Дидактические приемы на уроках географии
статья по географии

Тотрова Лариса Анатольевна

География – это единственный предмет в школе, который формирует у учеников комплексное представление о нашей планете, людях. Она знакомит их с территориальным подходом как способом познания и значимым инструментом влияния на социально-экономические и природные процессы. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из наиболее трудных и важных задач педагогики по-прежнему остается проблема воспитания интереса к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_priyomy_obucheniya_na_urokah_geografii.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение мотивации учащихся к изучению географии через использование на уроках дидактических приемов.

Ребенка обучи – дашь миру человека.

В. Гюго

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроках, повышение мотивации к учению географии, является актуальной. И как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными. Эта проблема привела к поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании географии является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития.

Приём «Парадокс»

Суть этого приёма сводится к тому, что перед началом объяснения нового материала учитель приводит детям некий парадоксальный пример или

загадку, захватывающую детское воображение. Хорошо известно, что ничто не привлекает так детское внимание, как нечто удивительное. Учителю необходимо отметить, что при всей удивительности этого явления его можно объяснить с точки зрения науки и содержание данного урока в этом поможет. После изложения нового материала учитель просит учеников объяснить парадокс.

Например, один из уроков географии в 6 классе по теме «Атмосфера» можно начать с рассказа:

Удивительный дождь прошёл у нас в стране на территории Горьковской области в 1940 году. В жаркий летний день над деревней Мещеры Павловского района разразилась сильная гроза. Вместе с дождём с неба начали падать серебряные монеты чеканки времён Ивана Грозного. В тот день жители деревни собрали около тысячи монет

Естественно, учащиеся заинтересуются решением данного парадокса и более внимательно будут слушать объяснение нового материала.

«Вспомни силуэт»

Данный прием неплохо зарекомендовал себя при изучении географической карты. Заключается он в том, что ученик должен узнать географический объект по его силуэту. В последнее время подобные задания входят в материал единого государственного экзамена, Всероссийской олимпиады школьников по географии.

«Что это?»

Суть приема состоит в том, что называются признаки какой-либо территории или явления, а ученик должен определить, о чем (или о ком) идет речь.

Например, при проверке домашнего задания при изучении Северной Америки использую следующие вопросы:

        Эта территория ошибочно была названа «Зелёной страной», что не соответствует действительности. Большую часть территории занимает покровное оледенение. Климатические условия достаточно суровые (о. Гренландия)

        Название этого полуострова происходит от слов индейцев, которые переводятся как: «Мы вас не понимаем». Испанские завоеватели услышали эту фразу на свой вопрос: «Где мы находимся?» (полуостров Юкатан)

        Название этого полуострова означает "Земля цветов", его дал полуострову испанский исследователь Хуан Понсе де Леон, когда впервые посетил эти места в 1513 году. Думается, что он выбрал это название потому, что был поражен великолепным обилием самых разных красок и оттенков растений, украшающих земли (полуостров Флорида).

        Название этого острова у северо – восточных берегов Северной Америки переводится как «Новая найденная земля» (о. Ньюфаундленд).         На шельфе этого залива сосредоточены значительные запасы нефти и природного газа. Его часто называю внутренним морем западной части Атлантического океана (Мексиканский залив).

«Географический диктант»        

Географические диктанты являются широко распространенной формой контроля знаний учащихся. Однако под этим термином скрывается довольно обширная группа различных приемов, наиболее распространенной формой которых является диктант по контурной карте, когда учитель зачитывает список географических объектов под номерами, а ученики должны поставить их в соответствующем месте контурной карты.

Второй тип диктанта - диктант по терминологии. В этом случае ученики в тетради пишут несколько географических терминов, а учитель вслух читает их определения под номерами. Ученики должны напротив каждого термина поставить соответствующий номер. Эти две разновидности диктантов проверяют только память ученика.

Прием «Географический конструктор»

Географический конструктор представляет собой особый вид настольной игры. Это набор карточек посвященных какой-либо географической теме. В качестве примера приведу образец конструктора по теме «Природные зоны Африки». За 1 минуту ученик должен сконструировать из карточек заданную учителем природную зону.

Природные зоны

Элементы

Постоянно-влажные и переменно- влажные леса

  1. Занимают на материке значительную площадь в северной и южной его частях
  2. Наименьшее количество осадков (вообще не выпадает в ряде районов)
  3. Кое-где растут колючие кустарники и отдельные пучки трав
  4. В оазисах развита богатая растительность
  5. Из млекопитающих многочисленны грызуны. Здесь обитают представители семейства хомяковых, мышиных, тушканчиковых, беличьих
  6. Из хищников представлены шакалы, гиены, лисицы, гепарды
  7. Есть птицы, как перелётные, так и постоянно живущие

Саванны

Географический конструктор можно использовать и при обычном опросе и  при игровых формах работы. Он представляет собой подсказку, так как имеется набор уже готовых ответов и в то же время это напряженная работа для памяти, так как вариантов ответов слишком много.

Географический конструктор тренирует не только память, но и внимание, так как ученик должен быстро найти нужную карточку в наборе.

Для развития логического мышления применяю следующие приёмы:

Приём “Корзина идей”.

Описание: Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у

них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

Пример. Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема

«Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Мировой океан»» можно предложить учащимся высказать, как они думают, какими свойствами обладает вода в океане, привести примеры.

Приём “Да-нетка”.

Описание: универсальный приём технологии ТРИЗ. Формирует следующие универсальные учебные действия:

 €€умение связывать разрозненные факты в единую картину;

 €€умение систематизировать уже имеющуюся информацию;

 €€умение слушать и слышать друг друга.

Учитель загадывает географический объект. Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".

Пример. На уроке по теме “Океаны ” 7 кл. загадывается определенный океан, и ребята начинают задавать учителю вопросы:

 Этот океан омывает материк Евразию? - да;

 Этот океан самый большой? – да;

 Этот океан самый теплый? – нет;

 Этот океан открыл Магеллан ? – да. Ребята делают вывод, что это- Тихий океан.

.

Приём “Мудрые совы”.

Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника по географии (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?

Описание: Данную стратегию уместно использовать для развития у школьников следующих умений: • анализировать текст совместно с другими людьми; • вести исследовательскую работу в группе; • доступно передавать информацию другому человеку; • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

Пример.

Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника по географии (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий: Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке. Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям. Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми? Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках географии (6 класс)

Дидактические игры на уроках географии (6 класс). Составила учитель географии Цырендылыкова З,П, МОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа №3» Большой экологический экзамен...

Дидактическая игра на уроках географии и её роль в развитии познавательной активности школьника

Введение     В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деят...

Статья из опыта "Здоровьесберегающие приемы на уроках географии с детьми с ОВЗ"

Профессор А.Б. Ситель в книге  «Соло для позвоночника» резко и  эмоционально высказывает свое мнение о недостатках современного  школьного образования: «Возмутительно заставлять сидеть ...

Методические приемы на уроках географии с учетом ФГОС

Современные образовательные технологии и приемы  как элементы обучения на уроках географии в условиях реализации программы ФГОС...

Дидактические приемы на уроках немецкого языка

Изучение немецкого языка по средстом применения Soft skills на занятиях...

Дидактические приемы на уроках немецкого языка

Применение Софт скилс на уроках немецкого языка...

Использование методических приемов на уроках географии

Методический прием - это элемент того или иного метода, используемый для усиления дидактических возможностей использования метода. Приемы позволяют формировать такие компетенции как:понимать сущн...