"Общая циркуляция атмосферы"
план-конспект урока по географии (7 класс)

Дворянчикова Ирина Николаевна

Урок географии в 7 классе УМК А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др. География (Полярная звезда)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchaya_tsirkulyatsiya_atmosfery_7_klass.docx172.62 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс

УМК А.И.Алексеев, В.В.Николина, Е.К.Липкина и др. География (Полярная звезда)

ТЕМА УРОКА: «Общая циркуляция атмосферы»

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы обучения: наглядный, частично-поисковый, иллюстративный, проблемный, словесный

Цель урока: ознакомить с видами воздушных масс, их свойствами; рассмотреть условия возникновения постоянных ветров; способствовать развитию пространственного воображения школьников.

Задачи урока:

Узнают:

  • Какие бывают воздушные массы;
  • Что такое господствующие ветры;
  • Причины их образования.

Умения объяснять:

  • Причины изменения свойств воздушных масс;
  • Влияние господствующих ветров на климат

Умения определять:

  • Области распространения и отличительные черты воздушных масс и господствующих ветров

Планируемые результаты обучения:    

Предметные: формирование знаний и представлений о типах воздушных масс и их свойствах, о роли господствующих ветров в общей циркуляции атмосферы.

Личностные: формирование познавательной и информационной культуры, формирование устойчивого познавательного интереса на основе изучения нового материала,  в том числе и навыков самостоятельной работы с учебником и атласом. Развитие познавательных потребностей и мотивации к обучению на основе интереса к изучаемой теме.  

Метапредметные результаты: Умение работать с различными источниками информации, выделять главное. Создавать схемы и таблицы для решения учебных и познавательных задач.

Познавательные:

  • Находить в тексте нужную информацию;
  • Анализировать следствия господствующих ветров;
  • Понимать значение общей циркуляции атмосферы на Земле для природы и человека.

Регулятивные:

  • Ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • Планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • Выявлять причинно-следственные связи;
  • Определять критерии для сравнения природных процессов и явлений.

Коммуникативные:

  • Уметь обосновывать свою точку зрения;
  • Уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Основные понятия,  изучаемые на уроке:

Воздушные массы, пассаты, Западные ветры умеренных широт, восточные (стоковые) ветры полярных областей, муссоны, общая циркуляция атмосферы. Сила Кориолиса

Ход урока

Этапы учебного занятия:

Методические приемы    / Формы работы/ Педагогические технологии,

применяемые на данном этапе урока

I

Организационный этап.  

Приветствует класс, определяет готовность рабочего места.

- Ребята, кто хочет прямо сейчас оказаться на орбитальной станции и посмотреть на нашу планету? Тогда садитесь поудобнее на своих космических местах и приготовьтесь внимательно смотреть в иллюминатор.

II.

Этап целеполагания. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Видеофрагмент «Движение воздушных масс в атмосфере Земли».

- Как вы думаете, что это за бесконечное движение над планетой?

Даю подсказки (если есть необходимость, по выбору):

  1. Песня «Ревущие сороковые»
  2. Он летит издалека,

Гонит в небе облака,

Гонит волны в океане,

Кружит вихрем в урагане.

Может ласково подуть,

Может стихнуть и уснуть.

В каждом уголке на свете

Очень разный дует … (Ветер)

  1. Он к земле деревья клонит. Он по небу тучи гонит. Он прозрачен и бесцветен. Над землёй летает… (Ветер)
    Источник:
    https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-veter-dlya-detej-26-luchshih.html

- О чем же пойдет речь на сегодняшнем уроке, какова его тема? (могут быть названы примерные темы: «почему дует ветер», «воздушные массы»).

- Давайте запишем в тетради тему: «Общая циркуляция атмосферы».

На какие вопросы мы должны ответить сегодня на уроке?

- повторить постоянные и переменные ветры, свойства воздушных масс; знать, в каких областях Земли какие ветры; как возникает ветер; уметь вычерчивать схему «Общая циркуляция атмосферы»

Для чего нам могут пригодиться эти знания?

  1. – надо хорошо написать самостоятельную работу
  2. – быть готовыми к изменениям погоды
  3. – уметь объяснять, почему ветер дует с разной скоростью
  4. – справиться с заданиями ВПР и ГИА в 9 классе

III.

Актуализация знаний.  Этап планирования

«Конструктор»:

На физической карте с помощью карточек выкладываем схему тепловых поясов, поясов атмосферного давления (НД, ВД), поясов увлажнения (солнце, туча). (Повторяем пройденное). (Одновременно ребята заполняют схемы на раздаточных карточках с изображением контурной карты мира, используя цветные карандаши и условные знаки). 

Вспоминаем:

1. Что такое атмосферное давление?
2. Чем можно объяснить неравномерное распределение осадков на поверхности Земли?
3.  Каковы причины образования различных поясов атмосферного давления на Земле?
4. Какая существует зависимость между поясами атмосферного давления и количеством осадков на земном шаре?

Методический прием: «Верно – неверно» (сигнальные карточки)

- Теплый воздух легче холодного, поэтому оказывает на земную поверхность меньшее давление (+)

- В тропических широтах всегда жарко, поэтому атмосферное давление там низкое (-)

- В экваториальных широтах выпадает большое количество осадков

- В умеренном поясе осадков выпадает больше, чем в тропиках, но меньше, чем в полярных широтах (-)

- В районе экватора преобладают восходящие потоки воздуха, а в районе тропиков – нисходящие (+)

- Количество осадков связано с температурой и АД (-) (с рельефом, океаническими течениями, ветром и с сезонами года)

 

Послушайте небольшое описание одной из пустынь планеты. Методический прием: «Отсроченный ответ»

Атакама.

Западное побережье Южной Америки между 22 и 27 градусами южной широты, одно из самых засушливых мест на нашей планете. Здесь находится одна из самых грандиозных пустынь нашей планеты — Атакама, где по несколько лет не выпадает ни капли дождя.

Некоторые метеостанции в Атакаме никогда не регистрировали дождь. Так, среднегодовой уровень атмосферных осадков в местности Калама (22° ю. ш. 69° з. д.) равен нулю. Однако скопившаяся в самых нижних слоях тропосферы влага образует туманы, вызывающие морось — «гаруа». Ветры, днём дующие с океана на сушу, являются основным источником поступления влаги для скудной растительности этой части материка.

Для сбора воды местные жители используют «туманоуловители». Это цилиндры высотой с человеческий рост, стенки которых изготовлены из нейлоновых нитей. Туман конденсируется на стенках цилиндра и стекает вниз по нейлоновым нитям в бочку. С помощью такого устройства можно собрать до 18 литров воды в сутки.

Как вы думаете, что является главной причиной отсутствия осадков в этом месте? Пока не можете ответить? Тогда давайте разбираться дальше в причинах, почему на Земле где-то идут бесконечные дожди, а где-то только песок.

(- Укажите главную причину отсутствия осадков в этой части Южной Америки (Пустыня Атакама располагается в тропическом климатическом поясе, где действуют сухие тропические воздушные массы.

Образованию пустыни Атакама на западном побережье Южной Америки способствует холодное Перуанское течение, которое проходит вдоль берега материка. Течение уменьшает температуру воздуха над поверхностью, возникает температурная инверсия (температура воздуха с высотой увеличивается, а не уменьшается), которая не позволяет формироваться дождевым облакам и выпадать осадкам на этой территории.)

Давайте вспомним, что такое воздушные массы

ВМ = большой объем воздуха + с однородными свойствами: 1. Температурой; 2. Влажностью; 3. Прозрачностью.

IV.

Открытие новых знаний

Где могут формироваться воздушные массы: (над сушей или морем, в разных тепловых поясах).

Продолжаем работать с картой – «Конструктор» и индивидуальными схемами:

- дополняем обозначением воздушных масс (ЭВМ, ТВМ, УВМ, АрВМ, АнВМ);

 

В зависимости от места формирования, ВМ будут обладать определенными свойствами, характерными для данной территории. Но только до тех пор, пока не оказываются над территориями с другими условиями.

 Воздуху свойственно перемещаться. Почему? (из-за разности АД – ветер).

Что произойдет, если ВМ достаточно долго находится над «чужой» территорией? Она начинает терять свои первоначальные свойства и приобретает другие, свойственные новой территории.

Это называется ТРАНСФОРМАЦИЕЙ (изменением) воздушных масс.

Выпишите в тетрадь новое слово - трансформация и что оно означает.

Почему дует ветер? (из-за разности АД). А мы знаем, что есть пояса относительно постоянного АД. Какой вывод можно сделать? (Что есть постоянные ветры).

- дополняем стрелками движения воздуха (пассаты, ЗВ, В полярные (стоковые)В.

Все эти ветры входят в общую циркуляцию атмосферы

  Анализ  получившейся схемы, подчёркиваем, что эти ветры отклоняются от направления своего движения под действием вращения Земли (эффект Кориолиса) в Северном полушарии — вправо, в Южном — влево. В Северном полушарии пассаты имеют преимущественно северо-восточное направление, в Южном — юго-восточное.

Не забываем правило: за направление ветра принимают то направление, откуда он дует

V.

Учебные действия по реализации плана урока

(Работа с раздаточным материалом)

Задача. По климатической карте и тексту учебника составьте характеристику воздушных масс. Результаты занесите в таблицу.

Название воздушной массы

Район распространения

Свойства

(температура/влажность/давление)

Экваториальные

 

 

Тропические

 

 

Умеренные

 

 

Полярные:

арктические

антарктические

 

 

VI.  

Самоконтроль/ взаимоконтроль

Методический прием «Тихий опрос» (задания на карточках. Выполнив, передаем соседу для проверки. Анализируем работу после возвращения карточки)

Составляем логическую цепочку:

1.Различный угол падения солнечных лучей;

2.Неравномерное распределение тепла в атмосфере;

3.Неравномерное распределение атмосферного давления;

 4.Движение воздуха из областей повышенного давления в области пониженного давления.  

5.Образование господствующих (постоянных) ветров.

«Реставратор»

а) ______ — ветры, возникающие в результате тока воздуха от тропиков к экватору и имеющие преобладающее ______ направление.

б)        Ветры, возникающие на границе океана и материка и меняющие направление два раза в год, называются        .

в)        Движение воздуха из полярных областей в умеренный пояс — это _______ ветры        .

г)        Ветры, связанные с движением воздуха из тропиков в умеренные широты, называются        .

         

VII.

Первичная проверка понимания  

Амазонка - самая полноводная река мира. Как вы это объясните?

Сахара - величайшая пустыня мира. Как можно объяснить эту особенность?

Какой из океанов - Атлантический или Тихий оказывает большее влияние на климат северной части Южной Америки? Умеренных широт Евразии? Объясните свою точку зрения.

VIII.

Первичное закрепление

 Географический диктант:

Постоянные ветры, дующие из полярных областей (ВД) в сторону умеренных широт (НД)                                                                                                                   Восточные (стоковые)

Постоянные ветры, дующие из Северного и Южного тропиков в сторону экватора (пассаты)

Преобладающие устойчивые ветры в умеренных широтах      (западные)

Основные свойства воздушных масс (температура, влажность)

Из какой в какую область давления перемещаются воздушные массы     (ВД – НД)

От сего зависит скорость ветра?   Атмосферное давление

Устойчивые сезонные ветры     Муссоны

Горизонтальное движение воздуха, возникающее из-за разности атмосферного давления    ветер

Тип воздушных масс, преобладающий на Северном полюсе     Арктический

Ветры в тропических широтах     пассаты, муссоны

Восточные (стоковые) преобладают в каких широтах?    Полярных

Внимательно посмотрите на доску и назовите, какие причинно-следственные связи между атмосферными явлениями Земли мы рассмотрели? (найди пару - карточки)

1 .угол падения солнечных лучей - нагрев земной поверхности

2.подстилающая поверхность - температура

3.температура - давление

4.давление - осадки

5.давление - ветер

А теперь давайте вернемся к нашему тексту о пустыне.

- Укажите главную причину отсутствия осадков в этой части Южной Америки (Пустыня Атакама располагается в тропическом климатическом поясе, где действуют сухие тропические воздушные массы.

Дополнительным фактором образования пустыни Атакама на западном побережье Южной Америки является холодное Перуанское течение, которое проходит вдоль берега материка. Течение уменьшает температуру воздуха над поверхностью, возникает температурная инверсия (температура воздуха с высотой увеличивается, а не уменьшается), которая не позволяет формироваться дождевым облакам и выпадать осадкам на этой территории.)

IХ.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению  

- §14, записи в тетради – подготовить рассказ об общей циркуляции атмосферы.

Ответить на вопросы 1-6 на стр.53

- в тетради выполнить задание 8 (таблица)

Особое задание: письменно: эссе о влиянии господствующих ветров на климат и о значении полученных на уроке знаний для жизни и деятельности людей.

Х.

Рефлексия

Эстафета хороших слов: ребята, сегодня на уроке мне понравилась работа… А тебе? …, …, …

Учитель комментирует свою отметку работы класса на уроке.

В тетради таблица

Сегодня на уроке

я узнал …

я повторил …

было интересно…

было трудно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Атиосферная циркуляция воздушных масс

Расширить знания учащихся о климате ; сформировать понятие об " атмосферных фронтах "  , " циклоне и антициклоне"....

Презентация к уроку ""Атмосферная циркуляция воздушных масс"

Даны основные определения , показано движение воздуха в циклоне и антициклоне....

"Циркуляция атмосферы "

Урок обобщающего повторения по теме "Климат" 7 класс...

Презентация "Циркуляция атмосферы" 8 класс

Распределение воздушных масс и атмосферных фронтов. Зимнее и летнее расположение атмосферных фронтов на территории России. Образование теплого фронта. Образование холодного фронта. Образование циклона...

презентация к уроку "Общая циркуляция атмосферы"

презентацию рекомендуется  использовать при изучении темы "Природа земли" в 7 классе ....