Тепло в атмосфере
план-конспект урока по географии (6 класс)

Открытый урок географии на РМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teplo_v_atmosfere.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тепло в атмосфере.

Цели:

- сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности;

- научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой  солнца над горизонтом в течение суток  и в течение года;

-  сформировать навык определения среднесуточных, среднемесячных, среднегодовых температур, амплитуды колебания температуры воздуха;

- продолжать развивать навыки работы с текстом, таблицами, иллюстрациями, расширить кругозор и умение владеть речью, обогащать словарный запас.

Тип урока: комбинированный.

Задачи (С позиции УУД и требований к предметным результатам ФГОС):

1. Предметные:

- давать определения терминов, понятий;

- объяснять закономерности изменения температуры с высотой, распределения тепла у поверхности Земли, изменения температуры во времени;

- устанавливать зависимость между показателями температуры и широтами точек земной поверхности, характером подстилающей поверхности;

- рассчитывать средние значения температуры воздуха, амплитуды температур;

- работать с тематическими картами.

2. Метапредметные: 

- анализировать и обобщать тематическую информацию;

- строить логически обоснованные рассуждения;

- определять цель, проблему в процессе деятельности;

- излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;

- различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы;

3. Личностные:

- осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него;

- формировать учебно-познавательный интерес к изучению географии;

- понимать закономерности изменения температуры во времени и пространстве, влияние температуры воздуха на человека;

- понимать и принимать процедуру расчетов показателей температуры воздуха.

Межпредметные связи: математика.

Ресурсы урока (оборудование): учебник, презентация.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

1. Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие учащихся.

2. Проверка домашнего задания.

Что мы знаем об атмосфере? (Слайд)

Продолжите предложения: (Слайд)

  1. Атмосфера — это...
  2. Какие функции газы выполняют в атмосфере.
  3. Атмосфера состоит из следующих слоев...  
  4. “Что за цифра?” (Слайд 3)

3000; 78; 21; 1; 18-20; 50-55;

  1. Почему во время перемены необходимо проветривать класс?
  2. Стр.136 задание 5 (поурочные разработки)
  3. Значение атмосферы.

Что за цифра?  Эталон ответа:

  • 3000 км – толщина атмосферы
  • 78% - содержание азота
  • 21% - содержание кислорода в составе атмосферы
  • 1% - содержание прочих газов в составе атмосферы
  • 18 - 20 км – мощность тропосферы над экватором
  • 50-55 км – верхняя граница стратосферы) (Слайд 4)

3. Актуализация знаний.

Ребята, скажите пожалуйста какими качествами или свойствами обладает воздух?

Сегодня, мы будем рассматривать одно из свойств воздуха –  а какое, нам подскажет небольшой рассказ.  

В 1862 году два англичанина, Глешер и Коксвель, решили подняться на воздушном шаре выше облаков. Шар полетел вверх очень быстро, и, чем выше он поднимался, тем становилось холоднее. На высоте 3 км англичане достигли облаков. Когда шар летел сквозь облака, исследователи дрожали от холода и сырости. То, что мы называем облаками, есть густой, холодный туман, в котором ничего не видно. Выше облаков было еще холоднее - на высоте 5 км замерзла вода. Дышать стало трудно, в ушах шумело, сердце сильно билось. На высоте 8 км один из них почувствовал слабость и упал без памяти. Обоим угрожала смерть. На высоте 11 км было -24 °С мороза, а на земле в это время деревья были покрыты зеленью и трава пестрела цветами. Потерявший сознание весь посинел и лежал, как мертвец. Его товарищ, едва дыша, из последних сил дернул шнурок. Клапан открылся – шар начал спускаться. Через некоторое время оба англичанина спустились на землю.

Какую закономерность вы заметили?

О каком свойстве воздуха шла речь?

Определите цели…

Ученики отвечаю на вопрос учителя:

  1. Температура
  2. Влажность

Послушав рассказ, ученики определяют, что свойство воздуха, о котором сегодня пойдет речь - это температура. И называют тему урока. Определяют цели урока.

4. Изучение нового материала.

Тема нашего урока: Тепло в атмосфере. (Слайд)

Скажите, а для чего нужны знания о температуре, людям каких профессий температура  нужна?

Первый вопрос, на который нам предстоит ответить:

1. Почему воздух у поверхности Земли теплее, чем на высоте? (Слайд)

Солнечные лучи, проходя через атмосферу, почти не нагревают ее. Нагреваются лишь поверхность Земли, твердые и жидкие тела. Если бы не было атмосферы, поверхность Земли очень быстро бы отдавала тепло, полученное от Солнца. Так происходит на планетах, лишенных атмосферы: на солнечной стороне там страшная жара, а на теневой - жуткий холод. А нашу Землю защищает ее воздушная оболочка. Воздух задерживает часть тепла, уходящего от нагретой поверхности Земли, и сам при этом нагревается. А если мы поднимаемся вверх? Чем дальше от поверхности Земли, тем меньше тепла туда доходит, тем тоньше становится слой атмосферы, и он задерживает меньше тепла.

Температура воздуха в тропосфере понижается примерно на 6* С на каждый километр высоты.

Вы можете в этом убедиться, побывав в горах.

(Решить задачу на презентации).

Но это не единственные изменения

Какие еще изменения в температуре воздуха вы замечаете?

Меняется температура воздуха  в течение суток, меняется температура  и в течение  года.

Мы каждый день интересуемся температурой воздуха. Для чего?  

От состояния атмосферы, а также явлений, происходящих в ней, зависит здоровье людей, их хозяйственная деятельность, особенно в с/х. Поэтому атмосфера всесторонне изучается.

Наиболее точные сведения о ходе температуры  в течение суток  получают на метеорологических станциях с помощью термометра, помещенного в  метеорологическую будку в тень (слайд).

Через определенные промежутки времени проводят измерения температуры, а потом вычисляют среднее арифметическое.

Это средняя суточная температура.

По значениям температур в разное время суток составляют графики суточного хода температур.

1. Для примера рассмотрим готовую таблицу  суточного хода температуры (стр.125 «Шаг за шагом»).

А теперь рассмотрим ход температуры при отрицательных и положительных показателях температуры (слайд).

Точно так вычисляют среднемесячные температуры и за год.

2.Сумму средних суточных температур делят на число суток в месяце (слайд).

3.Годовой ход температуры  строится на основе среднемесячных значений (рис.86 в учебнике).

На всех широтах при безоблачной погоде самая низкая температура бывает перед восходом Солнца, а самая высокая – через 2-3 часа после полудня.

Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток называют суточной амплитудой колебания температуры.

Разность между средней температурой самого теплого месяца в году и самого холодного месяца называется годовой амплитудой колебания температуры

По рисунку 86 в учебнике вычислите годовую амплитуду температур для Москвы, С-П, Верхоянска.

А почему летом – жарко, а зимой холодно? Вспомните из курса изучения окружающего мира?

Количество тепла зависит от высоты Солнца над горизонтом. Летом Солнце поднимается высоко, дни длинные, поверхность нагревается продолжительное время, а от нее нагревается воздух. Зимой же, наоборот, Солнце низко над горизонтом, дни короткие и земная поверхность нагревается меньше.

Вывод : Что  мы узнали о  температуре воздуха?

- она изменяется с высотой;

- она изменяется в течение дня;

- она изменяется в течение года.

Тезаурус-словарь, специальная терминология, стремящаяся дать описание лексики данного языка во всем ее объеме и полноте.

Суточный ход температуры – называется изменение температуры воздуха в течение суток.

Годовой ход температуры – называется изменение среднемесячной температуры в течение года.

Суточная амплитуда температуры – разность между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток.

Годовая амплитуда температур – разница между максимальной и минимальной среднемесячной температурой за год.

  Ученики высказывают мнение.

(запись в тетрадь темы, значение слова – температура)

 

Учащиеся в ходе работы при помощи учебника (с.123) находят ответы на следующие вопросы:

  1. Почему на большой высоте температуры воздуха низкие?
  2. Как изменяется температура воздуха с высотой? (Слайд)
  3. Какое существует правило понижения температуры воздуха с высотой?

Делают вывод: На поверхности суши и в горах происходят изменения температуры с высотой.

Ученики дают ответы на вопросы, исходя из собственных наблюдений:

1. Как изменяются температуры воздуха в течение суток?

2. В какое время суток наблюдается самая высокая и самая низкая температура воздуха?

Работая с  текстом учебника на с.125 и при помощи учителя выясняют:

Что такое средняя суточная температура (пример Шаг за шагом)

(Слайд), суточная амплитуда (слайд)

Выясняют максимальные и минимальные показатели температуры воздуха на планете. (Слайд).

(Делают записи в тетради)

5. Закрепление.

(Слайды)

  1. Устроим небольшой экзамен.

(Задания с ОГЭ (раздаточный материал)

6. Домашнее задание.

П.37

7. Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно….

Мне было сложно….

- Когда то А.С.  Пушкин сказал о Ломоносове, что “вся его жизнь была беспрерывной борьбой  и беспрерывной победой”.  Я тоже желаю вам новых знаний и новых побед.

Спасибо за урок!

Доплнительный материал к уроку:

За звание самого холодного постоянно обитаемого места на Земле спорят три места в Якутии: город Верхоянск, поселки Оймякон и Томтор.

Самый большой перепад температур — в Якутии, составляет почти 107° (от –70°С зимой до +37°С летом).

Самый большой суточный перепад температур (55,5°) наблюдался в штате Монтана(США) 24 января 1916 г.

Самым большим считается град, выпавший 22 июня 2003 года в Небраске — 17,8 см в диаметре, 47,8 см по периметру.

Рекордный по количеству выпавшего снега снегопад зафиксирован 13—19 февраля 1959 г. на горе Шаста, Калифорния, США. Тогда выпало 4,8 м снега.

А знаете ли вы... какую минимальную температуру наружного воздуха способен выдержать человек?

Это зависит от состояния его здоровья и одежды, но главное — от скорости ветра. В Якутии зимой люди часами находятся на морозе, при температуре воздуха ниже –50°С, но они при этом соответствующим образом одеты, а в условиях центральной части сибирского антициклона обычно наблюдается безветрие. В Антарктиде зимовщикам континентальных станций также довольно длительное время приходится бывать вне помещений, но там сильные морозы нередко сопровождаются сильным ветром. Минимальная температура, при которой люди кратковременно бывали на воздухе, составляет –88°С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для урока по теме "Тепло в атмосфере" 6 класс

Алгоритм определения средней температуры воздухаДаны температуры: 1°C , 3°C , 4°C, -1°C,-3°C•Сложите все отрицательные показатели суточной температуры воздуха (-1°C+(-3°C)=- 4°C);•Сложите все положите...

Тепло-Огаревский район и поселок Теплое

Классный час по истории Тепло-Огаревского района и поселка Теплое....

Практическая работа "Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция)" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе

Практическая работа "Движение воздуха из теплой комнаты в холодную, из холодной – в теплую (циркуляция)" для обучающихся по адаптированной программе в 6 классе (программа ориентирована...

Урок географии "Тепло в атмосфере"

Презентация урока географии в 6 классе по теме  "Тепло в атмосфере"...

Презентация к уроку Тепло в атмосфере

Презентация к открытому уроку РМО...

Конспект урока "Тепло в атмосфере (1)"

Конспект урока к учебнику А.И. Алексеева "Полярная звезда"...

План – конспект урока по географии в 6 классе. Тема: Тепло в атмосфере

Цели:- сформировать представления о закономерностях нагревания атмосферного воздуха от земной поверхности;- научить устанавливать причинно-следственные связи между температурой воздуха и высотой...