Авторская разработка элективного курса по географии в 6 классе «Удивительный мир географии»
элективный курс по географии (6 класс)

Миллер  Гейнрих Эдуардович

Цель: Формирование интереса к предмету, целостного представления о Земле и взаимосвязанности всех происходящих на ней явлений и процессов, расширить географический кругозор и углубить знания по предмету.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Уруссинская средняя общеобразовательная школа №3

Ютазинского муниципального района Республики Татарстан

Авторская разработка

 элективного курса по географии в 6 классе

«Удивительный мир географии»

Миллер Гейнрих Эдуардович,

 учитель географии

п.г.т. Уруссу,   2011 год

Программа элективного курса «Удивительный мир географии»

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Удивительный мир географии» предназначена  для учащихся 6 классов общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 34 часа ( 1 раз в неделю).

В 6 классе начинается курс школьной географии. И при нынешнем ему отведённом времени, 1 час в неделю (34ч. в год), ввести учеников в мир географии, интересной и привлекательной науки, достаточно сложно. Необходимость введения элективного курса «Удивительный мир географии» обусловлен недостаточным временем  для усвоения  материала начального курса географии, а ведь именно в первый год обучения складывается интерес к изучению предмета, закладывается фундамент для успешного освоения  школьного курса географии. Этот элективный курс рассматривается как

вариативная часть учебного плана.

 Программа элективного курса «Удивительный мир географии» должна углубить содержание учебного предмета, удовлетворить познавательные потребности учащихся, вызвать интерес и желание в изучении природы нашей планеты, нашего дома-Земля. Актуальность разработки  курса связана с требованиями программы начального курса географии, углублением знаний по разделам программы, а также несёт на себе и профориентационную нагрузку и использование знаний в подготовке к ЕГЭ. Программа построена на основе межпредметной интеграции с историей, биологией, математикой.

Особенность изучаемого курса состоит на расширение и углубление знаний по основным разделам начального курса географии, получение дополнительных сведений подчёркивающих удивительность природы нашей Земли, развитие самостоятельной работы для решение задач элективного курса. Особый акцент в программе сделан на использовании информационных технологий ( интернет, мультимедийные средства), что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.

Цель: Формирование интереса к предмету, целостного представления о Земле и взаимосвязанности всех происходящих на ней явлений и процессов, расширить географический кругозор и углубить знания по предмету.

В ходе её достижения решаются задачи:

Совершенствование умений работы с географическими картами.

Развитие самостоятельности и творческого подхода к решениям поставленных задач.

Умение видеть удивительность и неповторимость природы нашей Земли.

Развитие у учащихся географического мышления.

В ходе изучения данного курса возможно применение следующих форм обучения:

- практикум

- диалог

- самостоятельная работа учащихся

- лекция

- проектирование

- защита творческих работ

Структура программы:

В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:

1. Введение.

2. План местности и географическая карта.

3. Литосфера.

4. Гидросфера.

5. Атмосфера.

6. Биосфера.

7. Население Земли.

Методические рекомендации:

Элективный курс «Удивительный мир географии» построен на основе рабочей программы по географии 6 класса (1 час в неделю, 34 ч. в год) по учебнику Т.П. Герасимова и Н. П. Неклюкова « Начальный курс географии». Учитывая опыт преподавания географии в 6 классах , в основу программы элективного курса были взяты темы, где у учащихся традиционно возникают много вопросов и проявляется интерес. То есть рассматриваются темы не оставляющие никого равнодушными. Изучение новой темы элективного курса опирается на знания предшествующего урока базисного плана. Тем самым закрепляются и углубляются знания учащихся.

Подготовка сообщений, докладов, рефератов готовится заблаговременно к определённым урокам согласно темам, отдельным ученикам или группам.

В работе используются различные средства обучения:

Географические карты, атлас, интернет, мультимедийные средства, коллекции горных пород и минералов, гербарии.

Предполагаемые результаты обучения связаны с общими задачами обучения и воспитания, с необходимостью повышения базовой компетентности. В результате изучения курса учащиеся должны знать и на практике применять знания по ориентированию, решать тематические задачи, иметь углублённые и расширенные знания по всем разделам начального курса географии.

Формы контроля за уровнем знаний учащихся: ответы на уроках, тестирование, защита творческих работ, тематический учёт знаний, поощрения ученика.

Примерное тематическое планирование

Тема занятия

Кол- во часов

Форма обучения

Вид деятельности

1

 Раздел 1. Введение.       Земля- наш дом во Вселенной

1

Диалог

Работа с учебником и атласом.

2

Путешественники, исследователи, землепроходцы.

1

Семинар

Выступление учащихся с докладами.

3

Великие географические открытия.

1

Семинар

Самостоятельная работа. Работа с картами.

4

 Раздел 2. План местности и географическая карта  Компас- величайшее изобретение человечества. Ориентирование.

1

Практикум

Работа с приборами и картами.

5

Карта- язык географии. История создания географических  карт.

1

Диалог

Работа с географическими картами и атласом.

6

Раздел 3. «Литосфера»

В земных глубинах.

1

Лекция

Групповая работа

7

Соль Земли. Приключения «чёрного золота»

1

Диалог

Работа с географическими картами и атласом

8

«Огнедышащая Земля»

1

Практическая работа

Работа с коллекцией горных пород и минералов

9

Лучше гор могут быть только горы.

1

Рассказ

Самостоятельная работа. Работа с картами. Решение задач.

10

Загадки океанского дни

Итоговый урок

2

Объяснение

Закрепление и проверка знаний

11

Раздел 4. «Гидросфера» Волны и приливы

1

Диалог

Работа с географическими картами и атласом.

12

«Реки» в океанах. Гольфстрим- водяное отопление Европы

Постановка проблемы

Работа с географическими картами и атласом.

13

Подземный мир

1

Беседа

Выступление учащихся

14

Удивительные реки

1

Объяснение

Самостоятельная работа

15

Эти удивительные озёра

1

Беседа

Выступление учащихся

16

Царства-снежной королевы

Итоговый урок

2

Постановка проблемы

Закрепление и проверка знаний

17

 Раздел 5. «Атмосфера» Воздух, которым мы дышим

1

Рассказ

Групповая работа. Решение задач.

18

Ветер, ветер ты могуч

1

Рассказ, объяснение

Самостоятельная работа

19

Неистовые вихри

1

Постановка проблемы

Выступление учащихся

20

Эти удивительные облака

1

Рассказ, объяснение

Выполнение заданий по группам

21

Необычные и грозные явления в атмосфере

1

Рассказ, объяснение

Выполнение заданий по группам

22

История климата

1

Лекция.Постановка проблемы

Выполнение заданий по группам

23

Метеорология- наука о погоде

Итоговый урок

2

Лекция. Постановка проблемы

Закрепление и проверка знаний

24

 Раздел 6. «Биосфера»   Почва- дарующая жизнь

1

Рассказ

Работа по группам

25

Леса- лёгкие планеты

1

Беседа

Работа с географическими картами и атласом

26

Загрязнения- беда всего живого на Земле

1

Лекция

Работа по группам

27

Жизнь в заповедниках

1

Беседа

Выступление учащихся

28

 Раздел 7. Население Земли. Древние и современные города Земли

1

Практическая работа

Работа с географическими картами и атласом

29

Человечество на Земле

1

Лекция

Самостоятельная работа

30

Чудеса света созданные человеком.

1

Урок-путешествие

Работа с географическими картами и атласом

31

Дайте планете шанс

Итоговый урок

2

Урок-конференция

Закрепление и проверка знаний

Содержание программы:

Тема 1: Земля- наш дом во Вселенной.

Планеты земной группы. Гипотезы происхождения Земли. Спутник Земли- Луна. Озоновый слой. Атмосфера и жидкая вода на Земле. Вращения Земли. Живая планета.

Тема 2: Путешественники, исследователи, землепроходцы.

Открытия в Старом и Новом Свете. В. Баренц; Р. Амундсен; Ф. Беллинсгаузен; В. Беринг; Васко да Гамма; А. Гумбольд; С. Дежнёв; Френсис Дрейк; Х. Колумб; И. Крузенштерн; Джеймс Кук; М. Лазарев; Д. Ливингстон; Ф. Магеллан; Миклухо-Маклай Н.Н.; А. Никитин; Марко Поло; Н.М. Пржевальский; П.П. Семёнов- Тянь-Шанский; Ерофей Хабаров.

Тема 3: Великие географические открытия.

15 – 17 века, эпоха великих географических открытий. Открытие Африки, Америки, Азии и Океании. Экспедиции Колумба, Магеллана, Васко да Гамы. Последствия Великих географических открытий. Имена путешественников на карте мира.

Тема 4: Компас- величайшее изобретение человечества.

Назначение компаса. Виды компасов. Правила обращения компасом. Принцип работы. Применение азимута для ориентирования на местности. Определение азимута по картам. Движение по заданным азимутам. Ориентирование без компаса и карты в лесу, степи, населенных пунктах. Ориентирование по ветру, солнцу, по местным признакам, небесным светилам. Живые ориентиры.

Тема 5: Карта- язык географии. История создания географических  карт.

Наука о картах. Свойства карт. Виды географических карт. Рельефные карты. Глобусы. Фотокарты и электронные карты. Атласы. Самые первые карты-6200 г. до н.э. Древнегреческие карты. Эратосфен; Птолемей. Эпоха средневековья- упадок картографии.                

Г. Меркатор- первые атласы Земли. Инструментальная съёмка- конец 19 и начало 20 века.

Аэрофото и космические съёмки Земли.

Тема 6: В земных глубинах.

Как изучают Землю. Геофизика. Сейсмическая разведка. Продольные и поперечные волны. Сейсмограф. Земная кора. Слой Мохо. Мантия. Ядро. Сверхглубокие скважины.

Тема 7: «Огнедышащая Земля»

Магматические горные породы. Граниты, базальты, андезиты и др. Метаморфизм горных пород. Вулканы. Типы вулканов. Удивительные вулканы. Интересные факты. Из истории вулканов: Везувий, Кракатау(1883г.). Самый активный вулкан Земли- Килауэа. Современные извержения вулканов.

Тема 8: Соль Земли. Приключения «чёрного золота».

Осадочные горные породы. Съедобные «камни». Образование солей. Поваренная соль. Калийная соль. Соляные купола. Добыча солей и её значение в жизни человека. Нефть. Состав, образование, применение. История добычи нефти. Нефть-кровь экономики. Где нефти много.

Тема 9: Лучше гор могут быть только горы…

Элементы горного рельефа( вершины, подножия, склоны, перевалы, долины, гребни, ледники, морены). Высочайшие горы континентов Земли. Образование и разрушение гор. Сейсмические пояса. Горные рекорды. Большой Арарат( 4365 м.). Относительная и абсолютная высота гор.

Тема 10: Загадки океанского дна.

Шельф. Образование желобов. Максимальные глубины океанов. Единая система «шрамов» на дне океанов. Гайоты-подводные вулканы. С.О.Х. Атлантида-миф или реальность. Бермудский треугольник.

Тема 11: Волны и приливы.

Ветровые волны. Цунами. Приливные явления в Мировом океане.

Тема 12: «Реки» в океанах. Гольфстрим- водяное отопление Европы.

Роль океанических течений в климате Земли. Как возникают Эль-Ниньо и Ла-Ниньо. Их последствия на климат. Что станет с Европой при изменении Гольфстрима.

Тема 13: Подземный мир.

Карст. Знаменитые пещеры мира. Образования в пещерах. Удивительный мир пещер.

Тема 14: Удивительные реки.

Речные рекорды. Режимы рек. Работа рек. Подземные реки. Загадка Нила. Амазонка- река текущая вспять.

Тема 15: Эти удивительные озёра.

Необыкновенные озёра Земли. Каспий, Арал, Мёртвое море, Титикака. Подлёдные озёра. Карстовые и тектонические. Искусственные озёра. Солёные и пресные.

Тема 16: Царства-снежной королевы.

Третье состояние воды. Ледовый панцирь Земли. Морские льды. Природные явления в царстве льда и снега. Вечная мерзлота.

Тема 17: Воздух, которым мы дышим.

Состав воздуха. Плотность и давление воздуха. Изменения температуры и давления воздуха с высотой. Воздух в городах.

Тема 18: Ветер, ветер ты могуч.

Постоянные ветры. Сезонные ветры. Местные ветры.  «Роза ветров». Эол-бог ветра.

Работа ветра.

Тема 19: Неистовые вихри.

Причины возникновения вихрей. Циклоны. Торнадо. Смерч. География вихрей.

Тема 20: Эти удивительные облака.

Основные виды облаков в тропосфере, стратосфере и мезосфере. Необычные облака. Облака- предсказатели погоды. Облачные и безоблачные места Земли. Что выпадает из облаков.

Тема 21: Необычные и грозные явления в атмосфере.

Миражи, ореол, гало, радуга, огни святого Эльма, летающие тарелки, шаровые молнии, град, гололедица, засухи, пыльные бури, смог.

Тема 22: История климата.

Климат прежних эпох. Колебания климата. Будущее климата Земли.

Тема 23: Метеорология- наука о погоде.

Метеостанция. Метеоприборы. Метеоспутники. Синоптические карты. Прогнозы погоды.

Тема 24: Почва- дарующая жизнь.

Состав и строение почв. Типы почв. Цвет почв. Плодородие почв. Обработка и эрозия почв.

Тема 25: Леса-« лёгкие» планеты.

Зелёная планета. Хвойные леса, широколиственные, смешанные, мангровые леса. Амазония-самый большой тропический лес на планете. Леса России. Роль леса в жизни Земли. Удивительные деревья.

Тема 26: Загрязнения- беда всего живого на Землею

Виды загрязнений: биологическое, микробиологическое, механическое, космический мусор, химическое, тепловое, световое, шумовое, электромагнитное, радиактивное. Здоровье человека. Экология.

Тема 27: Жизнь в заповедниках.

Заповедники. Национальные парки. Красная книга. Что не смогли сберечь. Редкие виды растений и животных в мире, России и РТ.

Тема 28: Древние и современные города Земли.

Древнейшие города Земли. Иерихон, Дамаск, Библ. Города средневековья. Развитие городов. Статус города. Города миллионеры. Мегалополисы. Происхождение названий городов.

Тема 29: Человечество на Земле.

Сколько нас. Расы, семьи, национальности, языки. Религии. Размещение и плотность населения. Интересные факты.

Тема 30: Чудеса света созданные человеком.

Ангкор Ват, Камбоджа(храмовый комплекс); Эйфелева башня, Париж; Эмпайер Стейт Билдинг, Нью Йорк; комплекс пирамид в Гизе, Египет; Великая Китайская Стена, Пекин; колесо обозрения в Сингапуре; Мачу Пикчу, Перу; Пирамиды Майя, Мексика; Тадж Махал, Агра. Индия и др.

Тема 31: Дайте планете шанс.

Экология – наука без которой нам не выжить. Четыре закона экологии. Экология человека. Допустимые пределы воздействия на окружающую среду.

Список литературы для учащихся:

1. «Начальный курс географии» , Т.П. Герасимова; Н.П. Неклюкова . Дрофа. Москва 2003

2. Энциклопедия для детей «География». - 3-е изд. М: Аванта 2001

3. Всемирная география. Москва «Росмэн» 1997

4. География. Энциклопедия. Москва «Росмэн» 1998

5. Сто Великих путешественников. Москва «ВЕЧЕ» 1999

6. Живая география. Ю.П. Пармузин «Просвещение» 1993

7. Я познаю мир: Детская энциклопедия: . География. Растения. Животные. Города мира. 8. Экология. Великие путешествия. Москва «Издательство АСТ» 1999

Список литературы для преподавателей:

1. Занимательная география для детей и взрослых. Г. Скарлато. Киев «Альтерпрес» 1996

2. Словарь справочник по физической географии. А.И. Соловьёв; Г.В. Карпов; М.    «Просвещение» 1983

3. Дайте планете шанс! М. «Просвещение» 1993

4. Все тайны и загадки мира. Загадки Бермудского треугольника. А.И. Войцеховский. Москва «ВЕЧЕ» 2005

5. Все тайны и загадки мира. Загадки Атлантиды. . А.И. Войцеховский. Москва «ВЕЧЕ» 2005

6. Все тайны и загадки мира. Земля до и после потопа. Н. Коптев. Москва «ВЕЧЕ» 2005

7. Все тайны и загадки мира. Тайны морей и океанов. Д. Фащук. Москва «ВЕЧЕ» 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по географии для 10 класса «Роль географии в познании мира»

Целью изучения данного курса является формирование целостного представления о комплексе географических наук и их тесных взаимосвязей с другими науками, обозначение роли географии в современном мире ка...

Материал для проведения "Недели географии"на тему: "Удивительный мир географии"

Данный материал был использован для проведения недели географии в 2014 году....

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Разноуровневые задания по курсу: Физическая география» 6 класс по формированию функциональной грамотности учащихся на уроках географии.

Тематические     требованияРазноуровневые   заданияТема: ВведениеНазывать и показывать:• форму и размеры Земли (длину окружности);• угол наклона земной оси к плоскости ор...

Программа элективного курса для учащихся 9 класса «Удивительная Вселенная»

Программа элективного курса для учащихся 9 класса«Удивительная Вселенная»...

Рабочая программа элективного курса по географии 9 класс «Сложные вопросы географии»

Данный элективный курс позволяет успешно подготовиться к ГИА. Выявить возможные упущения в освоении материала отдельных разделов, ликвидировать соответствующие разделы. Темы, изучаемые в данном курсе,...