Выступление по теме: "Работа с учебником в 5 классе как средство формирования географической грамотности при формировании познавательных удд".
материал по географии

Муратова Дарья Сергеевна

 Умение работать с учебником – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе.     

Моим помощником в учебном процессе является  учебник для общеобразовательной организаций:  География. 5-6 классы. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. Серия: Полярная звезда

Систематическая работа с текстом учебника создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении географии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с учебником в пятом классе – как средство формирования географической грамотности при формировании познавательных УУД.

 Моя задача, как и задача любого учителя– включить в активную работу по своему предмету каждого ребенка, чтобы каждому было интересно, чтобы каждый за 45 минут урока прожил маленькую жизнь, а не просто считал минуты до звонка. Поэтому, я стараюсь предоставить каждому ученику возможность испытать свои силы в разнообразной по форме, содержанию и направленности  совместной деятельности,  с учетом его индивидуальности и выбора, используя при этом различные современные образовательные технологии. К   сожалению,   у   учителей   не   всегда   имеется   возможность   выхода   в интернет, катастрофически   не хватает  времени   на  подготовку   дома,  тогда главным помощником становится учебник.  Работа  с  учебником  именно   на  уроке,  под  руководством  учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство   для   формирования   учебных   навыков.  

По мнению известных педагогов Д.Д. Зуева, М.Н. Скаткина, И.Д. Зверева и других, учебник – это самоучитель, основной источник знаний, выполняющий многие функции: информационную; систематизирующую; закрепления и самоконтроля; самообразования; интегрирующую; мотивационную и т.д.  Материал учебника географии, кроме текста, включает иллюстрации, схемы, таблицы, диаграммы и т.д. Поэтому учебник можно назвать комплексным средством обучения. Благодаря именно этой особенности, он является главным в учебном процессе, как для учителя, так и для учащихся. Задача географического образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях географии, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник географии.

Учебник постоянно находится в распоряжении каждого школьника, и они могут с ним работать и в классе, и дома, тогда как другие пособия применяются главным образом в классе. При этом они не материализуют учебный материал в полном объеме, а лишь могут детализировать, дополнять, эмоционально окрашивать материал, но охватить все содержание не могут.

 Умение работать с учебником – важное условие для воспитания самообразования школьников на ступени обучения в основной школе.    

Моим помощником в учебном процессе является  учебник для общеобразовательной организаций:  География. 5-6 классы. Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К. Серия: Полярная звезда

Систематическая работа с текстом учебника создает условия для формирования у школьников информационных компетентностей: умение работать с текстом и иллюстрациями учебника, умение находить и анализировать информацию, умение использовать необходимую информацию при изучении географии.  Существует огромное количество приёмов работы с учебником, но хочу выделить основные, которые чаще всего использую в школьном курсе для 5 класса, которые помогают формировать  регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные  умения.  Наиболее эффективные приемы, которые использую на уроке для усвоения базового уровня  - это нахождение в тексте учебника ответов на вопросы;  составление схем и таблиц по тексту учебника;  работа с иллюстрациями, рисунками; составление плана, рассказа по плану. Овладение умением работать с текстом проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его - это очень  важно для пятиклассников при переходе из начальной   в основную школу.

В ходе обучения географии  использую разнообразные приемы работы с текстом учебника: 

  • найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...;
  • уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся;
  • поставь вопросы к данному абзацу;
  • ответь на поставленный вопрос, используя текст абзаца
  • расскажи по опорным словам (разверни информацию);
  • заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...;
  • создай таблицу, схему (сверни информацию) ...;

Важной задачей является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализации имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания предлагаемого содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами.

Работа с таблицами, графиками требует от учащихся активизации внимания, воли, памяти, мышления.

Для формирования и развития умения “свертывания” информации можно использовать алгоритм составления схемы. Алгоритм составления схемы:

  • Запишите тему, выделите ключевые слова.
  • Найдите основные разделы текста, дайте им названия.
  • Установите взаимосвязи (стрелки, блоки).
  • Приведите примеры.

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий: 

  • поиск лишнего;
  • “логические цепочки”;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта;
  • работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.)
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со справочным материалом (словари, справочники, энциклопедии, ресурсы Интернета).

Формирование познавательных УУД на разных этапах урока

Тема «Как люди открывали Землю»

1. Мотивация к учебной деятельности

Постановка проблемного вопроса:

 Посмотрите на шмуцтитул на стр. 9. Кто изображен на этой странице? Подумайте, что объединяет этих людей?    

УУД: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи.

2. Формулирование темы урока, постановка цели

  • Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

УУД: Извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

3. Изучение нового материала

Первые представления о Земле и ее форме складывались постепенно. В начале они были очень далеки от современных.

Какие из представлений древних людей вам известны?

Почему эти представления о Земле поменялись?

УУД: установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

Развитие географических знаний человека о Земле имеет длительную историю и связано с многочисленными открытиями и путешествиями. Знания о Земле, её природе, населении и его хозяйственной деятельности накапливались веками. Учёные со всех уголков мира накапливали материалы своих наблюдений и открытий. А как именно формировалась картина современного мира расскажите мне вы.

Задание:

Используя текст учебника на стр.10-15, составьте таблицу (по вариантам)

1 вариант – с. 10-12

2 вариант – с. 13-14

3 вариант – с. 14-15                                  

УУД: поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение и извлечение необходимой информации из прочитанного текста,

Как люди открывали Землю

Имя путешественника или учёного

Годы  или век открытия

Сделанное открытие

4. Закрепляющее  задание.

Выполните задание 3 и 4 на стр.15 учебника.

УУД: извлекают информацию, ориентируются в своей системе знаний.

5. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Закончите предложения и оцените работу товарища по парте:

1) А вы знаете, что сегодня на уроке я...

2) Больше всего мне понравилось...

3)  Самым интересным сегодня на уроке было...

4)  Самым сложным для меня сегодня было...

5) Сегодня на уроке я почувствовал

6) Сегодня я понял...

7) Сегодня я научился...

8) Сегодня я задумался....

9) Сегодняшний урок показал мне

10)  На будущее мне надо иметь в виду

УУД: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. В большей степени на этом этапе урока формируются коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия.

      Вывод:

Учебник- не заменимый помощник в учебном деле. Благодаря ему, происходит овладение учащимися познавательных универсальных учебных действий, создается возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться учениками.

Работу с учебником можно применять как для первоначального самостоятельного изучения темы школьниками, так и при закреплении изученного материала. Но стоит помнить, что даже самый удачный учебник не принесет пользы, если учитель игнорирует его сам, не прививает школьникам вкус и умение работать с ним, заменяя его своим рассказом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Работа с учебником в пятом классе – как средство формирования географической грамотности при формировании познавательных УУД. Муратова Дарья Сергеевна, учитель географии

Слайд 2

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением». А. Дистервег

Слайд 3

«Представления, понятия, законы нельзя механически вложить в головы учеников. Сформировать их должен обязательно сам ученик под руководством и с помощью учителя. Образование представлений, понятий, осознание законов — активный процесс мышления и деятельности учащихся». Выдающийся педагог: Михаил Николаевич Скаткин

Слайд 4

ФГОС ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА География 5-6 классы Учебник для общеобразовательных организаций Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «ПРОСВЕЩЕНИЕ» Авторы: Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина Е. К.

Слайд 5

Некоторые приемы работы с текстом учебника: •найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке ...; •уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся; •поставь вопросы к данному абзацу; •ответь на поставленный вопрос, используя текст абзаца •расскажи по опорным словам (разверни информацию); •заполни “слепой текст” терминами из изучаемой темы ...; • с оздай таблицу, схему (сверни информацию) ...; •создай кроссворд •создай тест

Слайд 6

Алгоритм составления схемы: •Запишите тему, выделите ключевые слова. •Найдите основные разделы текста, дайте им названия. •Установите взаимосвязи (стрелки, блоки). •Приведите примеры.

Слайд 7

Какие задания можно использовать для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий: • поиск лишнего; • “логические цепочки”; • хитроумные решения; • составление схем-опор, схематических моделей с выделением существенных характеристик объекта; • работа с таблицами, преобразование информации из одного вида в другой (таблицу в текст и др.) • составление и распознавание диаграмм;

Слайд 8

1. Мотивация к учебной деятельности Постановка проблемного вопроса: Посмотрите на шмуцтитул на стр. 9. Кто изображен на этой странице? Подумайте, что объединяет этих людей?

Слайд 9

2. Формулирование темы урока, постановка цели Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

Слайд 10

3. Изучение нового материала Задание: используя текст учебника на стр.10-15, составьте таблицу (по вариантам) 1 вариант – с. 11-12 ; 2 вариант – с. 13-14; 3 вариант – с. 14-15

Слайд 11

Как люди открывали Землю Имя путешественника или учёного Годы или век открытия Сделанное открытие

Слайд 12

Закрепляющее задание: Выполните задание 3 и 4 на стр.15 учебника.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: "Работа с одарёнными детьми"

Выступление по теме "Работа с одарёнными  детьми" на семинаре директоров школ Кожевниковского района, декабрь 2011...

выступление на тему: Работа с одаренными детьми

Система работы с одаренными детьми в школе...

Выступление по теме "Работа с детьми с ОВЗ: создание специальных условий".

Доклад-презентация к педсовету о работа психолого-педагогической службы, работе психолога с детьми с ОВЗ, создании необходимых специальных условий....

Выступление по теме : «Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время».

Выступление по теме :" Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время"....

Выступление по теме: "Работа с одарёнными детьми".

Отмечены основные моменты на которые, необходимо обратить внимание педагогам, при работе с одарёнными детьми....

Выступление по теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся"

Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности обучающихся...