рабочая программа по географии 7 класса " Полярная звезда"
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) на тему

Новосельцева Татьяна Анатольевна

Рабочая программа по географии "Стран и континентов", составленная на основе авторской программы (В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина). Пояснительная записка, тематическое поурочное планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_7_klass_2014g.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                                          «ЛИЦЕЙ №124»

ПРИНЯТО                                                                                     Утверждаю

Методическим объединением                                                     Директор МБОУ «Лицей№ 124»

Учителей______                                                                           ____________Н.М. Погребников

МБОУ «Лицей№ 124»                                                                 Приказ от 29.08.2014 №1

Протокол от 29.08.2014 №1

                               

                                    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

                                    Программа  основного ( общего ) образования

                                                                7 класс

                                                    2014-2015 учебный год

                  Программа общеобразовательных учреждений по географии

                           Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина.

                                           Москва. Просвещение. 2011 год

                         

                             

                               

                                      Новосельцева Татьяна Анатольевна

                                   

             

 

                                      Барнаул 2014

                           Пояснительная записка

       

Рабочая программа по географии в 7 классе составлена на основе  

авторской  программы общеобразовательных учреждений

по географии для 6-9 классов предметной линии учебников         «Полярная звезда» (В.В.Николина,  А.И.Алексеев, Е.К.Липкина, 2011г., Москва, Просвещение).    

Рабочая программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю;

Из них контрольных работ-3; практических (оценочных) работ-

8; резервное время-4 часа.

Нормативными документами для составления рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004;
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный МО РФ от 05.03.2004 №1089
  • Авторская  программа   общеобразовательных учреждений по географии для  6-9 классов линии «Полярная звезда» (Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, 2009 г, Москва, Просвещение)

 

  • Положение о рабочей программе по учебному предмету, курсу

в МБОУ «Лицей №124», утвержденный приказом №64 от 31.08.2012г.

  • Федеральный список учебников, допущенных Министерством образования Российской Федерации на 2014-2015 учебный год, утвержденный Приказом МО РФ № 302 от 07.12.2005г.

Цели, задачи курса.

Основная цель курса – развитие у учащихся глобальных и региональных представлений о природе Земли, о людях, ее населяющих, об их хозяйственной деятельности, особенностях жизни, и различных природных условиях, то есть формирование необходимого минимума базовых  знаний страноведческого характера. Другая важная цель курса – развития знаний о закономерностях землеведческого характера, которые должны помочь школьнику увидеть единство, определенный порядок, связь явлений в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности. Именно эти знания методологического характера помогают воспитывать бережное отношение к природе, убеждение в необходимости международного сотрудничества в решение проблем окружающей среды на основе о роли природных условий в жизни людей.

Сформировать представление об образование Земли как планеты, познакомить с геологической историей Земли. Познакомить с гипотезами происхождения материков и океанов. Сформировать представление о материках и океанах как о крупных природных комплексах Земли. Познакомить с тектонической картой и размещением крупнейших форм рельефа на материках и в океане. Сформировать понятия о территориальных сочетаниях природных ресурсов, зависимости размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Сформировать представление о пространственных различиях процессов формирования климата. Ознакомить с закономерностями распределения вод суши по материкам. Дать понятие о зональном и азональном  распространении  растительного и животного мира на материках и в океанах.

Познакомить с типовой характеристикой каждого материка, численностью и особенностью размещения населения. Рекомендуется изучение не менее 20 стран типичных для крупных регионов материков. Сформировать представление об особенностях материальной и духовной культуре народов. Выучить столицы и наиболее крупные города этих стран.

Курс «География. Страны и континенты» формирует систему географических умений:

  • общеучебные  (работа с текстом, с нетекстовыми компонентами учебника, тренажером, хрестоматией, тетрадью);
  • интеллектуальные;
  • практические  (работа с приборами, атласом, графиками, моделями, диаграммами);
  • оценочные  (учащиеся учатся давать оценки: пространственно – временные, эстетические, географические, экологические, нравственные);

Результаты обучения.

 В результате изучения курса «География. Страны и континенты» обучающийся  должен:

Уметь

  • описывать природные зоны;
  • обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;
  • выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;
  • показывать по карте географические объекты, указанные в учебнике;

Оценивать

  • географическое положение материков и отдельных стран;
  •  изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;
  • жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;
  • географические путешествия по материкам;
  • современные проблемы отдельных стран  и материков.
  • виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;
  • главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки  и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;
  • население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

Знать/понимать

  • материки, океаны – крупные природные комплексы земли;
  • особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного  Ледовитого океанов;
  • виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнения;
  • главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки  и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;
  • население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка;

Тематическое планирование.

Содержание

Кол-во часов

Кол-во практ.раб.

1.

Введение.

3

   1

2.

Население Земли.

6

   1

3.

Природа Земли.

14

   2

4.

Природные комплексы и регионы.

5

   1

5.

Материки и страны: из них

36

   3

Африка

7

   2

Австралия

2

   

Антарктида

1

   

Южная Америка

6

   1

Северная Америка

5

   

Евразия

15

   

Резерв времени

2

Основные формы контроля:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, тесты итоговые и промежуточные, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

Оценочные  практические работы:

1.Анализ карт географического атласа

2.Составление таблицы-самые населенные страны мира

3.Обозначение на контурной карте равнин и гор

4.Описание одного из климатических поясов по плану

5.Описание природных зон по плану

6.Работа по контурной карте Африки

7.Описание Египта по плану

8.Описание Амазонки по плану

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» не ставится

Оценка письменных контрольных работ(тестовых работ)

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1»не ставится

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1»не ставится

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков,но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

Учебно-методический комплект:

Учебник:  География. Страны и континенты. Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений.

Под редакцией А. И. Алексеева. М.: -Просвещение, 2009

Атлас  география, 7 класс.-М.:-Просвещение

«Рабочая тетрадь – мой тренажер» -М.Просвещение 2011г. 

C.И. Махов, И.П. Махова. География. Поурочные разработки. 7 класс   (пособие для учителя)

Интернетресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

 http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России

Дополнительная литература:

1.Коринская В.А.,Душина И.В.,Щенев В.А.География материков и океанов. -М.:Дрофа,2006.

    2.Душина И.В.,Коринская В.А.,Щенев В.А.Наш дом, Земля.-М.:Дрофа,2006.

  3.За страницами учебника географии.-М.:Дрофа,2005.

  4.Крылова О.В.География: материки и океаны.7 класс.-М.:Просвещение,2005.

 Ресурсное обеспечение:

1.компьютер

2.проектор

3.экран

4.мультимедийное обеспечение: презентации к урокам по различным разделам программы, DVD-диски с фильмами.

           

         

№ Урока

      Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические лабораторные, контрольные работы, экскурсии и т.д.)

Планируемые образовательные

  результаты

изучения темы

Ведущие

    формы,

  методы,            средства

обучения

 на  уроке

                         

                                 Введение. Источники географической информации -3 часа

   1.

Как мы будем изучать географию в 7 классе

Знать/понимать:

основные источники информации,

различие карт,

способы картографического

изображения

Работа с картами атласа,

Фотографиями  в учебнике.

Индивидуальная работа учащихся

   

   2.

Учимся с «Полярной

Звездой»

Методы изучения

Окружающей среды

   

   

    3.

     

Географические карты

Практическая работа № 1

        « Анализ карт

географического атласа»

                                   

                                                   Тема № 1 Население  Земли – 6 часов

    4.

Народы, языки и религии

Знать:

Основные языковые семьи и религии,

причины неравномерности

размещения

населения, типы

стран, крупные города

Работа с картами,

диаграммами

Индивидуальная работа

по заполнению таблицы.

Тестовый контроль знаний

     5.

Города и сельские поселения

     

     6.

Учимся с « Полярной

Звездой»

Изучаем население по картам и диаграммам

     

     7.

Страны мира

     8.

Страны мира

Практическая работа № 2

«Составление таблицы –

самые многонаселенные страны мира»

     9.

Обобщение знаний по теме

Контрольная работа № 1

                                                     

                                                      Тема № 2 Природа Земли – 14 часов

    10.

Развитие земной коры

Знать/понимать:

происхождение материков,  

строение земной коры, типы воздушных масс и

их свойства,

Работа с картами атласа,

индивидуальная работа с контурными картами,

    11.

Земная кора на карте

    12.

Размещение гор и равнин на Земле

Практическая работа № 3

«Обозначение на  контурной

карте равнин и гор»

закономерности

распределения

температур воздуха,

поясов давления и

осадков на поверхности Земли,

причины образования океанических

течений, зависимость характера течения рек от рельефа,

происхождение озерных котловин, особенности размещения растительного и животного мира.

Уметь:

использовать различные источники информации для

объяснения изучаемых процессов и явлений, анализировать тематические и общегеографические карты, обозначать

на контурных картах

изучаемые объекты.

чтение и анализ  схем и карто-схем в учебнике,самостоятельная работа по

заполнению таб. на стр. 49, 55.

Тестовый контроль знаний

    13.

Природные ресурсы земной коры

 

    14.

Температура воздуха на разных широтах

 

    15.

Давление воздуха и осадки на разных широтах

    16.

Общая циркуляция атмосферы

    17.

Климатические пояса и области Земли

    18.

Анализ климатических карт

Практическая работа № 4

«Описание одного из климатических поясов по плану»

    19.

Океанические течения

    20.

Реки и озера Земли

    21.

Учимся с  «Полярной звездой»

Поиск информации в интернете

    22.

Растительный и животный мир Земли

    23.

Почвы

Контрольная работа № 2

                         

                                          Тема № 4 Природные комплексы и регионы – 5 часов

    24.

Природные зоны

Земли

Практическая работа № 5

«Описание природных зон по плану»

Знать:

понятие «природная зона»,

причины и закономерности

смены природных зон на Земле.

Материки и океаны

как крупные ПК.

Работа с географическими картами, схемами,

Рисунками.

Индивидуальная работа

учащихся

    25.

Океаны

    26.

Океаны

     27.

Материки

Особенности природы океанов

и материков

   28.

Как мир делится на части и как объединяется

                                                Тема № 5 Материки и страны – 35 часов

    29.

Африка: образ материка

Знать/понимать:

главные черты природы материков:

основные формы рельефа, особенности климата,

крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир,

природные зоны.

Население материков,

занятие и образ жизни, основные проблемы населения.

Выбирать карты нужного содержания и

устанавливать по ним особенности природы, населения и хозяйства материков и отдельных стран.

Показывать на карте географические объекты, создавать

продукты самостоятельной деятельности

(доклады, сообщения,

рефераты).

Оценивать:

географическое положение материков и

отдельных стран,

изменение природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека,

жизнь, быт, тради-

ции населения

материков и

отдельных стран.

Современные проблемы стран и

материков.

Работа с картами географического атласа,

контурными картами.

Географическая исследовательская деятельность

учащихся.

Индивидуальная работа учащихся по контурным картам.

Сравнение,

анализ,описание, сопо-

ставление

на основе

изучаемого материала.

    30.

Африка

Практическая работа № 6

«Работа по контурной карте

Африки»

    31.

Африка в мире

    32.

Африка: путешествие

    33.

Африка: путешествие

    34.

Египет

Практическая работа № 7

«Описание Египта по плану»

    35.

Учимся с « Полярной

звездой»

Разработка проекта «Создание национального

парка в Танзании»

    36.

Австралия: образ материка

    37.

Австралия

     38.

Антарктида

     39.

Южная Америка: образ

материка

     40.

Южная Америка: образ материка

     41.

Латинская Америка в

мире

     42.

Южная Америка:

путешествие

     43.

Южная Америка:

путешествие

Практическая работа № 8

« Описание Амазонки по плану»

     44.

Бразилия

    45.

Северная Америка:

Образ материка

    46.

Англо-Саксонская Америка

    47.

Северная Америка:

путешествие

    48.

Северная Америка:

путешествие

    49.

США

   50.

Евразия: образ

материка

   51.

Евразия: образ

материка

    52.

Европа в мире

    53.

Европа: путешествие

     54.

Европа: путешествие

     55.

Германия

     56.

Франция

     57.

Великобритания

     58.

Азия в мире

     59.

Азия: путешествие

     60.

Азия: путешествие

     61.

Китай

     62.

Индия

  63.

Учимся с «Полярной звездой»

Презентация- «Традиции и

Обычаи народов мира»

   64.

Обобщение знаний

По теме

Контрольная работа №3

   65-

   68

Резерв времени


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"

Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

рабочая программа по географии 9класс, Полярная звезда

рабочая программа по географии 9 класс, Полярная звезда...