РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭЛЕКТИВНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ « ГЕОГРАФИЯ В ЕГЭ» ДЛЯ 10 КЛАССА
рабочая программа по географии (10 класс)

Зарипова Лилия Ряжаповна

рабочая программа составлена для подготовки обучающихся к ЕГЭ по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_geografiya_10kl_zaripova.docx37.19 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

уровня среднего общего образования

(ФКГОС СОО)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

   

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей

естествознания

Руководитель МО

__________И.Х. Нужных

Протокол № 5        

от 29.05.2019

СОГЛАСОВАНО

на заседании методического совета МБОУ «СОШ №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

Протокол № 5        

от 20.06.2019

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «СОШ №3

с углубленным изучением отдельных предметов»

_________ Э.Б. Маслов

Приказ № 863-О

от 30.08.2019

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

« ГЕОГРАФИЯ В ЕГЭ»  
ДЛЯ  10 КЛАССА

(1 час в неделю, всего – 35 часов)

Составитель: Зарипова Лилия Ряжаповна,

                                                                                                    учитель географии

г. Мегион, 2019 г.


Пояснительная записка

В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного экзамена. Элективный курс «География в ЕГЭ» разработан для учащихся 10 классов с использованием материала школьной программы и дополнен материалом книги «Географическая картина мира» Максаковского В.П.Так как в 10 классе всего 1 час географии этот курс позволяет расширить и углубить знания по экономической географии, систематизировать полученные  знания..   В этом курсе особая роль отводится практическим работам. На уроках учащиеся будут учиться  анализировать статистические материалы, добывать их самостоятельно и применять в практических работах;  делать выводы из полученных данных.

Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки  учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).

Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю для  подготовки учащихся 10 классов. Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.                                          

Курс реализует компетентностный, деятельностный  и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).

Программа предполагает, что основной  задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому   становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.

В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки учебного пособия   «География за сто часов» (Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина) и комплекта рабочих тетрадей-тренажеров «География. Практикум  по подготовки к ЕГЭ» издательского центра «Вентана-Граф».

При реализации программы используются различные образовательные технологии (технология деятельностного подхода, технология личностно-ориентированного обучения, технология проблемного обучения), а также  электронное обучение посредством комплексной автоматизированной информационной системы.

Содержание учебного предмета

1. Особенности экзаменационной работы по географии.(1ч) Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланками ЕГЭ и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

2.География населения мира.(3ч)

Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография.    Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полово-возрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.

3. География промышленности.(13ч) Изучение основных отраслей промышленности мира. Альтернативные источники энергии и их будущее. Определить структуру добычи минерального сырья; основные страны-поставщики минерального сырья на мировой рынок. Объяснить изменение роли горнодобывающей промышленности в эпоху НТР. Охарактеризовать проблемы горнодобывающей промышленности. Роль обрабатывающей промышленности в мировом хозяйстве. Основные страны-лидеры в обрабатывающей промышленности. Роль НИС и ключевых стран в промышленности мира. Изменение географии черной металлургии в мировой промышленности. Роль машиностроения в эпоху НТР, география автомобилестроения, основные страны в мировом машиностроении. Определение основных отраслей химической промышленности мира, основных стран мира. Развитие химической промышленности в эпоху НТР. Изменение географии легкой промышленности.

Практические работы:

  1. Анализ запасов нефти, газа и угля в мире.
  2. Анализ мировых запасов и добычи минеральных ресурсов мира.
  3. Анализ способа выплавки черных металлов и изменение географии черной металлургии в эпоху НТР.

           4.Сельское хозяйство мира.(6)

Агробизнес. Зеленая революция.  Аквакультура. Марикультура. Анализ структуры растениеводства; география мирового растениеводства. Мировое производство продовольственных культур. Страны-лидеры по размерам валового сбора пшеницы и риса. Структура и география технических и непродовольственных культур. Структура и главные районы животноводства. Изменение мирового поголовья скота. География производства и потребления животноводческой продукции. Развитие и география мирового рыболовства. Уровень развития сельского хозяйства и его влияние на окружающую среду.

Практические работы:

  1. Страны-лидеры по производству важнейших сельскохозяйственных культур.
  2. Сравнение стран-производителей и стран-потребителей животноводческой  продукции.

         5.Транспорт мира.(6)

Динамика развития мировой транспортной сети; влияние НТР; уровень развития. География мировых грузопотоков. Структура мирового морского флота (нефтеналивные танкеры, сухогрузы, танкеры-метановозы, пассажирские суда). Морские порты мира – универсальные, специализированные. Динамика мировых пассажирских авиаперевозок. Крупнейшие аэропорты мира. Контейнеризация. «Транспортные мосты». Влияние транспорта на окружающую среду.

            6.Международные экономические отношения.(5)

Формы международных экономических отношений. Основные модели экономической стратегии: экспортноориентированная, импортозамещающая. Свободные экономические зоны. Оффшорные зоны. Внешняя торговля. Международная финансовая деятельность. Мировые финансовые центры. ТНК. Фондовые биржи. Транснациональные банки. Международные валютно-финансовые отношения.

Практическая работа.

  1. Анализ изменения товарооборота по основным регионам мира в середине ХХ – начале ХХI вв.

7.Итоговый урок.(1ч)    Анализ работ. Зачет – 1 час.

           

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

В том числе

теории

Прак

тики

1

1. Введение.

Особенности экзаменационной работы по географии.

1

0,5

0,5

2.География населения мира(3ч)

2

Население мира.

1

1

1

3

Городское и сельское население

1

0,5

0,5

4

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

1

3.Промышленность мира.

13

5-6

Топливная промышленность мира.

2

1

1

7-8

Электроэнергетика.

2

1

1

9-10

Горнодобывающая промышленность. Черная металлургия.

2

1

1

11

Цветная промышленность.

1

0,5

0,5

12

Машиностроение мира.

1

1

13

Химическая промышленность.

1

1

14

Легкая промышленность.

1

1

15

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

1

0,5

0,5

16

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

0,5

0,5

17

Анализ трудных заданий.

1

1

4.Сельское хозяйство мира.

6

18

Мировое сельское хозяйство. «Зеленая революция».

1

1

19

Растениеводство мира.

1

0,5

0,5

20

Животноводство мира.

1

0,5

0,5

21

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

1

1

22

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

1

23

Анализ трудных заданий.

1

0,5

0,5

5.Транспорт мира.

6

24

Характеристика транспорта мира.

1

1

25

Сухопутный транспорт.

1

0,5

0,5

26

Водный транспорт.

1

0,5

0,5

27

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

1

28

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом.

1

1

29

Анализ трудных заданий.

1

1

6.Международные экономические отношения.

5

30

Международные экономические отношения.

1

1

31

Мировая торговля.

1

0,5

0,5

32

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

33

Решение вариантов ЕГЭ

1

1

34

Решение вариантов ЕГЭ.

1

1

35

7.Итоговый урок. Анализ работ

1

Итого

35

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата/ неделя

Тема

Кол-во часов

В том числе

Формы контроля

теории

Прак

тики

1

04-09.09

1. Введение.

Особенности экзаменационной работы по географии.

1

0,5

0,5

Беседа, работа с бланками, с географ.источниками

2.География населения мира(3ч)

2

11-15.09

Население мира.

1

1

1

Работа с картами, демограф.пирамидами

3

18-23.09

Городское и сельское население

1

0,5

0,5

4

25-30.09

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

1

Тестирование

3.Промышленность мира.

13

5-

6

02-7.10

09-14.10

Топливная промышленность мира.

2

1

1

Практическая работа

7-

8

16-21.10

23-27.10

Электроэнергетика.

2

1

1

Работа с картами,тестир.

9-10

06-11.11

13-18.11

Горнодобывающая промышленность. Черная металлургия.

2

1

1

Практическая работа

11

20-25.11

Цветная промышленность.

1

0,5

0,5

Практическая работа

12

27.11-02.12

Машиностроение мира.

1

1

13

04-9.12

Химическая промышленность.

1

1

14

11-16.12

Легкая промышленность.

1

1

Тестирование

15

18-23.12

Тренировочные задания с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

1

0,5

0,5

тестирование

16

25-28.12

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

0,5

0,5

тесты

17

15-20.01

Анализ трудных заданий.

1

1

тесты

4.Сельское хозяйство мира.

6

18

22-27.01

Мировое сельское хозяйство. «Зеленая революция».

1

1

Доклады

19

29.01-03.02

Растениеводство мира.

1

0,5

0,5

Практическая работа

20

05-10.02.

Животноводство мира.

1

0,5

0,5

Практическая работа

21

12-17.02

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом

1

1

тесты

22

19-24.02

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом

1

1

23

26.02-03.03

Анализ трудных заданий.

1

0,5

0,5

5.Транспорт мира.

6

24

05-10.03

Характеристика транспорта мира.

1

1

лекция

25

12-17.03

Сухопутный транспорт.

1

0,5

0,5

26

19-23.03

Водный транспорт.

1

0,5

0,5

27

02-7.04

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

1

урок-практикум

28

09-14.04

Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом.

1

1

Интернет-ресурсы

29

16-21.04

Анализ трудных заданий.

1

1

тесты

6.Международные экономические отношения.

5

30

23-28.04

Международные экономические отношения.

1

1

Лекция

31

30.04-05.05

Мировая торговля.

1

0,5

0,5

Практическая работа

32

07-12.05

Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом.

1

Тестирование

33

14-19.05

Решение вариантов ЕГЭ

1

1

Практ. работа

34

21-26.05

Решение вариантов ЕГЭ.

1

1

35

28-31.05

7.Итоговый урок. Анализ работ

1

Зачет, тесты

Итого

35

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения элективного курса по географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

-особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

-географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

-особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

-определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

-оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

-применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

-составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

-сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

 -нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

-понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

       

Контроль реализации программы

Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих  формах:  

 -текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;

          - взаимооценка учащимися работ друг друга, выполненных в группах;

         - выполнение заданий пробного ЕГЭ по географии.

Список литературы

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса, Москва, Просвещение, 2005 г.
  2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса, Москва «Просвещение», 2011г.
  3. Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И.: География: Экономическая и социальная география мира: В 2-х частях. Часть 1. 10-11 классы – издательство «Русское слово», 2011г.
  4. Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений – серия «Полярная звезда», издательство «Просвещение», 2011г.

Дополнительная литература:

  1. Максаковский В.П. Географическая картина мира. В 2 кн. Кн. 1: Общая характеристика мира. – Москва «Дрофа», 2008г.
  2. Холина В.Н. География. Профильный уровень. 10 класс. В 2 кн. Кн.1. – Москва, «Дрофа», 2011г.
  3. Экономическая и социальная география мира. 10 класс (CDpc) – Серия: Образовательная коллекция, издательство 1C, 2005г.
  4.  Сиротин В. И., Курчина С.: География: учебное пособие. Материалы для докладов и рефератов. – Москва, «Дрофа», 2007г.                                                                                      

Интернет-ресурсы:

  • http:// www.un.org-Интернет-портал ООН (русскоязычная версия)
  • http://www.oecd.org-Организация Экономического сотрудничества
  • Сайт кафедры экономической и социальной географии мира МГУ http://www.geogr.msu.ru/cafedra/segzs
  • http:// www.geo.1september.ruГазета география.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по элективному учебному предмету "Деловой английский"

рабочая программа по элективному учебному предмету Деловой английский для 10-11 классов школ с углубленным изучением английского языка...

Рабочая программа по элективному учебному предмету "Избранные вопросы математики" для учащихся 10-11 классов

Программа элективного учебного предмета "Избранные вопросы математики"расчитана для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ, проявляющих интерес к изучению математики. Элективный ...

Рабочая программа по элективному учебному предмету "Арифметические и логические основы построения компьютера", 11 класс

Данный курс является предметом по выбору для учащихся старшей ступени. Активизация познавательного процесса позволяет обучающимся более полно выражать свой творческий потенциал и реализовывать собстве...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4076781) учебного предмета «География» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 4076781) учебного предмета «География» для 6 класса основного общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 1322133) учебного предмета «География» для обучающихся 5 – 9 классов

Программа по географии составлена на основе требований к результатам освоения ООП ООО, представленных в ФГОС ООО, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развити...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 2220555) учебного предмета «География. Базовый уровень» для обучающихся 10 –11 классов

Рабочая программа по географии среднего общего образования на базовом уровне составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, пред...