"Инфраструктурный комплекс"
план-конспект урока по географии (9 класс)

Яскилка Елена Петровна

Урок изучения нового материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл infrastrukturnyy_kompleks.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии

9 класс

                                                                                                    Учитель: Яскилка Е. П., 

                                                                                                 учитель географии

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

«Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта»

- организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению информации об инфраструктурном комплексе, его составе и значении; видах транспорта

- содействовать осознанию обучающимися ценности совместной деятельности;

- создать условия для развития у обучающихся умений анализировать познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания.

Урок «открытия» новых знаний

Проблемное обучение, групповой, частично-поисковый,  рефлексия.

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; извлечение необходимой информации из текста; самостоятельная работа с учебником, анализ и синтез; практическая работа; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Компьютер, технологические карты.

  1. Учебник: География России. Хозяйство. Регионы: 9 класс: / Е. А. Таможняя, С. Г. Толкунова; под общ. ред. В. П.Дронова. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Предметные:

- знать и объяснять что такое инфраструктурный комплекс;

- определять состав и значение инфраструктурного комплекса, виды транспорта;

- работать с картами и текстом учебника, делать выводы.

 

Общеучебные:

- умение осуществлять самонаблюдение, самоконтроль, самооценку;

- формирование коммуникативной культуры школьников, их общему речевому развитию, расширению кругозора, воспитанию чувств и эмоций;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, внимания, памяти и воображения;

 

Метапредметные:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать  для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,  корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,  умозаключение и делать выводы.

Личностные:         

- формирование интереса и эмоциональное осознание себя и окружающего мира;

- формирование желания выполнять учебные действия;

- формирование позитивного отношения к окружающему миру;

- желание участвовать в творческом, созидательном процессе;

- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Этапы урока

Формы работы, средства обучения, приемы обучения

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Что нужно для успешной работы на уроке?

Девиз урока: «С малой удачи начинается большой успех»

Регулятивные: саморегуляция

Личностные: действие смыслообразования

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие

Мы с вами изучили пищевую и легкую промышленность, как эта продукция доходит до потребителя?

К какой отрасли мы можем с вами отнести магазины? Что они производят?

Назовите еще, где нам оказывают услуги?

Что такое услуга?

 

Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: планирование, прогнозирование

Коммуникативные: умение работать в группах, формирование умения отвечать на поставленный вопрос,

аргументировать.

Выявление места и причины затруднения.

Тема урока: «Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта»

Какие основные вопросы мы  рассматриваем при изучении стран?

Регулятивные: контроль, коррекция, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: формирование интереса к окружающему миру.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Какую поставим цель?

Цель: изучить состав и значение инфраструктурного комплекса, виды транспорта.

Как мы можем это сделать?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.

Реализация построенного проекта

Инфраструктурный комплекс

План работы:

  1. Определить значение.
  2. Определить отраслевой состав.
  3. Определить факторы размещения.

«Транспорт – кровеносная система в теле экономики»

Попробуйте доказать или опровергнуть это утверждение.

План работы:

  1. Определить значение.
  2. Определить отраслевой состав.
  3. Определить факторы размещения.
  4. Что является показателем работы транспорта

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Личностные: эмоциональное осознание себя и окружающего мира.

Первичное закрепление с комментированием

Ответы по заданию.

Регулятивные: коррекция, оценка

Личностные: формирование позитивного отношения к окружающему миру.

Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Этап применения знания и способов действий

Определите эффективность работы различных видов транспорта по таблице  рис. 58 на стр. 104

Анализ диаграмм на рис 59, стр. 104

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; коррекция, оценка – оценивание качества и уровня усвоения.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Включение в систему знаний и повторение

Нужные

постоянно и  всем

Нужные периодически, большинству

Нужные изредка и немногим

Регулятивные: прогнозирование.

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Домашнее задание

п. 18, задание школа географа- исследователя

Рефлексия учебной деятельности на уроке

(Итог урока).

Достигнута ли цель нашего урока?

Удалось ли решить поставленные задачи?

Каким способом?

Какие получили результаты?

Что нужно сделать еще?

Где можно применить новое знание?

Познавательные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, то уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Приложение

1.Понятие инфраструктура из набора слов   (Инфра- - (infra-)  приставка, обозначающая величину, большую по сравнению с какой-либо другой величиной).

2. Инфраструктура-совокупность зданий сооружений, систем и служб необходимых для нормального функционирования и обеспечения жизни населения и хоз-ва страны.

3.Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части.

Коммуникационная система

Транспорт  и  связь

 Состав  инфраструктурного  комплекса

Сфера обслуживания

  1. Торговля и общественное питание(магазины, кафе, столовые и т.д.)
  2. Бытовое обслуживание (рем. мастерские, ателье, парикмахерские, бани)
  3. Жилищно-коммунальное хозяйство(предоставление жилья с его благоустройством)
  4. Культура и искусство (концертные и выставочные залы, театры, библиотеки, радио и телевидение)
  5. Наука и образование (ВУЗы, школы)
  6. Здравоохранение и физкультура (поликлиники, больницы, спорт. Комплексы, стадионы)
  7. Социальное обеспечение (содержание домов для престарелых, дет. домов, интернатов, организация пенсионного обеспечения и социального страхования)
  8. Финансово-кредитная сфера (сбербанки, страховые и финансовые организации Инвестиционные фонды)
  9. Государственное управление, оборона, охрана правопорядка.

Какую продукцию производит инфраструктурный  комплекс?
Продукцией этого комплекса являются услуги, т.е. инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги.

Значение комплекса в определении услуги и комплекса.Этим он отличается от всех других межотраслевых комплексов

  1. Что такое услуга? Это особый вид продукции, который потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности

Работа с таблицей в тетради

Виды услуг по характеру использования

Нужные

постоянно и  всем

Нужные периодически, большинству

Нужные изредка и немногим

Пример

Я учитель. Моя профессия относится к сфере образования. Значит моя услуга нематериальная, необходимая, по периодичности – постоянная, по широте круга потребителей– нужная немногим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инфраструктурный комплекс России

Презентация позволяет сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса России. Знакомит с проблемами и перспективами данного комплекса. Учащиеся знакомятся с отраслями инфраструктурног...

Инфраструктурный комплекс. Транспорт.

Данная презентация составлена к урокам географии 9 класса.к учебнику Алексеева А.И, параграфы 37,38. по теме:" Инфраструктурный комплекс.Транспорт."...

Виды транспорта. Инфраструктурный комплекс Транспортный комплекс

Цели и задачи урока:Познакомить учащихся  с новыми терминами и  понятиями: «грузооборот», «транспортный узел»,  «магистраль».Развить понятие «инфраструктура», представление о составе ин...

Инфраструктурный комплекс

Материал дл помощи детям понять что такое инфраструктура, её состав, значение...

Тест по теме "Инфраструктурный комплекс. Транспорт России" 9 класс

Тест предназначен для закрепления и обощения знаний учащихся по теме "Инфраструктурный комплекс. Транспорт."...

Урокт на тему "Инфраструктурный комплекс"

Познакомить учащихся с одним из межотраслевых комплексов...

План-конспект урока "Инфраструктурный комплекс России"

Представленный материал является планом-конспектом урока географии в 9-м классе по теме "Инфраструктурный комплекс России". В процессе разработки и подготовки урока была использована проектн...