«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г
учебно-методический материал

ЦЫГАНКОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся  на уроках географии»

География - одна из древнейших наук для преподавания.  А школьный учебный предмет «География»  направлен на развитие интеллектуального и духовного потенциала молодёжи; подготовку учащихся к разносторонней деятельности в географической среде окружающего их пространства; достижение умения объективно оценивать события, происходящие в обществе; воспитание гражданственности и патриотизма; и конечно ко всему подходить творчески и не ординарно. Само изучение географии – творческий процесс.

На сегодняшний день одной из главных педагогических задач является развитие творческих  и интеллектуальных способностей, где важная роль отводится урокам географии.

Как показывает практика, для учителя это наиболее сложная и трудно реализуемая задача. Так как учителю нужно создать для каждого учащегося такие условия, которые позволяют ему творчески подойти к решению проблем и это должно происходить в рамках программы. Поэтому, учителю необходимо выбрать правильные методы и формы обучения, определить возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения.

Психология утверждает - все способности человека развиваются в процессе обучения, особенно при использовании активных методов обучения. Прежде чем применять те или иные методы активизации, педагогу необходимо учитывать уровень развития познавательных способностей учащихся. Задачи, не соотнесённые с уровнем развития познавательных способностей учащегося не могут сыграть положительную роль в обучении, а иногда они могут подорвать веру в свои силы и способности учащегося. Поэтому сложные познавательные задачи можно предъявлять ученикам обладающим высоким уровнем способностей. Развитие познавательных способностей учащихся – это длительный процесс.

      Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:


 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Михайловская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.Ф. Нестерова»

Черемисиновского района Курской области

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся  на уроках географии»

Дубровкина Елена Васильевна

Учитель географии

2021 г

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся  на уроках географии

(Слайд 1)        

Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли. (Слайд 2)

В. А. Сухомлинский

География - одна из древнейших наук для преподавания.  А школьный учебный предмет «География»  направлен на развитие интеллектуального и духовного потенциала молодёжи; подготовку учащихся к разносторонней деятельности в географической среде окружающего их пространства; достижение умения объективно оценивать события, происходящие в обществе; воспитание гражданственности и патриотизма; и конечно ко всему подходить творчески и не ординарно. Само изучение географии – творческий процесс.

На сегодняшний день одной из главных педагогических задач является развитие творческих  и интеллектуальных способностей, где важная роль отводится урокам географии.

Как показывает практика, для учителя это наиболее сложная и трудно реализуемая задача. Так как учителю нужно создать для каждого учащегося такие условия, которые позволяют ему творчески подойти к решению проблем и это должно происходить в рамках программы. Поэтому, учителю необходимо выбрать правильные методы и формы обучения, определить возможную меру включенности учащихся в творческую деятельность, которая делает обучение интересным. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения.

Психология утверждает - все способности человека развиваются в процессе обучения, особенно при использовании активных методов обучения. Прежде чем применять те или иные методы активизации, педагогу необходимо учитывать уровень развития познавательных способностей учащихся. Задачи, не соотнесённые с уровнем развития познавательных способностей учащегося не могут сыграть положительную роль в обучении, а иногда они могут подорвать веру в свои силы и способности учащегося. Поэтому сложные познавательные задачи можно предъявлять ученикам обладающим высоким уровнем способностей. Развитие познавательных способностей учащихся – это длительный процесс.

      Существенными качествами человеческого интеллекта являются пытливость и глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность и доказательность:

  • любопытство — стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях, лежащее в основе активной познавательной деятельности;
  • доказательность мышления — способность к использованию в нужный момент фактов и закономерностей, подтверждающих правильность суждений и выводов;
  • глубина ума — способность отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного;
  • гибкость и подвижность ума — способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления;
  • логичность мышления — способность соблюдения строгой последовательности рассуждений, с учётом всех существенных
  • критичность мышления — способность строгой оценки результатов мыслительной деятельности для отбрасывания неправильных суждений, выводов и решений (способность отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи);
  • широта мышления — способность к всестороннему охвату объекта мыслительной деятельности с учётом исходных данных задачи и многовариантности её решений.

Основные цели современной системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает её не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. В подобных ситуациях школьник приобретает способности, позволяющие преобразовать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие.

Современный урок должен быть построен на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Проблема урока в школе всегда актуальна. Как разработать урок? Что нужно знать уметь, чтобы построить эффективный урок географии в школе? В какой форме организовать обучение? Перед учителем географии эта проблема стоит особенно остро, так как на каждом уроке изучается новый материал, практически нет дополнительных уроков на закрепление, повторение. И как провести урок успешно, заинтересовать ученика, развить познавательные способности, привить поисковую и исследовательскую деятельность?

Для того, чтобы урок прошел продуктивно, необходима смена деятельности обучающихся на каждом его этапе. В этом помогают современные педагогические технологии, методы и приемы.

В моей педагогической практике ведущее место занимают приемы технологии критического мышления, игровые технологии, ИКТ.

Технология критического мышления:

(слайд 3)

Основу   технологии      развития  критического мышления  составляет базовая модель,    включающая три стадии:

«Вызов – осмысление - рефлексия». 

Такое построение    учебного  процесса  помогает  учащимся  самим определить цели и   задачи    обучения,     осуществить    активный   поиск    новой информации, проанализировать     ее    и    соотнести   с собственными  знаниями.

    Таким образом,    происходит  целостное осмысление и «присвоение»    нового      знания,    формирование    собственного отношения к изучаемому   материалу.               

 Анализ содержания учебного материала по географии позволяет сделать вывод о том, что приемами развития критического мышления школьников могут выступать:

представление информации в кластерах;

верные и неверные утверждения;        

«мозговая атака»;

графические приемы

 Примеры данной технологии используемой мной на уроках : (слайд 3)

Прием «Кластер» - графический систематизатор, схема. Как правило, применяю в начале изучения темы и при закреплении. Данный прием позволяет систематизировать знания по теме, выявить пробелы в знаниях.

Виды кластера:

Классический – используется ключевое слово или термин. Например, АПК.

Бумажный – когда учащиеся из слов, записанных на карточках, выбирают те, которые относятся к конкретной теме, например, машиностроение России.

Прием «Верные и неверные утверждения» (слайд 4) помогает быстро провести опрос как по всей теме, так и по отдельному явлению.  Может использоваться на любом этапе урока, в том числе и для закрепления.  Проводить его можно как письменно (в виде географического диктанта), так и устно (используя сигнальные карточки).

      например: тема «Ветер» (слайд 5)

ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении

ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении

ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении

Урок 9 класс «Транспорт России» (слайд 6)

  • Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспорта
  • Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страны
  • Метро относится к наземным видам транспорта
  • Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт
  • В России очень много незамерзающих портов
  • В восточной части России густота транспортной сети больше чем в западной

Прием «Синквейн» (слайд 7) используется на стадии рефлексии и формирует способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах.

Например,  Река    (слайд 8)         

Широкая, глубокая

Течёт, переносит, затопляет         

Из далека долго, течёт река Волга          

Поток           

Солнце

Раскаленное, газообразное

Освещает, нагревает, обжигает

Солнечное излучение несет энергию

Звезда

Река (равнинная)  - 6 класс

Спокойная, широкая

Течет, переносит, разливается

Издалека долго, течет река

Поток

Тундра – 8 класс

Безлесная, холодная

Кормит, исцеляет, завораживает

Беспросветная тьма гнуса летом

Болото  

Прием «толстые» и «тонкие» вопросы (слайд 9) позволяет ребятам развивать речь, извлекать из большого объема информации главное, логически мыслить, составлять рассказ по теме.

Например, при изучении темы «Атмосферное давление» в 6 классе, изучив дополнительный текст, ребята составили такие вопросы:

А) С помощью какого прибора измеряется АД?

Б) Кто и в каком году изобрёл прибор для измерения атмосферного давления?

В) Какой барометр удобнее применять и почему?

Г) При каких условиях давление принято называть нормальным атмосферным давлением?

Прием «Плюс – минус – интересно» помогает организовать работу с информацией на стадии вызова или стадии осмысления. Это способ активной работы с текстом.  Данный прием помогает провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Таблица аргументов (слайд 10)

Учитель даёт аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из текста или лекции учителя

Аргумент

Почему «да»

Почему «нет»

Магеллан является первым кругосветным мореплавателем

Фернан Магеллан задумал, организовал кругосветное путешествие и руководил им большую часть пути

Завершил путешествие Хуан Себастьян Элькано

Технология опорных конспектов (слайд 11)

Выделение главного и основного, установление логических связей  умение работать самостоятельно,  развивать индивидуальные способности, память, логическое мышление, делать выводы

Игровые технологии

(слайд 12)

            Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

           В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях:

-в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;                                                            

-в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

-как технология внеклассной работы.

         Все эти игровые формы учитель выбирает в зависимости от темы урока, подготовленности учащихся, их возраста.

Применение игры на уроке очень разнообразно и, самое главное, ее можно использовать на любом этапе урока. Игру можно организовать в начале урока для определения темы, при проверке  домашнего задания; при изучении нового материала; для снятия напряжения после сложной работы; в конце урока – для закрепления изученного.

Приведу примеры некоторых игровых моментов.

  1. При изучении береговой линии Евразии предлагаю ребятам игру-путешествие «Вокруг Евразии» (слайд 12)
  2. При изучении темы «Географические координаты» можно зашифровать какое-либо слово, дав координаты объектов. Определив, какие города соответствуют заданным координатам, ребята отгадают зашифрованное слово. Слайд 13)

  1. 59 с.ш. 11 в.д.                  Осло
  2. 35 с.ш. 51 в.д.                  Тегеран
  3. 13 ю.ш. 76 з.д.                 Лима
  4. 52 с.ш. 105 в.д.                Иркутск
  5. 52 с.ш. 113 в.д.                Чита
  6. 42 с.ш. 78 з.д.                   Нью – Йорк
  7. 46 с.ш. 75 з.д.                  Оттава

  1. Прием «третий лишний» или «белая ворона» (слайд 14)

Учитель называет 3 – 4 слова, относящихся, кроме одного, к какой-нибудь теме. Учащиеся должны определить это слово и доказать свой выбор.

Например.  Коала,  утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии)

Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

  1. Приём   «Слова в словах” (слайд 15)

Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.          

  1. Приём «Геоалфавит». (слайд 16)

Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский.

2. Назовите страну нашей планеты.          Парагвай.

3. Назовите столицу европейского государства.        Париж.

4. Какая река протекает в Южной Америке?        Парана

5.Назовите город, расположенный на полуострове Камчатка.        Петропавловск-Камчатский.

6. Какой полуостров в Европе вы знаете?              Пиренейский.                                                                           

7. Какую вы знаете горную страну?        Памир.

8. Кто возглавлял первую дрейфующую станцию “ СП-1”?               Папани

          6. Приём «Найди на карте» (слайд 17)

                Учитель предлагает паре учащихся показать на карте географический объект. Выигрывает тот, кто показал его первым. Тот, кто проиграл выбывает, его место занимает следующий

Работа с картой (слайд 18)

  • Проверка номенклатуры – репродуктивный уровень - географические диктанты
  • Анализ карт – частично-поисковый уровень: «Найди по заданной характеристике объект на карте», например: «Эта река-главная артерия Восточной Сибири..»
  • Сравнение – исследовательский уровень: на основе анализа карт, выявите особенности специализации хозяйства западной и восточной частей Северного Кавказа

     7. Приём «Да и нет»

            Учитель (или ведущий ученик) загадывает какой-нибудь географический объект и дает небольшую подсказку. Например, что  «это» находится в Азии. Игроки должны отгадать этот объект, задавая вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет».                                                               

  1. Определить тему уроку, отгадав ребусы, загадки и т.д. (слайд 19)

Также это может быть урок-игра при закреплении темы или раздела («Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и др.)

Например: Слайд 20)

Интеллектуальная игра – это игра, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его ума.

Использование на уроках географии игровых технологий является важным методом для стимулирования  мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

интеллектуальная игра – это игра, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его ума. Интеллектуальная игра  имеет конвергентную (поиск в одном направлении, единственно правильного ответа) и дивергентную (поиск в разных направлениях) продуктивность.  

  Типичными примерами интеллектуальных   командных  игр являются  «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и так далее.  

Игра «Знатоки географии» (слайд 21-25)

             Я такие игры провожу раз в четверть, иногда и раз в полугодие. Учебное время дорого. Чаще   использую  игровые приемы   в  развитии некоторых  существенных качеств интеллекта школьников разного возраста.

Приведу примеры интеллектуальных мини-игр, направленных на развитие разных качеств интеллекта.  (слайд 26-31)

Информационно – коммуникативные технологии (слайд 32)

Информационно – коммуникативные технологии являются неотъемлемой частью современного образования. Их главная задача – повысить качество образования, пробудив устойчивый интерес к предмету. Урок с применением ИКТ – различные ЭОР, как готовые, так и разработанные учителем, применяемые как для изучения нового материала, так и для закрепления, повторения, обобщения и систематизации.  Это мультимедиа-презентации, обладающие наглядностью и выразительностью.  Современные школьники легко ориентируются в Интернет-пространстве и самостоятельно готовят презентации, выбирают нужную информацию. (слайд 32)

  ИКТ –технологии.

      В своей педагогической деятельности я все чаще обращаюсь к информационно-коммуникативным технологиям. Применение информационных  компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала,  но и  представляет новые возможности для  развития творческих  способностей  учащихся:

- повышает мотивацию учащихся к учению;

- активизирует познавательную деятельность;

- развивает мышление и творческие способности ребёнка;        

- формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Эти технологии становятся хорошим помощником учителю  –  географу, делая процесс преподавания предмета не только интересным, но и более понятным. За годы работы сложились следующие формы применения ИКТ на уроках географии:

1.Работа в Word: тексты, контрольные работы, дидактический раздаточный материал;

2.Работа в  Power Point: мультимедийные презентации учителя и учеников;

3.Работа в Excel: интерактивные тесты, диаграммы, таблицы;

4.Использование Интернета и медиаресурсов: дополнительный материал (тексты, карты, иллюстрации и т.д.)

          Применение данных форм работы позволяет не только создать условия для экономии времени и затрат труда учителя, но и осуществлять работу по стимулированию и развитию познавательного интереса учащихся, формирования у них навыков работы с информацией.

          Результатом использования ИКТ на уроке считаю, прежде всего, повышение интереса обучающихся к изучению предмета. Все большее количество учеников стараются готовить домашние задания, используя компьютер.

Примеры разработанных мною заданий :

Зарубежная Азия 11 класс (слайд 33)

Итоговое задание по теме "Страны Азии"
Выберите одну из стран зарубежной Азии, которую Вы хотели бы посетить.
Подберите интересный материал об этой стране. Опишите её, словно по личным впечатлениям.
Ответ оформите в формате 2-3 слайдов (в подзаголовке слайда укажите класс и свою      фамилию)
Слайды вставьте в совместную презентацию. 
ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Задание для 6 класса "Круговорот воды" (слайд 34)

              Большой и малый круговорот воды в природе.

Задание.
Перейди по ссылке, просмотри анимационный ролик, запиши краткие ответы на следующие            вопросы:
1)       Что      происходит   над      океаном?
2)       Что      происходит   над      сушей?
3) Чем отличается малый круговорот от большого?
4) Что произойдёт, если вдруг круговорот воды на Земле остановится? 

Технология проблемного обучения. (слайд 35)

      Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко, 1998).

         Схема проблемного обучения, представляется как последовательность процедур, включающих: постановку преподавателем учебно-проблемной задачи, создание для учащихся проблемной ситуации; осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, в процессе которого они овладевают обобщенными способами приобретения новых знаний; применение данных способов для решения конкретных систем задач.

Я использую проблемные вопросы, которые построены на материале, близком учащимся, значимом для них. Их решение требует не только ознакомления практических действий, результаты которых могут быть использованы в классе, школе, научно-практической деятельности и др Проблемные задания имеют, как правило, личностно-развивающий характер и естественно возникают из опыта и потребностей самих учеников. Поставив ученика в проблемную ситуацию, интересную и для всего класса, учитель получает возможность “растормозить” механизм его мышления.

Примеры проблемных вопросов. (слайд 36)

В какой параллели нашей больше всего учеников, в какой меньше? Почему?

Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху?

Почему белые медведи не едят пингвинов?

  4  Из чего состоят облака?

- А что тяжелее: воздух или вода?

- А почему же облака плавают          по воздуху и не падают?

  5.Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300     мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия?

6 Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым.  А в Канарском течении  температура воды +22Но оно является холодным. Почему?                                                         

   7.В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т   кокса и 4т. коксующего угля.                 Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

Тема «Особенности природы Евразии», 7 класс: (слайд 37)

  • Евразия, Альпы, Енисей, Гималаи, Мертвое море, Байкал, Эверест, Тибет, Каспийское, Черапунджи, Янцзы, Ладожское. 

Почему к географическому объекту можно применить слово «Самый, самая, самое, …»?

Следующее (слайд 38)

Позволяет   не только сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, достигать высокого уровня развития школьников, но и позволяет сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся.

- Почему в пустыне Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары?

- Представьте, что остров Мадагаскар сместился на 30 градусов к югу. Как изменится в этом случае климат столицы острова.

(слайд 39)

Создается установка на необходимость изучения материала в связи с его географической, народнохозяйственной или эстетической ценностью.

Например, перед изучением темы «Внутренние воды Южной Америки», можно предложить учащимся следующие познавательные задачи.

Знаете ли вы, что на этом материке протекает «серебряная» река, хотя ее вода мутно-желтая? Как она называется? (Парана)

Знаете ли вы, что здесь находится самый большой водопад и самое высокогорное озеро мира?

Знаете ли вы, что Амазонка самая полноводная река в мире не прикрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной?

Аналогии (слайд 40)

  • Дети с трудом понимают, в чем заключаются  взаимосвязи между компонентами природного комплекса. Аналогом природных компонентов могут выступить «семь волшебных джинов», которые соперничают между собой. Каждый джин определенного цвета: джин «Растения» - зеленый, джин «Вода» - голубой, джин «Почва» - коричневый и т.д. Для наиболее наглядного показа взаимодействия всех природных компонентов необходимо прибегнуть к помощи акварельных красок соответствующего цвета (соответствуют цветам джинов)

Затем растворять поочередного каждого джина (краску) в демонстрационном стакане с прозрачной водой. Цвета в стакане будут меняться, показывая действие - компонентов, друг на друга, так как каждый цвет в сочетании с другим цветом дает совсем иной оттенок. Каждая краска повлияет на общий цвет воды в стакане.  И не забудьте джина под названием «Человек» сделать черным цветом и растворить его в стакане последним, тем самым продемонстрировать, как экологически «плодотворно» человек влияет на всю природу.

Вывод:

Различают два типа мышления: конвергентное (закрытое, нетворческое) и дивергентное ( открытое, творческое).  Каждый человек обладает и тем и другим типом мышления. Тип личности с преобладанием  конвенгертного мышления называют «интеллектуальным», дивергентного – «креативным». Креативность  - это способность видеть, думать, действовать, поступать по-другому, чем это делалось до сих пор.  Интеллектуал  готов решать задачи весьма сложные, но имеющие известные способы решения. Креатив же способен сам видеть и ставить задачи, стремится выйти за рамки узко поставленного условия.  К сожалению, в процессе нашего школьного обучения креативное мышление развивается слабо,   с тенденцией постепенного  затухания.

Используемые в моей практике образовательные  технологии являются средством интеллектуального развития учащихся на уроках географии.   (слайд 41)

В заключении, хочу призвать всех географов,  развивая разнообразные качества  интеллекта,  растить и воспитывать  в конечном итоге, придумщиков,  фантазеров, изобретателей.  (слайд 42)

Дети должны быть готовы решать задачи,  на которые нет  известных, готовых ответов. Это задачи эвристические (открытые). В этом направлении развивает школьника исследовательская деятельность, метод проектов. Но большой объем учебного материала не способствует широкому внедрению этих методов.  

Выход  в  составлении и предложении учащимся открытых эвристических заданий.  

Одними из наиболее известных заданий являются такие. (слайд 43)

-Как изменились бы  природные условия на Русской равнине, если Кавказские горы располагались бы на севере равнины?  

-Как изменится климат Европы, если Гольфстрим станет холодным течением?

Из новых заданий:1.  (слайд 44)

На снимке из космоса видно месторождение алмазов – Кимберлитовые трубки. А что делать, когда все алмазы в этом месторождении закончатся? Разработай и предложи свою программу по использованию данной территории в дальнейшем.  

2. Челябинск – край суровых мужчин, чугунная Флоренция России. Иваново – город невест. Санкт-Петербург – культурная столица. А какие эпитеты можно дать другим городам России и городу, в котором ты живешь. Почему?

 Поиск ответов на эти вопросы требует не только высокоинтеллектуальной мыслительной деятельности, но и   обязательно креативности.  

Работая с детьми, я находилась в поиске таких  приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно?

    Любым предметом, процессом, явлением   надо   заниматься,   извлекая что-то  такое, что  доставляет  удовольствие, даже больше – эйфорию.  Только тогда человек способен творить!   Качество учебы и жизни в целом зависит напрямую от   количества творчества в единицу времени.  А что как не игра позволяет нам быть творцами, выдумщиками,  фантазерами  и бесконечно развивать свои возможности. (слайд 45)

Список используемой литературы.

 

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий. М. Дрофа ,2003г

2.Блаженов В.А. Приемы развивающего обучения географии. Москва: Дрофа,      2006.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.- СПб: Изд-во «Альянс-Дельта», 2003.

4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.

5.Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие/ М.Г.      Ермолаева. – 2-е изд., доп. – СПб.: СПб АППО, 2005. – 112 с.

6.   Морозов Е.П., Пидкасистый П.И. Подготовка учителей к инновационной деятельности. // Советская педагогика, 1991 г .,   № 10, стр. 88-93

7..  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998. 

8.«Современные образовательные технологии». М: КноРус,2009

9. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе - Мн.,    Новая школа, 2001г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии

Слайд 2

Страшная это опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, – в сфере мысли. В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Технология критического мышления

Слайд 4

Технология критического мышления Прием «Верные и неверные утверждения» 1.Австралия – самый южный материк. 2. Австралия – самый сухой материк. 3. Австралия – самый жаркий материк. 4. Австралию почти посередине пересекает северный тропик. 5. Австралия – самый маленький материк.

Слайд 5

Прием «Верные и неверные утверждения» например: тема «Ветер» ветер это перемещение воздуха в вертикальном направлении ветер это перемещение воздуха в горизонтальном направлении ветер это перемещение воздуха одновременно в вертикальном и горизонтальном направлении

Слайд 6

Верно – не верно Урок 9 класс «Транспорт России» Автомобильный транспорт самый быстрый и дорогостоящий вид транспорта Каботажными называются перевозки грузов морским транспортом между портами одной страны Метро относится к наземным видам транспорта Наиболее экологически чистым видом транспорта является водный транспорт В России очень много незамерзающих портов В восточной части России густота транспортной сети больше чем в западной

Слайд 7

Технология критического мышления Прием «Синквейн» Солнце Раскаленное, газообразное Освещает, нагревает, обжигает Солнечное излучение несет энергию Звезда Тундра Безлесная, холодная Кормит, исцеляет, пугает Беспросветная тьма гнуса летом Болото

Слайд 8

Приём Синквейн- используется на стадии рефлексии. Река Широкая, глубокая Течёт, переносит, затопляет Из далека долго, течёт река Волга Поток

Слайд 9

Технология критического мышления Прием «Толстые и тонкие вопросы» Чем измеряют атмосферное давление? Почему барометр-анероид более удобен в применении? При каких условиях давление принято называть нормальным атмосферным давлением?

Слайд 10

« Таблица аргументов » Учитель даёт аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из текста или лекции учителя Аргумент Почему «да» Почему «нет» Магеллан является первым кругосветным мореплавателем Фернан Магеллан задумал, организовал кругосветное путешествие и руководил им большую часть пути Завершил путешествие Хуан Себастьян Элькано

Слайд 11

Технология опорных конспектов Выделение главного и основного установление логических связей умение работать самостоятельно развивать индивидуальные способности, память, логическое мышление делать выводы

Слайд 12

Игровые технологии Игра-путешествие «Вокруг Евразии» Полуостров …В…… Полуостров …О …. Полуостров …. К …. Полуостров .. Р .. Острова . У …….. Пролив …..Г .. Остров …..Е .. Острова .. В ………. Полуостров ….. Р Море . А ….. Архипелаг ….. З …. Полуостров …..И ……. Остров …И ……….

Слайд 13

59 с.ш. 11 в.д. О сло 35 с.ш. 51 в.д. Т егеран 13 ю.ш. 76 з.д Л има 52 с.ш. 105 в.д. И ркутск с.ш. 115 в.д. Ч ита 42 с.ш 78 з.д. Н ью-Йорк 46 с.ш. 75 з.д. О ттава Игровые технологии

Слайд 14

Игровые технологии Прием «Третий лишний» или «Белая ворона» Мадагаскар, Индостан, Шри-Ланка Барометр, Термометр, Эхолот Жираф, утконос, коала Коала, утконос, ягуар, ехидна. (животные Австралии) Сыктывкар, Архангельск, Петрозаводск, Якутск. (столицы республик РФ)

Слайд 15

«Слова в словах» Учитель пишет на доске географическое название, например: “Караганда”. Из букв этого слова нужно составить другие географические названия, не прибавляя новых букв, а буквы, которые есть в этом названии, в одном слове можно использовать только один раз. Из букв слова “Караганда” можно сложить такие названия: Канада, Ангара, Анкара, Гана, Карадаг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Геоалфавит». Назовите известного русского путешественника- географа. Пржевальский. 2. Назовите страну нашей планеты. Парагвай. 3. Назовите столицу европейского государства. Париж. 4. Какая река протекает в Южной Америке? Парана

Слайд 2

Для того чтобы «научить работать с картой» (предметное умение), необходимо научить учеников устанавливать пространственные соотношения (ассоциации) (прием умственной деятельности ) . Задача Пользуясь физической картой мира, определите, где находятся горы АНДЫ. ДЛЯ этого выберите несколько разных ориентиров и предложите несколько вариантов ответов. Уточните географическое положение Анд, пользуясь политической картой мира. Анды находятся на западе Южной Америки; протягиваются с севера на юг вдоль западного побережья Южной Америки; вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки; находятся западнее Амазонской низменности; пересекаются экватором и южным тропиком; входят в состав Тихоокеанского вулканического кольца; …

Слайд 3

Работа с картой Проверка номенклатуры – репродуктивный уровень - географические диктанты Анализ карт – частично-поисковый уровень: «Найди по заданной характеристике объект на карте», например: «Эта река-главная артерия Восточной Сибири..» Сравнение – исследовательский уровень: на основе анализа карт, выявите особенности специализации хозяйства западной и восточной частей Северного Кавказа

Слайд 4

Тема урока: ИСПАНИЯ М ИТАЛИЯ Р АРМЕНИЯ ? АФРИКА Килиман. АМЕРИКА Котопахи ЕВРОПА ? ЧАД О АНХЕЛЬ В ДУНАЙ ? МОНГОЛИЯ К СОМАЛИ П ИСЛАНДИЯ ? ВАТИКАН К САУД. АРАВ. И РОССИЯ ? АФРИКА Нил СЕВ. АМЕР. М ЮЖ. АМЕР. ? Е Е В В Р Р О О П П А А Общая характеристика зарубежной Европы. Общая характеристика зарубежной Европы.

Слайд 5

Интеллектуальная игра – это игра, где успех достигается прежде всего за счет мыслительных способностей человека, его ума.

Слайд 6

Интеллектуальная игра по географии 7 класс ЗНАТОКИ ГЕОГРАФИИ

Слайд 7

1. Африка (10) Ответ : Сахара Самая большая пустыня в северной части материка

Слайд 8

1. Африка(20) Ответ: Килимонджаро Как называется самый высокий вулкан Африки.

Слайд 9

1. Африка (30) ФОТОВОПРОС Животные какой природной зоны Африки изображены на фото? Ответ : саванны

Слайд 10

Вопросы умнику Определите географический объект по его литературному описанию: … Озеро иногда бывает очень бурным, и, надо полагать, это единственное место в мире, где путешественник может испытать морскую и горную болезни одновременно. … На следующее утро мы поднялись с зарей, чтобы полюбоваться величественным видом главного хребта, который четко вырисовывался в потрескивающем морозном воздухе цепью зазубренных, покрытых снегом вершин, над которыми главенствовали белые громады Сораты, Уайнапотоси, Мурараты и Ильимани – девственные снега на протяжении семидесяти миль. Под парусами или на веслах по серебристой поверхности озера плыли тростниковые бальсы – плоты, конструкция которых осталась неизменной в течение веков. Назовите озеро. По каким признакам (по тексту) вы его определили? (Чем больше признаков, тем выше балл.) Укажите главные особенности его географического положения. Дайте характеристику озера. Мини - игры

Слайд 11

Знатокам истории На берегах его зарождалось христианство, а на его дне, согласно библейскому преданию, погребены засыпанные пеплом за грехи их жители города Содом и Гомора. В воду моря-озера нельзя нырнуть и плыть в обычном положении – вода выталкивает человека как пробку. Древнеримский император Тит, завоевавший в 70-е годы нашей эры Иудею, ради любопытства приказал бросить в воды озера закованных в цепи рабов, но они не утонули. Определите озеро.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Создай карту» Учащимся предлагается создать карту, имея контур материка и основные географические объекты. Атлантический океан Средиземное море Красное море Остров Мадагаскар Мозамбикский пролив Мыс Бен - Сека экватор Мыс Альмади Мыс Рас - Хафун Мыс Игольный Нулевой меридиан Северный тропик Южный тропик Гвинейский залив Индийский океан

Слайд 2

Большая часть южной Африки находится севернее 30 с.ш. На востоке Мозамбикский пролив отделяет от Южной Африки самый крупный на земном шаре о. Мадагаскар. Юг – самая возвышенная часть Африки, особенно ее юго-восточная оконечность, где расположены относящиеся к новой складчатости Драконовы горы. Здесь распространены разнообразные полезные ископаемые: в предгорных прогибах – осадочные, а на выходах кристаллических пород – магматические. В Южной Африке представлены следующие типы климата: пустынный тропический, влажный тропический, субэкваториальный, субтропический средиземноморский. Природные условия сменяются не только с севера на юг, но и с запада на восток. «Найди ошибки»

Слайд 3

«Почта» Учащимся предлагается классифицировать географические объекты по конвертам. Страны Египет Чад ЮАР Судан Эфиопия Танзания Алжир Западная Африка Центральная Африка Восточная Африка Южная Африка Северная Африка Мали Ангола Мадагаскар Нигер Конго Марокко Нигерия Мозамбик

Слайд 4

Пример. Составьте причинно-следственную цепочку из следующих утверждений. Австралия продает на экспорт баранину и шерсть.5 Австралию почти по середине пересекает южный тропик. 1 В Австралии велика площадь саванн, полупустынь и пустынь.3 Австралия – достаточно жаркий и самый сухой материк.2 Ведущее место в сельском хозяйстве Австралийского Союза занимает овцеводство.4

Слайд 5

Информационно-коммуникативные технологии ЭОР Мультимедиа-презентации

Слайд 6

Зарубежная Азия 11 класс Итоговое задание по теме "Страны Азии" Выберите одну из стран зарубежной Азии, которую Вы хотели бы посетить. Подберите интересный материал об этой стране. Опишите её, словно по личным впечатлениям. Ответ оформите в формате 2-3 слайдов (в подзаголовке слайда укажите класс и свою фамилию) Слайды вставьте в совместную презентацию. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Слайд 7

Задание для 6 класса "Круговорот воды" Большой и малый круговорот воды в природе. Задание. Перейди по ссылке, просмотри анимационный ролик, запиши краткие ответы на следующие вопросы: 1) Что происходит над океаном? 2) Что происходит над сушей? 3) Чем отличается малый круговорот от большого? 4) Что произойдёт, если вдруг круговорот воды на Земле остановится?

Слайд 8

Технология проблемного обучения. В какой параллели нашей больше всего учеников, в какой меньше? Почему? Почему в помещениях батареи расположены внизу, а форточки наверху? Почему белые медведи не едят пингвинов? 4 Из чего состоят облака? - А что тяжелее: воздух или вода? - А почему же облака плавают по воздуху и не падают?

Слайд 9

Технология проблемного обучения. 5.Откуда в тундре такое обилие воды, если сумма годового количества осадков мене 300 мм в год, меньше чем в пустынях Прикаспия? 6 Температура воды в течении Гольфстрим +4, оно является теплым. А в Канарском течении температура воды +22Но оно является холодным. Почему? 7.В 1800г. для выплавки 1т. чугуна требовалось 2,5т кокса и 4т. коксующего угля. Улучшение качества кокса и усовершенствование доменного процесса снизили удельный расход кокса до 0,7-0,8 тонн. Объясните, как это отразилось на размещение металлургических заводов?

Слайд 10

Почему к географическому объекту можно применить слово «Самый, самая, самое, …»? Тема «Особенности природы Евразии», 7 класс: Евразия, Альпы, Енисей, Гималаи, Мертвое море, Байкал, Эверест, Тибет, Каспийское, Черапунджи, Янцзы, Ладожское.

Слайд 11

Позволяет не только сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений и навыков, достигать высокого уровня развития школьников, но и позволяет сформировать особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся. Почему в пустыне Намиб, расположенной на побережье океана, осадков выпадает меньше, чем в самых сухих районах Сахары? Представьте, что остров Мадагаскар сместился на 30 градусов к югу. Как изменится в этом случае климат столицы острова.

Слайд 12

Создается установка на необходимость изучения материала в связи с его географической, народнохозяйственной или эстетической ценностью. Например, перед изучением темы «Внутренние воды Южной Америки», можно предложить учащимся следующие познавательные задачи. Знаете ли вы, что на этом материке протекает «серебряная» река, хотя ее вода мутно-желтая? Как она называется? (Парана) Знаете ли вы, что здесь находится самый большой водопад и самое высокогорное озеро мира? Знаете ли вы, что Амазонка самая полноводная река в мире не прикрыта ни одним мостом, дамбой или плотиной?

Слайд 13

«Аналогии». Дети с трудом понимают, в чем заключаются взаимосвязи между компонентами природного комплекса. Аналогом природных компонентов могут выступить «семь волшебных джинов», которые соперничают между собой. Каждый джин определенного цвета: джин «Растения» - зеленый, джин «Вода» - голубой, джин «Почва» - коричневый и т.д. Для наиболее наглядного показа взаимодействия всех природных компонентов необходимо прибегнуть к помощи акварельных красок соответствующего цвета (соответствуют цветам джинов) Затем растворять поочередного каждого джина (краску) в демонстрационном стакане с прозрачной водой. Цвета в стакане будут меняться, показывая действие - компонентов, друг на друга, так как каждый цвет в сочетании с другим цветом дает совсем иной оттенок. Каждая краска повлияет на общий цвет воды в стакане. И не забудьте джина под названием «Человек» сделать черным цветом и растворить его в стакане последним, тем самым продемонстрировать, как экологически «плодотворно» человек влияет на всю природу.

Слайд 14

Используемые в моей практике образовательные технологии являются средством интеллектуального развития учащихся на уроках географии.

Слайд 15

В заключении, хочу призвать всех географов, развивая разнообразные качества интеллекта, растить и воспитывать в конечном итоге, придумщиков, фантазеров, изобретателей. Дети должны быть готовы решать задачи, на которые нет известных, готовых ответов. Дети должны быть готовы решать задачи, на которые нет известных, готовых ответов.

Слайд 16

Одними из наиболее известных заданий являются такие. -Как изменились бы природные условия на Русской равнине, если Кавказские горы располагались бы на севере равнины? -Как изменится климат Европы, если Гольфстрим станет холодным течением?

Слайд 17

На снимке из космоса видно месторождение алмазов – Кимберлитовые трубки. А что делать, когда все алмазы в этом месторождении закончатся? Разработай и предложи свою программу по использованию данной территории в дальнейшем. 2. Челябинск – край суровых мужчин, чугунная Флоренция России. Иваново – город невест. Санкт-Петербург – культурная столица. А какие эпитеты можно дать другим городам России и городу, в котором ты живешь. Почему?

Слайд 18

Любым предметом, процессом, явлением надо заниматься, извлекая что-то такое, что доставляет удовольствие, даже больше – эйфорию. Только тогда человек способен творить! Качество учебы и жизни в целом зависит напрямую от количества творчества в единицу времени. А что как не игра позволяет нам быть творцами, выдумщиками, фантазерами и бесконечно развивать свои возможности.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы.

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития дет...

Статья "Использование различных образовательных технологий, направленных на интеллектуальное развитие студентов"

В статье показана необходимость использования образовательных технологий для интеллектуального развития студентов...

Статья "Использование различных образовательных технологий, направленных на интеллектуальное развитие студентов"

В данной статье представлены образовательные технологии: пассивные, активные и интерактивные, рассмотрены разные примеры интерактивных методов...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет опре...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития школьников на уроках русского языка и литературы».

В данной статье говориться о том, как сделать урок русского языка интересным и увлекательным, как привить ученикам разумное отношение к предмету. Для этого нужно внести определенные изменения в содерж...

презентация на тему «Использование современных образовательных технологий как средство гармоничного развития личности.» (из опыта работы)

Сегодня насчитывается больше сотни  образовательных технологий. К числу современных образовательных технологий можно отнести:•  здоровьесберегающие технологии;•  технологии пр...