Урок природные зоны Африки
методическая разработка по географии (7 класс)

Акопова Валентина Владимировна

Тема: Природные зоны Африки.

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Образовательные: закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон;

Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.

Задачи: продолжить формирование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, наглядными средствами обучения.

способствовать развитию пространственного, логического мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prirodnye_zony_afriki2.docx117.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

        ДЗÆУДЖЫХЪÆУЫ САХАРЫ                                                                          АДМИНИСТРАЦИЯ  МЕСТНОГО

  БЫНÆТТОН ХИУЫНАФФÆЙАДЫ                                                                                                                  САМОУПРАВЛЕНИЯ

                 АДМИНИСТРАЦИ                                                                                                                              Г. ВЛАДИКАВКАЗА                                                                                                        

 КОРНЕВА СОФЬЯ ВЛАДИМИРЫ ЧЫЗДЖЫ                                                                            МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ                                    НОМЫЛ  МУНИЦИПАЛОН  БЮДЖЕТОН                                                                      ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИУМÆЙАГ АХУЫРАДОН  УЧРЕЖДЕНИ                                        СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   АХУЫРАДОН  ИУМÆЙАГÆРТЫККÆГÆМ                                                                                         ШКОЛА  №  3 ИМЕНИ                                                                  

               АСТÆУККАГ  СКЪОЛА                                                                                              КОРНЕВОЙ СОФЬИ  ВЛАДИМИРОВНЫ _______________________________________________________________________________________________________________________

362040, Дзауджыхъæуы  сахар,                                             362040, г.Владикавказ,

Революцийы  уынг,34   тел.600097                                                     ул. Революции, 34 т.600097

«___»______________ 2021 г.№_____                                                    

Технологическая карта урока географии

Предмет: география.

Класс: 7 «В» класс МБОУ СОШ № 3 им. С. В. Корневой

Уровень образования: основное общее образование.

Учитель: Акопова В. В.

Тема: Природные зоны Африки.

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Образовательные: закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн и пустынь, дать характеристику климата, почв этих зон;

Развивающие: продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.

Задачи: продолжить формирование умения самостоятельно работать с дополнительной литературой, наглядными средствами обучения.

способствовать развитию пространственного, логического мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.

Планируемые результаты обучения: 

а) Личностные:

1.  Интеллектуальная активность — интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно работать с источниками информации, анализировать и делать выводы на основе полученной информации.
2.   Ответственность и адаптивность — личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соответствии с правами, потребностями и целями окружающих людей.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                       Каргинов Т. М.

б) Метапредметные:

1.  Познавательные действия — включают действия исследования и отбора необходимой информации, ее структурирования.
2.  Коммуникативные действия —
обеспечивают возможность сотрудничества — умение слышать, слушать и понимать товарища, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, уметь договариваться, правильно выражать свои мысли в речи, слушать и принимать во внимание мнение других, дискутировать, выступать публично.
3.  Закрепление умений работать с информацией — находить, анализировать, управлять, оценивать и представлять информацию.

в) Предметные:

1. Освоение знаний о природных зонах Африки, их зависимости от климата, разнообразии растительного и животного мира. 
2.
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных способностей.
3.
Овладение умениями работать с различными источниками информации (текст, учебник, карты атласа, схемы, таблицы), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты. 

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД: формировать умение работать с информацией, с текстом учебника и с дополнительным материалом, выполнять логические операции самостоятельно; выделять и формулировать познавательную цель всего урока.

Коммуникативные УУД: формировать речевую деятельность; взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: Формирование умения слушать собеседника, управлять своей деятельностью; проявлять познавательную инициативу в учебном

сотрудничестве; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять инициативность и самостоятельность.

Личностные УУД: Формирование способности сопереживания; развивать эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

Ресурсы: учебник, мультимедийный проектор, листы заданий, атласы.

Директор МБОУ СОШ № 3:                               Каргинов Т. М.

                                                                                                                                                        

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Организационный момент.

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

– Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач.

– Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом. Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов, увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира».

Мы сегодня совершим увлекательное путешествие по материку … АФРИКА.

Для начала ответим на шуточные вопросы.

Готовят рабочее место, настраиваются на деловой ритм. Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

Коммуникативные УУД

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД

установка на здоровый образ жизни;

Регулятивные УУД

способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                      Каргинов Т. М.

Проверка выполнения домашнего задания.

Актуализация знаний.

3 человека (контурные карты на знание номенклатуры)

1. На какой материк спешил доктор Айболит? (Африка)

2. Назовите цветное море? (Красное)

3. Горы, которыми мы пользуемся на каждом уроке? (Атлас)

4. Самое соленое море? (Красное)

5. Страшные горы – (Драконовы)

6. Река из сказки К. Чуковского? (Лимпопо)

7. Цветная река? (Оранжевая)

8. Сладкая пустыня? (Сахара)

9.  Горы, которые капают? (Капские)

10. Мыс, который колется? (Игольный)

11. Полуостров – рог носорога (Сомали)

12. Остров и мультфильм? (Мадагаскар)

Молодцы! Я довольна вами.  Ну, а теперь серьезно!

- Какой по величине материк?

- Какие океаны омывают?

- Африка, какой у нас материк? (Самый жаркий)

- Самая длинная река Африки?

- Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)

- Сильный ветер, дующий летом в Сахаре и несущий тучи песка?

- В скольких полушариях находится Африка?

Воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной                   задачи.

Личностные УУД

Формирование мотивационной основы учебной деятельности

Познавательные УУД

Формирование целостной картины мира

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

принимать и сохранять учебную задачу;

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                            Каргинов Т. М..

- Река, дважды пересекающая экватор?  (Конго)

- Залив на западе Африки? (Гвинейский)

- Пролив, между Африкой и самый крупный остров материка?

- В каком море ловят рыбу жители трех частей света?

- Самое большое озеро по площади?  (Виктория)

- Самая полноводная река?  (Конго)

- Назовите пустыни Африки.  (Сахара, Калахари, Намиб)

- Назовите английского ученого, посвятившего свою жизнь изучению Африки. (Д. Ливингстон)

- Назовите пролив между Африкой и Европой. (Гибралтарский)

- Именно в этом поясе находится полюс жары, а также самая большая пустыня мира. (Тропический)

- Один из самых красивых водопадов планеты, открытый и названный Ливингстоном в честь тогдашней королевы Великобритании. (Виктория)

- Какой материк, является ближайшим соседом?  (Евразия)

- Какую площадь занимает материк?

Опрос по карточкам (номенклатура)

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                        Каргинов Т. М.

Создание проблемной ситуации.

А теперь ответьте мне на вопрос. Что такое природа?  (Ответы детей)

Учитель: правильно!

И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя – всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком.

Природа – это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любить невозможно. Такую своеобразную, неповторимую, разнообразную и красивую.

Обратите внимание на карту в атласе и на карту на презентации. (Слайд). 

Что содержит в себе эта карта? О чём она может нам рассказать?

Дети: это карта природных зон мира.

Мы можем узнать, какие природные зоны есть на нашей планете, и где они находятся.

Учитель: что же такое «природная зона»? Вспомните, дети!

Дети: Природная зона – это крупный ПК, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира. (слайд)

Учитель: Мы не зря вспомнили этот термин.

Ведь тема нашего урока: «Природные зоны Африки».

Откройте свои тетради, запишите число, тему урока.  (слайд)

Метапредметные:

П: сравнение гео. объектов и явлений; извлечение необходимой информации;

давать определения понятиям, классифицировать знания по

заданным признакам.

Р: выполнение учебных действий; формулирование темы, цели и задач урока

К: умение выражать свои мысли

Пр: знание понятий «ПЗ»; особенности климата, почв, раст. и жив. мира; взаимосвязи между компонентами ПЗ; закономерность расположения на материке;

умение работать с картами атласа, текстом учебника, доп.матер, характеризовать ПЗ по плану.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                      Каргинов Т. М.

Работа по формированию

новых знаний.

Чем на суше обусловлено образование природных зон?

Дети: Обусловлено климатом – соотношением тепла и влаги, т.е. высокая температура и много осадков – густая, пышная, богатая растительность.

Учитель: обратите внимание, что эта карта отличается от физической карты. Раскраска этой карты показывает не высоту места над уровнем

моря, а природные зоны, которые отличаются друг от друга климатом, почвами, растительностью и т.д.

Внимательно посмотрите на границы климатических поясов (карта - Климатические пояса мира).   Вы заметите, что они почти совпадают с границами природных зон. Зная это, вам легко будет определить границы природных зон и охарактеризовать климат.

На доске у вас записаны слова, которые вы должны переписать в тетрадь, а дома найти и записать определения. (Гилея, саванны, баобаб, окапи, эндемики, оазис, термиты, вельвичия).

У вас на столах лежат листы с таблицей, которую мы с вами начнем заполнять на уроке, а дома вы продолжите.

Пользуясь раскраской, давайте, определим природные зоны Африки.

Дети: Влажные экваториальные леса.  (слайд)

Правильно, влажные и экваториальные леса или гилея.  И немного информации об этой природной зоне.  (Сообщение)

Метапредметные:

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; определение функций участников, способов

взаимодействия;

П: извлечение необходимой информации; строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Л: формировать умение способности к саморазвитию

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                 Каргинов Т. М.

Записываем в таблицу название природной зоны.  

Работа с учебником и атласом. Проверка первой природной зоны.  (Слайд       )

А теперь первый вариант - у нас работает с саваннами, а второй вариант с пустынями.

На выполнение этой работы у вас 5 – 7 минут.

Совместное заполнение таблицы.  (Слайд        )  (Сообщения)

Физминутка

Видеофрагмент

Выполняют стоя

Первичное закрепление изучаемого материала

Сегодня вы молодцы, а вот, что мы узнали нового или уже повторили старое, сейчас и узнаем?  

Если бы вам представилась возможность путешествия, какую природную зону вы бы посетили и почему? Сегодня вы все были молодцы. Итак, мы рассмотрели все природные зоны. Используя записи в таблице, давайте подведем итоги нашего исследования. Что является причиной разнообразия природных зон? Причиной разнообразия природных зон является разнообразие климатов.  

Ответы учащихся

Метапредметные:

П: умение структурировать полученные ЗУН; выведение

причино-след. связей; анализ, сравнение,

обобщение; осознанное и произвольное построение речевого

высказывания

Р: умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации

К: умений осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей

коммуникации; аргументация своего мнения и позиций

Директор МБОУ СОШ № 3:                                                       Каргинов Т. М.

Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

Вывод: очень разнообразна природа Африки. Она включает следующие природные зоны: влажные экваториальные леса с разнообразной растительностью, саванны и редколесья с богатым животным миром, пустыни и полупустыни бедные и скудные участки материка. Но, не смотря на все это Африка остается самым загадочным, сказочным и привлекательным материком.

Метапредметные:

Л: осознание ответственности за общее дело

К: умение отвечать на вопросы

Рефлексия.

— Ребята, наша экспедиция завершилась. Расскажите, пожалуйста, о своих

впечатлениях, путешествуя по Африке. На Востоке существует поучительная притча. Однажды трёх слепых мудрецов подвели к слону и спросили: «Что это?». Один обхватил ногу гиганта и ответил: «Это колонна!», другой взялся за хобот, и испугался: «Это же змея!», третий, ощупав хвост, провозгласил: «Это верёвка!». Никто из мудрецов так и не понял, что перед ними огромный слон. Чему учит нас эта притча, если мы рассмотрим её с точки зрения нашего урока и географии в целом?

Обучающиеся соотносят цели, которые они ставили на уроке и результаты своей деятельности.

Учащиеся комментируют притчу и говорят о необходимость комплексного изучения ПК (природных зон)

Метапредметные:

Р: оценка достигнутых результатов;

П: рефлексия способов и условий действий; выявлять ошибки и обосновывать способы их исправления

К: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: умение проводить самооценку и организовать взаимооценку

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

параграф 28, таблица и понятия.

Урок соответствует современным требованиям.

Директор МБОУ СОШ № 3:                                              Каргинов Т. М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Природные зоны Африки"

Разработка урока с презентацией....

Урок: природные зоны Африки

Здесь содержится конспект проекта - урока по  природным зонам  Африки, дополнительный материал к уроку подобранный учителем, а так же план работы учащихся в группе и самооценка ученика....

Конспект урока "Природные зоны Африки"

Конспект комбинированного урока географии в 7 классе "Природные зоны Африки"...

Открытый урок: "Природные зоны Африки"

Интегрированный урок география+биология. Тема урока: "Природные зоны Африки". Проводиться в 7-ых классах. Проходит в форме конференции, где рассматриваютсяприродные зоны как природный компелекс и хара...

Открытый урок: "Природные зоны Африки"

Интегрированный урок география+биология. Тема: "Природные зоны Африки" Проводится в 7-ых классах. Проходит в форме конференции, где рассматриваются природные зоны как природный комплекс и характе...

Открытый урок "Природные зоны Африки"

Изучения нового материала при помощи заполнения картосхемы и логически-опорного конспекта....

Урок с применением ЭФУ. Кравцова Е. А. Тема урока: Природные зоны Африки. 7 класс

Урок – путешествие "Природные зоны Африки". Представьте себя исследователем природы Африки и подготовьте проект научной экспедиции по материку....