Развития способностей обучающихся
статья по географии

laida

Анализ деятельности по выявлению и развитию способностей учащихся средствами географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlenie_i_razvitie_sposobnostey_uchashchihsya.docx891.16 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Как повысить интерес учащихся к географии? Вопрос не простой, требующий систематической целенаправленной работы. В свете активизации деятельности Российского Географического Общества, предлагаемого обязательного выпускного экзамена по предмету это направление профессиональной деятельности можно считать приоритетным.

При проектировании своей профессиональной деятельности приходится учитывать не только хорошие материально-методические условия, созданные в нашей школе, но и существующие проблемы:

  • слабомотивированный образовательный запрос вследствие невысокого материального и образовательного уровня семей обучающихся;
  • проблему организации исследовательской работы учащихся в виду отсутствия научных учреждений в районе;
  • падение интереса к науке географии в целом, в том числе в малой её востребованности как профильного предмета для продолжения обучения.

Данные проблемы характерны для большинства школ в небольших поселениях, особенно удалённых от культурно-образовательных центров, и потому являются актуальными для многих педагогов.

Поэтому в своей профессиональной деятельности я руководствуюсь принципом «Без географии Вы нигде!». Ведь географическая информация есть в самых различных источниках информации – художественных  произведениях, телепередачах, в личных путешествиях и т.п.  Научить её анализировать, делать правильные выводы – вот основная задача моей работы. Показать значимость географических знаний, географического мышления не только на уроках, но и в любой практической деятельности – значит воспитывать саморазвивающуюся, духовно зрелую Личность.

Основными направлениями деятельности по развитию географических компетенций считаю следующие:

  • совершенствование урока, как основной формы организации учебного процесса;
  • вовлечение учащихся в различные виды внеклассной деятельности по предмету;
  • поиск одаренных детей и развитие их способностей.

Один из  главных путей решения данной проблемы, на мой взгляд, - внеклассная работа, которая является неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса. Если ребёнку интересно на уроке, то возникает желание изучать географию и после звонка.

 Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие и неожиданные вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности проводит школьный психолог.

Определив таких ребят, необходимо научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Для этого я использую систему эвристических занятий, творческие задания, занимательные материалы и задачи. Школьники  участвуют в исследовательской работе, свои результаты они успешно представляют на научно-практических конференциях на районном, республиканском и всероссийском уровнях. 

8.jpg                10.jpg               9.jpg

Важную роль в изучении географии играет внеурочная деятельность, которая может быть организована в индивидуальной,  групповой,  массовой формах .  Так как эти виды внеурочной работы тесно связаны друг с другом, это разделение всего лишь условное. В своей внеурочной работе использую различные  активные формы проведения мероприятий для мотивации к обучению:

  • ежегодные мероприятия ко Дню Земли: экологические уроки, экологический диктант, эколимпиада младших школьников, конкурсы экологических постеров и видеороликов, выставка экологических изделий, участие во Всероссийских уроках «Сделаем вместе», экологические субботники;

11.jpg

14.jpg15.jpg

  • ежегодная акция «Первоцвет»: беседы о необходимости сохранения занесённых в Красную книгу растений-первоцветов, создание и распространение в посёлке тематических листовок;
  • организация участия в образовательных акциях «Этнографический диктант», «Географический диктант», в том числе и сотрудников школы. В 2017 и 2921 годах в школе работала площадка очного проведения Географического Диктанта.

1111.jpg   777.JPG   3333.jpg

 

Участие в данных формах внеурочной деятельности  формирует активную жизненную позицию обучающихся, инициативность, самостоятельность в своих поступках. Среди участников создаются условия для сотрудничества и взаимопомощи. Это приводит к тому, что все дети чувствуют себя комфортно при проведении любого мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие способностей обучающегося в процессе его взаимодействия с различными информационными ресурсами в естественно-математическом образовании.

Любому обществу нужны одаренные творческие люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Одним из направлений Н...

«Развитие способностей обучающегося в математическом образовании в процессе его взаимодействия с различными информационными ресурсами»

Информационные ресурсы – это документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, депозитариях, музейных храненьях и др.).Активнымиинформационными рес...

Развитие способностей обучающихся коррекционных образовательных учреждений VIII вида на занятиях по информационно-коммуникационным технологиям в ГОАУ ЯО ЦДЮТТ

В методической разработке представлен материал из опыта занятий с детьми, обучающимися в  специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, по освоению ими информационно-коммуникац...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельн...

ПРОГРАММА по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы «Мир моих способностей»

Выяление способностей  и развития у обучающихся  к творческой и познавательной деятельности...