Рабочая программа по географии 6 класс. "Полярная звезда"
рабочая программа по географии (6 класс)

Лешенко Елена Геннадьевна

Рабочая программа по географии 6 класс. "Полярная звезда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_geografiya_6_klass.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мельниковская средняя общеобразовательная школа»

Новичихинского района Алтайского края

Согласовано

на МО «Поиск»

протокол № 1

от «28» августа 2020 г.

руководитель

                         / Овчарова К. А

Принято на заседании педагогического совета

МКОУ «Мельниковская СОШ»

протокол № 1

«28» августа 2020 г.

Утверждаю

директор МКОУ «Мельниковская СОШ»

                             И. Е. Рудко

Приказ № 31

от «30» августа 2020 г.

Рабочая программа

основного общего образования

учебного предмета «География»

образовательная область общественно-научные предметы

6 класс

2020-2021 учебный год

Лешенко Елены Геннадьевны

учителя биологии и географии

высшей квалификационной категории

с Мельниково 2020 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа учебного предмета «География» для 6 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом № 1897 Министерства и науки России от 17 декабря 2010 года;

- Основной общеобразовательной программы основного общего образования МКОУ «Мельниковская СОШ», утвержденной приказом № 24  от 28. 08.2019г.

- Учебного плана МКОУ «Мельниковская СОШ» на 2019– 2020 учебный год, утвержденного приказом № 25  от 29.08.2019 г.

- Годового календарного графика МКОУ «Мельниковская СОШ», утвержденного приказом     № 26 от 30.08.2019 г.

- Положения о рабочей программе в соостветствии с ФГОС МКОУ «Мельниковская СОШ»утвержденного приказом № 37   от 30.06.2016 г.

        География в основной школе формирует  у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете  людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях  и о динамики главных природных, экологических, социально- экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия  природы и общества,  об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территории.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТУ

География в основной школе формирует  у обучающих систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете  людей, об основных закономерностях развития природы ,о размещении населения и хозяйства ,об особенностях  и о динамики главных природных ,экологических ,социально- экономических ,политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия  природы и общества,  об адаптации человека к географическим условиям проживания ,о географических подходах к устойчивому развитию территории.

ЦЕЬЮ изучения   географии в основной школе являются:

-организация деятельности обучающихся по усвоению его содержания, реализация личностного, системно-деятельностного подходов в обучении, формирование ценностных ориентаций, познавательного интереса к географии, навыков применения географических знаний в жизненной практике, умения ориентироваться в географическом пространстве.

ЗАДАЧАМИ курса являеться:

-формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира

- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных уровнях ( планета в целом, территории материков ,России, своего региона)

-понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе  его развития   с учетом исторических факторов

-формирование системы интеллектуальных ,практических ,универсальных учебных, оценочных, коммуникативных  умений, ,обеспечивающих безопасное ,социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде

-формирование общечеловеческих ценностей ,связанных  с пониманием значимости географического пространства для человека ,с заботой   о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.

-формирования опыта жизнедеятельности через усвоенные человеческие научные общекультурные достижения ( карта,  космические снимки, наблюдения путешествия ,традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства

-формирования опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных приборов ( план. карта. приборы. объекты природы),обеспечивающих реализацию собственных потребностей   ,интересов ,проектов

-формирование опыта творческой деятельности, социально-коммуникативных  потребностей на основе создания собственных  географических продуктов ( схемы .карты, презентации)

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в

6 - класс -35 часов (1 час в неделю)

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

             Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

 Важнейшие личностные результаты:

- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Важнейшие предметные результаты:

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

7)начальные умения и навыки использования  географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

- использовать различные источники географической информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерностми;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географисеские объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием различных источников;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессыи явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных

географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Выпускник получит возможность научиться:

- ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

- создавать простейшие географические карты;

- моделировать географические объекты и явления при помощью компьютерных программ.

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географичесских знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информациюгеографического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать писменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступления презентацией

Содержание учебного предмета

Тема 1. Введение

Ориентирование в информационном поле учебно-методического комплекта. Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК. Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой. Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Тема 2. Гидросфера — водная оболочка Земли

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Практическая работа № 1. Описание океана и моря на основе анализа географических карт

Решение практических задач

Практическая работа № 2 Описание реки по плану на основе анализа географических карт

Тема 3. Атмосфера — воздушная оболочка Земли

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле.

Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Практическая работа № 3. «Построение розы ветров по данным календаря погоды».

Практическая работа № 4. «Наблюдение за погодой. Обработка данных дневника погоды».

Тема 4. Биосфера – живая оболочка Земли

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Человек и биосфера. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Тема 5. Географическая оболочка

Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями.

Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность.

Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Кол-во час по авторской программе

Кол-во час  по рабочей программе

Практические (проектные) работы

По авторской программе

По рабочей программе

1

Гидросфера — водная оболочка Земли

11

12

2

2

2

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

10

11

2

2

3

Биосфера и живая оболочка Земли

3

4

4

Географическая оболочка Земли

6

8

5

Резерв

5

6

Итого

35

35

4

4

 

ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ В СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГАММЫ

      В темах «Гидросфера — водная оболочка Земли», «Атмосфера — водная оболочка Земли», «Биосфера и живая оболочка Земли» добавлено по 1 часу, 2 часа на повторение из резервного времени.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока в теме

Наименование раздела программы, тема урока

Всего часов

Используемые средства обучения

Дата

Учебно-лабораторное оборудование

По плану

По факту

Тема 1 «Гидросфера — водная оболочка Земли» 11 часа + 1 час из резерва

1

1

 Состав и строение гидросферы

1

Физическая карта полушарий, схема «Мировой круговорот воды в природе»

2

2

Части гидросферы, их соотношение.

Свойства воды. Мировой круговорот

воды в природе

1

Физическая карта полушарий, учебник, атлас, контурная карта

3

3

Мировой океан, его части. Единство вод Мирового океана. Моря, заливы,

проливы. Жизнь в океане

1

Физическая карта полушарий, учебник, атлас

4

4

Острова и полуострова.Типы островов.  Рельеф дна Мирового океана. Использование карт для определения географического положения и описания морей, океанов. Практическая работа №1 «Описание океана и моря на основе анализа географических карт»

1

Физическая карта полушарий, учебник, атлас, контурная карта, схема «Рельеф дна океана»

5

5

Мировой океан. Учимся с «Полярной звездой». Решение практических задач по карте. Выполнение проектного задания

1

Физическая карта полушарий, учебник, атлас, карта морей и океанов

6

6

Воды океана. Температура и солёность вод Мирового океана. Движение воды в океане. Волны. Океанические течения, приливы, отливы. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правилаобеспечения личной безопасности

1

Физическая карта полушарий, контурные карты, атлас

7

7

Реки — артерии Земли. Реки как составная часть поверхностных вод суши. Части реки. Речная система, речной бассейн, водораздел. Источники питания рек. Крупнейшие реки мира и России

1

Физическая карта полушарий, физическая карта России, картины, слайды с изображением рек и их частей

8

8

Режим реки, его зависимость от климата. Изменения в жизни рек. Речная долина. Равнинные и горные реки, их особенности. Роль рек в жизни человека. Использование карт для определения географичского положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Практическая работа №2 «Описание реки по плану на основе анализа географических карт»

1

Физическая карта полушарий, физическая карта России, картины с изображением равнинных и горных рек

9

9

Озёра, их разнообразие,зависимость размещения от климата и рельефа. Виды озёр. Крупнейшие пресные и солёные озёра мира нашей страны. Сточные и бессточные озёра. Пруды и водохранилища. Образование болот, их хозяйственное значение и использование. Описание озера по карте

1

Физическая карта полушарий, физическая карта России, рисунки, слайды, фотографии озёр, болот

10

10

Подземные воды, их происхождение и виды, использование человеком. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле, условия возникновения,распространение. Покровные и горные ледники

1

Физическая карта полушарий, физическая карта России, слайды, фотографии ледников

11

11

Гидросфера и человек. Качество воды и здоровье людей. Ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использовани. Охрана гидросферы

1

Физическая карта полушарий, физическая карта России, слайды, фотографии

12

12

Обобщающий урок по теме «Гидросфера»

1

Физическая карта полушарий, физическая карта России

Тема 2 «Атмосфера – воздушная оболочка Земли 10 час + 1 час

13

1

Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы,её границы. Тропосфера, стратосфера, озоновый слой. Значениа атмосферы для жизни на Земле. Атмосферные явления

1

Схема «Строение атмосферы», слайды, учебник

14

2

Тепло в атмосфере

1

Термометр, карта полушарий, календарь погоды

15

3

Тепло в атмосфере. Практическая работа № 3 «Обобщение данных температуры воздуха в дневниках наблюдения погоды»

1

Глобус, теллурий, физическая карта полушарий, учебник

16

4

Атмосферное давление

1

Барометр

17

5

Ветер. Практическая работа№4 «Вычерчивание и анализ розы ветров»

1

Флюгер, чертёж розы ветров, схема «Образования бриза»

18

6

Водяной пар в атмосфере. Облака и их виды.

1

Гигрометр, Календарь погоды

19

7

Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли

1

Слайды облаков разных видов, календарь погоды

20

8

Погода и климат

1

Дневник наблюдений за погодой, слайды, учебник, физическая карта полушарий

21

9

Учимся с «Полярной звездой». Наблюдение за погодой. Карты погоды. Решение практических задач

1

Учебник, барометр, термометр, гигрометр, календарь погоды

22

10

Атмосфера и человек

1

Учебник «Строение атмосферы»

23

11

Обобщающий урок по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли»

1

Карта полушарий

Тема 3 «Биосфера и живая оболочка Земли» 3 час + 1 час

24

1

Биосфера – земная оболочка

1

Карта полушарий, схема «Строение биосферы», схема «Круговорот веществ в биосфере»

25

2

Почва как особое природное образование

1

Учебник, физическая карта полушарий, схемы и таблицы «Типы почв»

26

3

Биосфера — сфера жизни

1

Слайды, рисунки, учебник

27

4

Обобщение по теме «Биосфера»

1

Карта полушарий, схема «Строение биосферы»

Тема 4 «Географическая оболочка Земли» 6 час + 2 часа из резерва

28

1

Географическая оболочка Земли: состав, границы и взаимосвязи между её составными частями

1

Кара полушарий, слайды и рисунки природных комплексов

29

2

Понятие «природный комплекс» Свойства и закономерности географической оболочки

1

Карта природных зон Земли, карта полушарий, слайды, картины, кинофильм о природных зонах Земли, контурная карта

30

3

Широтная зональность и высотная поясность

1

Карта природных зон Земли, карта полушарий

31

4

Природные зоны — зональные природные комплексы

1

Карта природных зон Земли, карта полушарий

32

5

Понятие «культурный ландшафт»

1

Карта полушарий, слайды, картины, изображающие культурные ландшафты

33

6

Основные виды культурных ландшафтов

1

Карта полушарий, слайды, картины, изображающие культурные ландшафты

34

7

Обобщающий урок по теме «Географическая оболочка Земли»

1

Карта полушарий, слайды

35

8

Итоговый урок

1

Карта полушарий

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Критерии и нормы оценивания по географии

Устный ответ

«5» ставится, если ученик: 

 

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов; 

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

 

«4» ставится, если ученик: 

 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины.

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины.

4. Ответ самостоятельный.

5. Наличие неточностей в изложении географического материала.

 6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях.

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений.

9. Понимание основных географических взаимосвязей.

10. Знание карты и умение ей пользоваться.

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

«3» ставится, если ученик:

 

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие.

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.).

 10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания.

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

 

«2» ставится, если ученик: 

 

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала.

 2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов.

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Практические работы

«5» - практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

 «4» – практическая работа выполнена в полном объеме или более половины. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

«3» – выполнено не менее половины практической работы с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. Полученные результаты позволяют сделать правильные выводы. На выполнение работы затрачено много времени.

«2» - выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Работа с картой и другими источниками географических знаний

 «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

«4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.


Работа с контурными картами

«5» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

«4» выставляется в том случае, если контурная карта в целом заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение двух-трёх объектов.

«3» выставляется в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

«2» выставляется в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал её на проверку учителю.

Учебно-методическое оснащение учебного предмета

УМК

обучающихся

УМК

учителя

1. А. И. Алексеев., В. В. Николина., Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева. География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г

     2.  В. В. Николина. География. 5-6 класс: пособие для учащихся «Мой тренажёр» / М.; Просвещение 2014

1. А. И. Алексеев., В. В. Николина., Е. К. Липкина и др. Под редакцией А. И. Алексеева. География 5 – 6 классы. Учебник/ М.; Просвещение 2015 г

 2. Рабочие программы Предметная линия учебников «Полярная звезда» В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е.К. Липкина

« География» 5 – 9 классы  М.; Просвещение 2013г

3. В. В. Николина География Поурочные разработки    5 – 6 класс М.;  Просвещение

 2012 г

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОГРАММЫ

Название раздела, номер темы урока

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия (указать номера уроков совмещены, какие номера уроков предложены учащимся для самостоятельного изучения, какие проведены за счет резерва

Приказ

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6-11 класс "Полярная звезда"

В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпускников...

рабочая программа по географии 6 класс Полярная звезда

рабочая программа по географии. Полярная звезда...

рабочая программа по географии 7 класса " Полярная звезда"

Рабочая программа по географии "Стран и континентов", составленная на основе авторской программы (В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина). Пояснительная записка, тематическое поурочное планирова...

Рабочая программа по географии 6 класс "Полярная звезда"

Данная рабочая программа составлена на основании: Программы общеобразовательных учреждений по географии для  6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николин...

Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"

Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...