Рабочая программа по географии 5-6 класс
рабочая программа по географии (5, 6 класс)

Старикова Наталия Антоновна

Рабочая программа 5-6 клас 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp._geografiya._5-6.docx113.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

Зеньковская средняя общеобразовательная школа

«Согласовано»:

Руководитель МС

 ___________/________

____________20______г.

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР

____________(М.В.Ролдугина)

______________20_____г.

«Утверждаю»:

Директор МОУ

Зеньковской СОШ

________(Е.В. Дворцова)

____________20_____г.

Рабочая программа

по  географии

для обучающихся  5-6 классов

Количество часов: 70 (за два года обучения)          Уровень: базовый

                                                                                                 

Разработала:

Старикова Н.А.

с. Зеньковка2020 г.

Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 9 классов линии «Полярная звезда».

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и на основе:

  • Требований к результатам освоения  основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном   стандарте общего образования второго поколения.
  • Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной)  части учебного курса;
  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий.
  • Программы духовно – нравственного развития и воспитания личности.
  • Рабочей программы.  Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Авторы А.И.Алексеев, В.В. Николина,  Е.К. Липкина. Просвещение. 2019 год.

        В рабочей программе соблюдается преемственность с программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

        Вклад  географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно  общественного научного знания.

Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

  • комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями   жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
  • целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся   по определенным законам;
  • умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств  (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
  • умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими  и другими принципами как основными ценностями географии;
  • предпрофильной ориентации.

Цели изучения географии:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
  • понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;
  • познание основных природных, социально-экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;
  • формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
  • формирование общечеловеческих  ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
  • формирование опыта жизнедеятельности через усвоение человечеством  научных общекультурных достижений (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
  • формирование опыта ориентирования в географическом пространстве  с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных  потребностей, интересов, проектов;
  • формирование опыта творческой  деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных  географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);
  • понимание закономерностей размещения населения  и территориальной  организации хозяйства в связи природными, социально-экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
  • всестороннее изучение географии России, включая  различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально-экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;
  • выработка у учащихся понимания общественной потребности в географических  знаниях, а также, формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Общая характеристика предмета географии

        География в основной  школе формирует у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле  как

  • о планете людей, об основных закономерностях развития природы,
  • о размещении населения и хозяйства,
  • об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве,
  • о проблемах взаимодействия природы и общества,  
  • об адаптации человека к географическим условиям проживания,
  • о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

        Построение учебного содержания курса осуществляется  последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных  и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих  развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Учебное содержание курса географии сконструировано по блокам, в которых комплексно изучаются: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс – география России.

Содержание  курса географии 5-6  классов нацелено на формирование у учащихся знаний о неоднородности  и целостности Земли как планеты людей; о составе, строении и свойствах оболочек Земли; о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; о топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве;  знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете; о государствах и их столицах.

Содержание курса для 7 класса способствует углублению знаний учащихся о природных закономерностях на Земле и о населении планеты; развитию базовых знаний страноведческого характера: о природе материков и океанов, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, о культуре, традициях, особенностях их  жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Содержание курса для 8-9 класса посвящены  изучению России, поэтому их содержание  - центральное в системе географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности и показ взаимосвязи трех основных компонентов – природы, населения, хозяйства. В 8 классе дается общий обзор, а в 9 классе изучаются географические районы.

Место географии в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 по 9  класс. Общее число учебных часов за 5 лет обучения 280, из них по 35 часов (1 час в неделю) в 5 и 6 классах и по 70 ч (2 часа в неделю) в 7 и 8 классах и 68 ч (2 часа в неделю) в 9 классе.

В соответствии с  учебным планом школы курсу географии на ступени основного общего образования  предшествует курс «Окружающий мир», включающий  определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

        В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

        Таким образом, содержание курса в основной школе  представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциацией.

Ценностные ориентиры

Ценностные ориентации отражают индивидуально-личностные позиции:

  • осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);
  • осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
  • осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общностью их исторических судеб;
  • осознание ценности географической среды во взаимосвязи природы, населения, хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
  • осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности; патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
  • любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;
  • гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;
  • уважение к природе истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;
  • эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

Результаты освоения предмета географии

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,   обладающей  системой  современных  мировоззренческих  взглядов,    ценностных ориентаций,                    идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

  • воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового общего наследия; установление традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
  • формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
  • формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
  • освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу учащихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участия в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного, ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами освоения географии являются:

  • умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;
  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
  • умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой;
  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;
  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение; продуктивно разрешать конфликты на основе интересов и позиций всех их участников;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;
  • формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;
  • формирование осознанной адекватной  и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников;
  • формирование умения организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни и социального взаимодействия.

Предметными результатами освоения географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планета людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
  • формирование интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний.

Содержание курса географии

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ

Раздел 1. Источники географической информации

Развитие   географических   знаний   о   Земле.   Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение  местоположения  географических  объектов,   абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

  • Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.
  • Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.
  • Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Гидросфера — водная оболочка Земли.

  • Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.
  • Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
  • Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

  • Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

  • Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

  • Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
  • Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

        

Раздел 3. Население Земли.

        Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

        Численность населения Земли, ее изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.

        Факторы, влияющие на рост численности населения Земли. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Влияние величины естественного проста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.

        

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.

        Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к разным природным условиям: их влияние на внешний облик, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

        

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

        

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности, их география.

        

Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной, политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

Раздел 4. Материки, океаны и страны.

        Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.

        

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата, внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

        Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

        Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.

        Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Раздел 5. Особенности географического положения России.

        Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с ГП других государств. ГП России как фактор развития ее хозяйства.

        

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

        Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов.

        

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

        

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

        

Раздел 6. Природа  России.

        Природные условия и ресурсы  России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблема рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов страны.

        

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

        Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа.  Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений, вулканизма. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

        

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

        Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности.

        Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

        

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм.

        Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей  размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений.

        Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

        

Почва и почвенные ресурсы. Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

        Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация, борьба с эрозией и загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

        

Растительный и животный мир.  Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

        

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов.  Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

        Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Раздел 7. Население России.

        

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX  и XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий.

        

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава и определяющие его факторы.  Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения.

        

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

        

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными,  историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения.

        

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Раздел 8. Хозяйство России.

        

Особенности хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития ее хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры.  Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Сельское хозяйство  и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Сельское хозяйство  и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промышленность  и охрана окружающей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт  и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Раздел 9. Районы России.

        

Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды  природно-хозяйственного районирования страны. Анализ различных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Раздел 10. Россия в современном мире.

        

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.

Учебно-тематический план

5 класс (1 час в неделю, 35 часов)

п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Введение

1

2

На какой Земле мы живём

4

3

Планета Земля

5

4

План и карта

11

5

Литосфера – твёрдая оболочка Земли

10

6

Повторение

4

Итого

35

Учебно-тематический план

6 класс (1 час в неделю, 35 часов)

п/п

Разделы программы

Количество часов

1

Повторение

2

2

Гидросфера – водная оболочка Земли

12

3

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

12

4

Биосфера – живая оболочка Земли

3

5

Географическая оболочка

3

6

Повторение

3

Итого

35

        

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева с 5 по 9 классы:

  1. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К.  География.   5-6 классы.   Учебник, -  М.:  Просвещение, 2019
  2. Николина В.В.  География. 5-6 классы.  Поурочные разработки,  - М.: Просвещение, 2019 
  3. Николина В.В.  География.   Мой – тренажер.  5-6 классы.  Рабочая тетрадь, -  М.: Просвещение,  2019
  4. Николина В.В.,  Липкина Е.К.  География. 5-9 классы.  Проекты  и  творческие работы,  - М.: Просвещение, 2019
  5. Николина В.В.,   Алексеев А.И.,   Липкина Е.К.  География.   Рабочие  программы.   Предметная  линия  учебников «Полярная звезда». 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений, - М.: Просвещение, 2019

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Ученик научится:

  • использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;
  • анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
  • по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • определять и сравнивать количественные и качественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
  • в процессе работы с одним или несколькими источниками информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;
  • составлять описание географических объектов, процессов и явлений;
  • представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Ученик получит возможность научиться:

  • ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
  • читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности  и географические карты;
  • строить простые планы местности;
  • создавать простые географические карты  различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, проводить простейшую их классификацию;
  • использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязи между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
  • проводить с помощью приборов измерения температуры, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

5 класс (35 ч/ 1 час в неделю)

№ п/п

Темы уроков

Основное

содержание

урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

Развитие географических знаний о Земле (5ч)

1/1

Географические методы изучения окружающей среды

Что изучает география.

Значение географических знаний в современной жизни.

Профессии, связанные с географией. Методы географической науки.

Способы  организации собственной учебной деятельности. Развитие навыков создания и поддержки индивидуальной информационной среды

Ресурсы урока: Учебник, §1 стр.4-8. Атлас. Контурные карты. Тренажёр, с.4-6

Определять знание географических знаний в современной жизни, главные задачи современной географии, понятие «география».

Выявлять методы географической науки

Оценивать роль географической науки в жизни общества.

Устанавливать основные приемы работы с учебником, атласом, тренажером.

 

2/1

Развитие географических знаний о Земле

Развитие представления человека о мире от древности до  наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей.

Ресурсы урока: 

Учебник , §2 стр10-12.

Тренажер с .7,№1-3

Выявлять изменения географических представлений у людей в древности, в эпоху географических открытий.

Определять вклад великих мореплавателей и путешественников в развитие географической науки и высказывать свое мнение.

3/2

Великие географические открытия

Практическая работа №1

«Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий».

Великие географические открытия; их вклад в развитие цивилизации.

Марко Поло, А. Никитин, Васко  да Гама. Открытие и исследование материков.  Х. Колумб

Ф Магеллан, Ф. Дрейк А. Тасман, Дж. Кук

Ф.Ф. Беллинсгаузен,

М.П. Лазарев. Русские землепроходцы-исследователи:

Ермак, И. Москвин,

С. Дежнев,

Р. Амундсен,

Р. Пири.

Ресурсы урока:

Учебник §3 с.13-15  

Тренажер с.8 3 №5-8

Определять вклад великих мореплавателей и путешественников в развитие географической науки и высказывать свое мнение.

Установить значимость открытий русских путешественников и землепроходцев, а также подвига покорителей Северного полюса. Наносить маршруты великих путешественников на контурную карту. Систематизировать информацию о путешествиях и открытиях.

Находить информацию (в Интернете и других источниках) и разрабатывать    информационные проекты.

4/3

География сегодня

Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС).

Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей. 

Ресурсы урока:

Учебник §4 с.16-18  

Тренажер с.9-10 №9-10

Выделять и анализировать источники географической информации.

Оценивать роль космических исследований и геоинформационных систем для развития географии. 

Находить в Интернете космические снимки, электронные карты.

Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты.

5/4

Контрольная работа №1

«Развитие географических знаний о Земле»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Работать с картами атласа.

Анализировать, систематизировать.

Земля – планета Солнечной системы (3ч)

6/1

Мы во Вселенной

Земля – одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Как устроена наша планета: материки и океаны, земные оболочки.

Форма и размеры Земли.

Ресурсы урока: 

Учебник §5 с.20-21.  Тренажёр, с.,11 №1-5

Анализировать        иллюстративно-справочный материал и сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам.

Составлять   «космический   адрес» планеты Земля.

Приводить доказательства,  что Земля – одна из планет  солнечной системы и подчинена сложным космическим законам.

7/2

Движение   Земли

Движение Земли.

Виды движения Земли. Продолжительность года.

Високосный год. Экватор, тропики и полярные круги. Дни летнего и зимнего солнцестояния; дни весеннего и осеннего равноденствия. Полярный день и ночь.

Ресурсы урока: 

Учебник §6 с.22-24.

Тренажер с.12 №6-12

Выявлять зависимость продолжительности суток от вращения Земли вокруг своей оси.

Составлять и анализировать схемы «Следствия   вращения Земли вокруг своей оси» и «Географические следствия размеров и формы Земли».

Понимать значение движения земли вокруг своей оси.

Находить информацию (в Интерне те и других источниках) и разрабатывать    информационные проекты.

8/3

Солнечный свет на Земле

Высота Солнца над горизонтом.

Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности распространения света и тепла на Земле.

Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года.

Выявлять как смена дня и ночи, времен года сказывается на жизни людей и планеты в целом. Составлять и анализировать схему «Следствия вращения Земли вокруг Солнца».

План и карта (12ч)

9/1

Ориентирование на местности. План местности

Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. Азимут. Ориентирование по Солнцу, Полярной звезде.

План местности. Особенности изображения  местности на плане

Условные знаки.

Ресурсы урока:

Учебник, §8 с.30-32.

Тренажёр, с.16 №1-4

Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карту, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты.

Определять по компасу направления на стороны горизонта по Солнцу  по Полярной звезде и «живым ориентирам».

Определять азимут, углы с помощью транспортира.

Читать план местности.

10/2

Практическая работа №2  «Определение на местности азимута»

Азимут. Решение задач на определение азимута.

Составлять и применять на практике  алгоритм определения азимута.

Использовать измерительные приборы.

Решать географические задачи.

11/3

Земная поверхность на плане и карте

Условные знаки.

Масштаб и его виды.

Ресурсы урока: 

Учебник, §9 с.33-35. Тренажер с.16  №5-14

Определять объекты  местности на плане с помощью условных знаков.

Определять виды масштаба

Читать топографическую карту.

Понимать значения плана местности для умения ориентироваться в пространстве.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

12/4

Практическая работа №3

«Определение масштаба и измерение расстояний»

Измерение расстояний с помощью масштаба.

Решать практические задачи по переводу масштаба из одного вида в другой.

Распознавать условные знаки.

13/5

Земная поверхность на плане и карте

Способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости.

Относительная высота.

Абсолютная высота. Горизонтали. Определение относительной высоты точек и форм  рельефа  на местности.

Ресурсы урока: 

Учебник, §10 с. 36-37

Тренажёр,с19-22 №15- 22

Определять относительную и абсолютную высоты по плану.

Определять по плану с помощью горизонталей направления повышения и понижения местности.

Оценивать значение умений определять с помощью плана и карты формы рельефа местности.

Работать в паре.

14/6

Практическая работа №4

«Составление плана местности»

Топографическая карта

Способы глазомерной съемки  местности.

Ресурсы урока: 

Учебник, с. 38-39

Тренажер с .23 № 23-24

Определять на плане расстояния между объектами.

Ориентироваться  на местности.

Использовать оборудование для глазомерной съемки.

Составлять простейший план местности.

Работать в группе.

15/7

Географическая карта

 «Глобус – объемная модель Земли.

Географическая карта, ее отличие от плана. Свойства географической карты. Легенды карты, виды условных знаков.

Классификация карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Географические карты в жизни человека.

Ресурсы   урока: 

Учебник §12 в. 2-7  зад 1,8-11 

Определять роль  географической карты как источника информации. Оценить значение географической карты как достижения науки и культуры.

Выявить основы  карты.

Уметь различать карты по масштабу.

Осознать необходимость понимания и чтения карты.

Овладеть умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.

16/8

Градусная сетка

Градусная сетка, ее предназначение. Параллели и меридианы. Градусная сетка на глобусе и картах.

Определение направлений и расстояний по карте.

 

Ресурсы урока: 

Учебник, §13  в.  2-9

Тренажер 1,10,11

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.

Сравнивать 

глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

 Определять по картам стороны горизонта и направления движения.

Определять

расстояние  с помощью градусной сетки.

Раскрыть значения градусной сетки для ориентирования по карте.

17/9

Географические координаты. Географическая широта

Географические координаты.

Географическая широта. Определение географической широты объектов

Ресурсы урока: 

Учебник §14 в. 1-5,

Тренажер, з. 6

Определять географическую широту.

Раскрыть значение знаний о географических координатах в жизни людей.

18/10

Географические координаты. Географическая долгота

Географическая долгота. Определение географической долготы объектов.

Часовые пояса.

Ресурсы урока:

Учебник, §15 в. 1-4.

Тренажер 5-12.

Определять часовые пояса.

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

19/11

Практическая работа №5 «Решение географических задач по теме «План и карта»

Отработать  умение определять географических координат объектов, объектов по их координатам с помощью градусной сетки,

решать практические задачи по переводу масштаба,

находить абсолютную и относительную высоту.

читать план местности.

Определять географических координат объектов, объектов по их координатам с помощью градусной сетки.

Решать практические задачи по переводу масштаба.

Находить абсолютную и относительную высоту.

Читать план местности.

Работать в сотрудничестве.

19/12

Контрольная работа №2 «План и карта»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Работать с картами атласа.

Анализировать, систематизировать.

Человек на Земле  (3ч)

20/1

 Как люди заселяли Землю

Основные пути расселения древнего человека.

Влияние природных условий  и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни ан разных этапах развития общества.

Ресурсы, урока:

Учебник, §17 ,в. 1-6

Тренажер, задания 7-8

Анализировать и систематизировать различные источники информации для определения приспособления людей к условиям жизни.

Определять по карте гипотетические места происхождения человека и пути расселения людей на Земле.

21/2

 Расы и народы

Расы и народы мира. Их отличительные особенности.

Численность  населения на Земле.

Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки.

Крупные государства и города мира.

Ресурсы урока: 

Учебник, §18.в. 2-5

Тренажер 1, 6-9

Выявлять внешние признаки людей различных рас.

Определять плотность населения на различных территориях.

Анализировать карту

 «Плотность населения мира».

Показывать на карте государства и крупные города.

Анализировать различные источники информации с целью определения регионов проживания представителей разных рас.

Определять наиболее и наименее заселенные территории.

Выделять  самые крупные по площади государства на Земле.

22/3

Практическая работа №6  «Сравнение стран мира по политической карте»

Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столицы.

Нанесение изученных стран на контурную карту.

Находить на карте и показывать свою страну и стран-соседей

Сравнивать страны по величине территории и расположению.

Определять страны мира по описанию.

Создание проектного продукта в форме открытки другу.

Литосфера - твердая оболочка Земли (9ч)

23/1

Земная кора - верхняя часть литосферы.

Внешние и внутренние силы Земли.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.

Типы земной коры, ее строение под материками и океанами. 

Ресурсы урока: 

Учебник § 20 в. 2-8

 задания 1, 3 ,10

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли.               Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Показать  значение  постоянного изменения  природ ы  Земли  под действием  внешних и внутренних  сил.

Доказать, что  наблюдения   исследования  - важный путь  познания  сложных  природных процессов.

24/2

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Минералы и горные породы.

Особенности  происхождения горных пород.

Понятие «полезные ископаемые».

Ресурсы урока: 

Учебник  §21,в.1-7,зад.  8-10

Классифицировать горные породы.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

Понять отличие горных пород от минералов.

25/3

Практическая работа №7 «Определение горных пород и описание их свойств»

Определение горных пород по их свойствам.  Формирование умения различать горные породы и минералы по внешним признакам.

Описывать по плану   минералы и горные породы школьной коллекции.

Различать горные породы и минералы по внешним признакам.

26/4

Движения земной коры

Движение земной коры: вертикальные и горизонтальные.

Землетрясения и их причины.

Сейсмические районы и пояса Земли.

Условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения.

Ресурсы урока:

Учебник, § 22.в. 3-7.

зад 1,2,9,10.

Выявлять закономерности распространения землетрясений.

Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли.

27/5

Движения земной коры

Вулканизм. Строение вулкана. Типы вулканов.

Гейзеры. Тихоокеаническое огненное кольцо.

Ресурсы урока: 

Учебник, §23. в. 2-4,  з.1,5-7,з.9и 10 по выбору.

Выявлять на основе причинно-следственных связей закономерности распространения вулканизма

Устанавливать с помощью контурных   карт районы вулканизма.

Наносить на контурную карту вулканы.

28/6

Рельеф Земли. Равнины

Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов.

Основные формы рельефа суши.

Горы и равнины особенности их образования.  

 Различие равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте.

Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Описание равнины по карте.

Ресурсы урока:

Учебник § 24 , в. 2-5.

 задания 1.6.7

Определять по географическим картам количественные и качественные  характеристики крупнейших равнин мира и России, особенности их географического положения.

Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира.

Описывать равнину по плану.

Представлять информацию в письменной форме в виде плана – конспекта.

Классифицировать равнины по высоте

Развить умение давать описание равнины по плану.

Создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности.

Наносить на контурную карту крупнейшие равнины мира.

29/7

Рельеф Земли. Горы

Различие гор по высоте, возрасту и размерам.

Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах 

Ресурсы урока:

Учебник, §25 в. 2-8,

зад  1,9, зад 10,11 по выбору

Определять по географическим картам количественные и качественные  характеристики крупнейших гор мира и России.

Сравнивать по плану горные системы мира

Наносить на контурную карту крупнейшие горные системы мира и  России.

Описывать  рельеф своей местности по плану. 

Объяснять причины изменения гор во времени, а так же изменение гор под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. 

30/8

Контрольная работа №3  «Литосфера - твердая оболочка Земли»

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

 

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Работать с картами атласа.

Анализировать, систематизировать.

31/9

Человек и литосфера

Значение литосферы

для человека

Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Ресурсы урока: 

Учебник, § 28,  в.1-5  задания 6,7

Определять значение литосферы для человека.

Выявлять способы воздействия человека на литосферу и характер изменения литосферы в результате его хозяйственной деятельности.

Раскрыть значение охраны литосферы.

32/1

Итоговая контрольная работа

Тестовая контрольная работа из заданий разного вида.

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий.

Работать с картами атласа.

Анализировать, систематизировать.

33-35/

2-4

Практическая работа №8 «Скульптурный портрет Земли»

Разработка проекта

«Скульптурный портрет планеты».

Правила работы с контурной картой. Решение практических задач по карте.

Находить географические объекты на карте в атласе и с помощью географических координат и основных ориентиров (рек. гор и т. д).

Находить положение географических объектов на контурной карте и наносит их на нее.

Выполнять проектное задание

в сотрудничестве.

Представлять презентацию своего проекта.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ГЕОГРАФИЯ

6 класс (35 ч/ 1 час в неделю)

№ п/п

Темы уроков

Основное содержание урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Дата

Введение (1 ч)

1/1

Введение

Ориентирование в информационном поле   учебно-методического   комплекта.

Повторение правил работы с учебником и используемыми компонентами УМК.  

Обучение приёмам работы по ведению дневника наблюдений за погодой.  

Выбор формы дневника погоды и способов его ведения.

Ресурсы урока: учебник, атлас, тетрадь-тренажёр; тетрадь-практикум,  с.  20-21  («Наблюдения    за   погодой.    Ведение   дневника погоды»), электронное приложение.

Знакомиться   с   устройством   барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

Измерять количественные характеристики состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов.

Начать   заполнение   дневника   наблюдений за погодой.

Гидросфера – водная оболочка Земли (12 ч)

2/1

Cостав и строение гидросферы

Сформировать представление о гидросфере, выяснить ее состав.

Изучить свойства воды.

Описать мировой круговорот воды в природе.

Раскрыть  значение воды в природе, для всего живого на Земле

Ресурсы урока: учебник  п. 28  в. 3-7,  тренажер  с. 48  з. 1-3

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы.

Выявлять   взаимосвязи   между   составными   частями   гидросферы   по схеме «Круговорот воды в природе».

3/2

Мировой океан

Раскрыть понятие  «Мировой океан», его составные части: моря, заливы, проливы.

Доказать единство вод Мирового океана.

Познакомить с жизнью в океане.

Ресурсы урока: учебник  п. 29  в. 1-3,  зад. 4-5; тренажер с. 50 з. 8,9,10 с. 60 к.к., атлас с. 186

Определять по карте географическое положение,   океанов,   морей,   заливов, проливов.

Определять черты сходства и различия океанов Земли островов, полуостровов.

Наносить на контурную карту океаны моря заливы, проливы.

Выявлять части рельефа дна океана.

4/3

Мировой океан  

Сформировать представление об островах и их типах и полуостровах.

Познакомить с особенностями дна Мирового океана.

Показать значение океана.

Ресурсы урока: учебник п. 30,  в. 1.2.4, зад. 3,5,6; тренажер с.51 з.11,12; с.60-61

Показывать по карте части Мирового океана.

Выделять части дна Океана.

Определять по карте географическое положение островов, полуостровов, архипелагов.

Раскрывать идею единства и целостности Мирового океана.

Наносить на контурную карту острова,  полуострова.

Составлять описание океана и моря по плану.

5/4

Практическая работа  №1 

«Прокладывание по карте маршрута, измерение расстояний по карте, определение географических координат»

Выполнить проектное задание «Круизный маршрут по карте»

Освоить решение проектных задач по плану.

Научиться работать в группе.

Оценивать и обсуждать результаты проекта.

Ресурсы урока: учебник п. 31 с. табл. 104; тренажер с.78-79

Работать на контурной карте.

Наносить географические объекты на контурную карту.

Прокладывать по карте маршрут.

Измерение расстояний по карте.

Определять географические координаты.

Обсуждать и оценивать работу в группе и классе.

Оценивать свои результаты.

6/5

Воды океана

Сформировать знания  о свойствах вод: изменение

солености, температуры вод  с широтой и глубиной.

Раскрыть, чем обусловлено движение вод в Океане: волны, океанические течения, приливы, отливы.

Раскрыть идею о постоянном  движении воды в Океане, о мерах предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, о правилах обеспечения личной безопасности. 

Ресурсы урока: учебник п. 32, в. 2-10,  зад. 11-12, 13-14 на выбор   

Выявлять с помощью карт географические закономерности  изменения солености, температуры вод Океана.

Определять по карте крупнейшие холодные и теплые течения МО.

Показывать и описывать  океанические течения.

Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров.

Устанавливать причинно-следственные связи между процессами в литосфере и образованием цунами.

Раскрывать опасные явления в Океане.

7/6

Реки – артерии

Земли

Сформировать понятие о реках, их части, речной системе, речном бассейне, водоразделе.

Показать роль рек в жизни человека.

Осуществлять   смысловое чтение при описании реки.

Ресурсы урока: учебник п. 33, в. 1-6,  зад. 7, к.к. с. 78-79    

Характеризовать особенности речной системы.

Знать наиболее крупные

реки мира и России.

Правильно показывать реки по карте.

Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления, жанрами и основной идеей текста.

Выявлять  по рисунку части реки.

Характеризовать реки своей местности.

8/7

Реки  -  артерии

Земли

Сформировать    понятие о режиме реки,  питании рек, типах рек.

Составлять описание реки по плану на основе анализа карт.

Составлять характеристику равнинной и горной рек.

Ресурсы урока:  учебник п.34, в. 1-7,  зад. 8

Анализировать графики изменения уровня воды в реках.

Выявлять  части долины реки.

Описывать реку по плану.

9/8

Озера и болота

Сформировать понятие «озеро», «многолетняя мерзлота».

Классифицировать озера по различным признакам.

Выяснить, как образуются болота.

Показать роль озер и болот  для жизни на Земле.

Давать описание озера по плану.

Ресурсы урока: учебник п. 35,  в. 1-6, зад. 7-9, тренаж с. 78-79

Определять по географической карте положение крупнейших озер мира и России.

Составлять описание озер по плану.

Анализировать карты и объяснять причины образования болот.

Показывать по карте районы распространения многолетней мерзлоты.

Наносить озера на контурную карту.

10/9

Подземные воды и ледники

Сформировать понятие  «подземные воды».

Выявить причины образования подземных вод.

Выявить причины образования покровных и горных ледников.

Провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле.

Ресурсы урока: учебник п. 36, в. 1-5,  зад. 6

Понять образование подземных вод.

Составить план по тексту  

«Что мы знаем о ледниках».

Описывать по карте районы распространения ледников.

Оценивать значение подземных вод и ледников как источников питьевой воды.

11/10

Экскурсия

Ознакомить с водным объектом своей местности.

Ресурсы урока:  уч. с.114 з. 8

Описывать водный объект по плану.

12/11

Гидросфера и человек

Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле

Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны.

Ресурсы урока:  учебник п. 37,  

в. 1, зад. 2, тренажер с. 56-57

Установить связь гидросферы с другими оболочками Земли.

Выявить значение Океана для хозяйственной деятельности человека.

Составить схему  «Связь гидросферы с другими оболочками  на Земле на примере местной реки».

Определить меры по охране гидросферы.

13/12

Контрольная работа №1

« Гидросфера»

Выявить уровень усвоение базового материала по теме «Гидросфера».

Выполнять  тестовые задания, задания с выбором ответа, на соответствие, с текстом.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли (12 ч)

14/1

Состав и строение атмосферы

 Показать  значение атмосферы в жизни на планете.

Сформировать понятие «атмосфера», показать ее состав, строение и границы.

Сформировать понятие о тропосфере как о части атмосферы, наиболее важной для людей.

Реализовать принцип связи изучаемого на уроке  с жизнью.

Научить замечать и объяснять окружающие природные явления.

Ресурсы урока:  учебник п. 38,

 в. 1-5, зад. 6,7

Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов.

Составлять и анализировать схему  «Состав воздуха».

Выяснить строение  атмосферы.

Делать выводы о значении  атмосферы для жизни на Земле.

Понимать смысл выражения «Тропосфера – кухня погоды».

15/2

Тепло  в атмосфере

Сформировать представление о нагревании воздуха от земной поверхности.

Сформировать представление об изменении температуры воздуха с высотой.

Вычислять среднюю суточную температуру и амплитуду температур.

Устанавливать годовой ход  температур и амплитуд.

Устанавливать  причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом.

Ресурсы урока: учебник п.39.

 в. 1-5, зад. 6-7 

Определять температуру с помощью термометра.

Вычислять среднюю суточную температуру, амплитуду, среднемесячную температуру по календарю погоды.

Устанавливать  причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом.

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры воздуха в течение суток.

16/3

Тепло  в атмосфере

Выявить зависимость суточного хода температуры от угла падения солнечных лучей.

Выявить закономерности изменения температуры воздуха от экватора к полюсам.

Включиться в диалог по объяснению жизненных ситуаций.

Ресурсы урока: учебник п. 40.  в. 2-6,   выполнить зад. 1.7 

Выявить зависимость суточного хода температуры от угла падения солнечных лучей.

Выявить закономерности изменения температуры воздуха от экватора к полюсам.

17/4

Атмосферное давление

Сформировать представление об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления и единицах его измерения.

Выяснить, от чего зависит атмосферное давление.

Измерять атмосферное давление.

Ресурсы урока: учебник п.  41

 в. 1- 2,   зад. 3-4

Определять атмосферное давление с помощью барометра.

Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере.

Использовать знания об атмосферном давлении в повседневной жизни.

18/5

Ветер

Сформировать понятие  

«ветер».

Раскрыть причины образования  ветра.

Сформировать понятие о розе ветров, о силе ветра, о видах ветра.

Ресурсы урока: учебник п. 42.  в. 2- 6,  зад. 1,.7,8

Выявлять причинно- следственные  связи при  образовании ветра.

Определять по картам направление и силу ветра.

Раскрывать значение ветра для природных процессов и хозяйственной деятельности человека.

Показывать примеры описания ветров в художественной и научно- популярной литературе.

19/6

Практическая работа №2

«Построение розы ветров»

Сформировать умения строить розу ветров на основе данных дневника погоды.

Определять направление и силу ветра.

Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника погоды.

20/7

Влага в атмосфере

Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха.

Сформировать зависимости между температурой воздуха и его влажностью.

Сформировать умение рассчитывать относительную влажность.

Ресурсы урока: учебник п.  43. ответить на  в. 1-4.

Определять влажность воздуха с помощью гигрометра.

Делать выводы о значении  влажности воздуха на Земле.

Рассчитывать относительную влажность воздуха на основе имеющихся данных.

Понимать значение влажности воздуха для жизни и хозяйственной деятельности людей.

21/8

Влага в атмосфере

Сформировать понятие «облака» и раскрыть процесс их образования, виды облаков.

Сформировать понятие  «осадкомер», «атмосферные осадки», их виды, условия образования.

Научить проводить наблюдение за облаками.

Ресурсы урока: учебник п.44 в.  2- 4, зад.1,5,6,7

Определять виды облаков.

Наблюдать за облаками.

Давать описание облакам.

Оценивать значение облачности осадков для жизни и деятельности людей.

Раскрывать влияние природных явлений на творчество людей.

22/9

Погода и климат

Сформировать понятия  «погода» и «климат», «климатообразующие факторы».

Сформировать понятие о типах воздушных масс и условиях их формирования.

Выявить закономерность климата и географической широты, воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения по отношению к горным сооружениям.

Выявить влияние погодных условий на здоровье людей.

Формировать умение давать описания погоды и климата.

Ресурсы урока: учебник  45,

 в. 2-8, зад.1,9,10(по вариант.)

Анализировать карту «Изменение  климатических  показателей с запада на восток».

Использовать собственные  наблюдения о погоде и климате.

Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами.

Устанавливать  причинно -  следственные связи между  свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которыми они формируются.

Раскрыть значение прогнозирования погоды и климата для природы и хозяйственной деятельности человека.

23/10

Наблюдение за погодой. Карты погоды

Познакомить с метеорологическими приборами и инструментами и их предназначением.

Отработать навыки измерения элементов погоды с помощью приборов.

Сформировать умение читать карты погоды,  решать практические задачи с использованием информации о погоде и составлять прогноз погоды.

Ресурсы урока: учебник  46,

зад.5, лист А4 с картой

Наблюдать за погодой и выявлять ее особенности.

Выявлять способы нанесения на карты погоды характеристик состояния атмосферы.

Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы.

Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата.

Определять тип погоды, преобладающий в своей местности.

Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную  из нескольких источников.

Сотрудничать в группе.

24/11

Атмосфера и человек

Раскрыть значение атмосферы для человека.

Выявить, как погодные условия влияют на здоровье и быт людей.

Составлять и обсуждать правила обеспечения личной безопасности во время стихийных явлений в атмосфере.

Ресурсы урока: учебник п.  47.  в.  3-6,  зад.1.2.7

Выявлять и оценивать значение атмосферы  для человека.

Описывать влияние погодных условий на быт и здоровье людей.

Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную  из нескольких источников.

Включаться в обмен мнениями по вопросу охраны природы.

Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения соблюдения правил поведения во время опасных атмосферных  явлений.

25/12

Контрольная работа  № 2 «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

Выявить уровень усвоение базового материала по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».

Выполнять  тестовые задания, задания с выбором ответа, на соответствие, с текстом.

Биосфера - живая оболочка Земли (4ч)

26/1

Биосфера – живая оболочка Земли

Сформировать понятие «биосфера».

Выяснить состав, связь с другими сферами Земли, значение

Показать разнообразие органического мира Земли, приспособление организмов к среде обитания.

Выявить  взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере.

Показать необходимость

охраны биосферы.

 

Ресурсы урока: учебник п.  48.  в. 1-5,  зад. 6

Сопоставлять границы биосферы с границей других оболочек Земли.

Раскрывать роль  живых организмов в биосфере.

Выявлять роль живых организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания.

Доказывать, что биосфера -  уникальная оболочка Земли,  заселенная живыми организмами, что человек – часть биосферы.

27/2

Почвы

Сформировать понятие   «почва», «типы почв».

Раскрыть значение плодородия почв.

Раскрыть вклад В.В. Докучаева в науку.

Ресурсы урока: учебник п.  49.  в. 1-4, выполнить зад. 5

Анализировать образцы почв.

Сравнивать профили  подзолистой почвы и чернозема.

Выявлять  причины разной степени плодородия  почв,  используемых  человеком.

Определить  вклад В.В. Докучаева в науку.

Описывать растительный, животный мир и почвы  своей местности.

Делать выводы о необходимости  охраны почв.

28/3

Биосфера – сфера жизни

Сформировать представление об особенностях распространения живых организмов на суше и в Мировом океане и о человеке как части биосферы.

Определять значение биосферы.

Показать значение биосферы для человека  и ее  изменение человеком

Ресурсы урока:  учебник п. 50.

 в. 1-6,  зад. 7

Раскрывать взаимосвязи в биосфере.

Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата.

Высказывать  мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу в своей местности.

Наблюдать за растительным и животным миром своей местности  с целью определения качества окружающей среды.

Понимать,  что биосфера -  самая уязвимая оболочка Земли.

Осознавать, что человек  - часть природы.

29/4

Контрольная работа №3  

« Биосфера – живая оболочка Земли»

Выявить уровень усвоение базового материала по теме

«Биосфера – живая оболочка Земли».

Выполнять  тестовые задания, задания с выбором ответа, на соответствие, с текстом.

Географическая оболочка (6 ч)

30/1

Географическая оболочка

Сформировать представление о географической оболочке и природном комплексе.

Выяснить строение и свойства географической оболочки и взаимосвязь между ее составными частями.

Объяснить смену природных зон (природных комплексов) от экватора к полюсам.

Показать  значение географической  оболочки для жизни человека.

Ресурсы урока: учебник п. 51,  в.1-6 ,  зад. 7

Приводить примеры  взаимосвязи  частей  географической оболочки.

Иметь представление  о природном комплексе.

Давать  описание природного комплекса своей местности.

Выявлять  доказательства  существования  главных закономерностей  географической  оболочки на основе анализа  тематических карт.

31/2

Природные зоны Земли

Сформировать представление о природной зональности.

Выяснить. как размещаются  природные зоны на Земле.

Объяснить смену природных зон на Земле.

Показать разнообразие  природных комплексов суши и океанов.

Ресурсы урока: учебник п.  52,

 в. 2-5,  зад.1,6,7

Анализировать карту

«Природные  зоны мира».

Сравнивать между собой различные природные зоны.

Характеризовать природные комплексы  суши и океана.

Объяснять причинно- следственные связи меду природными зонами и климатом.

32/3

Практическая работа  №3

«Нанесение на контурную карту природных зон мира»

Показать,  как размещаются природные  комплексы на поверхности Земли.

Объяснить смену природных зон.

Выяснить  изменения природных зон под воздействием хозяйственной деятельности человека. Формировать умение работать   с картами природных зон и контурной.

Ресурсы урока: учебник п. 52,

 с. 188 карта «Природные  зоны мира», тренажер с.73 з. 4, с. 79

Анализировать карту

«Природные  зоны мира».

Сравнивать между собой различные природные зоны.

Наносить на контурную карту  природные зоны Земли.

33/4

Культурные      ландшафты

Сформировать понятие «культурный ландшафт» и их виды.

Показать влияние человека на культурные ландшафты.

Ресурсы урока: учебник п.  53,

 в. 1-3,  зад. 4,5

Информационный проект

«Ландшафт, который хочется сохранить»  иллюстрируя его фотоснимками, рисунками.

Выявлять наиболее и наименее измененные человеком территории Земли на основе анализа разных источников географической информации.

Понимать и  уметь высказывать свое мнение  о способах улучшения  культурных ландшафтов.

Уметь создавать образ культурного ландшафта.

Приводить примеры положительного и отрицательного  влияния человека на культурные ландшафты.

Подготавливать сообщения или презентацию по проблемам  антропогенного воздействия на природу.

Оценивать творение рук  человека -  культурный ландшафт.

34/5

Итоговая контрольная работа

Выявить уровень усвоение базового материала по курсу географии 6 класса.

Выполнять  тестовые задания, задания с выбором ответа, на соответствие, с текстом.

35/6

Урок-игра  «Биосфера живая оболочка Земли»  и «Географическая оболочка»

Обобщить и систематизировать знания учащихся.

 

Объяснять географические термины.

Уметь работать с различными источниками географических знаний.

Устанавливать причинно -  следственные связи.

Сравнивать между собой  различные географические объекты.

Анализировать информацию, приводить примеры воздействия человека на природу.

Давать оценку  воздействия человека  на биосферу

Аргументировать необходимость  защиты природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Рабочая программа по географии в 8 классе, в 9 классе, географии Осетии.

Рабочая программа по географии  в 8 классе, 9 классе, географии Осетии....

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику "География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2015.

Данная программа поможет учителям в создании рабочей программы по курсу географии в 8 класса по учебнику " География. 8 класс" УМК "Полярная звезда" А.И. Алексеева. Просвещение,2015....

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 класса по учебнику - Алексеев А.И. География России. Природа и население. 8 класс. . – Москва, издательский дом «Дрофа», 2003.

Рабочая программа составлена на основе требований Федерального компонента Государственного Образовательного Стандарта общего образования (2005 год) и примерной программы основного общего образова...