Конспект урока в 9 классе на тему "Миграция населения"
план-конспект урока по географии (9 класс)

efimova.sweta2020

Открытый урок в 9 классе "Миграция населения"

Цели урока:

  1. Изучить понятия “миграция”, “депортация”, “беженцы”, “вынужденные переселенцы”.
  2. Познакомить учащихся с историей миграций в России и их причинами.
  3. Сформировать знания о миграционных процессах в России.
  4. Продолжить формирования умения применять знания, полученные на уроках обществоведения и истории для анализа географических ситуаций, развивать логическое и аналитическое мышление.
  5. Воспитывать личность, сознающую свои права и права других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_9_klasse_na_temu_migratsiya_naseleniya.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока « Миграция населения».

Цель урока: изучить особенности миграций населения в России.

Задачи: 1. Образовательная.

Дать определение понятиям: «миграция», «иммиграция», «эмиграция», «беженцы», «вынужденные переселенцы», «сальдо миграции», «урбанизация», «субурбанизация», «эпизодические миграции». Выявить проблемы, возникающие при активной миграции населения и определить пути решение проблем. Развивать умение анализировать статистический материалы.

               2. Развивающая

Развивать: мышление, память, речь, внимание, воображение, наблюдательность,  познавательный интерес к уроку, умение находить причинно-следственные связи, умение работать с картой и анализировать статистическим материал. умение отстаивать свою точку зрения, аргументировать свои доводы, делать выводы.

               3. Воспитательная

Воспитывать культуру записи, культуру общения, активную гражданскую позицию, патриотизм.

Оборудование: политико-административная карта Росси, статистические материалы.

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний
  4. Объяснение нового материала
  5. Первичное закрепление знаний
  6. Дальнейшая работа по закреплению знаний
  7. Д/З.

Ход урока:

  1. Оргмомент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Устный ответ на  вопросы:  
  • Особенности изменения численности населения России.
  • Типы воспроизводства населения.
  1. Повторение терминов: естественный прирост населения, рождаемость, смертность, младенческая смертность, демографический кризис, демографический взрыв, демографическая революция, естественное движение населения, эмансипация, современный тип воспроизводства.
  2. Географический письменный диктант на термины и понятия:
  • Численность населения России составляет___________ 144 млн. человек.
  • Естественное движение – это ___________ процесс непрерывной смены поколений.
  • Переход от одного типа воспроизводства к другому называется__________ демографическая революция.
  • Освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков, уравнивание в правах называется ___________ эмансипация.
  • Резкое увеличение прироста населения в результате резкого снижения смертности при сохранении высокой рождаемости?__________    демографический взрыв.
  • Разница между числом родившихся и числом умерших______ естественный прирост населения.
  • Уменьшение численности населения называется_____ демографический кризис или депопуляция.
  •  Число умерших до года на 1000 родившихся называется _________ младенческая смертность
  • Высокая рождаемость и высокая смертность наблюдается при ____ традиционном _____ типе воспроизводства.
  1. Актуализация знаний.

    Эпиграфом нашего урока будет старая русская пословица « Рыба ищет, где глубже, а человек где лучше». Давайте задумаемся над этой народной мудростью и приведем примеры подтверждающие его.    

  1. Объяснение нового материала.

Запишем тетрадь определение миграции.

   Миграция- переселение людей из одних мест проживания в другие. Миграции называют еще механическим движением населения.

  Миграции населения в пределах одной страны называются внутренними, а за пределы страны внешними.

Миграции

урбанизация

(из села в город)

  1. субурбанизация

( из города в село)

3. насильственные миграции

депортация

1. иммиграции

(въезд в страну)

2. эмиграции

( выезд из страны)

3. реэмиграции

( возращение на Родину)

  1. репатриации

( возращение на историческую Родину потомков эмигрантов)

Миграции

1. безвозвратные.

1. возвратные:

  • сезонные;
  • маятниковые;
  • эпизодические ( в командировки, гости и др.)

      2. безвозвратные.

 

     Объяснение видов миграций сопровождается вычерчиванием схем «Виды миграций» и дополнением схем.

     Вопросы к классу:

  • Как же мигрировало населения СССР и России в ХХ веке? Что послужило причинами миграции?
  • Как же мигрирует,  мигрировала в ХХ в. часть население России, имевшая постоянное место жительства?

     Рассмотрим наиболее крупные миграции:

  1. Самая мощная миграция ХХ века прошла с 1926 г. по 1988 г. – это переезд людей из села в город, т.е. процесс урбанизации населения.

Вопрос: С чем был связан этот процесс?  ( С индустриализацией экономики СССР. Большое количество русских переселились в период  индустриализации в национальные союзные республики СССР. За 10 лет с 1959 года число русских, живущих республиках СССР ,выросло на 5 млн. человек).

  1. Насильственные переселения до 1917 г. на каторгу и в ссылку в Сибирь и на остров Сахалин. После Октябрьской революции поток ссыльных резко увеличился: это раскулаченные крестьяне в период коллективизации, дворянство, духовенство, интеллигенция.

Вопрос: Назовите наиболее известные факты «переселения народов». Покажите на карте (рис 12, с 35, учебника) пути депортации народов. ( В1937 году около 200000 корейцев приморского края в течение двух недель были вывезены в Среднюю Азию и Казахстан. В 1939 г.  сотни тысяч литовцев, поляков, эстонцев, латышей были вывезены в Сибирь. В 1941 г. все немцы СССР были вывезены в Сибирь, на Урал, в Казахстан. В 1943 г. в Сибирь, Казахстан были вывезены чеченцы, ингуши, балкарцы, крымские татары, калмыки и др. В 1956-57г.г. народы Северного Кавказа были возращены на свою Родину.)

  1. Добровольные миграции в 50-х годах ХХ в. прошли на Юг Сибири и Казахстан.                    Русские, украинцы и другие народы ехали на освоение «целинных земель». Массовая миграция прошла и в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока. Это были плановые  миграции.

Вопрос: Что означает «плановая миграция» и в чем она заключалась? (Миграция проводилась с целью освоения природных ресурсов неосвоенных районов СССР. Не которые районы строились как « ударные комсомольские стройки» с привлечением молодежи, например БАМ.)

  1. Сейчас происходит обратный процесс: массовая миграция из районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Европейского Севера.  Инфляция «съела» сбережения жителей Севера, а доходы не компенсировали расходы на питание,  одежду, отдых. Северяне, как правило уезжают в Центральную Россию, Поволжье, на Урал, т.е. в те районы , которые раньше были основными территориями оттока населения.
  2. В 90-е годы ХХ века началась миграция из города в село и пригороды- субурбанизация. В крупных промышленных городах из-за неблагоприятной экологической обстановки (шумовое, пылевое загрязнение), высокого уровня преступности, дороговизны земли часть населения выезжает в пригород и села, где строят коттеджи.
  3.  Ежегодно в России активизируются сезонные миграции: с началом огородного сезона миллионы людей едут на дачи, сады-огороды; в сезон отпусков- на юг, в деревню и т.д.

Вопросы: Для каких народов характерны сезонные миграции и  с чем это связано?

(Сезонные миграции характерны и для кочующих народов Севера: оленеводы перегоняют  свои  стада летом к побережью морей Северного Ледовитого океана, а к зиме оленей перегоняют в лесотундру под защиту леса.)Приведите примеры маятниковых и сезонных миграций. (Маятниковые миграции связаны с вахтовым методом работы на Крайнем Севере)

  1. Первичное закрепление знаний.

Вопросы :

  • Дайте определение миграции.
  • Какие виды миграции вам известны?
  • Дайте им определения.
  1. Дальнейшая работа по закреплению знаний.
  • Приведите примеры переселения народов
  • Каковы причины миграций?
  • В чем экономическое значение миграций?
  • Охарактеризуйте современные процессы урбанизации и субурбанизация.

7. Д/З  s 7 вопросы, к-к.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии по теме:Численность населения Земли. расы. 6 класс

Конспект урока географии по теме: " Численность населения" 6 класс...

Конспект урока. 8 класс. Численность населения России

Конспект урока "Численность населения России" 8 класс...

Конспект урока 9 класс "Миграция и население России"

География 9 класс. Конспект урока "Население России"....

конспект урока по теме "Япония: территория, население, хозяйство"

Разработка урока по теме "Япония: территория, население, хозяйство"  в разделе "Зарубежная Азия" в 11 классе...

План-конспект урока ОБЖ "Обеспечение радиационной безопасности населения". 8 класс.

Цель урока:Актуализировать знания о радиационной безопасности населения;Задачи: Обучающие: Корректировать знания о радиационной безопасности населения;Воспитательные:Воспитывать чувство ответственност...

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Переписи населения» 10 класс

Конспект урока по географии. Тема «Численность населения мира. Рост численности населения мира. Пе­реписи населения»....