Урок Вулканы 5 класс
методическая разработка по географии (5 класс)

Раиса Смирнова

Эта методическая разработка поможет качественно и интересно провести урок по теме Вулканы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок Вулканы 5 класс203.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – путешествие  «Природные явления. Вулканы»  (слайд № 1)

Смирнова Раиса Владимировна, 13.03.19г

Учитель школы №335 Санкт-Петербурга Пушкинского района

Цель:

Сформировать представление о происхождении вулканов. Познакомить с основными областями распространения вулканов;

Задачи:

  1. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
  2. Развивать навыки учащихся в работе с атласами и контурными картами; формировать представлений о профессиях, связанных с науками географического направления;
  3. Воспитывать интерес к предмету, содействовать эстетическому воспитанию школьников на примере произведений литературы и искусства;

Оборудование: мультимедийное  оборудование,  презентационный материал, видеофрагмент, атласы, контурные карты, технологические карты урока

Тип урока: изучение новых знаний

Вид урока: комбинированный с использованием информационных технологий

Основные термины и понятия: вулкан,  жерло, кратер, лава, очаг магмы, конические  и щитовые вулканы, действующие, потухшие и уснувшие вулканы

Ход урока

Ι. Организационный момент-1мин

Сегодня наш урок пройдет в необычной форме. Я хочу пригласить всех присутствующих совершить путешествие в недра Земли. Давайте  настроимся на поиск и творчество и начнем урок

ΙΙ. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Но перед тем  как отправимся в путешествие, мы соберем багаж знаний, который может понадобиться нам в дороге. Предлагаю решить кроссворд. В нем зашифрованы понятия, которые мы изучали на предыдущих уроках.

Работа со слайдами № 2- 10 Кроссворд - 3 мин

1. Колебания, распространяющиеся в Земле от очагов землетрясений – это сейсмические…

2. Место на земной поверхности, где происходят самые значительные разрушения

3. Самая большая по объему часть планеты

4. Материк южного полушария, образовавшийся  в результате раскола материка Пангея

5. Слой мантии, расположенный на глубине 150  км от поверхности земли

6. Прибор, который фиксирует колебания земной коры

7. Центральная точка очага  землетрясения

8.Самая тяжелая внутренняя часть земли

9. Волны, возникающие в результате землетрясения

Молодцы! Багаж собран. В путь !

ΙΙΙ. Изучение нового материала-25мин Слайд № 11

Магма по жерлу рвется наружу    

Выход из кратера очень ей нужен,

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный….вулкан

- Как вы догадались, сегодня пойдёт речь о грозном  природном явлении… (вулканы)

Сообщение темы и целей урока Слайд № 12

Сегодня будем формировать представление о происхождении вулканов. Познакомимся с основными областями распространения вулканов; Будем  учиться  сравнивать, анализировать, делать выводы, поработаем  с атласами и контурными картами.

Дети,  у каждого из вас на парте лежит технологическая карта урока, с которой вы будете работать аккуратно  по ходу изучения новой темы.  Запишите  свою фамилию, имя,  тему и дату урока :

 -Дети, какие вулканы вы знаете?

 - Какие ассоциации вызывает у вас слово «вулкан»? (дети чаще отвечают «огнедышащая гора»).

- Давайте послушаем Нестерова Павла   и узнаем, откуда к нам пришло название этого природного явления  (приложение 1)  

1.Представление древних людей о вулканах  Слайд № 13-Вулкан

2. Строение вулкана. Слайд № 14-строение вулкана

Может быть, кто-то из вас знает,  какое  строение  имеет  вулкан?

Рассмотрим схему «Строение вулкана». Под давление  расплавленная магма поднимается к земной поверхности по каналу, который называется  жерло вулкана. На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление - кратер. Из него на земную поверхность изливается лава, выходят газы,  водяной пар, вылетают пепел и  огромные камни (вулканические бомбы).

Кратеров может быть несколько. Их называют боковыми.

Излившаяся на поверхность магма, теряет часть газов и превращается в лаву.  Застывшая лава образует конусы вулкана.

Извержение вулкана – одно из самых грозных явлений на Земле. Во время него содрогается земля. С гулом вулкан выбрасывает тучи горячего пепла, по склонам течет раскаленная лава. Температура огненных рек превышает 1000 градусов. Вулканические газы несутся вниз по склону со скоростью 300 км/ч, сжигая все на своем пути.

А сейчас я предлагаю вам стать свидетелями этого грозного природного явления…(просмотр видеосюжета "Извержение вулкана".) 2 мин

Что удивило вас в этом  видеофрагменте?

Дети, что такое  вулканические бомбы?

Подумайте, как они  образуются?

3. Как образуются вулканы?

Увидев этот фрагмент, вы, наверное,  можете сказать, как образуются вулканы? Слайд № 15

В верхней части мантии есть слой астеносферы, вещество которого находится в вязком состоянии и имеет высокую температуру. Здесь образуется  магма-  расплавленное вещество мантии, насыщенное газами. Под давлением магма поднимается вверх по трещинам в земной коре. Это явление получило название магматизм. 

Различают внутренний и внешний магматизм.

При внутреннем магматизме магма не достигает земной поверхности и застывает в трещинах земной коры. Если это происходит близко к поверхности земли, то образуются невысокие горы-лакколиты, которые еще называют "несостоявщимися" вулканами. Примером лакколитов является гора Аю-Даг в Крыму.

Внешний магматизм называют еще  вулканизм 

-Давайте уточним процесс превращения ЛАВЫ  

- В каком состоянии находится мантия? (Вязкое).

-Почему мантия вязкая, ведь она нагрета до температуры 2000градусов? (На нее воздействует большое давление, при котором внутреннее вещество Земли не может находиться в жидком состоянии).

- Мантия вязкая, но где, по-вашему, мантия станет жидкой? Почему?

Мантия в жидком состоянии станет магмой? Когда магма выльется наружу, она станет… (Лавой)

Магма – (от греч. -густая мазь) – расплавленная масса глубинных зон Земли.

Мантия – (от греч. – покрываю) – геосфера, окружающая ядро Земли. Вещество находится в твердом кристаллическом состоянии.

Лава – (от лат.- обвал, падение) – магма, излившаяся на поверхность.Слайд № 16 МАНТИЯ – МАГМА- ЛАВА

- Что же такое вулканы? Дети пытаются дать определение

Вулканы - это горы конической формы, сложенные продуктами их извержения. Слайд № 17

 (задание 1-2) Запись в технологическую карту:

Вулканы это-

Процесс образования ЛАВЫ Слайд № 18

  1. Немые свидетели вулканической деятельности. Слайд № 19

Извержение вулкана всегда поражает мощью природных процессов. Вулканические извержения могут приводить к катастрофическим  последствиям, нередко сопровождающимся большими человеческими жертвами. Настя Куценко  подготовила интересную информацию о трагической судьбе  античного города Помпеи.    (приложение 2)

 Слайд №20-«Последний день Помпеи»

Слайд № 21-«Восстановленный из пепла»

Шли годы… На поверхности пепла и лавы образовалась почва, возникли новые поселения. Жители новых городов стали находить в земле посуду, домашнюю утварь. Отрыли целую улицу. И глазам людей предстал древний город Помпеи, который был погребен много лет назад…

Физкультминутка-Марченко Евгений

5. Типы вулканов  Слайд № 22-группы вулканов

По своей активности вулканы делятся на 3 группы:

 Проблема!!! Чем они  отличаются? В учебник  на с.50-51 вы найдёте ответ. (Уснувшие – об их извержениях в историческое время нет данных, но уверенности в том, что их деятельность прекратилась, нет). 

Слайд № 23-влк Ключевская Сопка

 Ключевская Сопка - самый высокий и активный действующий вулкан Евразии и России- 4750м, за 270 лет более 50 сильных извержений.

Это вулканы Кракатау - действующий вулкан в Индонезии. Во время извержения в 1883г выпало так много пепла, что повышенное содержание, которого в воздухе вызывало несколько лет яркие зори.  Фудзияма - действующий вулкан и самая высокая вершина  Японии 3776м, «Священная гора Японцев». Есть вулканы, об   извержении которых не сохранилось никаких сведений. Об их активной жизни в прошлом свидетельствуют конусообразная форма горы и кратер на вершине. Это  потухшие вулканы. К ним относятся влк. Эльбрус в Кавказских горах и влк. Килиманджаро в Африке.  

Вулкан Везувий действующий?

-Итак. Какие нам известны группы  вулканов?

-Выполнить задание № 3 в технологической карте

Слайд № 24-Сейсмоопасные районы мира

На земном шаре насчитывается около 850 действующих вулканов, хотя эти цифры  в разных источниках информации отличаются. Действующие вулканы  есть на всех материках, кроме Австралии.

Внимание! Проблема!!!

-Почему в Австралии нет вулканов?

-Где же расположена основная часть действующих вулканов?

Почти половина действующих вулканов расположена в районах сейсмических поясов, на границе  литосферных  плит. Например,  в районе Тихоокеанского огненного кольца.    

 -Вулканы образуются только на суше? ( и на дне океанов).

Внимание! Проблема!!!

 - Как вы думаете, где будет больше вулканов – на дне океанов или на материке? (На дне океанов, т.к. там тонкая земная кора, которую легче прожечь).

Исалько (исп. Izalco) — вулкан в Сальвадоре. Слайд№25-влк.  Исалько

Проблема!!!

Как вы думаете почему так называют его - Тихоокеанский маяк???

Высота— 1885 м. Расположен вулкан горной системе Кордильеры. Один из самых молодых вулканов Центральной Америки и считается одним из самых активных в мире. Первое зарегистрированное извержение произошло в 1770 году. С тех пор постоянная активность наблюдалась вплоть до 1958 года, но без сильных извержений. В1966 году извержение уничтожило деревню Матасано и повлекло гибель 56 человек. После этого активность снизилась. Но каждые 8 минут происходят выбросы вулканического пепла на высоту до 300 м. Такие извержения следуют одно за другим вот уже 200 лет. За свою активность вулкан был прозван Тихоокеанским маяком.

6.Виды вулканов Слайд № 26

Внимание! Проблема!!!

-Дети, вы обратили внимание, что вулканы имеют разную форму. Как вы думаете, почему?

-Как образуются конические и щитовые вулканы?

Задание №4 в технологической карте

Практическая работа -5 минут   «Нанесение на контурную карту вулканов и нахождение  их географических координат»

Инструктаж перед работой на контурной карте.

Пользуясь картой атлас с.   мы сейчас нанесем на контурную карту вулканы Везувий, Кракатау, Ключевская Сопка. Найдите их в атласе. Вы уже обратили внимание на то, как вулканы обозначены.

 Название объектов пишут вдоль параллелей

ΙV. Закрепление материала-5мин

Мы сегодня говорили о вулканах. Какие вы знаете вулканы? А как образуются вулканы? Почему  в нашем регионе нет, и не может быть  вулканов?  Все ли вулканы действующие?

Слайд № 27 Проверьте себя «Найдите пару» задание 5 (Самоконтроль)

  1. Домашнее задание. Слайд № 28- 2мин

   Изучить материал учебника 19

  1. Подведение итогов урока -2мин Выставление оценок-

 Путешествие от вулкана к вулкану на нашем уроке подходит к концу, и мне хотелось бы, чтобы вы прочитали и закончили предложение и оценили свою деятельность на уроке

Этап рефлексии:

  1. Сегодня на уроке мне (я)…

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Вулканы" 6 класс

Урок –путешествие  "Вулканы". Цели: расширить и углубить знания о вулканах и их строении,  познакомить с географией  их размещения; выявить причины возникновения вулканов, гей...

урок 6 класс "Строение вулкана"

урок географии в 6 классе...

Презентация к уроку "Вулканы" , 5 класс

Презентация подготовлена к уроку по УМК "Полярная звезда" А.И.Алексеева...

Урок 7 класс "Вулканы"

Урок 7 класс "Вулканы"...

Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс

Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс...

Технологическая карта урока "Вулканы". 5 класс

Технологическая карта урока "Вулканы". 5 класс...