Выступление по теме : «Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время».
статья по русскому языку (9 класс)

Борисова Елена Геннадьевна

Выступление по теме :" Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhil_mudrets_na_svete.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление по теме : «Работа по подотовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время».

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:

- “Всё в твоих руках”.

 Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех.

 Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому  каждый урок требует чего -то нового, интересного. Моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться - вот единственный курс учительской жизни".

Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?

Я понимаю это слово так:

М - мудрость, приобретенная с годами.

А- активность, в ней сила, здоровье, успех.

С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!"

Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.

Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.

Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.

Чтобы соответствовать званию учитель - мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама.

 С 2019 г. в российских школах ввелось  итоговое собеседование по русскому языку. Цель устного экзамена - проверка навыков устной речи у школьников. В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь, т.е. степень владения учащимися коммуникативными навыками. Коммуникативные навыки – это способность человека посредством речи взаимодействовать с другими людьми, адекватно интерпретировать получаемую информацию и правильно ее передавать. В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков, так как коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста человека, ведь именно они определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой

Коммуникативные навыки делятся на устные и письменные. Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника, умение слушать своего оппонента.

В развитии системы УУД в рамках реализации ФГОС особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе и планируемом устном экзамене в 11 введении устной части, включающей в себя чтение и говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным. К сожалению, до введения устного экзамена развитию устной неподготовленной речи уделялось недостаточно внимания, поэтому одной из важных задач на данном этапе становится развитие устной коммуникабельности учащихся, различных форм устной речи и аналитического чтения.

С чего учителю начать работу по подготовке к устной части? Прежде всего, это должна быть правильно спланированная и проводимая в системе работа по формированию речевых навыков. В 8-9 классах в тематическое планирование нужно включить следующие разделы: «Выразительное чтение», «Монологическая речь», «Диалогическая речь», «Виды пересказа», «Типы и стили речи», «Речевые нормы». 
На каждом уроке можно отработать задания одного-двух разделов. Это могут быть лингвистические разминки, «пятиминутки», на которых ученики отрабатывают задания устного экзамена. На консультациях и внеурочных занятиях рекомендуем провести тренировочные устные собеседования для выявления пробелов и снятия психологического напряжения.
Проанализировав виды экзаменационных заданий, мы составили примерный план работы.

План подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку.

I.Отработка навыков выразительного чтения: 
1Чтение текстов различных стилей и типов речи.
2.Орфоэпическая работа: запись предложенных слов с правильным ударением/произношением. 
I I.Отработка навыков пересказа текста и цитирования.
Знать способы цитирования, отрабатывать навыки создания прямой и косвенной речи.
I I I.Отработка навыков создания монологического высказывания 
1. Развивать навык написания миниатюр на разные темы с учетом степени раскрытия темы, использования изобразительных средств, целей коммуникации. 
2. Создавать письменные и устные высказывания на заданные темы (школа, хобби, спорт и т.п.) и заданного объёма (50-75 слов). 
IV.Отработка умений создавать диалогическую речь. 
1. Развивать навык диалогического общения с учётом цели общения и правил речевого этикета.
2. Учить построению развернутых ответов на вопросы собеседника.
V. 1.Проведение уроков развития речи, направленных на развитие умений передать свои мысли, чувства, передачу опыта в устной форме.
.
2.Проведение пробного экзамена в 8 классе в рамках промежуточной аттестации.

Отличительной чертой и новизной итогового собеседования является проверка устной неподготовленной (спонтанной) речи. На уроках русского языка основное внимание уделяется развитию подготовленной речи (докла-ды, сообщения, сочинения), а спонтанная речь носит эпизодический харак-тер, следовательно, задача учителя – восполнить пробелы, работать над развитием спонтанной речи, или говорения.
Спонтанная речь – это любая заранее не продуманная и не подготовленная речь. Неподготовленное устное высказывание формируется постепенно, порциями, по мере осознания того, что сказано, что следует сказать далее. Говорящий следит за тем, чтобы его речь была логична и связна, выбирает соответствующие слова для адекватного выражения мысли. 
Таким образом, знакомя учеников с определением спонтанной речи, подводим их к понятию 
говорение. Говорение - особый вид речевой деятельности. Для него характерны определённые требования: 
-опора на 
личный опыт школьников, их чувства и эмоции; 
-обязательное наличие
 собственной точки зрения ученика;
-отражение его личных наблюдений, размышлений;
- самостоятельные выводы и обобщения.
Учитель подчеркивает, что экзаменационные задания опираются на личный жизненный опыт ученика и результативность зависит во многом от него. Так мы мотивируем детей на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д., т.е. развитие межпредметных связей. 
На следующем этапе знакомим детей с признаками 
качественной речи.
1.
Выразительность речи- умение отобрать средства, помогающие говорящему эмоционально передать свои мысли, обеспечивающие воздействие на слушателей и вызывающие интерес и внимание к излагаемому (повышение и понижение голоса, изменения его силы, темпа, тембра, выделение из речевого потока отдельных слов и выражений). 2.Логичность речи предполагает четкое построение высказывания, наличие в нем тезисов, доказательной части и вывода, соблюдение хронологической последовательности изложения мыслей, их взаимозависимость и взаимообусловленность, непротиворечивость фактов и обоснованность выводов.
3. 
Содержательность речи предполагает наличие определенного опыта у говорящего, знание им фактического материала для полного и глубокого раскрытия темы и основной мысли своего высказывания. 

Первое задание проверяет навыки выразительного чтения. Выразительнымназывается такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение. 
Прочитать текст выразительно -значит: 
1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нём. 2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев; 
3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению. 
Отрабатывая выразительное чтение, обращаем внимание на интонирование, орфоэпические и грамматические (произношение числительных, иноязычных и сложных слов.) нормы. (
приложение 2Пересказ – это один из видов работы, который объединяет все изучаемые в школе предметы. Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прочитанного или прослушанного текста, которое развивает память, речь и мышление ребёнка. Пересказ – это тренировка не памяти, а понимания изложенной информации.

При подготовке ко 2 заданию (пересказ) повторяем с девятиклассниками виды и способы цитирования.
Виды цитирования.
1
.ЧастичноеИспользуя этот вид, необходимо помнить, что нужно сохранить смысловую точность, нельзя «выдергивать» слова из контекста. Сокращать цитату, убирая лишние слова, можно, если это не исказит смысла высказывания.
2Полное. Использование высказывания целиком, без каких-либо изменений.
Способы передачи чужой речи.

1 Предложения с прямой речью. 2.Предложения с косвенной речью. 3.Предложения с вводными словами.

Устное речевое общение может иметь монологическую и диалогическую формы.

Диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.

Особенности диалогической речи: краткость высказывания; широкое использование неречевых средств общения (мимика, жесты); большая роль интонации; разнообразие особых предложений неполного состава; свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания; преобладание простых предложений.

Монологическая речь – форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе. В отличие от диалогической речи характеризуется развернутостью, наличием распространенных конструкций, их грамматической оформленностью.

Задание 3.Монологическое высказывание. 
Практика показывает, что наибольшие затруднения у детей вызывает составление монологического высказывания, а именно, составление текста заданного типа речи. Поэтому при подготовке в первую очередь ещё раз чётко разграничиваем функциональные особенности различных типов речи, для этого рекомендую воспользоваться таблицами из методического пособия Г.Т.Егораевой. Уточняем задачи автора и вопросы, характерные для
конкретного типа речи, запоминаем и используем при создании текстов.Выстраиваем схемы функционально - смысловых типов речи, создаём свои тексты:

Признак 1 +

признак 2 +

признак 3

Событие 1 +

событие 2 +

событие 3 …

Тезис

аргумент 1+

аргумент 2 +

аргумент 3

вывод


В задании 3 предлагается составить монологическое высказывание заданного типа речи. При отработке этого задания знакомим детей с видами монологов. 
Монолог-описание – способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления в статическом состоянии, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей. Монолог-сообщение(повествование, рассказ) – информация о развиваю-щихся действиях и состояниях; структура монолога – повествования: зачин – основная часть – вывод (заключение).
Монолог-рассуждение – тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение. 
Напоминаем ученикам, что каждый тип речи имеет свои особенности и строится по определённым правилам. Разобраться в вопросе помогут таблицы из пособия Г.Т.Егораевой.
Какие 
речевые упражнения можно применять на уроках для развития устной неподготовленной (спонтанной) монологической речи? Предлагаем несколько таких заданий.

1.Описать картину или карикатуру.
2.Составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное
3.Дать развёрнутый ответ на вопрос, употребив образцы.
4. Описать предмет или явление двумя-тремя фразами.
5. Придумать заголовок, обосновав его выбор.
6.Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные.
7.Расширить или сократить предложения или текст.
8.Составить ассоциограмму на указанную тему ( «Любимая вид спорта», «Экосмос», «Музыка», «Семья»).
9.Восстановить в пропущенные слова, опираясь на контекст.
10.Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами
11.Обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
12.Охарактеризовать действующих лиц (место действия, эпоху и т.д.);
13. Оценить прослушанное и прочитанное.
14.Составление кратких объявлений и текстов открыток.   

Прием ассоциаций. На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.

Одним из наиболее эффективных упражнений является сочинение-миниатюра, которое можно проводить на любом этапе уроке. На своих уроках систематически использую этот вид работы, причём не только на уроках развития речи. Например, в рамках словарной работы составляем с новыми словами предложения, а затем текст.

Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, ИВС, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление устного или письменного высказывания, попутно готовимся к написанию экзаменационного сочинения. Такой текст по задачам и структуре подобен экзаменационному, его можно взять за основу, увеличив объём.

В заключение хотелось бы отметить, что коммуникативные навыки, речевые умения нужно развивать не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках гуманитарного и естественно-математического циклов. В первую очередь, формируем культуру устного ответа. Это должно быть не односложное высказывание, а развёрнутый ответ, включающий тезис и доказательство.

В мире современных технических достижений (мобильных телефонов, интернета и т.п.) умение общаться становится одним из самых необходимых и ценных навыков. Коммуникативные навыки очень важны для личностного развития, профессионального роста и самовыражения, так как определяют успешность взаимодействия с миром, окружающими людьми, самим собой.

    Устная коммуникабельность включает в себя способность четко и адекватно излагать свои мысли, умение расположить к себе собеседника с первых минут разговора, а также в способности слушать своего оппонента.

     В формировании коммуникативных навыков, помимо семьи и социума, важную роль играет школа. Процесс общения, говорения происходит как на уроках, так и во внеурочной деятельности. С учетом нормативно-возрастного развития ребёнка развитие коммуникативных навыков задаёт содержание и характеристики учебной деятельности на уроках гуманитарного цикла, в частности на уроках русского языка.

     В развитии системы универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС в составе личностных, регулятивных и познавательных действий особую значимость приобретают коммуникативные действия:

  • правильно оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • правильно строить цепь логических рассуждений, выдвигать гипотезы и уметь их обосновывать;
  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;
  • воспринимать информацию с учетом поставленной учебной задачи;
  • знать особенности диалогической и монологической речи;
  • строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

      В психологии существует синонимичное понятие: коммуникативная компетентность. Это совокупность таких умений человека, которые адекватны для определенной социальной среды и включают в себя знание культурных норм в общении, знание традиций и обычаев, владение этикетом, демонстрацию воспитанности и умелое применение коммуникативных средств.

      Коммуникативная компетенция может включать в себя множество компонентов:

  • владение той или иной лексикой
  • развитость устной и письменной речи (четкость, правильность)
  • умение соблюдать этику и этикет общения
  • умение анализировать внешние сигналы
  • владение навыками активного слушания
  • владение ораторским искусством
  • актерские способности
  • умение строить высказывание и вести диалог

     В свете намечающихся изменений в ОГЭ в 9 классе, введении устной части, включающей в себя чтение и говорение, развитие коммуникативных навыков у учащихся становится ещё более актуальным.

  1.     Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.
       Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще В.И. Чернышевым в начале XX века: «Читай так, как говоришь». Основной источник выразительности речи и чтения – увлеченность говорящего произносимым текстом. Коммуникация всегда происходит с определенной целью: хочу передать мысли и чувства автора произведения или статьи; хочу, чтобы слушатели посочувствовали герою или оценили его поступок; хочу их взволновать, насмешить, напугать и т.д. Говорящий должен как бы совершать речевой поступок, «словесное действие». Скорость чтения текста должна быть примерно 120 слов в минуту, нужно при этом правильно ставить ударение. Можно выделить графически ключевые слова и предложения в тексте, а при чтении выделить их логически (интонацией, голосом). Обязательно соблюдать паузы после предложения. После абзаца пауза должна быть более длительной. 

Как же организовать подготовку учащихся к Устной части?
1. Вспомнить теорию.  
2. Подкрепить каждый блок практикой. И мало просто знать правило, необходимо уметь объяснить и аргументировать выбор. 
3. Читать вслух тексты разных стилей и тренировать не только скорость чтения, но и выразительность. 
4. Пересказывать тексты. Лучше готовиться в паре, так можно потренировать диалог и указать друг-другу на ошибки, которые очевидны только со стороны...

Достаточно читать по 15-20 мин ежедневно, чтобы устранить:

  • нечеткую дикцию
  • проглатывание звуков при слишком быстром темпе речи
  • монотонность, невыразительность речи
  • небольшой словарный запас.

Негативное впечатление на экзаменаторов оказывает и употребление сленга, слов-паразитов. Если сами вы их не замечаете, попросите родителей или друзей оценить вашу речь и делать замечания всякий раз, как вы произнесете "как бы", "типа", "э-э-э-э" и т.д. Точно так же поступают педагоги на курсах мастерства общения: они копируют вредные речевые привычки слушателей, обращая на них внимание, и со временем человек начинает замечать свои недостатки без посторонней помощи, старается их избегать, а затем совсем от них избавляется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы учителя английского языка Зайковой Г.Н. по теме « Работа в группах, как способ повышения эффективности усвоения учебного материала на уроках английского языка »

Меняется жизнь – изменилось и отношение к моему предмету. Сегодня иностранный язык – это необходимость самостоятельного открытия мира, прелесть путешествия без переводчика, целесообразность ведения со...

Выступление на ГМО учителей английского языка на тему "Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ. Подготовка к устной части экзамена" 16.02.19

Данный материал содержит практические советы для учителей английского языка, готовящих обучающихся к сдаче ОГЭ или ЕГЭ....

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе

Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка       при подготовке к устной части ОГЭ в 9 классе...

Выступление по теме "Использование методики «составление тестов» как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка"

Выступление "Использование методики "составление тестов" как одной из техник формирующего оценивания на уроках иностранного языка" в рамках педсовета...

Система работы по подготовке к устной части ОГЭ

Данная статья содержит материал, который позволяет выработать навыки беглолго чтения, что впоследствии позволит существенно увеличить продуктивность любой работы, связанной с получением новой информац...

Статья на тему: «Методика подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку"

Устная часть ОГЭЗа последние несколько лет система оценки качества образования выпускников школ претерпела значительные изменения. Итоговые контрольные работы и школьные экзамены в классическом формат...

Конспект урока в 9 классе по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку

Тема урока:  Интегрированный урок  по русскому языку и литературе.Анализ эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовка к подробному пересказу текста...