Конспект урока в 9 классе по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс)

Лебига Ирина Викторовна

Тема урока:  Интегрированный урок  по русскому языку и литературе.

Анализ эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Подготовка к подробному пересказу текста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereskaz.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 9 классе по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку

Тема урока:  Интегрированный урок  по русскому языку и литературе.

Анализ эпизода из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Подготовка к подробному пересказу текста

 Цели:

Образовательные:

формировать у школьников навыки устного пересказа художественного текста повествовательного характера; систематизировать знания учащихся о тексте и структуре подробного пересказа; совершенствовать умение анализировать исходный текст и пересказывать в соответствии с требованиями по выполнению устной части ОГЭ по русскому языку.

Развивающие:

использовать приемы педагогической технологии для развития у старшеклассников навыков активного усвоения учебного материала; создать условия для формирования навыка решения учебных задач, соответствующих требованиям ОГЭ; способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с текстом; развивать речь учащихся.

Воспитательные:

создать условия для формирования коммуникативной личности; воспитывать любовь к родной классической литературе.

Оборудование:

  • компьютер и проектор;
  • презентация к уроку;
  • раздаточный материал текста с отрывком из романа М. Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»;
  • составленный кластер.

Тип урока: урок – практикум

Структура урока.

  1. Вступительное слово учителя. Создание проблемной ситуации.

- Что значит вести дневник?

- Кто из вас ведёт дневник?

- О чём пишут обычно в личном дневнике? (о событиях, о своих чувствах, переживаниях)

- Почему ведёт дневник Печорин (пытается разобраться в людях и в себе)

- В чём видит цель написания романа Михаил Юрьевич Лермонтов? (показать «историю души человеческой»).

- О чём мы будем говорить на уроке? (о душе, о внутреннем  противоречивом мире главного героя)

  1.  Выразительное чтение и осмысление исходного текста (у учеников на парте)

 Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, хрипя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

 Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать уже ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ей руку... Я молился, проклинал плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я все скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков – казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь.

 Все было бы спасено, если б у моего коня достало сил еще на десять минут! Но вдруг поднимаясь из небольшого оврага, при выезде из гор, на крутом повороте, он грянулся о землю. Я проворно соскочил, хочу поднять его, дергаю за повод – напрасно: едва слышный стон вырвался сквозь стиснутые его зубы; через несколько минут он издох; я остался в степи один, потеряв последнюю надежду; попробовал идти пешком – ноги мои подкосились; изнуренный тревогами дня и бессонницей, я упал на мокрую траву и как ребенок заплакал.

 И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие – исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся.

 Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горячую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастьем бесполезно и безрассудно. Чего мне еще надобно? – ее видеть? – зачем? не все ли кончено между нами? Один горький прощальный поцелуй не обогатит моих воспоминаний, а после него нам только труднее будет расставаться.

 Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок.

 Все к лучшему! это новое страдание, говоря военным слогом, сделало во мне счастливую диверсию. Плакать здорово; и потом, вероятно, если б я не проехался верхом и не был принужден на обратном пути пройти пятнадцать верст, то и эту ночь сон не сомкнул бы глаз моих.

 Я возвратился в Кисловодск в пять часов утра, бросился на постель и заснул сном Наполеона после Ватерлоо.

  1. Работа с отрывком из произведения: определение темы, структуры, анализ лексических средств.
  • О чём говорится  в тексте?
  • Где происходит действие? Какие географические названия говорят о Кавказе?
  • К какому типу речи относится отрывок?
  •  Почему Печорин так страстно стремится настичь Веру?

 (Сознание, что он теряет Веру навсегда, вызывает непреодолимое желание удержать «погибшее счастье». Искренний порыв Печорина, его волнение, заставляющее бешено гнать коня, определяет характер повествования.)  

  • Какие средства художественной выразительности характерны для повествования? (существительные, выражающие человеческие чувства и переживания, повторы, восклицательные предложения,глаголы деепричастия)
  • Какие чувства владеют героем сначала бешеной скачки и в конце? (Сначала любовь и отчаяние, потом успокоенность и равнодушие)
  • Как это характеризует главного героя? (как очень противоречивую и трагическую  натуру)

  1. Подготовка к  подробному пересказу. Составление кластера.

- Кто главные герои отрывка? ( Печорин и …конь Черкес)

-Как они действуют?

                                              Герои действуют так:

Выскочил на крыльцо

Прыгнул на Черкеса

Пустился во весь дух

Погонял измученного коня-----------------------Мчал, хрипя, весь в пене

Скакал, задыхаясь от нетерпенья

Молился, проклинал, плакал, смеялся

Скакал------------------------------------------------погоняя беспощадно

                                                                               Тяжелее дышит

                                                                      Раза два спотыкнулся на ровном месте

Пересесть на другую лошадь

                                                                         Если бы у коня достало сил

                                                                        Грянулся о землю

Хочу поднять его-------------------------- ---Едва слышный стон вырвался

Остался один----------------------------------Издох

 Упал и как ребёнок заплакал

Долго лежал и плакал

Приятно, что могу плакать

Заснул сном Наполеона.

   

  1. Подробный пересказ текста.

  1. Рефлексия. Какова главная мысль отрывка? (Автор показывает трагизм положения героя, у которого в несбывшихся чувствах виноват конь.  Поэтому отношение  к жизни у Печорина во многом  циничное. Это очень противоречивая натура, хотя способная и по-настоящему любить.)

Домашнее  задание: ответить на вопрос письменно «Как динамизм повествования в отрывке помогает раскрыть характер Печорина?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки к устной части ЕГЭ по русскому языку

Методика подготовки к устной части ЕГЭ по русскому языку...

Материал для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку

В 2018 году будет апробация устной части ОГЭ по русскому языку. В данном материале даны упражнения для третьей части: описание фотографии. ЛитератураФИПИ. Демонстрационный вариант устного собесед...

Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку.

В материале представлены ссылки для подготовки к устной части ОГЭ по русскому языку, дан образец задания и критерии оценивания....

Статья «Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку».

Статья «Обобщение опыта по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку». Цель данной статьи - распространение опыта по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку. В статье ук...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ПОДГОТОВКА К УСТНОЙ ЧАСТИ ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ» 9 КЛАСС ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа по электиному курсу "Подготовка к устной части ОГЭ по русскому языку...

Выступление по теме : «Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время».

Выступление по теме :" Работа по подготовке к устной части ОГЭ по русскому языку на уроках русского языка и во внеурочное время"....

Подготовка к Устной части ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Подготовка к Устной части  ОГЭ по русскому языку в 9 классе....