рабочая программа по географии 10-11 класс
рабочая программа по географии (10, 11 класс)

Рабочая программа учебного предмета «География» для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015, 29.06.2017), к результатам освоения среднего общего образования, на основе авторской программы А.И. Алексеева и др. для 10-11 классов предметной линии "Полярной звезда", Просвещение, 2020.

Программа  реализуется на основе учебно-методического комплекта «Школа России». В данный УМК входит:

Учебники.

1) Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина "География (базовый уровень). 10 класс". - М.: Просвещение;

2) Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина "География (базовый уровень). 11 класс". - М.: Просвещение.

В учебном плане на изучение географии 67 ч. Предмет изучается: в 10 классе – 34 ч в год  (1 ч в неделю, 34 учебных недель), в 11 классе – 33 ч в год (1 ч в неделю, 33 учебных недель).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_10-11.doc487.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Фоминичская средняя общеобразовательная школа»

Приложение    к ООП ООО, 
утверждено приказом № 45 от  19.06.2021г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

_____________ /Талагаева Г.В./

 19.06.2021г.

Рассмотрено и одобрено на заседании ШМО учителей-предметников

_____________ /Казакова Е.Н.

протокол № 5    от    19.06.2021    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного  предмета «География»

10-11 классы

Среднее общее образование

Разработчик:

учитель Рузметова Г.К.,

1 кв.категория

с. Фоминичи

СОДЕРЖАНИЕ

 1. Пояснительная записка

 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета

 3. Содержание учебного предмета

 4. Тематическое планирование с учетом тем программы воспитания        

 5. Календарно-тематическое планирование  

 6. Оценочно-измерительные материалы


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «География» для 10-11 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014, 31.12.2015, 29.06.2017), к результатам освоения среднего общего образования, на основе авторской программы А.И. Алексеева и др. для 10-11 классов предметной линии "Полярной звезда", Просвещение, 2020.

Программа  реализуется на основе учебно-методического комплекта «Школа России». В данный УМК входит:

Учебники.

1) Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина "География (базовый уровень). 10 класс". - М.: Просвещение;

2) Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина "География (базовый уровень). 11 класс". - М.: Просвещение.

В учебном плане на изучение географии 67 ч. Предмет изучается: в 10 классе – 34 ч в год  (1 ч в неделю, 34 учебных недель), в 11 классе – 33 ч в год (1 ч в неделю, 33 учебных недель).

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

 

Предметными результатами учебного предмета «География» являются:

1) владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

2) владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

3) сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

4) владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

5) владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

6) владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

7) владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

8) сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Предметные результаты изучения курса географии по темам

 

Человек и ресурсы Земли

Выпускник научится:

- различать этапы освоения Земли человеком;

- понимать изменение характера связей человека с природой;

- оценивать важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;

- определять обеспеченность стран отдельными видами природных ресурсов;

- различать понятия «рациональное природопользование» и «нерациональное природопользование»;

- оценивать роль ресурсов Мирового океана, земельных, водных, лесных, агроклиматических, рекреационных, ресурсов альтернативной энергетики мира на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы;

- использовать знания об оптимизации человеческого воздействия на природную среду в реальной жизни.

Выпускник получит возможность научиться:

- оценивать влияние человеческой деятельности на окружающую среду;

- выявлять основные процессы и закономерности взаимодействия географической среды и общества, объяснять и оценивать проблемы и последствия такого взаимодействия в мире.

 

Политическая карта мира

Выпускник научится:

- понимать этапы формирования политической карты мира;

- анализировать количественные и качественные сдвиги на политической карте мира;

- прогнозировать изменения на политической карте мира в результате международных событий, процессов и явлений;

- оценивать формы правления, государственный строй, типологию стран;

- различать понятия «политическая география», «политико-географическое положение», «геополитика».

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

- оценивать современное геополитическое положение стран и регионов.

 

География населения

Выпускник научится:

- различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения отдельных регионов и стран мира;

- прогнозировать изменение численности и структуры населения мира и отдельных регионов;

- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения отдельных стран мира; определять общие черты и различия в воспроизводстве населения регионов и стран мира;

- анализировать основные направления демографической политики в различных странах мира;

- определять этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;

- выявлять занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения; крупнейшие города и агломерации мира; причины и виды миграций; направления современных миграций населения;

- оценивать влияние миграций на состав и структуру трудовых ресурсов отдельных стран и регионов;

- объяснять различия в темпе и уровне урбанизации отдельных стран мира;

- анализировать рынок труда, прогнозировать развитие рынка труда на основе динамики его изменений.

Выпускник получит возможность научиться:

- приводить примеры, показывающие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.

 

География культуры, религий, цивилизаций

Выпускник научится:

- различать культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;

- объяснять динамику культурно-цивилизационного развития человечества.

Выпускник получит возможность научиться:

- находить информацию, необходимую для решения учебных задач и выполнения творческих заданий. География мировой экономики Выпускник научится:

- объяснять устройство и динамику развития мирового хозяйства;

- оценивать влияние научно-технической революции на все стороны жизни общества - науку, производство, характер труда, культуру, быт людей;

- оценивать технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;

- понимать значение понятия «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;

- выявлять особенности отраслевой и территориальной структур мирового хозяйства, роль отдельных секторов в хозяйстве страны;

- характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;

- определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; · объяснять значение и структуру сельского хозяйства мира, географию производства основных видов сельскохозяйственной продукции;

- выявлять изменения в территориальной структуре хозяйства крупных регионов и стран;

- определять страны, являющиеся крупнейшими экспортёрами и импортёрами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

- составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран.

Выпускник получит возможность научиться:

- анализировать состояние современного мирового хозяйства и экономики отдельных стран.

 

Регионы и страны

Выпускник научится:

- понимать принцип строения культурно-исторических регионов;

- определять крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, численность населения, этнический и религиозный состав населения, особенности развития и размещения хозяйства отдельных регионов и стран мира;

- выявлять специфику крупных регионов и стран мира;

- выявлять главные центры экономической мощи современного мира, сравнивать экономическую мощь отдельных стран на основе анализа статистических данных;

- составлять комплексные географические характеристики регионов и стран мира;

- сопоставлять географические карты различной тематики;

- прогнозировать закономерности и тенденции развития социально-экономических явлений и процессов на основе картографических источников информации;

- строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;

- использовать средства информационных технологий для поиска необходимой учебной информации и статистических данных.

Выпускник получит возможность научиться:

- создавать простейшие модели социально-экономических объектов, явлений и процессов;

- оценивать географические аспекты устойчивого развития регионов и стран;

- интерпретировать природные и социально-экономические характеристики различных регионов и стран на основе картографической информации;

- проводить географическую экспертизу социально-экономических процессов в регионах и странах мира.

 

Глобальные проблемы человечества

Выпускник научится:

- понимать причины возникновения глобальных проблем человечества;

- выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;

- прогнозировать основные направления антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;

- устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических процессов и явлений;

- выявлять и оценивать географические факторы, определяющие сущность и динамику важнейших природных и экологических процессов;

- проводить географическую экспертизу природных и экологических процессов;

- прогнозировать закономерности и тенденции развития экологических процессов и явлений на основе картографических источников информации.

Выпускник получит возможность научиться:

- формулировать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества;

- создавать простейшие модели природных и геоэкологических объектов, явлений и процессов;

- интерпретировать экологические характеристики различных территорий на основе картографической информации.

 

Метапредметными результатами учебного предмета «География» являются:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; умение ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства в соответствии с целями и задачами деятельности;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

 

Личностными результатами учебного предмета «География» являются:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) сформированность гражданской позиции как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

7) сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, обучающимися старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 

10 класс

Тема 1. Человек и ресурсы Земли

Начало освоения планеты человеком. Ойкумена. Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем. Природа и цивилизация.

Круговорот вещества и ресурсные проблемы. Природные ресурсы, их основные виды, размещение и крупнейшие месторождения. Природно-ресурсный потенциал. Роль природных ресурсов в современной экономике. Ресурсообеспеченность стран мира. Истощение природных ресурсов и малоотходные технологии.

Ископаемые ресурсы: горючие, рудные и нерудные. Обеспеченность ими различных стран и регионов.

Земельные ресурсы. Деградация почв, её масштабы.

Водные ресурсы. Роль воды в жизни человека. Водопотребление. Восполнение дефицита пресных вод. Гидроэнергоресурсы.

Лесные ресурсы. Запасы и размещение лесов. Лесистость. Лесопользование и лесовосстановление.

Ресурсы Мирового океана: биологические, минеральные и энергетические. Роль Океана. Энергия приливов. Проблемы и пути использования ресурсов Мирового океана.

Ресурсы традиционной и нетрадиционной энергетики. Главные их преимущества. Агроклиматические, рекреационные ресурсы. Виды природопользования. Рациональное и нерациональное природопользование.

Практические работы:

1) Оценка обеспеченности страны (региона) основными видами природных ресурсов.

2) Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и Саудовской Аравии.

3) Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).

4) Написание эссе на тему «Роль воды в моей жизни».

5) Описание одного из видов нетрадиционной энергетики (по плану).

 

Тема 2. Политическая карта мира

Формирование политической карты мира: древний, средневековый, новый и новейший периоды. Количественные и качественные изменения на политической карте мира. Современная политическая карта мира.

Государство - главный объект политической карты. Формы правления: монархическая и республиканская. Формы государственного устройства: унитарное и федеративное.

Типы государств. Главные критерии типологии.

Политическая география и геополитика.

Практические работы:

1) Классификация стран на основе анализа политической и экономической карт мира.

2) Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства.

 

Тема 3. География населения

Рост численности населения Земли. Демографический взрыв: его причины и последствия. Депопуляция. Теория демографического перехода. Демографическая политика. Типы воспроизводства населения.

Состав и структура населения. Этнический состав: одно- и многонациональные государства. Основные очаги этнических конфликтов.

Возрастно-половой состав населения мира. Качество населения. Занятость населения.

Географические особенности размещения населения. Плотность населения.

Формы расселения: городское и сельское расселение. Урбанизация как всемирный процесс. Основные причины и типы миграций в мире.

Практические работы:

1) Прогнозирование изменения численности населения мира.

2) Определение на основе статистических данных состава и структуры населения мира.

3) Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран.

4) Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле.

5) Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.

 

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций

Содержание понятия «география культуры». Культурный регион и культурный ландшафт. Основные линии распространения цивилизаций. Современные цивилизации. Всемирное наследие ЮНЕСКО.

География религий. Мировые, национальные, местные традиционные религии. Христианство, ислам, буддизм.

Цивилизация Востока. Китайско-конфуцианская, индуистская, исламская, японская, негро-африканская.

Цивилизация Запада. Западноевропейская, латиноамериканская, православная.

Практические работы:

1) Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя).

2) Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.

 

Тема 5. География мировой экономики

Мировая экономика, основные этапы её развития. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Россия в зеркале мировой экономики. Отраслевая и территориальная структуры хозяйства мира. Глобализация мировой экономики. Научно-техническая революция на современном этапе.

Международное разделение труда. Факторы, определяющие размещение экономики.

География отраслей производственной сферы. Добывающая промышленность. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Электроэнергетика.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, лёгкая, пищевая промышленность.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Аграрные отношения. Земледелие. Зерновые и технические культуры. «Зелёная революция». Животноводство.

Транспорт (сухопутный, морской, речной, авиационный) и сфера услуг. Основные международные магистрали и транспортные узлы.

Внешняя торговля, конвертируемость валюты, экономическая интеграция. География отраслей непроизводственной сферы. Сфера услуг. Мировая торговля и туризм.

Практические работы:

1) Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и одной из постиндустриальных стран.

2) Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.

3) Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России.

4) Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда.

5) Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

6) Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности (по выбору учащегося).

7) Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося).

8) Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира.

 

Тема 6. География в современном мире

География как наука. География - система наук. Естественная география. Общественная география. Методы, используемые географической наукой: статистический, описательный, экспедиционный (полевой), сравнительно-географический, математический, моделирование, аэрокосмический, геоинформационный. Пространство. Территория. Акватория. Аэротория.

Практическая работа: Описание основных характеристик одной из географических наук.

 

Тема 7. География природная и география общественная

Широтная зональность, долготная секторность, высотная поясность. Природные комплексы. Природно-антропогенные комплексы. Физико-географическое районирование.

Эволюция общественной географии. Теория «диффузии нововведений». Концепция полюсов и центров роста. Теория осей развития. Теория территориально-производственных комплексов. Кластерная теория.

Практическая работа: Написание эссе на тему «Изменения в новейшей общественной географии».

 

11 класс

Тема 1. Регионы и страны

Регион. Региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности.

Практическая работа:

1) Характеристика (по типовому плану) одной из международных организаций (по выбору учащегося).

Англо-Саксонская Америка.

Соединённые Штаты Америки. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. История открытия и освоения. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. Экономика США.

Канада. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Особенности населения. Развитие экономики.

Практические работы:

1) Характеристика одной из отраслей экономики США.

2) Составление экономико-географической характеристики Канады (по типовому плану).

Латинская Америка.

Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы. Население: этнический состав, темпы роста. Экономика: современные экономические преобразования, отрасли специализации. Регионы Латинской Америки: Карибский регион, Андские страны, Атлантический регион. Особенности их развития.

Практические работы:

1) Нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской Америки.

2) Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору учащегося).

Западная Европа.

Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика.

Великобритания. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.

Франция. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Внутренние различия.

Италия. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.

Практические работы:

1) Характеристика одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору учащегося).

2) Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы (по выбору учащегося).

3) Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии.

Центрально-Восточная Европа.

Состав региона. Географическое положение. Население. Экономика. Внутренние различия.

Постсоветский регион.

Географическое положение. Образование СНГ. Белоруссия и Молдавия. Страны Закавказья.

Центральноазиатский регион. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Особенности и проблемы развития промышленности и сельского хозяйства стран СНГ.

Практические работы:

1) Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии.

2) Миграционная политика Центральноазиатского региона.

Зарубежная Азия.

Географическое положение. Природное своеобразие и ресурсы. Население.

Китайская Народная Республика. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая политика. Экономика. Внутренние различия. Крупнейшие экономические зоны.

Япония. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Крупнейшие мегалополисы. Японское экономическое чудо.

Практические работы:

1) Оценка эффективности демографической политики Китая.

2) Характеристика одной из отраслей экономики Китая.

3) Выполнение теста «Географическое положение Японии».

Юго-Восточная Азия.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Экономика. Типично промышленные и типично аграрные государства.

Южная Азия.

Формирование политической карты региона. Природа и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава. Рост населения. Экономика.

Юго-Западная Азия и Северная Африка.

Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Экономика. Внутренние различия.

Практическая работа: Экономико-географическая характеристика одного из государств Аравийского полуострова.

Тропическая Африка и ЮАР.

Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Медный пояс. Нефтепромыслы Нигерии.

Южно-Африканская Республика - единственное экономически развитое государство Африки.

Практическая работа:

1) Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки.

Австралия и Океания.

Природа. Население. Экономика. Внутренние различия.

Океания: обособленный мир островов. Население, экономика и внутренние различия. Новая Зеландия.

Практические работы:

1) Составление картосхемы международных экономических связей Австралии.

2) Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза.

 

Тема 2. Глобальные проблемы человечества

Классификация глобальных проблем. Глобальные проблемы и география. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости. Продовольственная проблема. Проблема здоровья и долголетия. Пути решения проблем. Кризис взаимоотношений общества и природы. Деградация глобальной экологической среды.

Практические работы:

1) Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества.

2) Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества.

3) Анализ проблемы продовольствия в Африке.

4) Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.

4. Тематическое планирование с учетом тем программы воспитания

Общее количество часов с 10 по 11 классы составляет 67 часов:

в 10 классе - 1 час в неделю, 34 часа в год;

в 11 классе - 1 час в неделю, 33 часа в год.

 

10 класс

№ п/п

 Тема раздела

Количество часов

Воспитательный компонент  согласно РПВ

1

Человек и ресурсы

10

  • устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
  • привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
  • использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
  • способствовать  профессиональному самоопределению школьников
  • применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
  • организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
  • использование краеведческого материала при наполнении урока и домашних заданий
  • инициировать и поддерживать исследовательскую и проектную  деятельность школьников
  • организация общения
  • формировать  и развивать навыки, знания о здоровом образе жизни
  • активизировать познавательную активность
  • показывать  обучающимся связь предмета с историей и практическим применением в жизни
  • научить учащихся анализировать, сравнивать, конкретизировать и представлять образно величины и факты, относящиеся к экономическим явлениям, явлениям социальной и общественной жизни.

2

Политическая карта мира

5

3

География населения

5

4

География культуры, религий, цивилизации

4

5

География мировой экономики

7

6

География в современном мире

1

7

География природная и география общественная

1

8

Резервное время

1

 

ИТОГО

34

 

Из них практических работ

24

 

11 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

Воспитательный компонент  согласно РПВ

1

Регионы и страны

26

  • устанавливать доверительные отношений между учителем и учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, активизации их познавательной деятельности;
  • побуждать школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками);
  • привлекать внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, организовывать работу детей с социально значимой информацией – обсуждать, высказывать мнение;
  • использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
  • способствовать  профессиональному самоопределению школьников
  • применять на уроке интерактивные формы работы: интеллектуальные игры, дидактический театр, дискуссии, работы в парах и др.;
  • организовывать шефство мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками;
  • использование краеведческого материала при наполнении урока и домашних заданий
  • инициировать и поддерживать исследовательскую и проектную  деятельность школьников
  • организация общения
  • формировать  и развивать навыки, знания о здоровом образе жизни
  • активизировать познавательную активность
  • показывать  обучающимся связь предмета с историей и практическим применением в жизни

научить учащихся анализировать, сравнивать, конкретизировать и представлять образно величины и факты, относящиеся к экономическим явлениям, явлениям социальной и общественной жизни.

2

Глобальные проблемы человечества

5

3

Резервное время

2

 

ИТОГО

33

 

Из них практических работ

20

 

5. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

10 класс (34 часа)

№ п/п

Тема урока

Виды и средства контроля

Дата проведения

Календ.

Фактич.

Тема 1. Человек и ресурсы (10 часов)

1.

От древности до наших дней. Практическая работа №1 Выявления изменения характера связей человека с природой на протяжении истории.

Текущий, прак. р.

2.

Современное освоение планеты

Текущий, инд.опрос

3.

Природные ресурсы и экономическое развитие. Практическая работа №2 Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

Текущий, прак. р.

4.

Минеральные ресурсы Практическая работа №3 Сравнение обеспеченности минеральными ресурсами Российской Федерации и Саудовской Аравии.

Текущий,  прак. р

5.

Земельные ресурсы

Текущий, инд.опрос

6.

Водные ресурсы

Текущий, инд.опрос

7.

Лесные ресурсы Практическая работа №4 Сравнительный анализ ресурсообеспеченности населения в различных районах земного шара (на примере лесных ресурсов).

Текущий, прак. р.

8.

Ресурсы Мирового океана. Практическая работа №5 Написание эссе на тему «Роль воды в моей жизни».

Текущий, прак. р.

9.

Другие виды ресурсов

Текущий, инд.опрос

10.

Природопользование и устойчивое развитие. Практическая работа №6 Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов

Текущий, прак. р.

Тема 2. Политическая карта мира (5 часов)

11.

Формирование политической карты мира

Текущий, инд.опрос

12.

Государство – главный объект политической карты

Текущий, инд.опрос

13.

Типы государств. Практическая работа №7 Составление классификационной таблицы "Крупнейшие страны мира по формам правления"

Текущий, прак. р.

14.

Политическая география и геополитика. Практическая работа № 8«Нанесение на контурную карту государств с разными формами правления и разными формами государственного устройства»

Текущий, прак. р.

15.

Разрабатываем проект «Развитие отношений России со странами-соседями: дорожная карта»

Текущий, инд.опрос

Тема 3. География населения (5 часов)

16.

Демографическая история человечества. Практическая работа №10  «Прогнозирование изменения численности населения мира», « Определение на основе статистических данных состава и структуры населения мира». Практическая работа №11 «Сравнительный анализ демографической политики восточноазиатских и западноевропейских стран».

Текущий, прак. р.

17.

Этническая и языковая мозаика Практическая работа №12 «Анализ рассредоточения основных языковых групп населения на Земле»

Текущий, прак. р.

18.

Возрастно-половой состав населения мира. Практическая работа №13 Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран

Текущий, прак. р.

19.

Расселение: жители городов и деревень

Текущий, инд.опрос

20.

Миграции населения. Практическая работа №14 Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами

Текущий, прак. р.

Тема 4. География культуры, религий, цивилизаций (4 часа)

21.

Что изучает география культуры

Текущий, инд.опрос

22.

География религий. Практическая работа №15 Сравнительная характеристика традиционных особенностей двух культур (на выбор учителя).

Текущий, прак. р.

23.

Цивилизации Востока

Текущий, инд.опрос

24

Цивилизации Запада Практическая работа №16 Нанесение на контурную карту очагов основных религий мира.

Текущий, прак. р.

Тема5. География мировой экономики (7 часов)

25.

Мировая экономика: состав, динамика, глобализация Практическая работа № 17 Сравнительная характеристика экономик одной из индустриальных и одной из постиндустриальных стран. Практическая работа №18 Нанесение на контурную карту мира аграрных, индустриальных и постиндустриальных стран.

Текущий, прак. р.

26.

Международное разделение труда: кто что производит? Практическая работа №19 Анализ участия стран и регионов в международном разделении труда.

Текущий, прак. р.

27.

Добывающая промышленность. Энергетика

Текущий, инд.опрос

28.

Обрабатывающая промышленность Практическая работа № 20 Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности (по выбору учащегося).

Текущий, прак. р.

29.

Сельское хозяйство Практическая работа №21 Характеристика одной из отраслей растениеводства/животноводства (по выбору учащегося

Текущий, прак. р.

30.

Транспорт и сфера услуг. Практическая работа №22 Анализ грузооборота и пассажирооборота по основным транспортным магистралям мира.

Текущий, прак. р.

31.

Мирохозяйственные связи и интеграция Практическая работа №23 Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

Текущий, прак. р.

Тема 6: География в современном мире (1час)

32.

География в современном мире

Текущий, инд.опрос

Тема 7:  География природная и география общественная (1 час)

33.

География природная и география общественная

Текущий, инд.опрос

34.

Резервное время  Практическая работа № 24 Анализ и объяснение особенностей современного геополитического положения России.

Текущий, прак. р.

11 класс (33 часа)

 

№ п/п

Тема урока

Виды и средства контроля

Дата проведения

Календ.

Фактич.

Тема 1. Регионы и страны (29 часов)

1.

Как поделить земное пространство?

Текущий, инд.опрос

2.

Центры экономической мощи и "плюсы" бедности

Текущий, инд.опрос

3.

Практическая работа №1 Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека

Текущий, прак. р.

4.

США: географическое положение, природные условия и ресурсы

Текущий, инд.опрос

5.

США: население, экономика Практическая работа №2«Характеристика одной из отраслей экономики США»

Текущий, прак. р.

6.

США - внутренние различия

7.

Канада: географическое положение, население. Практическая работа №3 Составление экономико-географической характеристики Канады (по типовому плану)

Текущий, прак. р.

8.

Экономика Канады.

Текущий, инд.опрос

9.

Латинская Америка. Практическая работа №4 «Нанесение на контурную карту основных природных ресурсов Латинской Америки»

Текущий, прак. р.

10.

Регионы Латинской Америки. Практическая работа №5 «Характеристика одного из регионов Латинской Америки (по выбору учащегося)»

Текущий, прак. р.

11.

Западная Европа 

Текущий, инд.опрос

12.

Практическая работа №6 Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека

Текущий, прак. р.

13.

Германия

Текущий, инд.опрос

14.

Великобритания. Практическая работа №7 Сравнительная экономико-географическая характеристика двух государств Западной Европы (по выбору учащегося).

Текущий, прак. р.

15.

Франция. Практическая работа №8 Характеристика одного из регионов Франции или Великобритании (по выбору учащегося).

Текущий, прак. р.

16.

Италия. Практическая работа №9 «Характеристика одной из отраслей хозяйства Италии»

Текущий, прак. р.

17.

Центрально-Восточная Европа

Текущий, инд.опрос

18.

Страны-карлики Западной Европы

Текущий, инд.опрос

19.

Постсоветский регион (без России и стран Балтии). Практическая работа № 10 Характеристика одной из отраслей экономики Белоруссии.

Текущий, прак. р.

20.

Зарубежная Азия (без Центральноазиатского региона). Практическая работа №11 «Миграционная политика Центральноазиатского региона»

Текущий, прак. р.

21.

Китайская народная республика Практическая работа № 12 «Оценка эффективности демографической политики Китая. Характеристика одной из отраслей экономики Китая»

Текущий, прак. р.

22.

Япония. Практическая работа № 13 Выполнение теста «Географическое положение Японии».

Текущий, прак. р.

23.

Юго-Восточная Азия

Текущий, инд.опрос

24.

Южная Азия

Текущий, инд.опрос

25.

Юго-Западная Азия

Текущий, инд.опрос

26.

Северная Африка Практическая работа № 14 «Экономико-географическая характеристика одного из государств Аравийского полуострова»

Текущий, прак. р.

27.

Тропическая Африка и ЮАР Практическая работа №15 «Экономико-географическая характеристика одного из государств Тропической Африки»

Текущий, прак. р.

28.

Австралия и Океания. Практическая работа № 16 «Составление картосхемы международных экономических связей Австралии». Практическая работа № 17 «Экономико-географическая характеристика Австралийского Союза».

Текущий, прак. р.

29.

Зачет по теме "Регионы и страны"

Тема 2. Глобальные проблемы человечества (4 часа)

30.

Глобальные проблемы. Практическая работа №18 «Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества». Практическая работа №19 «Раскрытие причины, сущности, путей решения одной из глобальных проблем человечества»

Текущий, прак. р.

31.

Отсталость, голод, болезни. Практическая работа № 20 « Анализ проблемы продовольствия в Африке»

Текущий, прак. р.

32.

Энергетическая и сырьевая проблемы

Текущий, инд.опрос

33.

Экологическая проблема.

Текущий, инд.опрос

6. ОЦЕНОЧНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Итоговый тестовый контроль по теме «Человек и ресурсы Земли»

1. К исчерпаемым невозобновляемым природным ресурсам относятся:

1) земельные; 2) климатические;        3) минеральные; 4) биологические.        

2. В настоящее время в топливно-энергетическом балансе мира интенсивно возрастает доля:

1) нефти; 2) угля; 3) природного газа; 4) атомной энергии.        

3. Заполните пропуск в предложении:

К континентальному шельфу … приурочены месторождения нефти.

1) США; 2) Индии;        3) Франции; 4) Бразилии.        

4. Большая часть мировых запасов нефти сосредоточена:

  1. в Северном и Восточном полушариях; 2) в Северном и Западном полушариях;3) в Южном и Восточном полушариях;

4) в Южном и Западном полушариях.

  1. Наибольшие объёмы разведанных запасов нефти в мире находятся в: 1) Иране; 3) Кувейте; 2) ОАЭ; 4) Ираке.
  2. Страной — лидером по разведанным запасам природного газа в мире является:

1) Кувейт;         2) Саудовская Аравия; 3) США; 4) Россия.        

7. Половина всех мировых запасов угля приходится на долю:

1) Украины, Аргентины, Ливии; 2) Мексики, Египта, Монголии;3) США, России, Китая; 4) Бразилии, Канады, Алжира.

8. Доля добычи топлива в мировой структуре добычи минерального сырья составляет: 1) 10%; 3) 50%;         2) 25%;         4) 70%.

9. Крупнейшим районом добычи олова является:

1) Северная Америка; 2) Латинская Америка; 3) Африка; 4) Юго-Восточная Азия.

10. Страной Западной Европы, обладающей мировыми запасами железной руды, является:

1) Великобритания;         2) Франция; 3) Швеция; 4) Германия.        

  1. Страной, располагающей крупными запасами алюминиевого сырья (бокситами), является: 1) Швеция; 3) Финляндия; 2) Австралия; 4) Греция.
  2. Страной, обладающей крупными запасами медных руд, является:

1) Польша;         3) Афганистан; 2) Заир;         4) Япония.

  1. Лотарингский железорудный бассейн находится в: 1) Германии; 3) Франции; 2) Польше; 4) Швеции.
  2. Страной — лидером по добыче железной руды является: 1) Россия;         3) Индия; 2) Китай;         4) Украина.

15. Страной, обладающей крупными запасами серы, является:

1) Япония;         2) Россия; 3) Италия; 4) Австралия.        

16. Заполните пропуск в предложении:

Основное месторождение янтаря расположено на шельфе … моря.

1) Аравийского;         3) Балтийского; 2) Средиземного;         4) Охотского.

17. В пятёрку стран — лидеров по размерам ресурсов пресных вод входит:

1) Бразилия;         3) Мексика; 2) Мьянма;         4) Вьетнам.

18. Доля гидроэнергии в структуре мирового потребления энергоресурсов составляет:

1) 1—15%;         2) 16—24%; 3) 25—50%;4) более 50%.        

19. Заполните пропуск в предложении:

Наибольшими запасами приливной энергии обладает … океан.

1) Атлантический;         2) Тихий; 3) Индийский; 4) Северный Ледовитый.        

20. Для лесов северного лесного пояса планеты характерен следующий состав пород деревьев:

1) 1/3 — хвойные, 2/3 — лиственные;

  1. 1/3 — хвойные, 1/3 — лиственные, 1/3 — вечнозелёные;

3) 2/3 — хвойные, 1/3 — лиственные;

4) 2/3 — хвойные, 1/3 — вечнозелёные.

21. Наибольшими запасами древесины обладают:

1) Швеция и Канада;         2) Китай и Иран; 3) Сирия и Алжир;        4) Мексика и Ливия.

  1. К странам, агроклиматические ресурсы которых позволяют выращивать сельскохозяйственные культуры умеренного, субтропического и тропического поясов, относятся:

1) Франция и Испания; 3) Канада и Украина; 2) Россия и Монголия; 4) Китай и Индия.

  1. В структуре мирового земельного фонда среди сельскохозяйственных земель преобладают:

1) сады и виноградники;         2) луга;                 3) пастбища;     4) пашни.

24. Величина площади пашни в расчёте на душу населения в мире:

1) увеличивается; 2) не изменяется; 3) уменьшается.

Ключи

Номер теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

3

3

1

1

3

4

3

4

4

3

2

2

Номер теста

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Ответ

3

2

2

3

1

1

1

3

1

4

3

3

Итоговый тестовый контроль по теме «Политическая карта мира»

1. Островным государством является:

1) Мексика;         2) Мальта;       3) Монако;        4) Мьянма.

2. Страной, одновременно расположенной в Северном и Южном полушариях, является:

1) Мексика;         2) Испания;    3) Сомали;        4) Венесуэла.

3. Международное объединение государств, возглавляемое Великобританией, называется:

1) конституционной монархией;   2)СНГ;    3)Содружеством;        4) «Большой семёркой».

4. Укажите верное соответствие «страна — столица»:

1) США — Нью-Йорк;            2) Иран — Тегеран;    3) Канада — Монреаль;            4) Бразилия —Рио-де-Жанейро.

5. Столицей государства Латинской Америки является:

1) Кито;          2) Катманду;     3) Копенгаген;        4) Каир.

6. Остров, на котором находится территория трёх государств, называется:

1) Гренландией;         2) Мадагаскаром;    3) Новой Гвинеей;        4) Калимантаном.

7. Выберите группу стран, где правильно указано их расположение с запада на восток:

  1. Перу, Чили, Парагвай, Боливия; 2) Франция, Италия, Венгрия, Румыния;3) Марокко, Тунис, Ливия, Алжир;

4) Вьетнам, Лаос, Таиланд, Мьянма.

8. Выход к Атлантическому океану имеет:

1) Гайана;         2) Эквадор;    3) Боливия;        4) Перу.

9. Государство Латинской Америки, столица которого находится в области с максимальными значениями абсолютных высот, — это:

1) Чили;         2) Перу;    3) Мексика;        4) Боливия.

10. Столица, которая является одновременно крупным морским портом:

1) Мехико;          2) Бразилиа;    3) Каракас;        4) Кито.

11. Общую границу с Россией имеет:

1) Болгария;         2) Норвегия;    3) Чехия;        4) Словакия.

12. Примером объединения в одно государство в зарубежной Европе в начале 90-х гг. XX в. служит:

1) Югославия;         2) Хорватия;  3) Германия;         4) Чехословакия.

13. Самым крупным по площади государством зарубежной Азии является:

1) Казахстан;         2) Китай;      3) Индия;        4) Иран.

14. Город Коломбо является столицей:

  1. Мальдивской Республики;         2) Непала; 3) Пакистана; 4) Шри-Ланки.

15. Столицей страны «переселенческого капитализма» является:

1) Токио;         2) Оттава;   3) Мадрид;        4) Сеул.

16. Укажите верное соответствие «страна — столица»:

1) Польша — Таллин;         2) Дания — Бонн;     3) Канада — Монреаль;        4) Иран — Тегеран.

17. Все три государства — Великобритания, Швеция и Финляндия — являются:

  1. членами ОПЕК;         2) членами НАТО; 3) членами ЕС; 4) нейтральными странами.

18. Членом НАТО является:

  1. Финляндия;         2) ЮАР; 3) Канада; 4) Израиль.

19. В прошлом колонией Великобритании была:

  1. Ангола;         2)   Индонезия; 3) Мали; 4) Индия.

20. Страной-монархией является:

1) Ирландия;         2) Италия; 3) Финляндия;        4) Швеция.

21. Новейший период формирования политической карты мира связывают:

  1. с началом XIX в.; 2) с началом ХХ в.;3) с окончанием Второй мировой войны;

 4)с изменениями на политической карте мира в 90-е гг.   XX в.

22. В историю как Год Африки вошёл:

1) 1900 год;         2) 1920 год;   3) 1950 год;        4) 1960 год.

23. В 1959 г. в Западном полушарии образовалось социалистическое государство:

1) Мексика;         2) Куба;    3) Аргентина;        4) Ямайка.

24. Форма государственного устройства, при которой государства имеют в своём составе самоуправляющиеся единицы, называется:

1) республикой;         2) монархией;     3) федеративным государством;        4) унитарным государством.

25. Государство, владеющее колониями, называется:

1) метрополией;         2) протекторатом;     3) автономией;        4) анклавом.

26. Полоса акватории моря или океана шириной до 12 морских миль называется:

  1. континентальным шельфом; 2)  территориальными водами; 3) экономической зоной; 4) особым территориальным режимом.

27. Самым большим по численности населения федеративным государством является:

1) Китай;         2) США;     3) Индия;        4) Россия.

28. Столицей одной из стран, относящихся к наиболее развитым государствам, является:

1) Канберра;         2) Сеул;     3) Каракас;        4) Нью-Дели.

29. Страной с республиканской формой правления является:

  1. Финляндия; 2) Норвегия;        3) Токио;   4) Швеция.

30. Унитарным государством является:

  1. Индия;    2) Китай;        3) ОАЭ; 4) Пакистан.

31. Абсолютной монархией является:

  1. Саудовская Аравия;         2) Норвегия; 3) Таиланд; 4) Малайзия.

32. Выберите верный ответ. Новые индустриальные страны — это:

  1. Южная Корея, Гонконг, Тайвань; 2) Алжир, Венесуэла, Ливия;3) Бразилия, Индия, Аргентина; 4) Чад, Непал, Лаос.

33. Выберите верный ответ. Монархии — это:

  1. Турция, Греция, Испания;  2) Великобритания, Нидерланды, Бельгия;
  2. США, Канада, Чили; 4) Франция, Италия, Португалия.

34. К экономически развитым странам относятся:

  1. США, Япония, Китай; 2) США, Япония, Индия;3) США, Япония, Канада; 4) США, Япония, Бразилия.

Ключи

Номер теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Ответ

2

3

3

2

1

3

2

1

4

3

2

3

Номер теста

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

Ответ

2

4

2

4

3

3

4

4

2

4

2

3

Номер теста

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Ответ

1

2

3

1

1

2

1

1

2

3

Итоговый тестовый контроль по теме «География населения»

1. Выберите верное утверждение:

  1. по темпам роста населения последнее место среди регионов мира занимает Латинская Америка;
  2. резкое увеличение численности населения мира главным образом в развивающихся странах в середине ХХ в. называется субурбанизацией;
  3. по сравнению с началом ХХ в. население планеты за столетие увеличилось в 2 раза;
  4. китайско-тибетская семья является второй по численности, а крупнейшая языковая группа в её составе — китайская.

2. Выберите верное утверждение:

  1. для современного типа воспроизводства населения характерна высокая рождаемость;
  2. наименее урбанизированным регионом мира является Европейский регион;
  3. во всех странах Азии господствующей религией является ислам;
  4. новый крупный район трудовой иммиграции сложился в странах Ближнего Востока (Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, Катар и др.).

3. Выберите верное утверждение:

  1. регионом с высокой долей пожилого населения является Западная Европа;
  2. Монголия является многонаселённым государством;
  3. по численности населения Россия входит в первую тройку стран мира;
  4. к однонациональным государствам относятся Дания, Швеция, США.

4. Выберите верное утверждение:

  1. доля городского населения в Азии в 2 раза меньше, чем в Африке;
  2. уровень урбанизации стран Африки выше, чем в зарубежной Азии;
  3. для развитых стран характерна повышенная доля мужчин в половой структуре населения;
  4. примерно 3/5 населения мира сосредоточено в 10 крупнейших по численности населения странах.

5. Средняя плотность населения мира составляет:

1) 100 чел./км2;         3) 25 чел./км2; 2) 45 чел./км2;         4) 10 чел./км2.

  1. Заполните пропуск в предложении:

Наибольшая часть населения стран Восточной Европы относится к … языковой группе.

1) германской; 3) балтийской; 2) славянской; 4) романской.

  1. Отрицательный естественный прирост населения (–2 человека на 1 тыс. жителей) характерен для региона:

1) Северная Африка;         2) Юго-Западная Азия; 3) Австралия и Океания;        4) Восточная Европа.

8. Страной, в которой естественный прирост населения наибольший, является:

1) Нигер;         2) Индия;     3) Латвия;        4) Китай.

9. Страной, в которой доля детей в возрастной структуре населения наибольшая, является:

1) Ирландия;         2) Нигер;    3) Австралия;        4) Канада.

10. Страной, имеющей наибольшую среднюю плотность населения, является:

1) Австралия;         2) Канада;     3) Россия;        4) США.

11. Страной, где естественный прирост населения отрицательный, является:

1) Индонезия;         2) Чад;    3) Аргентина;        4) Германия.

12. Закончите определение:

Естественным приростом населения называется…

  1. число родившихся в течение года на определённой территории;
  2. число умерших за год на определённой территории;
  3. разность между числом родившихся и числом умерших за определённое время, например за год;
  4. изменение численности населения естественным, биологическим путём.

13. Экономически активное население в развитых странах составляет:

  1. более 90%;         2) около 70%; 3) 50%;4) 20—30%.

14. Однонациональным государством является:

  1. Индия;         2) Нигерия; 3) Швеция; 4) Бельгия.

15. Среди взрослого населения Африки неграмотные составляют:

1) менее 10%;         2) 10—20%; 3) 20—30%;        4) более 50%.

16. Более 50% всех иммигрантов в Юго-Западной Азии находят работу в:

1) Иране;         2) Ливане;   3) Саудовской Аравии;        4) ОАЭ.

17. Численность населения Земли оценивается в:

  1. 1 млрд человек;         2) 4 млрд человек; 3) 7 млрд человек; 4) более 8 млрд человек.

18. 70% населения Земли сосредоточено на:

1) 7% территории суши;         2) 10% территории суши;   3) 20% территории суши;        4) 50% территории суши.

19. Основная масса людей проживает в:

  1. субарктическом, умеренных, тропических климатических поясах;
  2. умеренных, субтропических, тропических климатических поясах;
  3. умеренных, субтропических, субэкваториальных климатических поясах;
  4. субтропических,         тропических,         субэкваториальных климатических поясах.

20. Самая высокая плотность населения (около 900 чел./ км2) в:

1) Бангладеш;         2) Бразилии;    3) Китае;        4) США.

21. Значения показателей рождаемости, смертности, естественного прироста измеряются в:

  1. абсолютных единицах; 2) процентах; 3) промилле; 4) количестве людей на 1 км2.

22. Регионом, характеризующимся наибольшей концентрацией населения, является:

  1. Африка; 2) зарубежная Европа;        3) зарубежная Азия; 4) Северная Америка.

23. Страной, большая часть населения которой проживает в горных районах (выше 1000 м над уровнем океана), является:

1) Афганистан;         2) Швеция; 3) Боливия;        4) Куба.

24. Группой стран, для которых характерна низкая плотность населения, является:

1) Испания, Португалия, Пакистан; 2) Турция, ЮАР, Филиппины; 3)Дания, Мьянма, Республика Корея;4) Канада, Ливия, Монголия.

25. Группой стран, в половой структуре населения которых преобладают мужчины, является:

  1. Болгария, Египет, Норвегия, Марокко;   2) Алжир, Турция, Иран, Китай;

3) Боливия, Мексика, Индия, Япония;4) Греция, Ирак, Швеция, ЮАР.

26. Группой стран, характеризующихся низким естественным приростом населения, является:

1) Бельгия, Швеция, Латвия, Финляндия; 2) Албания, Украина, Латвия, Никарагуа;

3) Боливия, Венесуэла, Германия, Австрия; 4) Ангола, Лаос, Чехия, Словакия.

27. Страной, в возрастной структуре населения которой преобладают пожилые люди, является:

1) Кения;         2) Мексика;         3) Австралия; 4) Руанда.

  1. Заполните пропуск в предложении:

В мире преобладают представители … расы. 1) европеоидной; 3) негроидной; 2) монголоидной; 4) австралоидной.

  1. Заполните пропуск в предложении:

Метисы — это потомки от браков представителей … рас.

  1. европеоидной и монголоидной; 2) европеоидной и негроидной;3) монголоидной и негроидной; 4) разных.

30. Более половины человечества проживает:

  1. во внутренних районах материков, более чем в 500 км   от побережья;
  2. в 50-километровой полосе вдоль побережий;3) в 200-километровой полосе вдоль побережий; 4) на островах.

31. Крупнейшим центром притяжения иностранных рабочих в настоящее время является:

1) Австралия; 2) страны ЕС; 3) Восточная Азия; 4) Латинская Америка.

32. Страной, относящейся ко второму типу воспроизводства населения («демографическая весна»), является:

1) Канада;         2) Индия; 3) Франция;        4) Швеция.

33. Городской агломерацией с численностью населения более 15 млн человек является:

1) Каир;         2) Дели; 3) Мехико;        4) Джакарта.

34. Страной, на большей части территории которой плотность населения составляет менее 1 человека на 1 км2, является:

1) Лаос;         2) Австралия; 3) Чехия;        4) ЮАР.

Ключи

Номер теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Ответ

4

4

1

4

2

2

4

1

2

Номер теста

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Ответ

4

4

3

2

3

4

3

3

3

Номер теста

19

20

21

22

23

24

25

26

27

Ответ

3

1

2, 3

3

3

4

2

1

3

Номер теста

28

29

30

31

32

33

34

Ответ

1

1

3

2

2

2

2

Итоговый тестовый контроль по теме «География культуры, религий, цивилизаций»

1. Мировыми религиями являются:

  1. христианство, ислам, синтоизм; 2) буддизм, индуизм, иудаизм; 3)буддизм, христианство, ислам;

4) ислам, христианство, конфуцианство.

2. Страной, в религиозной структуре населения которой преобладают мусульмане, является:

1) Албания;         2) Болгария; 3) Венгрия;        4) Греция.

3. Самой многонаселённой мусульманской страной является:

  1. Австрия;         2) Австралия; 3) Китай; 4) Индонезия.

4. Большинство католиков проживает в:

  1. Азии;         2) Африке; 3) Европе; 4) Латинской Америке.

5. Священным местом для католиков является:

1) Рим; 2) Иерусалим; 3) Мекка и Медина; 4) Лумбини.

6. Страна, в которой основной религией является буддизм, — это:

  1. Шри-Ланка;         2) Венгрия; 3) Канада; 4) Саудовская Аравия.

7. Страной, в которой распространено конфуцианство, является:

1) Турция;         2) Япония;    3) Китай;        4) Иран.

Ключи

Номер теста

1

2

3

4

5

6

7

Ответ

3

1

4

3

1

1

3

Итоговый тестовый контроль по теме «География мировой экономики»

1. Выберите верное утверждение:

  1. импорт — это вывоз товаров в другие страны;
  2. импорт — это денежные средства, выделенные государством каким-либо регионам, отраслям, социальным группам;
  3. импорт — это наука о народонаселении, его воспроизводстве;
  4. импорт — это ввоз товаров в страну из других государств.

2. Закончите предложение:

Международное географическое разделение труда предполагает … .

  1. неравномерное размещение ресурсов и товаров по странам мира;
  2. специализацию отдельных стран на производстве определённых видов продукции и услуг и последующий обмен ими;
  3. одинаковые для всех стран мира затраты на производство и доставку продукции;
  4. ввоз в страну товаров или капиталов из других стран.

3. Выберите верное утверждение:

  1. Европейский союз является примером отраслевой экономической интеграции;
  2. по общей длине нефте- и газопроводов первое место в мире принадлежит США, второе — России, третье —

Германии;

  1. географическая модель современного мирового хозяйства имеет моноцентрический характер;
  2. влияние НТР на отраслевую структуру мирового хозяйства проявляется в сокращении доли животноводства.

4. Выберите верное утверждение:

  1. крупнейшая ГЭС Латинской Америки находится на реке Парана, Северной Америки — на реке Колумбия;
  2. районы нового промышленного освоения находятся на перекрёстке транспортных путей международного значения;
  3. Медный пояс в Африке располагается на территории таких стран, как Заир, Замбия и Танзания;
  4. к числу региональных экономических сообществ относятся НАТО, АСЕАН, ОПЕК.

5. Высокие показатели валового внутреннего продукта на душу населения, высокая доля непроизводственной сферы в структуре хозяйства, преобладание обрабатывающих отраслей в структуре промышленности характерны для:

  1. новых индустриальных стран; 2) наименее развитых развивающихся стран;

3) нефтеэкспортирующих развивающихся стран; 4) всех развивающихся стран.

6. Территориальная структура мировой промышленности зависит главным образом от:

  1. концентрации трудовых ресурсов;  2) размещения крупных промышленных районов;

3) богатства природных ресурсов;      4) уровня развития социальной структуры.

7. Основным фактором, влияющим на размещение выплавки алюминия, является:

  1. экологический; 2) потребительский;        3) энергетический; 4) тяготение к центрам науки.

8. Причиной того, что чёрная металлургия во многих развитых странах мира тяготеет к морским портам, является:

  1. потребность производства в большом количестве воды; 2) переход на более дешёвую импортную руду;

3) развитие металлоёмкой отрасли — судостроения; 4) растущий экспорт чугуна и стали из развитых стран.

9. Особую роль в развитии хозяйства мира в период НТР приобрела:

  1. электроэнергетика;2) лесная промышленность; 3) чёрная металлургия; 4) пищевая промышленность.

10. Типом историко-экономической структуры хозяйства, характерным в настоящее время для развивающихся стран, является:

1) аграрный;         2) аграрно- индустриальный;        3) постиндустриальный; 4) индустриальный.

 11. Заполните пропуск в предложении:

Через свободные экономические зоны проходит около …% мирового товарооборота.

        1) 0,2;         2) 3;         3) 10;         4) 45.

12. На долю добывающей промышленности в мировом промышленном производстве приходится:

1) около 1/10;         2) более 3/10;    3) около 6/10;        4) более 9/10.

13. Экстенсивное сельское хозяйство характерно для:

1) Монголии и Бангладеш; 2) Дании и Швеции;        3) ФРГ и Франции;        4) США и Канады.

14. Выберите верное соответствие «морской порт — груз, на транспортировке которого он специализируется»:

  1. Тубаран (Бразилия) — медная руда; 2) Ричардс-Бей (ЮАР) — железная руда;

3) Рас-Таннура (Саудовская Аравия) — нефть; 4) Роттердам (Германия) — глинозём.

15. Страна, являющаяся лидером по уровню автомобилизации, — это:

  1. Германия;         2) Италия; 3) США; 4) Польша.

16. Заполните пропуск в предложении:

В составе машиностроения мира насчитывается более … отраслей.

        1) 10;         2) 30;         3) 50;         4) 70.

17. Одним(ми) из основных компонентов «зелёной революции» является(ются):

  1. химизация и механизация; 2) создание аграрно-промышленных объединений;

3) электрификация; 4) развитие исключительно фермерских хозяйств.

18. Страны Тропической Африки характеризуются:

  1. самым низким уровнем индустриализации в мире;
  2. ведущей ролью промышленности в экономике;
  3. высоким уровнем развития непроизводственной сферы хозяйства;
  4. ведущей ролью железных дорог в грузообороте.

19. Монокультурная специализация сельского хозяйства характерна для:

  1. Уганды;         2) Китая; 3) Испании; 4) Аргентины.

20. 9/10 мирового сбора риса приходится на страны:

  1. Юго-Западной и Южной Азии; 2) Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии;

3) Латинской Америки;  4) Северной Африки и Южной Европы.

21. Выберите верное утверждение:

  1. животноводство — ведущая отрасль сельского хозяйства Индии;
  2. Турция по добыче и экспорту хромитовых руд занимает одно из ведущих мест в мире;
  3. население стран Северной Африки равномерно размещено по территории;
  4. в Иордании ведутся разработки нефти мирового значения.

22. Выберите верное утверждение:

  1. в отраслевой структуре стран Юго-Западной Азии преобладает чёрная металлургия;
  2. Флорида и Техас являются крупнейшими нефтедобывающими штатами США;
  3. основным направлением животноводства Аргентины является свиноводство;
  4. кукурузный пояс США располагается на Среднем Западе.

23. В мировом промышленном производстве лидером является:

  1. Канада;  2) США;        3) Россия; 4) Япония.

24. Страной с наибольшим объёмом добычи нефти в мире является:

  1. Мексика;         2) Саудовская Аравия; 3) Венесуэла; 4) ОАЭ.

25. Одним из сложившихся в настоящее время «железорудных мостов» является:

  1. Австралия — Россия;  2) Бразилия — Западная Европа;  3)Канада — Мексика; 4) Западная Европа — Северная Африка.

26. В мировой выплавке стали на долю зарубежной Азии приходится:

1) 22%;         2) 42%;         3) 62%;         4) 82%.

27. Из всего добываемого природного газа в международную торговлю поступает:

  1. около 50%;         2) 30—45%; 3) 15—20%;4) 50—60%.

28. В мировой химической промышленности сложилось четыре главных региона:

  1. США, зарубежная Европа, СНГ, Япония;                              2) США, зарубежная Азия, Россия, Япония;
  1. зарубежная Европа, Латинская Америка, Китай,  СНГ;     4) Россия, Япония, зарубежная Европа, США.

29. Странами, для которых лесная и деревообрабатывающая промышленность — важная отрасль международной специализации, являются:

  1. Норвегия и Дания; 2) Швеция и Финляндия;3) Великобритания и Нидерланды; 4) Швеция и Франция.

30. Отрасль — лидер мировой промышленности по числу занятых и по стоимости производимой продукции, — это:

  1. электроэнергетика;  2) машиностроение; 3) химическая промышленность;4) лёгкая промышленность.

Ключи

Номер теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

4

2

2

1

1

2

3

2

1

2

Номер теста

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

3

1

1

3

3

4

1

1

1

2

Номер теста

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ответ

2

4

2

2

2

2

3

1

2

2

11 класс

Итоговый тестовый контроль по теме «Регионы и страны»

1. Доля индейского населения относительно велика в:

  1. Боливии;         2) Аргентине; 3) США; 4) Канаде.

2. Рурский каменноугольный бассейн находится в:

1) Германии;         2) Польше;  3) Франции;        4) Швеции.

3. Страной Африки, обладающей самыми разнообразными разведанными минеральными ресурсами, является:

1) Гвинея;         2) Сенегал;  3) Эфиопия;        4) ЮАР.

4. Странами, обладающими наибольшими запасами древесины, являются:

1) Швеция и Канада;         2) Китай и Вьетнам;    3) Индия и Лаос;        4) США и Мексика.

5. Заполните пропуск в предложении:

По территории … протягивается Медный пояс.

1) Алжира и Мали;         2) Мозамбика и ЮАР;     3) Египта и Судана;        4) ДР Конго и Замбии.

6. Единственной индустриально-аграрной страной Африки является:

1) Замбия; 2) Гвинея;        3) Уганда;        4) ЮАР.

7. Среди стран зарубежной Европы ведущие позиции по добыче нефти на шельфе Северного моря занимает:

1) Великобритания;         2) Исландия;       3) Финляндия;        4) Греция.

8. Среди стран зарубежной Европы лидером по добыче природного газа является:

1) Великобритания;         2) Нидерланды;     3) Норвегия;        4) Румыния.

9. Две третьих населения Канады живёт:

  1. на севере страны; 2) на юге страны; 3) вдоль восточного побережья страны;4) вдоль западного побережья страны.
  1. Исключительное богатство недр каменным углём, медной, марганцевой и урановой рудами, золотом, алмазами характерно для:

1) Бразилии; 2) Японии; 3) Индии; 4) ЮАР.

  1. Мировым лидером по разведанным запасам нефти является:

1) Египет;         2) Венесуэла; 3) Саудовская Аравия;        4) Кувейт.

12. Мировым лидером по разведанным запасам природного газа является:

  1. Кувейт;         2) Саудовская Аравия; 3) США; 4) Россия.

13. Крупнейшими запасами медных руд обладают:

  1. США, Канада, Австралия; 2) Замбия, ДР Конго, Зимбабве;3) Германия, Франция, Италия; 4) Гватемала, Ямайка, Суринам.

14. Странами, обладающими богатыми лесными ресурсами, являются:

  1. Россия, Канада, Бразилия; 2) Камерун, Украина, США;3) Сомали, Польша, Аргентина; 4) Перу, Конго, Индия.

15. Для стран Латинской Америки характерна(ен):

  1. относительная бедность природными ресурсами; 2) однородность этнического состава населения;

3) наиболее высокий среди развивающихся стран уровень индустриализации; 4) развитая транспортная сеть.

16. Австралия характеризуется:

  1. бедностью природных ресурсов;
  2. небольшой численностью и плотностью населения при невысоком уровне рождаемости;
  3. преобладанием сельского хозяйства в структуре экономики страны;
  4. преобладанием продукции машиностроения в структуре экспорта.

17. Гидроэнергетический комплекс «Итайпу» находится на реке:

  1. Амазонка; 2) Ориноко;        3) Парана; 4) Уругвай.

18. Страной — экспортёром железной руды является:

1) Япония;         3) Австралия; 2) Индонезия;         4) Таиланд.

19. Мировым лидером по производству телевизоров является:

  1. Китай;         2) Япония; 3) Малайзия; 4) Республика Корея.

20. Страной, специализирующейся на нефтедобывающей промышленности, является:

1) Великобритания;         2) Болгария;   3) Португалия;        4) Чехия.

21. Причиной размещения центров производства алюминия на территории Норвегии, Швейцарии, Германии и Австрии служит:

  1. наличие сырья;  2)наличие трудовых ресурсов;3) наличие мощных источников электроэнергии;4) наличие свободной территории.

22. Странами зарубежной Европы, образующими главный «лесной цех» региона, являются:

1) Бельгия и Дания;         2) Швеция и Швейцария; 3) Австрия и Венгрия;        4) Швеция и Финляндия.

23. Страной Африки с развитой золотодобывающей промышленностью является:

1) Замбия;         2) Египет; 3) Чад;        4) ЮАР.

24. Страной, в структуре электроэнергетики которой преобладают ГЭС, является:

  1. Норвегия;         2) Малайзия; 3) ЮАР; 4) Великобритания.

25. Страной, в которой практически вся электроэнергия вырабатывается на АЭС, является:

1) Канада;         2) Франция; 3) Германия;        4) Испания.

26. Страной, имеющей самый высокий показатель производства электроэнергии на душу населения, является:

1) США;         2) Бразилия; 3) Австралийский Союз;        4) Норвегия.

27. Государственным языком Бразилии является:

1) английский;         2) испанский; 3) португальский;        4) французский.

28. Основная часть населения стран Латинской Америки исповедует:

1) католицизм;         2) протестантизм; 3) православие;        4) индуизм.

29. Страна, в которой находится Мекка — священное место для мусульман, — это:

  1. Пакистан;         2) Индия; 3) Китай; 4) Саудовская Аравия.

30. Однонациональной страной зарубежной Азии является:

1) Индия      2) Вьетнам    3) Индонезия

Ключи

Номер теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

1

1

4

1

4

4

1

3

2

4

Номер теста

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Ответ

3

4

2

1

3

2

3

3

1

1

Номер теста

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ответ

3

4

4

1

2

4

3

1

4

4

Критерии и нормы оценивания обучающихся

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы.

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка «1» не ставится

Оценка письменных контрольных работ (тестовых работ)

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1» не ставится

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1» не ставится

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

Литература для обучающихся:

1. Гладкий Ю.Н., В.В. Николина География. 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый и углубленный уровень / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2020. - 272 с.

2. Гладкий Ю.Н. География. Мой тренажер: 10-11 классы : базовый уровень: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". 2-е изд. - М.: Просвещение 2012. - 96 с.

3. Атлас по географии "Социальная и экономическая география" 10 класс.

Литература для учителя:

1. Жижина Е.А., Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии: 10 класс. - М.: ВАКО, 2012

2. География, Профильный уровень. 11 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 кн. Кн. 2 / В.Н. Холина. - 3-е изд., стереотип. - М.: 2011.

 3. География в цифрах. 6-10 кл. : справочное пособие / О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2008

 4. Контрольно-измерительные материалы. География 10 класс / Е.А. Жижина. – М.: ВАКО, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...