Из опыта применения технологии опорных конспектов на уроках географии.
статья по географии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Осипова Светлана Владимировна

Логические опорные конспекты– это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно. Использование таких конспектов способствует наиболее осмысленному усвоению понятий, развитию памяти, формированию глубоких знаний, их систематизации и анализу. Это предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта применения технологии опорных конспектов на уроках географии.

Осипова Светлана Владимировна

учитель географии первой категории

МАОУ "Лицей № 3" г. Чебоксары

Актуальность данной темы обусловлена тем, что за последние годы количество часов на изучение географии сокращается, а объем остается прежним, и учителя и ученики испытывают катастрофическую нехватку времени на уроках. Давно испытанные технологии продолжают совершенствоваться. Одна из этих технологий, которая переживает новое рождение – это технология опорных конспектов.

По данным психологов «от услышанного учащимися в течение урока - в памяти остается в среднем 10% содержания. От воспринятого через чтение закрепляется 30%. Наблюдение учащимися какого-либо предмета или явления оставляет в их памяти в среднем около 50% воспринятого. Практические действия  - составляют в их памяти в среднем 90% воспринятого».

Что такое ЛОК? Логические опорные конспекты (ЛОК) – это компактное графическое отображение основного учебного материала лекции с указанием логической структуры в процессе изложения его учителем. Материал, четко оформленный в виде опорного конспекта, запоминается лучше и допускает более широкие возможности переноса его на новые ситуации, чем сумма тех же факторов, поданных не системно.

Для того чтобы научить детей работать по опорным схемам (конспектам), необходимо в первую очередь научить умению выделять главное: целое или частное, определять причинно-следственные связи. Работа начинается  в 5-6 класса на уроках географии. Один час в неделю, уходит в основном на отработку навыков умения работать с учебником, выделять ключевые слова, главную мысль, затем заносить данные в таблицу. Такую работу можно организовать, используя учебник И.И. Бариновой  по темам: «Планеты земной группы», «Важнейшие географические открытия», «Как возникла Земля» и многих других темах. Шаблон опорного конспекта и таблицы выдается учителем, это экономит время.

В курсе 6 класса, используются готовые опорные конспекты, которые  предлагаются учащимся в ходе объяснения материала. Учащиеся изучают их и заносят в тетрадь. В листах опорных конспектов включены задания для закрепления. Учащиеся, работая с опорным конспектом, привыкают и запоминают условные знаки, сокращения. Учатся строить опорные схемы самостоятельно, например по теме «Атмосферное давление», муссоны и др. Так же в школе имеются авторские путеводители по географии.

7 класс - это изучение материков  и океанов. Построение опорных конспектов очень важно. Ученики начинают  составлять их самостоятельно, при этом подбирая необходимые условные знаки. Важнейшая тема "Циркуляция атмосферы". При построении схемы запоминаются основные закономерности, термины.  Схема успешно интегрируется в другие темы.

В 8-9 классах ученики дальше ведут работу по составлению опорных схем и конспектов. Наиболее удачное применение технологии опорных схем при изучении темы «Географическое положение Чувашской Республики», «Металлургический комплекс». В курсе «Экономической географии» наиболее удачное применение опорных конспектов по теме «Экономическое районирование». Ребята составляют комплексную характеристику района, обобщают материал, делают выводы.

В курсе 10-11 класса учащиеся работают с большим количеством информации. В этих условиях, создание опорных конспектов и схем, становится необходимостью. Ученики могут работать как по готовым схемам, так и самостоятельно составлять опорные конспекты на основе текста учебника и дополнительных материалов. Это дает возможность достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы.

Семилетний опыт моей работы по данной методики показывает, что опорные конспекты, как средство обучения способствуют наиболее осмысленному усвоению понятий, развитию памяти, формированию глубоких знаний, их систематизации и анализу. Это предполагает управление познавательной деятельностью учащихся, развитие у них умений самостоятельной работы, самоконтроля, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.

Список использованной литературы

  1. Бенькович Т. М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии. 7 класс. — М., 1995.
  1. Бенькович Т. М. Опорные конспекты в обучении географии России. 8-9 кл. - М., 1997.
  2. Кулис М.С. География (Наглядный школьный курс: удобно и понятно). - Москва: Эксмо, 2019 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование логических опорных конспектов на уроках географии в 9-м классе

При обучении учащихся экономической и социальной географии России сталкиваешься с такими трудностями как отсутствие новых учебников, статистических материалов по данному курсу...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.

В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...

Использование опорных конспектов на уроках географии в 11 классе.

Опорные конспекты к урокам географии в 11 классе....

Для педагогов и студентов по составлению и работе с логическими опорными конспектами на уроках географии

Данные методические рекомендации предназначены для организации внеаудиторной и аудиторной работы студентов по составлению логических опорных схем и конспектов (ЛОС и ЛОК)....

ТЕХНОЛОГИЯ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

В процессе обучения географии давно применяется технология листов опорных сигналов (логических опорных конспектов — ЛОК или ЛОС). О роли схем логических связей в обучении географии писал еще Н.Н.Баран...

Мастер-класс по теме: «Применение технологии опорных сигналов на уроках истории и обществознания»

На уроках я часто использую опорные сигналы, в качестве которых выступают даты, события, термины, таблицы, схемы, аббревиатуры, портреты исторических личностей и многое другое. Объяснение нового матер...