В поисках нового (урок географии в Дне целостного построения знания «Дороги»)
статья по географии (5 класс)

Ольга Борисовна Лукьянова

    Опыт, который был приобретен в группе учителей «Новое образование», позволил мне изменить ход урока, дал возможность ученикам самим отбирать информацию, которая им понятна,  доступна, помогает расширять их кругозор. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Лукьянова О.Б.,

учитель географии

ГБОУ средней школы № 365

 им. М. П. Краснолуцкого

Фрунзенского района

 Санкт-Петербурга

В  поисках нового

(урок географии в Дне целостного построения знания

«Дороги»)

    Объяснение нового материала в традиционном уроке всегда ведется с описания того или иного объекта учителем. Хотя речь его обычно красочна и лаконична – это не является стопроцентной гарантией усвоения материала. А точнее говоря, материал может быть только заучен, но не понят и не усвоен. Этот механизм передачи информации спровоцировали отчуждение человека от окружающей среды, естественной среды, приобретения и накопления собственного опыта.

    Опыт, который был приобретен в группе учителей «Новое образование», позволил мне изменить ход урока, дал возможность ученикам самим отбирать информацию, которая им понятна,  доступна, помогает расширять их кругозор. Любой передовой опыт невозможен без новой информации, которая обеспечивает развитие личности.

     Ход традиционного урока всегда связан с вопросом учителя и  ответом ученика,  состоящим из одного предложения. Эта работа обычно проходила в одной плоскости, не давала объемного представления о новом. Создание текста в конце урока географии, в котором ученик дает интерпретацию полученной информации, присваивает себе новые  географические понятия, вообще считался чем-то лишним. А именно письменный текст дает возможность соединить крупицы знаний, полученные из разных источников, в единое целостное представление, освоить новые понятия, самовыразиться. То есть фронтальную часть урока заменяем деятельностью каждого ученика, ибо каждый в конце урока отражает  в письменной работе, что узнал. Соединение деятельности ученика и учителя в единый деятельный процесс обогащает друг друга.

    День целостного построения знания по теме «Дороги» начинался с проблемного вопроса:

 - Почему Смоленск считали щитом и плацдармом Русской земли?

   Учащиеся, сначала используя собственный опыт, пытаются рассказать и написать о Смоленске, но старшеклассникам это плохо удается. Используя историческую справку о городе Смоленске, они ищут новые данные об этом городе (выбирают информацию, подчеркивая новую информацию цветными карандашами). На предложенной карте-схеме дорог, ведущих от Смоленска к другим городам, дети соединяют Смоленск по дорогам с различными городами нашей страны и ближнего зарубежья (находят прямые дороги и перекрестки дорог, выход на проблемный вопрос).

   Затем работа продолжается с научно-популярными статьями, которые повествуют о том, как формировался Смоленский край, какое влияние на рельеф оказал ледник, какие формы рельефа господствуют, названия крупных рек, пород деревьев, животных, обитающих на данной территории, особенности климата. Это даст возможность представить Смоленскую область с точки зрения физической географии. Каждый ученик индивидуально работает с текстом, для того чтобы представить пересказ новой информации в группе. Остальные школьники записывают новую информацию к себе на листы (социализация). В зависимости от личных особенностей ученика объем информации у каждого будет индивидуальный (зона ближайшего развития). На наших уроках используются тексты разных стилей и жанров, используется противоречивый, объемный, разнообразный материал для занятий. Главным приемом работы, т. о., являются разные виды чтения: беглое, выборочное, чтение вслух, комментированное, аналитическое.

    Без контурных карт невозможно представить себе любой урок географии. Используя полученную из текстов и от соседей в группе информацию, учащиеся с помощью условных знаков (цвета, знаков, линий) наносят их на контурную карту. На ней появляются название возвышенностей, низменностей, крупных рек, средних температур июля и января, пород деревьев и т. д. Итогом занятия по географии является письменная работа-ответ на поставленный в начале занятия проблемный вопрос: «Почему Смоленск считали щитом и плацдармом Русской земли?»

Из ответа ученика:

     «Смоленск – очень удобный для жизни край. Все дороги пересекаются в Смоленске, пограничном городе. Его окаймляет множество озер и рек. Ледники сформировали сеть озер с многочисленными протоками. Эти озера питают крупные реки. В пограничной зоне расположены притоки Западной Двины и Каспли.

     Климат благоприятный для человека, умеренно-континентальный: средняя температура июня +17 градусов, января – 10. Но для сельского хозяйства земли не хватало: большая часть земли – под лесом, поэтому леса вырубали, освобождая место по посевы. Сосновые леса со временем вытесняются березой, осиной.

     Рельеф сформировался под воздействием ледника, образовывались моренные и аллювиально-зандровые равнины. Холмы чередуются с низинами, болотами. Рассматривая карту-схему, я сделал вывод о том, что территориально Смоленск является природной  преградой для противников, защитой столичных городов

     Жизненная дорога так же, как и географическая, имеет свои изгибы, разветвления и перекрестки, стоя на которых, человек делает выбор, который может повлиять не только на его путь, но и на судьбу его Родины». (Гришнина К.)

    Когда мы с коллегами создаем День целостного знания, мы обязательно учитываем специфику каждого учебного предмета. Изучая в традиционной школе окружающий мир «по осколкам» знаний, дети не моделируют этот мир, связи между науками у школьников часто отсутствуют. Интегрирующей идеей наших занятий является письменный текст. И именно в этом итоговом тексте прорастают крупинки знаний, которые дети собирали на разных предметах.

     Из сочинения уч-ся:

     «Иногда на наших дорогах могут встретиться непроходимые леса или широкие реки, но мы должны продолжать движение, чего бы нам ни стоило. Это движение, со всеми его сложностями и препятствиями, «реками и лесами» и есть жизнь, а наше движение вперед, несмотря ни на что, и есть  жизненный путь». (Владимиров А.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии в 6 классе. Обобщение знаний по теме "Гидросфера"

Урок географии в 6 классе. Обобщение знаний по теме "Гидросфера"...

Статья "От традиционного урока Изучения нового материала к современному уроку Открытия нового знания на примере урока географии в 5 классе "Стороны горизонта""

Данная статья поможет педагогам на конкретном примере проследить отличия традиционного урока изучения нового материала от современного урока открытия нового знания по ФГОС...

Целостное обобщение опыта работы учителя географии по теме: «Использование современных инновационных технологий на уроках географии»

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя,мерило его интеллектуального богатства,показатель его кругозора и эрудиции.В. Сухомлинский Современная школа многого требует от учителя ...

Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"

Исследовательская деятельность на уроках географии воплощается на уроках открытия новых знаний. Презентация к уроку "Географическое положение Курской области"...

Этап осмысления нового знания на уроках географии

Этап формирования нового знания на уроках географии...

Формирование целостной картины мира на уроках географии через интеграцию урочной и внеурочной деятельности

      Какой выпускник добивается успехов, социализирован и готов к самостоятельной жизни? Как правило, это выпускник, который за годы учёбы в школе научился учиться и имеет стрем...