобальных проблем человечества

Географическая наука и географическое мышление. Карта – язык географии. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем современности. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.

                                                                 Содержание курса

География. Современный мир. 10-11 класс (70 ч; 2 ч в неделю; 11 ч — резервное время)        

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 ч)

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.

Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.

Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.

Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал.

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

Практикум. 1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории. 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). 3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.

Тема 2. География населения (6 ч)

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.

Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.

Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.

Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.

 Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

Практикум. 1. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. 2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. 3. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.

Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций (5 ч)

Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.

Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.

Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Практикум. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).

Тема 4. Политическая карта мира (5 ч)

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.        Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Практикум. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».

Тема 5. География мировой экономики (9 ч)

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе. Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.

Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.

Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные  (торговля, транспорт, прокат и др.), личные  (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые,  социальные.

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия.

Практикум. 1. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. 2. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору). 3. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы». 4. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору).

Тема 6. Регионы и страны (29 ч)

Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Англоязычная Америка

Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло».
      Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сельского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад.

Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории.

Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития.

Западная Европа. Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма.

Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия.

Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяйство. Внутренние различия.

Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация.

Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг.

Центрально-Восточная Европа. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия.

Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства.

Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Китайская Народная Республика. Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия.

Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия.

Юго-Восточная Азия. Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства.

Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона.

Юго-Западная Азия и Северная Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия.

Тропическая Африка и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическа Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки.

Австралия и Океания. Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяйства. Транспорт. Внутренние различия.

Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Практикум. 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека. 2. Экономико-географическая характеристика одной из стран (по выбору). 3. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору).

Тема 7. Глобальные проблемы человечества (4 ч)

Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества.

Практикум. 1. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. 2. На основе различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы в 10 классе

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

№ п/п

Раздел (тема)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Раздел I.Человек и ресурсы Земли

10

Знать географические особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства.

Уметь составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. Исчерпаемые и неисчерпаемые ресурсы

2

Раздел 2. География населения

6

Знать численность и динамику населения мира; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций.

Уметь определять и сравнивать географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов; оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации.

3.

Раздел 3. География культуры, религий, цивилизаций

5

Знать и понимать географию религий, цивилизацию и ее характерные черты; религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих   людей. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности. Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная.

4.

Раздел 4. Политическая карта мира.

5

Показывать и знать на карте новые суверенные государства после распада СССР. Уметь применять количественные и качественные сдвиги, этапы формирования политической карты.

Показывать границы государств и их территории, формы правления, монархия, республики, унитарное государство

Умеют сгруппировать государства, охарактеризовать признаки (или критерии) типологии географического положения стран.

Имеет представление о политической организации человеческого общества ООН. Геополитика

5.

Раздел 5. География мировой экономики

9

Знать географические особенности размещения основных отраслей мирового хозяйства.

Уметь составлять комплексную географическую характеристику, таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия

Всего:

35

        

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы в 11 классе

№ п/п

Раздел (тема)

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1.

Раздел 6.Регионы и страны

29

Знать принцип строения культурно-исторических регионов, найти и показать на карте регионы, географическое пространство.

Могут определять ВВП в странах мира и ВВП на душу населения. Национальное богатство. Знать главный центр мировой экономики.

Могут оценить природные ресурсы ведущих стран мира.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность стран США, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность страны Канада, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Латинской Америки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Западной Европы, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран постсоветского периода (без стран России и стран Балтики), их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Умеют оценивать ресурсообеспеченность стран Китая, Индии, Индонезии, Пакестана, Японии и Багладеш, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран Юго_западной Азии, Северной Америки и тропической Африки, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Уметь оценивать ресурсообеспеченность Австралии и Океании, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Подготовка к Всероссийской проверочной работе.

2.

Раздел 7. Глобальные проблемы человечества

4

Знать и понимать глобальные проблемы человечества, Глобальные проблемы и география их взаимосвязь, отсталость, голод, болезни. Уметь оценивать глобальные проблемы нашей планеты. Выявлять причины отсталости стран. Принимать решения по улучшению продовольственной проблемы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества

3.

Резерв

2

Всего:

35

 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИ

п/п

Тема и тип урока

Количество часов

1.

             От древности,до наших дней                                                                                                                                                                                                          

2

Современное освоение планеты

Комбинированный

3

Природные ресурсы и экономическое развитие

Комбинированный

4

Ископаемые ресурсы

Комбинированный

5.

Земельные ресурсы

Комбинированный

6

Водные ресурсы

Комбинированный

7

Лесные ресурсы

Комбинированный

8

Ресурсы Мирового океана

Комбинированный

9

Другие виды ресурсов

Практикум Практическая работа №1: «Определение ресурсообеспеченности стран»

10

Природопользование и устойчивое развитие

Итоговый

11

Раздел 2. География населения

Рост населения Земли

Урок изучения новых знаний

12

Этническая и языковая мозаика

Комбинированный

13

Возрастно – половой состав и занятость населения

Практикум

14

Расселение: городское и сельское население

15

Миграции населения

Комбинированный

Практическая работа №2: «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира»

16

Итоговый тестовый контроль по теме «География населения» (урок-зачет)

17

Раздел 3. География культуры, религий, цивилизаций

Что изучает география культуры

18.

География религий

Комбинированный

19

Цивилизации Востока

Комбинированный

 

20.

Цивилизация Запада

Комбинированный

21

Культура, цивилизации, религии.

Урок – зачет по теме: «География культуры, цивилизации, религий»

22

Раздел 4. Политическая карта мира.

Формирование политической карты

Урок изучения новых знаний

23

Государство – главный объект политической карты

Комбинированный

Практическая работа №3: «Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй стран мира»

24.

Типы государств

Комбинированный

25

Политическая география и геополитика

Частично - поисковый Практическая работа №4: «Характеристика политико-географического положения страны. Его изменение во времени»

26.

Геополитика.

Контрольная работа: «Политическая карта мира»

27

Раздел 5. География мировой экономики

Мировая экономика: состав, динамика, глобализация

Урок изучения новых знаний

28

Научно-техническая революция

Комбинированный

29.

Международное разделение труда

Комбинированный

30

Горнодобывающая промышленность мира. Электроэнергетика

Урок изучения новых знаний

31

Обрабатывающая промышленность

Практикум

32

Сельское хозяйство мира.

Урок изучения новых знаний

33

Транспорт и сфера услуг

Урок изучения новых знаний

34

Мировые экономические связи. Интеграция

Урок изучения новых знаний

35

Итоговый тестовый контроль по теме: «География мировой экономики»

1

Регион и региональная география.

Как поделить земное пространство

Урок изучения новых знаний

1 ч

Календарно- тематическое планирование 11 класс

2.

Центры экономической мощи и «полюсы» бедности

Комбинированный

3

Англоязычная Америка.

Соединенные штаты Америки

Урок изучения новых знаний

4

Соединенные штаты Америки

Комбинированный

5

Канада

Урок изучения новых знаний

Практическая работа №1: «Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека»

6

Латинская Америка

Урок изучения новых знаний

7

Латинская Америка:

1

8

Регионы Латинской Америки

Комбинированный

9

Западная Европа

Урок изучения новых знаний

10

Западная Европа:

11.

Германия

Урок изучения новых знаний

12

Великобритания

Урок изучения новых знаний

13

Великобритания:

1

14.

Франция

Урок изучения новых знаний

15

Италия

Урок изучения новых знаний

16

Центрально – Восточная Европа.

Частично – поисковый

Практическая работа №2: «Экономико-географическая характеристика одной из стран Ц-В Европы

17

Постсоветский регион (без России и стран Балтии)

Комбинированный

18

Постсоветский регион (без России и стран Балтии)

Комбинированный

19.

Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона).

Урок изучения новых знаний

20

Зарубежная Азия

Урок изучения новых знаний

Практическая работа №3: «Сравнительная характеристика двух стран Зарубежной Азии»

21

Китайская народная республика

Урок изучения новых знаний

22

Китайская Народная Республика: экономика, сельское хозяйство и транспортная сеть

23

Япония

Урок изучения новых знаний

24

Юго – Восточная Азия

Урок изучения новых знаний

25

Южная Азия

Урок изучения новых знаний

26

Юго – Западная Азия.

Урок изучения новых знаний

27

Страны Северной Африки.

Комбинированный

28

Тропическая Африка и ЮАР.

Урок изучения новых знаний

Практическая работа №4: «Сравнительная характеристика двух стран Африки

29

Австралия и Океания

Комбинированный

Контрольная работа «Мировая экономика»

30

Итоговый тестовый контроль по теме «Регионы и страны»

31

Глобальные проблемы

Урок изучения новых знаний

32.

Отсталость, голод, болезни

Комбинированный

33.

Энергетическая и сырьевая проблемы. Экологическая проблема.

Комбинированный

Практическая работа №5: «На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее  причины, сущность, предложить пути решения»

34.

Итоговая контрольная работа: «География мирового хозяйства»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...