Методы географических исследований
план-конспект урока по географии (9 класс)

Хайруллина Диана Ильдаровна
Методы географических исследований

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_georafichesskih_issledovaniy.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1. Домогацких Е.М., 5 класс

Тема урока

Методы Географических исследований

Цель урока

Сформировать представление учащихся о методах географического исследования

Задачи урока:

– обучающие

формировать представления о методах географического исследования, источниках географических исследований; определять отличительные особенности методов исследования; умение рационального использования источников  географических знаний в конкретной учебной ситуации

– развивающие

развить у учащихся умение самостоятельно мыслить, оценивать, делать выводы, а также развить абстрактное и логическое мышление, сообразительность, интерес к предмету, формировать отношение к человеку и его здоровью как к ценности.

– воспитательные

воспитывать позитивное отношение к себе и одноклассникам через возможность самореализации на уроке. 

Образовательные результаты

Личностные (Л)

Метапредметные

Предметные

-становление устойчивого познавательного интереса;

-осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости;

Умение объяснять происхождение науки география.

 Умение ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; выявлять причинно-следственную связь.

Познавательные (П):

-  поиск и выделение необходимой информации;

 -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-установление причинно-следственных связей;

 -построение логической цепи рассуждений;

-выстраивание доказательств;

 -выдвижение гипотез и их обоснование;

 -сравнение, выбор критериев для сравнения.

Регулятивные (Р):

-планирование учебной деятельности в соответствии с учебным заданием;

 -осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения знаний;

 -использование речи для регуляции своей деятельности.

Коммуникативные (К):

-планирование учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и одноклассниками;

-установление рабочих отношений в группе, планирование общих способов работы;

-умение слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь, владеть монологической речью;

-умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-давать определение понятию картография;

-называть методы географических исследований изучения Земли: описательный, картографический, космический,  распознать чем отличаются методы географических исследований друг от  друга;

-знать источники географических знаний.

Тип урока

Комбинированный

Организация образовательной среды

Ресурсы

Демонстрации, лабораторные и практические работы

Технологии

Межпредметные и метапредметные связи

Формы работы

Информационный материал: учебник «География. Введение в географию» Домогацких Е. М .; программа курса 5 класса / Автор-составитель Домогацких Е.М.

Интерактивный материал:  мультимедийный проектор, презентация: «Методы географических исследований».

Презентация: «Методы географических исследований»

Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Технология проблемного обучения

Технология обучения в сотрудничестве

История: возникновение географии как науки

Фронтальная (Ф)

Индивидуальная(И)

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

П

Р

К

Л

1

2

3

4

5

6

I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание (10 минут)

1. Организует учащихся, приветствует их, проверяет присутствующих:

настраивает учащихся на учебную деятельность; визуально проверяет готовность класса к уроку; приветствует учащихся; отмечает отсутствующих.

2. Мотивирует и стимулирует деятельность учащихся

Сегодня нам предстоит понять, что мы будем изучать на уроке.

Учитель предлагает ученикам ответить на вопрос: «Как вы думаете, важно ли вам уметь вести наблюдения за природой, хозяйственной деятельностью людей? Почему? А учёному-географу надо уметь вести наблюдения?»Дети высказывают свои предположения.Учитель резюмирует высказывания детей.«Наблюдение – это один из методов географического познания, географических исследований. Он ложится в основу многих других. Давайте познакомимся с ними».

3. Дает целевую установку

 предлагает ответить на вопрос:

Какова цель нашего урока?

Редактирует и озвучивает цель урока

Готовятся к уроку. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Приветствуют учителя. Сообщают отсутствующих (Ф).

Каждый обучающийся выбирает лепесток, соответствующий его настроению. Получается групповой «цветик-семицветик» настроения.

Слушают, анализируют и решают проблему, которую прочитал учитель Формулируют тему урока (Ф). Записывают число и тему урока в рабочей тетради (И).

Формулируют цель урока (Ф)

Осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Устанавливать причинно – следственные связи

Устанавливать причинно-следственные связи

Планировать свою деятельность

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, слушать в соответствии с целевой установкой

Формирование умений целеполагания. Уметь использовать речь для регуляции своей деятельности

Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем с учетом разных мнений.

Уметь полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

участвовать в коллективном

обсуждении

проблем с

учетом разных

мнений.

Слушать и понимать речь других, выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. Строить понятные для собеседника  речевые высказывания

Проявлять устойчивый познавательный интерес

Проявлять устойчивый познавательный интерес

Воспитывать целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений

II. Основная часть: изучение нового материала, закрепление, первичный контроль и коррекция (25 минут)

1.Организует изучение новогоматериала (первичное усвоение

новых знаний):

География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся.

Ходили ли вы на экскурсию? Куда? Расскажите про природу этого места.

Сейчас вы описывали природу,  значит  использовали  первый   метод географических исследований –  описательный.

Слайд 7,8.

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели.

  Следующий метод географического исследования – картографический.  

 Слайд 10.

Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний.

2.  Вводит новые понятия

Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)

  Значит, третий метод географического исследования –  космический.

  Слайд 11.

Традиционные источники географической информации— географические карты и атласы. На них нанесено все то, что человечество открыло на Земле за века. Изучая географию, вы будете знакомиться с разными видами карт и другими источниками географической информации. К современным  источникам мы отнесем интернет, географические информационные системы.

Слайд 12.

3.  Проводит закрепление

нового материала ( 5 мин)

Организует «опрос эксперта»

Что означают понятия - метод, источник географической информации.

Перечислите методы географических исследований

4. Первичный контроль и коррекция:

Самостоятельно опишите кабинет географии, используя описательный метод.

Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала. Изучают материалы

Осмысливают сущность новых понятий.

Работают с учебником, сравнивают со своим ответом, находят ошибки и их причины

Анализируют, обсуждают, структурируют, фиксируют результаты, доказывают

Слушают учителя, ищут информацию в учебнике и оформляют её в виде схемы

Систематизируют учебный материал

Проговаривают алгоритм действий

Распознают и воспроизводят изученный материал

Решают познавательные задачи путём комплексного применения известных им способов решения.

Искать и выделять необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи; строить логическую цепь рассуждений; выдвигать гипотезу и обосновывать ее; сравнивать; преобразовывать информацию в устную речь; объяснять явления; строить речевое высказывание в устной форме.

Выбирать критерии для сравнения; соотносить данные друг с другом, определять причинно-следственные соотношения, подводящие к гипотезе; объяснять явления; осознанно строить речевое

высказывание в устной и письменной форме

Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Произвольное построение речевых высказываний в устной форме

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивать качество и уровень усвоения знаний;

осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.

Слушать в соответствии с целевой установкой;

осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Планировать учебную деятельность в соответствии с учебным заданием; осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Участвуют в решении задач в фронтальном режиме

Осуществлять учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками; строить монологическое высказывание, адекватно использовать устную речь; слушать собеседника, при необходимости вступать с ним диалог; представлять информацию в устной форме.

Представлять информацию в письменной и устной форме.

Представлять информацию в письменной и устной форме

Представлять информацию в письменной и устной форме

Осознавать готовности к самообразованию и самовоспитанию,

формировать адекватную позитивную самооценку.

Понимать значимость знания науки география

Формировать адекватную позитивную самооценку.

Формировать адекватную позитивную самооценку.

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание (10 минут)

1. Подводит итоги урока:

отмечает наиболее активных учеников, выставляет отметки по результатам работы на уроке.

2. Осуществляет рефлексию:

сообщает, что изучили тему «Методы географических исследований»

Просит закончить предложения: сегодня на уроке:

На уроке я узнал….

На уроке мне понравилось…

Моё настроение…

3. Задает домашнее задание:

1.  Прочитать и подготовить §2.

2. тест на стр 13-14, посмотреть и решить

Отвечают на вопрос и делают задание.

Записывают домашнее задание в дневник (И).

Осознанно и произвольно строить речевого высказывания в устной и письменной форме.

Осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осуществлять само- и взаимоконтроль и коррекцию свей деятельности в процессе достижения результата в соответствии образцами.

Представлять информацию в письменной и устной форме.

Формировать адекватную позитивную самооценку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Методы географических исследований" для 5 класса

Презентация "Методы географических исследований" составлена для 5 класса общеобразовательной школы, обучающейся по программе, соответствующей ФГОС общего образования. Данная работа содержит рисунки, ф...

Методы географических исследований и источники географической информации.

В 7 классе работаю по учебнику И.В. Душина, В.А.Коринская, В.А. Щенев География. Материки, океаны, народы и страны под ред. В.П. Дронова. На уроке "Методы географических исследований и источники геогр...

Презентация к уроку "Методы географических исследований и источники географических знаний"

Эта презентация к уроку в 7 классе по теме "Методы географическихисследований и источники географических занний". К учебнику "География. Материки, океаны, народы и страны" И.В. Душина, В.А. Коринская,...

Современные методы географических исследований. 10 класс (урок-лекция)

1- Что изучает социальная и экономическая география мира2- Признаки теериториальных систем3.- Дисциплины СЭГ4- Используемые методы при изучении СЭГ5- Задачи СЭГ...

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Знакомство учащихся с методами географического исследования...

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Знакомство учащихся с методами географического исследования...