Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: «Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».
план-конспект занятия по биологии (7 класс)

Курчавая Галина Владимировна

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей:

«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_vneklassnyh_meropriyatiy.docx619.62 КБ

Предварительный просмотр:

Программы по экологическому воспитанию по выявлению способностей: 

«Система внеклассных мероприятий, направленных на определение уровня развития способностей обучающихся к природоохранной деятельности».

ОГБОУ  «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск»

КВН

«Путешествие по природным зонам»

Учитель  биологии

 Курчавая Галина Владимировна

                                                               Смоленск

                                               Клуб юных натуралистов

«Путешествие по природным зонам»

Цель:   закрепить знания учащихся по естествознанию и географии;

            углубить и расширить эти знания;

        воспитать у учащихся любовь к природе, растениям, животным;

        привить навыки правильного обращения с природой;

        развить сообразительность, память, логическое мышление;

        экологическое значение знаний о природе.

Оборудование:

  • Карта природных зон
  • Учебные атласы
  • Наглядные пособия (таблица)
  • Компас
  • Плакаты с кроссвордами
  • Контурные карты

Ход игры

  • Организация учащихся
  • Вступительное слово ведущего
  • Стихотворение
  • Приветствие команд
  • Разминка
  • Конкурсы команд
  • Конкурс болельщиков
  • Конкурс болельщиков
  • Конкурс капитанов
  • Итог. Подведение итогов. Награждение.

        В игре участвуют три команды, которым заранее было дано задание придумать название команд, эмблему, приветствие, изучить и повторить учебный материал на приложенные темы.

Ведущий. Сегодня предстоит совершить увлекательное путешествие, цель которого закрепить знания, полученные на уроках географии, естествознания, уметь применять эти знания в жизни. Самое главное бережно относится к тем богатствам, которые имеются у нас на земле, заботится о каждом дереве, растение, насекомом, птице и т.д. а вы ребята – будущее нашей планеты.

СТИХОТВОРЕНИЕ                                                               Роберт Рождественский

Кромсая лед,

Меняя рек теченье,

 Твердим о том, что дел невпроворот…

Но мы еще придем просит прощенья

У этих рек, барханов и болот.

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька…

Пока об этом думать неохота.

Сейчас нам не до этого. Пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птицы и земли без воды.

Все меньше – окружающей природы.

Все больше – окружающей среды!

Ведущий. Но прежде чем начать путешествие, давайте познакомимся.

I команда. Эмблема – орлиное перо

I I команда. Эмблема – мудрая сова

I I I команда Эмблема- острый глаз

Приветствие команд (команды вручают памятные подарки, сделанные заранее)

Ведущий. Наше путешествие будут оценивать почетные гости, это многоуважаемое жюри (представляются).

        Но перед тем как отправится в наше путешествие, необходимо проверить, как команда подготовилась к путешествию.

Проведем разминку. Капитанам каждой команды предлагается вытянуть по вопросу.

  1. Как по солнцу определить стороны горизонта.
  2. Как определить стороны горизонта в пасмурную погоду.
  3. Что может заменить компас.

Ведущий. Итак, мы видим, что команды готовы к путешествию. Сейчас каждая из команд должны определить, из какой природной зоны они начинают путешествие, (капитаны берут конверты, в которых вложены описание природной зоны). На это задание отводится 5 минут, после чего представитель от команды читает задание, показывает на карте природных зон и находит таблицу с изображением природы этой местности.

  1. Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей Родины. Природа здесь сурова. Зима ветреная и холодная, с морозами свыше 50 градусов, длится 8-9 месяцев. Снега немного, поэтому земля промерзает на большую глубину. (Тундра)
  2. Эта зона – бескрайние равнины, безлесные просторы. Зима здесь короткая, довольно холодная, особенно на востоке. Лето продолжительное, жаркое. Дождей выпадает немного, в основном  летом. (Степь)
  3. Поверхность этой зоны во многих местах покрыта песчаными барханами. Здесь редко бывают дожди. Лето продолжительное, жаркое, сухое. Зима короткая, но холодная. Бывает до 30 и больше градусов мороза. (Пустыня)

Слово  жюри.

 Ведущий. Путешествие продолжается.

Во время путешествия встречается много животных. И вот знаете ли вы их, мы сейчас увидим. (Команды получают кроссворды «Животные леса»).

  1. Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной,

И стоит среди травы,-

Уши больше головы.

  1. Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный.

  1. По веткам скачет да не птица,

Рыжая да не лисица.

  1. Думал кошка, крикнул: Брысь!

Оказалось это…

  1. Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

На это задание дается 5 минут.

Конкурс болельщиков

За 1 минуту назвать как можно больше городов начинающихся с буквы «С», например: Смоленск.

 Слово  жюри.

Ведущий. Путешествие продолжается. Путешествия, мы встречаем в лесах, полях множество растений, многие из них очень полезны для человека. Из предложенных гербарных листов, команды должны выбрать знакомые лекарственные растения и рассказать о полезных лекарственных свойствах. Командам предлагаются гербарные листы.

        Ведущий. Следующий конкурс капитанов.

Капитаны тянут конверты, в которых предлагаются задания.

  • По внешнему виду определить, какое растение росло в горах, а какое – в поле. Нужно назвать растения.
  • По форме клюва определить, чем питается птица – жучками, червячками, плодами, косточками или мясом.
  • Посмотрев на рисунки, объяснить, какое дерево росло в густом лесу, какое – открытом поле, а какое в городе.

Слово  жюри.

Ведущий. Путешествуя командам, приходится осуществлять переходы через моря, океаны, материки. Как команды знают океаны и материки. (Каждой команде предлагается лист контурной карты, в котором за 5 минут команды должны обозначить океаны, материки).

Слово  жюри.

Ведущий. Вы выполнили трудное задание. Состязание было жарким, а теперь каждая команда решила устроить привал – отдых, а раз – отдых, значит нужно пообедать, а чтобы приготовить обед, нужна пресная вода, а подойти к воде близко невозможно и очень трудно. У каждого члена команды по 1 ложке. Каждая команда не пролив ни капли быстрее и больше принесет пресной воды. (От каждой команды необходимо по 2 водоноса).

Условия.

3 стула находятся на расстоянии 4 метров.

На 3-х стульях -3 пустые тарелки

На 3-х стульях – 3 полные тарелки (вода в тарелках подкрашены в разные цвета: красный, синий, зеленый)

Ведущий. Команды отдохнули и продолжили путешествие, во время, которого встретили в лесах интересные знаки.

Вот что они означают? (по очереди каждой команде показываются знаки, представитель от команды должен как можно полно ответить)

        Не разводите костер в лесу, если в этом нет острой необходимости

Кострище – это раны в напочвенном покрове леса. Для их заживления требуется 15-20 лет. От костра может возникнуть пожар в лесу.

Отдыхая в лесу, не забывайте, что вы находитесь в гостях у природы, а потому не оставляйте после себя беспорядок.

        Помните: брошенная бумага разлагается 2 года, консервная банка – не менее семидесяти лет

Не ломайте ветви деревьев и кустарников.

        Растение живое существо, и ветви вместе с листьями помогают ему дышать, выделяют в воздух кислород, задерживают пыль. Неслучайно там, где много растений, легко дышится.

Не повреждай кору деревьев!

        Поймите, им больно, они перестают расти и долго мучительно умирают, только сказать об этом не могут

Не рви цветов в лесу и на лугу.

Нельзя брать яйца из гнезд, разорять муравейники, раскапывать норы и тревожить лесных зверей.

Ведущий. Последние задание нашего путешествия, это блиц – опрос  (командам предлагается ответить по 3 вопроса)

  1. Почему карликовая березка очень маленькая?

Потому  что в тундре где она растет, суровая зима. Высокие деревья сразу вымерзли бы, а карликовые прячутся под толстым снежным покрывалом и спокойно зимуют.

  1. Растет ли дерево зимой?

Деревья зимой не растут, они находятся в состоянии покоя.

  1. Что такое дни весеннего и осеннего равноденствия? Когда они бывают?

День осеннего равноденствия бывает 23 сентября, а весеннего – 23 марта. В это время продолжительность дня равна продолжительности ночи.

  1. Кто на свете трудолюбивее всех?   Муравей.
  2. Какие птицы не летают?  Пингвины, страусы.
  3. Откуда берется бензин? Из нефти.
  4. Почему говорят: «Лес наше богатство»? Потому что лес дает древесину, защищает почву и реки, дает ягоды и грибы. Это бесценная красота.
  5. Может ли гриб съесть дом? Может. Это домовой гриб, который разрушает древесину.
  6. Какие звери едят грибы? Белки, барсуки, лоси, северные олени, полевки.

Ведущий. Мы долго путешествовали и за время нашего путешествия узнали и увидели много интересного, но путь наш подошел к концу.

Попросим многоуважаемое жюри подвести итоги.

Слово жюри

Итог КЮН.

Награждение

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск»

 экологическая игра:

«Растения, которые лечат»

Учитель  биологии

 Курчавая Галина Владимировна

Смоленск

Растения,  которые лечат

экологическая игра

Цели:

- познакомить учащихся с биологическими особенностями лекарственных комнатных растений

- изучить лечебные свойства представленных растений

- воспитать у учащихся интерес к биологическим дисциплинам и любовь к природе

- расширять словарный запас, развивать умение выделять главное

Методы:

- беседы, рассказ, наблюдение, демонстрация

Оборудование:

-комнатные растения: алое, инжир, цитрусовые, зебрина,  каланхое, пассифлора, дихоризандра, мирт;

-магнитная доска, таблички с названиями растений;

-тетради, цветные карандаши;

-литература по комнатному цветоводству.

План занятия:

  1. Сообщение темы и цели занятия.
  2. Вводная беседа учителя.
  3. Загадки о лечебных растениях.
  4. Биологические особенности растений
  5. Растение в доме - источник долголетия.
  6. Выступления учащихся.
  7. Закрепление изученной темы.

Ход занятия.

В давние времена единственным лекарственными средствами помимо немногих минеральных веществ и продуктов животного происхождения были именно растения. Все что было известно об их целебных свойствах, начиная с врачей – ботаников Древнего Египта, Древней Греции и Рима, переписывались монахами средневековых монастырей в многочисленные травники

и передавалось из поколения в поколение.

Сегодня изучение лекарственных растений стало самостоятельной наукой. Определяют химический состав лекарственных растений, исследуют свойства обнаруженных веществ. В современной медицине с успехом применяются лекарственные растения либо в виде чаев, отваров, настоек, экстрактов, входящих в качестве компонентов в те или иные медикаменты, либо в виде самостоятельных лекарственных средств. С помощью лекарственных растений можно предупредить или облегчить многие тяжелые болезни. Но применять их целесообразно тогда, когда точно известно их возможности и границы действия.

Действующие вещества размещены в растении неравномерно. Они могут преобладать в цветах, листьях или корнях, а могут накапливаться в семенах, плодах или коре. И сейчас мы познакомимся с некоторыми представителями лекарственных растений.

        СТОЛЕТНИК

Перед тем как мы рассмотрим лекарственное растение мы отгадаем загадку.

«Лист горбачком, с желобком.

Щипы имеет, а ранить не умеет.

Зато лечит нас в любой день и час»

Столетник или алое древовидный – суккулент. Родина-Южная Африка – пустыня Карра.

        Если отрезать кусочек листа алое, то можно увидеть тонкую ярко-зеленую полоску снаружи и блестящую, похожую на желе, водную ткань внутри. Под микроскопом же можно различить большие мешковидные клетки, наполненные слизистым соком. В листьях алое находится замечательное вещество – алоин, имеющий целебные свойства.

        Если вы порезали или обожгли палец, срежьте кусочек листка алое, разрежьте вдоль и приложите внутренней частью к ранке. Ранка быстро затянется. Настой алое с медом употребляют и как лекарство, применяемое внутрь при заболевании туберкулезом. Алоин не уничтожает туберкулезные бациллы, но способствует  обмену веществ и жизнедеятельности организма. Помогая бороться с болезнью.

        Но самое замечательное применение алое сделано советским ученым академиком Владимир Петрович Филатовым, который широко известен своими операциями роговицы глаз, возвращающими зрение слепым.

        Благодаря алое академик Филатов сделал замечательное открытие, говорящее о том, что в тканях, находящихся «при смерти», в борьбе за жизнь вырабатываются особые вещества биогенные стимуляторы, которые влияют на рост, заживление ран, уничтожение бактерий и способствуют выздоровлению организма. Отрезанный лист алое выдерживался в темноте 25 дней при температуре 3 градуса тепла, то есть на «грани смерти». Сок из такого растения сначала впрыснули в почку сирени.  Рост ее резко усилился. Затем экстракт сока «умирающего» листа впрыснули под кожу 18 больным, страдавшим воспалением роговой оболочки глаз. 15 больных стали выздоравливать.

        Сок алое считается ценным, а потому его собирают из отрезанных листьев и высушивают. Получаются зеленовато-бурые куски смолы, называемые сабуром. Высушенный сок алое идет на приготовление  различных  лекарств.

Свежий сок алое закапывают в нос при остром рините по 5-8 капель через 3-5 часов.

ИНЖИР ОБЫКНОВЕННЫЙ

            Родом из Средиземноморья, выращивается во всех областях с теплым климатом. Кустарник или небольшое дерево с толстыми ветвями, содержащие млечный сок. Листья сверху темно-зеленые, шероховатые, снизу серовато-зеленые, пушистые. Плоды- орешки, погруженные в ткань разросшихся желтых и фиолетовых соплодий.

        Пищевое и медицинское значение имеют соплодия женских особей инжира. В них содержится сахара (около 40%), преимущественно глюкоза и фруктоза, пектин (до 5%)., лимонная, яблочная, уксусная, борная и аскорбиновая кислота, каротин, витаминВ1 и В2, соли калия, фосфора, кальций, магния, железа, различные ферменты. Соплодия употребляют свежими, для длительного хранения их сушат, а также перерабатывают на варенье и компоты.

        С давних пор  соплодия инжира использовали для улучшения пищеварения. Так он же полезен при заболеваниях сердечно сосудистой системы, поскольку содержит калий. Так как в плодах инжира содержит фермент фицин, оказывающий фибринолитическое действие, его можно использовать при сосудистых тромбах. Свежие соплодия употребляют при малокровии.

        В настоящее время в народной медицине принимают отвары или варенье из инжира как потогонное и жаропонижающее средство. Отвар соплодий сваренных в молоке или воде (2 столовых ложки сухих соплодий на 1 стакан молока или воды), считается хорошим средством для полоскания горла при ангине, охриплости и сухом кашле, а как отхаркивающее – для приема внутрь при трахеитах и бронхитах. Такой же отвар пьют по 0.5 стакана 2-4 раза в день при болезнях почек и мочевыводящих путей. Иногда отвар инжира советуют пить при гастритах. Для ускорения созревания  нарывам, флюсам прикладывают свежие или размоченные сушеные соплодия инжира.

ЦИТРУСОВЫЕ

         Впервые описал апельсины Теофаст за 350 лет до нашей эры во время похода Александра Македонского в Индию, куда апельсины были привезены из Китая.

        С давних пор красивые и вкусные плоды апельсинов привлекают внимание. В Древнем Риме садовники придавали плодам апельсинов, висящим на дереве, причудливые формы кубиков, вазочек, зверьков, помещая их в глиняные и гипсовые формочки. А во Франции в 17 веке умудрялись засахаривать апельсины, свисающие с дерева.

        Апельсины по- французски  произносится  оранж (от арабского слова наранжи- «золотистый»). Таким образом, оранжевый цвет означает цвет апельсина. В Западной Европе, в частности во Франции, апельсины так нравились, что их стали разводить даже в особых помещениях названных оранжереями, то есть апельсинницами.

         Во все века врачи лечили больных апельсиновым и лимонным соком от всех возможных  болезней, преимущественно от ревматизма. Употребляли их и как предохранения от яда и чумы, при заболевании цингой. В лимонном, апельсиновом и мандариновом соках содержатся в большом количестве витамины А,В,С. Употребление плодов лимонов излечивает цингу, ангину, ускоряет заживление ран и срастание костей, улучшает обмен веществ и предупреждает атеросклероз.

        Употребление плодов цитрусовых в пищу препятствует появлению злокачественных опухолей. Витамин В1, содержащийся в плодах, регулирует углеводный, белковый и жировой обмены, стимулирует работу сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта. Цитрусовые, употребляемые в пищу, препятствуют заболеванию кожи.

КАЛАНХОЕ

        Поражает жизненная сила каланхоэ Дегремона. Сок его способен обезболить не хуже новокаина полость рта (за 2 минуты), рану на теле или сильные боли от язвы желудка, известно также успешное лечение от насморка и гриппа. Сок выжимается легко, если лист зажать между чайными ложками. Пять капель сока в ноздри и горло-отличная профилактика от гриппа. Правда при этом долго приходится чихать, но если вирус отсутствует, то чихание не возникает.

ПАССИФЛОРА

        В литературе о медицинском применении пассифлоры в виде чая почти единогласно утверждается, что хорошо помогает при бессоннице, нервозах, состояниях возбуждения разного характера, эпилепсии, столбняке. С его помощью лечат сердечные нервозы и нестабильность кровообращения, лабильное кровяное давление. Особенно успешно действует как снотворное в смеси с валерьяной, хмелем, зверобоем.

ДИХОРИЗАНДРА (золотой уст)

          Внешне растение похоже на молодую кукурузу, в зрелом возрасте достигает высоты от 70-120см. При достижении зрелого возраста выбрасывает лианоподобные отростки- усики, состоящие из суставчиков, на концах которых формирует листовая метелочка. Растение становится лечебным после того, как на лианоподобных отростках образуется не менее 9 полноценных «суставчиков», коричнево-фиолетового цвета.

        Дихоризандра обладает высокими лечебными свайствами. Это лучшее растение для дечения хронических панкриотитах. Оно также хорошо подавляет патогенную микрофлору, снимает боли, восстанавливает функцию поджелудочной железы, коры надпочечников. Нормализует кислотно-щелочной баланс, выводит шлаки из организма. Разжижает мокроту, снижает гиперсекрецию и отек слизистой оболочки бронхов у асматиков, что резко улучшает общее состояние больных.

        Сок растения обладает высокими ранозаживляющими свойствами, он хорошо лечит болезни: лишаи, язвы, кистозные новообразования. О высоких дезинфицирующих свойсвах данного растения говорит такой простой факт: отвар листьев не закисаем месяцами в условиях помещения.

        МИРТ

         Среди домашних растений с большими вырезанными или ярко окрашенными листьями, среди растений с красивыми цветами или, наоборот, привлекающих внимание оригинальной уродливостью формы, малозаметен простой, очень скромный кустик мирта. В древности умывались водой, настоянной на мирте, полагая, что она придает свежесть коже. Винный настой на плодах мирты считали эликсиром здоровья и бодрости, даже ветка мирты, сорванная в пути, будто бы придавала бодрость и укрепляла силы путешественника. Оттого-то в старые времена, отправляясь пешком в дальний путь, брали с собой ветку мирты или надевали  на палец сделанное из нее кольцо. У мирта ароматные листья, в которых содержится до 4% эфирного масла. Особенно листья в медицине как дезинфицирующее средство. В санаториях и больницах для освежения и очищения воздуха ставят горшки с растениями на окна.

Настоянной на мирте водой хорошо полоскать горло при ангине.

Мы познакомились с вами с лекарственными растениями, которые мы можем использовать в виде чаев, отваров, настоек, экстратов от некоторых заболеваний. Но существуют еще и такие растения, которые мы бы могли назвать так: Растения в доме – источник долголетия

В жилых помещениях накапливается в воздухе более 1000 вредных веществ для человека. А также вредных для человека микроорганизмов- бактерий, грибов, вирусов. Существуют такие растения, которые оздоравливают среду обитания человека. Вокруг этих растений создается как бы защитный экран-аура, в котором нем вредных микроорганизмов.

В конце нашего занятия мы послушаем стихи, которые подготовили для нас ребята.

В блеске огней за зеркальными окнами,

Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплице заботливо,

Их привезли из-за синих морей,

Их не пугают метели холодные,

Бурные грозы и свежесть ночей…

Цветы, как люди, на добро щедры,

И, щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

 Как маленькие теплые костры.

          В конце занятия ребятам предлагают зарисовать в тетрадях полюбившееся им лекарственные растения.

ОГБОУ «ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск»

Игра- викторина

ГРИБОК В КУЗОВОК

Учитель  биологии

 Курчавая Галина Владимировна

Смоленск

        

Игра- викторина ГРИБОК В КУЗОВОК

(методическая разработка для проведения массового мероприятия)

На Руси издавна считали здоровой и «пригожей к здравию» пищей, полагая что они могут заменить мясо и рыбу.

Но все ли грибы вкусны и полезны, как их правильно готовить и главное, как отличить их от опасных для жизни?

Цель данного мероприятия  ответить на эти и многие другие вопросы.

Мероприятие рассчитано на учащихся 5-9 классов. В качестве оборудования для его проведения необходимы:

-магнитофон с записями веселых песен,

-открытки с изображением съедобных и несъедобных грибов,

-карточки с заданиями, кроссворд,

-бумага и карандаши для проведения конкурсов,

-жетоны для участников,

-призы для награждения победителей.

Ведущий:        Здравствуйте ребята!

Изучая животный и растительный мир, много столетий назад ученые поделили всех живых существ только на два царства: животные и растения. Сейчас я буду загадывать вам загадки, а вы отгадывая, отвечайте, к какому царству относится представитель загадки,

  1. Хозяин лесной просыпается весной, а зимой под вьющий вой спит в избушке снеговой.

                                                                                                                                    (Медведь)Животное

  1. Плотник с острым долотом строит дом с одним окном

        (Дятел) Животное

  1. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти дети, птицы и медведи.

        (Малина)растение

  1. Не хожу и не летаю, а попробуй догони!

Я бываю золотая. Ну-ка в сказку загляни!        (Рыбка) животное

  1. Белым шариком пушистым, я красуюсь в поле чистом.

Дунул легкий ветерок- и остался стебелек.                    (Одуванчик)растение

  1. Что же это за девица: не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет, а в иголках круглый год?            (Елка)растение

  1. Под сосною у дорожки  кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек, шляпка есть-нет головы!   (Гриб)растение

Ведущий:  Грибы выделены в отдельное  царство, поскольку они не способны сами производить для себя пищу, то есть не способны к фотосинтезу, как растения, и к заглатыванию пищи, как животные.

Грибы извлекают питательные вещества из других – живых или мертвых организмов. Многим шляпочным грибам пищей служит субстракт, на котором они растут – гниющая древисина, навоз и другой растительный материал.

А какие шляпочные грибы вы знаете? (Правильно назвавшие участвуют в конкурсе «Заблудившийся грибник»)

Конкурс  «Заблудившийся грибник»

Участникам раздают карточки с набором букв из которых нужно составить название гриба и вписать его в кроссворд по своим номером. Пока ребята думают, ведущий читает стихотворение.

По грибы

Шел грибник издалека…

А в корзине ни грибка!

Ни единого грибочка, только травка да листочка.

Утомился грибничок и уселся на пенек:

Ты скажи, скажи мне лес, мы с грибами или без?

Поглядел на грибника лес дремучий свысока, покачался- скрип да скрип! –

Показал под елкой гриб. Я с грибами, -молвил лес.

А ты с глазами или без?

Ведущий: Итак вся таблица заполнена         (Ребята получают жетоны)

  1. Мухомор
  2. Лисичка
  3. Боровик
  4. Маслята
  5. Опенок
  6. Поганка
  7. Сыроежка

А у нас задание для зрителей. Из выделенных букв составить слово.

Первый правильно ответивший получает жетон (Слово «Полянка»)

Ведущий: с заданием все справились хорошо, но одно дело знать название гриба, а другое знать его в «лицо». Наш следующий конкурс «Художники»

Я приглашаю сюда лучших друзей карандашей. Задание следуещее: каждому участнику дается карточка с названием гриба, необходимо нарисовать гриб так, чтобы зрители дали правильное его название. За положительный результат игрок получает жетон. (Пока участники рисуют идет игра со зрителями)

Ведущий: Любите ли вы грибы? (Да) А почему? Вкусные. Правильно, грибы и вкусные и полезные. Они содержат много белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов. Они в два раза калорийней яиц, 1кг сушеных грибов заменяет 3 кг мяса или рыбы или 5 кг картофеля.

А в каком виде грибы употребляют в пищу? (Вареные, жареные, сушеные, соленые, маринованные)

        А сейчас загадки про грибы. Слушайте внимательно, за правильный ответ- жетон.

  1. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых. Меня увидишь за версту, завусь я (Подосиновик)
  2. Не спорю не белый я ,братцы попроще. Расту я ребята в березовой роще. (Подберезовик)
  3. Нет грибов дружней чем эти, знают взрослые и дети, на пеньках растут в лесу, как веснушки на носу.     (Опята)
  4. Золотисные толстушки - очень дружные подружки. Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.    (Лисички) 
  5. Он в лесу стоял, никто его не брал, в красной шапке модной, никому не годный. (Мухомор)

Ведущий: художники справились со  своим заданием. Давайте оценим их работу. (Подводится итог конкурса «Художники»)

Ведущий: Ребята вы уже говорили, что любите грибы. А кто из животных собирает грибочки? (Белки, Ежи) Правильно. нам нужны две команды. Посмотрим кто запасливее.

(проводится подвижный конкурс «Ежиная семья»)

Из играющих формируют две команды.  Из шариков и бумаги имитируют грибы.  Задача играющих на скорость перенести грибы с полянки в свою корзиночку.  Уронивший гриб во время бега, возвращается в исходную позицию.  Победившая команда получает жетоны.)

Ведущий: Ребята, скажите, все ли грибы можно собирать? Нет. А почему?  

(Есть ядовитые) действительно, не все грибы съедобные. Есть среди грибов и опасные для здоровья.

        Самый ядовитый гриб на свете – бледная поганка.  Дело в том, что человек, съевший бледную поганку первоначально чувствует себя хорошо. Проходит час-два, иногда сутки после рокового обеда, а человек еще ничего не замечает. Наконец, появляются первые признаки отравления – головная боль, жажда, резь в животе, затем рвота и сильная слабость, - но теперь спасать человека, как правило, уже поздно.  Если    количество съеденного гриба превысит смертельную дозу, роковой исход неизбежен.

Яд бледной поганки не разрушается ни при кипячении, ни при жарке. Поэтому единственный способ избежать отравления – хорошо уметь распознавать этот гриб. Его отличительные признаки – кольцо на ножке, «чащечка»  в ее основании, белый цвет пластинок шляпки.

        Еще один из ядовитых грибов – мухомор. Что и говорить,  гриб красив. Яркий с белыми крапинками по красному полю, он украшает хмурый темный еловый лес (Демонстрируется открытка).

Во впадине шляпок старых мухоморов иногда скапливается дождевая влага. Насекомые, желая напиться, прилетают попить. Утолив жажду из шляпки мухомора, они падают замертво возле гриба.  Человек отравившийся мухомором, чувствует сильное нервное возбуждение, что-то вроде опьянения, у него возникают галлюцинации. Выздоровление возникает обычно через день-два. Смертельные исходы редки.

Растущие в лесу мухоморы нельзя ни рвать, ни топтать, так как ими лечатся животные (белки, лоси и др.)

Опасны для человека так называемые грибы – двойники – ядовитые грибы, похожие на какие – либо съедобные. «Ложным белым грибом» можно назвать несъедобный желчный гриб. Мякоть его на изломе краснеет, на вкус горькая, низ шляпки розовый и темный рисунок на ножке.

Несъедобный ложноопенок – серо-зеленый, отличается от осенних и летних опят желтовато-зеленым цветом пластинок, ножка у них без пленчатого плаща.

Но, а ложный шампиньон или ложная сыроежка –это бледная поганка. От сыроежки ее можно отличить по кольцу на ножке и чашечке в основании ножки и белому цвету пластинок, у шампиньонов они розовые или темно-серые.

Ведущий: в осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет – это народная примета. А знаете ли вы приметы, связанные с грибами?

Наш следующий конкурс «Продолжи фразу»

Перед вами в левом столбце записано начало фразы, вам нужно из правого подобрать верное продолжение. За правильный ответ  игрок получает жетон.

  • Урожай сморчков – к урожаю проса и гречихи.
  • Парной туман над лесом – пошли грибы.
  • Коли стали облака цепляться за лес – иди за грибами.
  • Если орехов обильно, а грибов мало – зима будет снежная и суровая.
  • Поздний грибок- поздний снежок.
  • Появились опята - лето кончилось.
  • Зарядили дожди – груздей не жди.

Ведущий: ребята только ли несъедобными грибами можно отравиться?

Отравление может произойти и от неумелого приготовления съедобных грибов таких, как строчки и сморчки. (Демонстрируется открытка).

        Строчки  появляются в апреле, когда снег не везде еще растаял. Эти грибы некрасивы: шляпка в виде скомканных пчелиных сот, сморщенная, с извилистыми перегородками. Грибы содержат яд, который не растворяется в горячей воде, его можно удалить только при 3-х-4-х недельной сушке. При заготовке впрок грибы сушат в тени на улице, затем на солнце и в духовке и только потом отваривают и готовят вкусные блюда.

        Сморчки  появляются чуть позже, когда в лиственном лесу не будет снега. На солнечных полянках, на склонах оврагов, часто в парках  показываются из земли округлые или островерхие светло-коричневые колпачки на белых восковых ножках. Сморчки, также как и строчки относятся к условно съедобным грибам. В них есть вредная гельвелловая кислота, которая при варке не разрушается, но переходит в отвар. Поэтому после 7-10 минут варке первую воду сливают, грибы промывают и только после этого варят до готовности, тушат или жарят.

А  если все-таки не удалось избежать отравления:

  • Уложите больного в пастель, укройте пусть он успокоится.
  • Дайте обильное питье, лучше воду или слабый чай.
  • Срочно вызовите врача.

Ведущий: запомнили ребята! Напоследок несколько советов о том, как обращаться с грибами:

- не пробуйте сырой гриб на вкус и не доверяй запаху, типичному для какого-то гриба – можешь ошибиться;

- не уверен, что знаешь этот гриб – выбрось его, каким бы аппетитным он тебе не показался;

- никогда не собирай грибы на промышленных пустошах и бывших помойках, а также вдоль автомагистрали (грибы способны накапливать в себе соединения тяжелых металлов)

- нашел гриб – не спеши его вырывать. Лучше подрежь его ножом, чтобы не нарушить грибницу, из которой при благоприятных условиях появятся новые грибы, а нарушишь грибницу больше грибов не будет.

Ведущий: Теперь подведем итог и наградим участников.

ОГБОУ  «Центр образования и развития «Особый ребенок» город Смоленск»

Интеллектуальная игра

«Зная свой лес»

Учитель  биологии

 Курчавая Галина Владимировна

                                                       

                                                               Смоленск

 Игра «Зная свой лес»

Станция 1. «Знаешь ли ты свой лес?»

Практическое  задание: назвать по листьям породы деревьев. Небольшие ветви деревьев с листьями (до 1 пород) выставляются в виде букета.

Вопросы:

  1. Каковы правила сбора грибов?
  2. Могут ли в смешанном лесу с влажной почвой расти сосны? (Нет. Сосны светолюбивое растение, любит песчаные почвы).
  3. Как определить возраст дерева? (По годичным кольцам).
  4. Какая хвойная порода сбрасывает свой зеленый наряд к зиме? (Лиственница)
  5. О чем могут рассказать годичные кольца на спиле дерева? (Указать возраст дерева, условия его жизни, если расстояние между годичными кольцами большое, значит условие жизни были хорошие и наоборот. Могут указать стороны света)
  6. К чему может привести разорение мха, лесной подстилки в лесу? (К исчезновению грибницы)

Станция 2. «Знаешь ли ты друзей леса?»

Практическое  задание: Из приведенного перечня названий животных назовите 10 наиболее полезных для леса и его обитателей.

Кабан, муравьи, рысь, заяц-беляк, дятел, сойка, енотовидная собака, тли, поползень, личинка майского жука, филин, дрозд –рябинник, черный дрозд, ушастая сова, королек, большая синица.

Вопросы.

  1. В какое время суток наиболее активны муравьи? (Днем, в сухую погоду)
  2. Какие птицы добывают корм чаще других в лесной подстилке? (Дрозды)
  3. Какая птица выводит птенцов зимой и чем они их кормят? (Клест, семенами хвойных деревьев)
  4. Какие животные способствуют распространению семян и плодов в лесу? (Белка, сойка и др. птицы)
  5. Что такое «кузнеца дятла»? (Кузнеца дятла- это дерево или пень, в щель которого дятел засовывает шишки, чтобы обработать их клювом для добычи семян)
  6. Как готовятся к зиме муравьи? (Закрывают все входы и выходы в муравейнике и собирают все в кучи)

Станция 3. «Лес- наша кладовая»

Практическое  задание: Для играющих предлагается 10 видов грибов или перечень их названий. Необходимо разделить их на съедобные и несъедобные:

Белый гриб, подосиновик, мухомор, бледная поганка, рыжик, сморчок, валуй, волнушка, сыроежка, подберезовик.

Вопросы.

  1. Из ягод этого кустарника (или дерева) приготовляют пастилу,варенье, начинку для карамели, из них готовят уксус и квас. Что это за растение (Рябина).
  2. Растение – полукустарник. Его сущеные ягоды используются как закрепляющее желудочное средство (Черника)
  3. Листья какого дерева выделяют большое количество фитонцидов, которые убивают микробов (Черемуха)
  4. Назовите кустарник, листья которых используют при засолке огурцов, грибов, капусты? (Смородина)
  5. Из приведенного перечня растений назовите одно, листья которого используются для заварки чая. Береза, брусника, дуб, ель, калина, кислица, крапива, липа, клен. (Брусника)
  6. Какое растение открывает ягодный сезон наших лесов? (Земляника)

Вопросы для викторин:

  1. Какой зверек вьет гнездо на траве и в кустах? (Мышь - малютка)
  2. Какие птицы не вьют гнезд, а выводят птенцов в ямке, в песке? (Чайки, кулики, жувущие по песчаным берегам)
  3. Почему нельзя трогать руками яйца в гнезда? (Птица бросит гнездо)
  4.  Кто строит себе дом под водой из воздуха? (Водный паук-серебрянка)
  5. Какая птица делает в гнезде подстилку из рыбьих костей? (Зимородок)
  6. Кто дважды родится, один раз умирает? (Птицы)
  7. Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Птенцы кукушки)
  8. Как различить старого и молодого грача по их клювам? (У молодого грача клюв черный, как у вороны, а у старого грязно-белый)
  9. Какие звери летают? (Летучая мышь, белка-летяга)
  10. У какого взрослого насекомого нет рта? (У поденки- однодневки)
  11. Какин жуки нося название того месяца, в котором появляются? (Хрущи-майский и июньский).
  12. Где летом лучше всего наблюдать следы птиц?( На грязи, по берегам рек, прудов)
  13. Какие птицы часть пути к нам с юга шагают пешком? (Коростель, болотная курочка)
  14. Когда и как летают пауки? (В ясные дни осенью. Ветер вместе с паутиной поднимает и носит по воздуху молодых паучков)

1 Чтец: каждый куст берегите ребята,

Где расток ты увидешь простой

Может вырасти дуб в три  обхвата, березняк иль малинник густой.

2 Чтец: Уж сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать-не сочтешь, свято помни, что лес-наша радость

Вместе с лесом и сам ты растешь

Ведущий: как букварь начинается с А, так и путешествие в лес начинается с первого шага. И пройти лес из края в край-все равно, что выучить азбуку от А до Я. Без лесной азбуки не прочитать нам и книгу леса.

(Звучит «Лесной марш»3 куплет Муз.Ю. Чичков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина и защитника Родины

Гражданско-патриотическое воспитание учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности и при проведении внеклассных мероприятий, направленное на формирование и развитие личности гражданина ...

2.1.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение внеклассных мероприятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого внеклассного мероприятия от МО муниципального уровня)

№Тема урокаДатаМесто проведения1.Народные традиции и обычаи при посещении аржаанов Тувы07.02.2014 гГБОУ РТ школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей2.Вредн...

Постановка проблемы на уроках химии как средство развития способности обучающихся к познавательной деятельности.

Творческие способности школьников могут быть развиты в том случае, когда они активно участвуют в процессе усвоения новых знаний, в процессе поиска истины. Наибольшее значение ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии экологического воспитания и развития «Зеленая тропинка» естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет...

Система внеклассных диагностических мероприятий, направленных на определение уровня сформированности способностей обучающихся к природоохранной экологической деятельности: «Хочу все знать!».

Методика исследования уровня сформированности экологической культуры у учащихся с нарушениями интеллектаУчитывая, что школьники с нарушениями интеллекта отличаются друг от друга по уровню развития поз...