конспект урока по теме "Япония: территория, население, хозяйство"
план-конспект урока по географии (11 класс) по теме

Рудченко Татьяна Ивановна

Разработка урока по теме "Япония: территория, население, хозяйство"  в разделе "Зарубежная Азия" в 11 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_yaponiya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Рудченко Татьяна Ивановна,

учитель географии МАОУ СОШ №1

МО Новопокровский район

Урок географии в 11 классе.

                   Тема:     ЯПОНИЯ: ТЕРРИТОРИЯ, НАСЕЛЕНИЕ,

                                   ХОЗЯЙСТВО.  

Цель: Выявить особенности социально- экономического развития экономики Японии. Рассмотреть явление, получившее название «экономическое чудо». Развивать творческие особенности учащихся, развивать и закреплять навыки самостоятельной работы. Формировать общегеографическую культуру через знакомство с обычаями, традициями населения и его хозяйственной деятельностью.

I. Организационный момент.

II. Проверка знаний учащихся.

  1. Назовите главные черты ЭГП Индии. (выход в Индийский океан; значительная доля морских границ; Индия – субконтинент; сухопутная граница в 2,5 раза длинее морской и большей частью проходит по трудоспособным горным массивам)
  2. Перечислите главные отличия населения Индии от населения других стран.  ( работа письменно).
  3. Назовите основные сельскохозяйственные культуры и продукты.
  4. Что означает термин «зеленая революция». В чем особенность «зеленой революции»?

III. Изучение нового материала.

Вступительное слово:

Япония – на протяжении длительного периода самоизоляции  являлась «закрытой» для других стран. Она как Китай и Индия –древнее государство.

Это страна со своей самобытной культурой и традициями.  Об этой стране можно рассказывать очень много необычного и удивительного для русского народа.

В этой стране женщина подает мужчине пальто, едят палочками, спят на полу, пишут сверху вниз, а белый цвет является траурным.

Поклоны здесь-целый ритуал, чаепитие представляет собой целый обряд (чайную церемонию), икебана и бансай- целая наука.

Задание: определите государственный строй, государственное устройство, площадь и численность населения, используя «визитную карточку» учебника.

(ответ:  конституционная монархия, унитарное государство: 46 префектур и губернаторство в Хоккайдо.

Чтение дополнительного текста п.18 стр. 234.

Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом – солнцем в центре. Круглая хризантема –национальный цветок Японии.

1 группа Слайд 2  с данными из «визитной карточки».

Экономико-географическое положение:

1. По карте определите территорию Японии.

2. Определите географические координаты.

-20 25 и 45 33 с.ш.

-12 56 и 153 59 в.д.

*Сделайте вывод о географическом положении Японии.

Ее нижняя оконечность почти середина пустыни Сахары или южная точка Кубы, а северные границы совпадают с широтой Южной Франции и Краснодара. Стандартное время на 9 часов обгоняет время Лондона.

Сравнить территорию Японии с территорией Великобритании.

Слайд 3, 4  

Население страны.

* Определите по визитной карточке численность населения Японии.

(Население Японии 127млн. человек). Это 8-е место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, России, Пакистана.

Работа по карте плотности населения

Определите среднюю плотность населения страны. ( 336 человек на 1 км кв.)

* Где сосредоточено в основном население? ( на приморских низменностях и и в долинах рек)

* Подавляющая часть населения проживает в городах -76%.

В стране более 200 больших городов и 12 из них города- миллионеры.

Тип Воспроизводства первый.

Д. Политика: снижение рождаемости и повышение уровня жизни за счет этого.

Самая низкая в мире детская смертность и самый высокий уровень продолжительности жизни.   Почему?

2группа - сообщение устное: Все продукты в магазинах наисвежайшие. В пищу употребляется много морепродуктов. Само отношение к жизни. Японцы, как никакой другой народ в мире, знают и понимают, насколько хрупка жизнь. В памяти еще остались атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Японцы ценят жизнь и берегут природу, леса, реки, животных и птиц. В отношении японцев друг к другу царит доброжелательность. Привычка ходить. Важное значение имеет гигиена. Каждый человек чихающий, сморкающийся носит на лице, чтобы прикрыть нос и рот марлевую повязку.

Презентация слайдов по Японии ученика 11 класса. ( слайды 5, 6, 7)

Япония – один из главных центров экономической мощи современного мира.

Второе место после США в мире развитию экономики. Половина суммарного ВВП стран Азии и второе место в мире по ВВП( 36,5 тыс. долларов) В течение последних тысячелетий имеет устойчивое активное сальдо во внешней торговле. Промышленность - находится в большой зависимости от импорта сырья и топлива. А торговая марка «Сделано в Японии» с символизирует во всем мире высококачественную продукцию. Развиваются преимущественно новые и новейшие отрасли: производство средств связи и информатики, новых материалов, биотехнология. Первое место в мире по производству судов, автомобилей, тракторов, металлообрабатывающего оборудования, бытовой электроники, роботов. Доля Японии в мировом производстве цветных телевизоров более 60%, стали - 14,3%, искусственных волокон -12,3%. В Японии около 15% мировой добычи рыбы. Основные торговые партнеры: страны Юго-Восточной Азии, США, страны Западной Европы, Китай. Важнейшие порты страны: Муроран, Китакюсю, Кобе, Осака, Токио, Иокогама, Кавасаки, Кагосима, Нагоя, Химедаи, Нагасаки, Тиба.

3 группа Выявление факторов экономического чуда с помощью учебника, дополнительных сведений

*Сделать записи в тетрадь.

Факторы «экономического чуда» или японская модель экономики:

  1. В стране была принята демократическая конституция, заложившая правовую основу ее экономического благоденствия
  2. Была осуществлена аграрная реформа- ликвидировано крупное землевладение, земля отдана крестьянам.
  3. Американцы введя в стране антимонопольное законодательство, расформировали дзайбацу-финансово- промышленные группы.
  4. Промышленность страны получила многомиллионные заказы.
  5. Защита страны американской армией позволила не тратить средства на собственную армию.
  6. Кроме того, в это время были относительно низкие цены на мировом рынке на минеральное сырьё и топливо.
  7. Страна экономила колоссальные средства на развитие собственных НИОКР за счет приобретения лицензий и патентов.
  8. Япония имела дешёвую рабочую силу по сравнению с другими развитыми странами, тщательно разрабатывалась система управления рабочей силой.
  9. Япония после поражения в войне имела прав тратить не более 1% ВВП на оборону.
  10. Для  страны всегда была характерна высокая степень государственного регулирования: каждые пять лет составляется план – прогноз.

IV.Обобщение нового материала:

 1. Презентация слайдов по Японии ученика 11 класса

 2. Рассказ о Японии ученика по слайдам презентации.

V.  Домашнее  задание.  Стр.216-219, подготовить мультимедийную  презентацию или сообщение по теме «Автомобильная промышленность Японии»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Размещение и миграции населения мира"

Разработка урока для 10 класса по теме "Размещение и миграции населения мира" с использованием мультимедийного учебника как средства самостоятельной работы учащихся...

Конспект урока в 9 классе "Урал. Хозяйство"

Урок-проект. Подробный конспект урока и презентация. По данным статистических таблиц изготовляются пунсоны городов Пермь, Екатеринбург. Челябинск, Ижевск....

Конспект урока "Географическое положение, территория, границы Мостовского района."

Данный конспект урока может использоваться при ведении регионального компонента в 8 классе....

План- конспект урока по теме « География сельского хозяйства мира. Растениеводство»

Пояснение: данный урок можно провести как с использованием  ИКТ так и при отсутствии такового....

Конспект урока по теме "Численность населения и естественное движение населения"

Разработка конспектов урока по теме "Численность населения и естественное движение населения" из раздела "Население Российской Федерации" 9 класс...

Конспект урока: "Географический рисунок расселения и хозяйства Европы" 11 класс

Географический рисунок хозяйства в Европе существенно отличается от других регионов мира. Урок проводится в виде групповой работы....

конспект урока "На оккупированных территориях"

Урок в 10-м классе по ФГОС, в 11-м классе по ФК  ГОСФорма урока: защита мини-проектов...