Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)

Технологическая карта урока "Вулканы Земли". 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:


Вулканы Земли

                     Летягин А.А. География. Начальный курс: 5 класс. – М.: Вентана

  1. Цель урока:создать условия для формирования  знаний о вулканах, и понимания причин возникновения вулканов;

обеспечить усвоение учащимися  новых понятий  и терминов: вулкан, кратер, конус, жерло, действующий вулкан, потухший вулкан,  магма, лава.

9.Планируемые результаты:  

предметные

знать строение вулкана, их виды;

уметь  устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами; 

объяснять причины возникновения вулканов;

приводить примеры вулканической опасности, прогнозирования извержений и их последствий;

определять на карте местоположение вулканов и наносить их на контурную карту.

личностные 

осознание взаимосвязи между строением земной коры и процессами происходящими в ней;

создание упрощенной схемы вулкана.

метапредметные 

умение находить в разных источниках и анализировать информацию  

умение обобщать, делать выводы, находить закономерности, анализировать схемы, составлять схемы

  1. Тип урока      урок открытия новых знаний
  2. Формы работы учащихся коллективная, групповая (малые группы), фронтальная, самостоятельная

  1. Необходимое техническое оборудование мультимедийный проектор

  1. Структура и ход  урока     

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

1.

Подготовка класса к року.

Проверка домашнего задания.

- На прошлом уроке, мы начали изучение каменной оболочки Земли. Как она называется? Из чего состоит? Дайте характеристику составных частей.

Обучающиеся готовят своё рабочее место.

(Ученики отвечают  на вопросы учителя.)

Учебно- познавательный интерес к географии

Знать основные правила работы в кабинете географии

Умение работать с атласом, учебником и раздаточным материалом

2.

Мотивация к учебной  деятельности

- Земные недра человечеству

практически недоступны.

И поэтому они таят в себе

очень много  загадок,

которые люди стремятся разгадать.

Но есть на планете  места,

где можно прикоснуться к тайнам Земли.

Учитель предлагает обучающимся

 совершить

 путешествие в глубины литосферы

- Сегодня мы начнём  знакомство с процессами, происходящими в земной коре, а с какими вам предстоит сейчас узнать,

Прочитав отрывок из книги Жэля Верна Дети капитана Гранта. Глава XV

СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩИЕ СРЕДСТВА ПАГАНЕЛЯ

…Тонкий слой земли в ту же минуту прорвался. Из образовавшегося отверстия с грохотом вырвался огненный столб, а за ним хлынули кипящая вода и лава; потоки их устремились по склону горы к лагерю туземцев и в долину. Вся вершина содрогнулась. Казалось, она вот-вот рухнет в бездну.

Гленарван и его товарищи едва успели спастись от извержения. Они добежали до склепа, отделавшись легкими ожогами от брызг горячей, близкой к кипению воды. Скоро легкий запах кипящей воды сменился сильным запахом серы. Комья земли, лава, вулканические обломки – все смешалось в едином потоке. Огненные реки потекли по склонам Маунгахауми. Соседние горы осветились заревом извержения. Глубокие долины ярко озарились его отблеском. Лава уже клокотала в лагере дикарей, метавшихся, ища спасения. Те, кого не настиг этот огненный поток, бросились бежать и взобрались на соседние холмы. Оттуда они с ужасом глядели на это грозное явление, на этот вулкан, поглотивший, по повелению их разгневанного бога, нечестивцев, которые осквернили священную гору.

О каком процессе идет речь?

Тема нашего урока “Вулканы”

- Скажите, а  что вы знаете о вулканах?

Обучающиеся, по предложенному тексту , указывают о каком явлении идет речь.

Формулируют тему урока

Понимание роли и значения  географических знаний

Определять явление природы по просмотренному видеосюжету

Умение сформулировать тему урока

3.

Определение цель и задач урока.

-Достаточно ли тех знаний  о вулканах, которые у вас имеются?

Какую же цель мы с вами поставим на урок?

 

- А какими путями мы с вами пойдём, которые  позволят нам достигнуть поставленную цель?

Цель: получить знания  о вулканах и вулканической деятельности..

Формулируют 1 задачу: Изучить внутреннее строение вулкана

2 задачу: Узнать типы вулканов.

3 задачу: Определить географию вулканизма (определить место расположения вулканизма )

Понимание  важности изучения данной темы урока

Ставить цель урока  и задачи.

Умение ставить цель урока под руководством учителя

4

Актуализация знаний

- для начала мы с вам и  узнаем откуда произошло название «вулкан»?

Обучающийся рассказывает сообщение о происхождении термина «вулкан»

Учебно- познавательный интерес природному явлению

Называть ассоциации, связанные со словом «вулкан»

Умение мыслить ассоциативно

5.

Изучение нового материала

Учитель задаёт вопросы:

- Ребята, а какие ассоциации возникают у вас со словом «вулкан»?

-Что вы представляете когда слышите слово вулкан?

У многих со словом вулкан не самые лучшие ассоциации. На это, безусловно, есть причины. Вулканы обладают разрушительной силой, из-за их извержений погибают десятки сотни людей. Иногда вулканам удается уничтожить целые поселения, сровняв их с землей.

У древних людей на это были свои объяснения. Некоторые считали вулканы одушевленной сущностью. Другие считали, что вулканы непрерывно связаны с богами, из-за гнева, которых и происходят извержения. Сейчас мы понимаем, что в вулканах нет ничего мистического, только страха от этого меньше не становится. Вулканы по-прежнему извергают лаву, чаще всего это происходит неожиданно, и мы не можем предотвратить их извержения.

- Давайте сами попробуем дать определение слову вулкан.

- Сверьте свое определение с определением,

которое дано в учебнике  в

словаре терминов (стр. 36).

Итак, узнали мы, что такое вулкан?  (да)

- Далее что нам предстоит выяснить?

(строение вулкана)

Вулкан, ребята, имеет особое строение.

Я вам предлагаю посмотреть видеосюжет, https://yandex.ru/video/ которого вам предстоит ответить на вопросы.

Описать извержение вулкана.

Обсуждают составные части вулкана.

Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, изучают понятие « вулкан» и определяют его отличительные черты от других гор, обсуждают результат в парах.

На окончанию фильма, дают описание –как происходит извержение вулкана?

Понимание значимости изучения природного явления

Знать признаки вулкана и его отличительные черты

Умение работать самостоятельно в группах. Умение работать с текстом учебника

- Узнали мы с вами, что такое вулкан? (да)

- Опрелили строение вулкана? (да)

Обучающиеся самостоятельно, используя учебник п.7 Стр. 35, рис.17 определяют строение вулкана и изучают значение новых терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма» и выполняют задание в рабочей тетради на стр. 19 (нарисуйте схему, показывающую строение вулкана)

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать содержание терминов «жерло», «кратер», «лава», «магма», знать строение вулкана

Умение работать с тестом и рисунком в учебнике

 Оказывается, что вулканы на Земле различаются по форме и по активности.

 После просмотра видеоролика  «Типы вулканов», каждой из групп будет предложено выполнить задание.

заполнить схему формы вулканов.

 заполнить схему типы вулканов по активности.

-

Физкультминутка

Действующий вулкан (руки вверх, движение кистью рук)

Уснувший вулкан (ладонями закрыть глаза)

Потухщий вулкан (кистьи рук вниз)

Обучающиеся с помощью атласа заполняют кластер и указывают примеры действующих, уснувших и потухших вулканов.

Работают в контурных картах.

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать типы вулканов, их обозначения на карте

Умение работать со схемой и атласом

-Две стороны медали, или Извержения вулканов -не только зло, но и благо.

Тебе, наверное, известна поговорка: у всякой медали две стороны. Поговорка относится, конечно, не только к медали. Она подразумевает, что у каждого явления есть две стороны - отрицательная и положительная. Это относится и к извержениям вулканов.

Первый ряд называет отрицательное  воздействие вулканов.

 Да ребята при извержении вулканов

гибнут люди, растения и животные;

разрушаются строения, наносится большой материальный ущерб;

изменяется рельеф  Земли

- Второй ряд положительное воздействие.

- Как вы думаете почему?  Значит вулканы приносят какую-нибудь пользу?

Положительное:

  • вулканический пепел обогащает почву, повышает ее плодородие;
  • образуются месторождения полезных ископаемых;

продукты извержений ( пемза, вулканическое стекло, базальт) являются ценными строительными материалами.

Итак, решили мы с вамиопределили значение вулкана.

.

Работа с текстом о вулканах.

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать отличие спящего, потухшего и действующего вулканов

Умение высказывать свою точку зрения, выявлять причинно- следственные связи

Учитель задаёт вопрос: «А где больше всего находится вулканов на планете Земля?

Почему на побережье Тихого океана встречается много действующих вулканов?»

-А почему как вы думаете именно здесь?

Работа в контурных картах

1.Отметить сейсмически активные зоны

2.Вулканы земли

Используя рис. на стр.  39 п.7 в учебнике, обучающиеся отвечают на поставленные вопросы, обосновывая свою точку зрения.

Понимание роли и значения географических знаний

Знать понятие «Тихоокеанское огненное кольцо», объяснять причины распространения вулканов на побережье Тихого океана

Выявлять причинно- следственные связи

6

Контроль за сформированностью знаний.

Учитель предлагает обучающимся провести проверку своих знаний «Найдите понятие, составьте смысловые пары»

Обучающиеся выполняют задание и проверяют по ключу.

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать понятия, изученные на уроке, объяснять причину образования вулканов и гейзеров

Умение правильно сформулировать вопрос и объективно другого

7

Рефлексия

Синквейн «Вулкан»

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать основные понятия, изученные  на уроке

Умение выражать  отношение к уроку

8

Домашнее задание дифференцированное

Учитель предлагает обучающимся 3 вида домашнего задания:

1.  Прочитать п. 7 , задание устно

2. Оформить синквейн на листе А4

3. Приготовить  презентацию об известном вулкане или гейзере

Обучающиеся записывают домашнее задание

Учебно- познавательный интерес к изучаемой теме

Знать основные понятия, изученные  на уроке

Умение планировать выполнение домашнего задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Технологическая карта урока 6 класс строение Земли

Технологическая карта урока по географии в 6 классе в соотвествии с ФГОС...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....

Технологическая карта урока "Земля и Луна — двойная планета"

Урок 16, второй урок в теме «Природа тел Солнечной системы»...