Дидактические приемы на уроках немецкого языка
методическая разработка

Корсакова Юлия Александровна

Применение Софт скилс на уроках немецкого языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_priemy_na_urokah.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Одной из основных задач современной школы является развитие мотивации учащихся к изучению предметов школьной программы. Что же касается такого предмета, как иностранный язык, проблема появляется постепенно при переходе от младшей школы к средней и так далее. Иными словами, происходит снижение интереса к овладению языком. Решить данную проблему возможно с помощью внедрения инновационных педагогических технологий в процесс преподавания, способных сделать общее образование гибким, проблемным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.

Одна из важных проблем, существующих в методике обучения иностранному языку, это проблема организации обучения с использованием игровых технологий.

Инновационные технологии (мультимедийные проекты, методы проектов, развивающие коммуникативные – направленные игровые приёмы) применяемые на уроках, вносят разнообразие в повседневную учебную деятельность, способствуют развитию интереса учащихся к иностранному языку.

Поэтому и приходится использовать на уроках немецкого языка множество своих или заимствованных технологий, чтобы дети не потеряли интерес к предмету.

Новизной своей работы считаю возможность наряду с традиционной формой обучения продемонстрировать свой опыт проведения нестандартных уроков с применением игровых технологий, а также применение техник формирующего оценивания на примере разноуровневых заданий.

Игра способствует развитию познавательной активности в изучении языка. Она несёт в себе нравственное начало, так как способствует превращению учебной деятельности в творчество и коллективизм. Игровые технологии вполне уместно применять не только в начальном звене, но и в старшем. Игра очень универсальна. Её использование в процессе обучения можно приспособить к различным целям и задачам.

Из существующих на современном этапе хорошо зарекомендовавших себя методик и технологий мне как учителю иностранного языка особенно близки и интересны игровые технологии.

Игровые задания использую на этапе актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы), разминки, необходимой по ходу урока, контроля в конце учебного занятия.

При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории обучающихся, но и уровень их развития и информированности.

Формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера. Обучение более эффективно, если учащиеся с начального этапа обучения активно вовлечены в процесс, в который внесены элементы творческих заданий:

-   нарисуй картинку и составь её описание (темы: Моя семья, мой дом, моё любимое животное;

-  поставь слова в логическом порядке, чтобы получилось предложение;

-прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками;

-  придумай загадку (тема: Животные);

-  нарисуй картинку к прочитанному тексту.


Особенно остро стоит проблема мотивации изучения иностранного языка в старших классах, что приводит к снижению активности и успеваемости, поэтому весь учебный процесс строю так, чтобы заинтересовать обучающихся. Предлагаю им не бессмысленно заучивать слова и выражения, а показываю их в системе различных упражнений, приёмов. Этому способствуют следующие формы работы:

-  придумать неправдоподобную историю;

-  разыграть сценку «В магазине», «На улице», "В ресторане", "На приеме у врача";

-  составить программу пребывания иностранных гостей;

-  взять интервью.

Всё это является хорошим стимулом речевой деятельности учащихся. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке умения учиться.

Эти упражнения мне помогают делать уроки интереснее, излагаемый материал – доступнее, а обучающимся в полной мере участвовать в учебном процессе.

Не менее интересной работой в старших классах является работа с текстами. Предлагаю учащимся побывать в роли экспертов, переводчиков. Читая текст, учимся извлекать пользу из заголовков, рисунков, таблиц, схем, сопровождающих текст, видеть в них информационную опору. Затем каждый предлагает свою версию перевода, проходит конкурс «Лучший переводчик».

При  ознакомлении  с  новым  лексическим  материалом  использую  игру «Ассоциации».

С  целью  повторения  и  закрепления  лексики  на  уроках  провожу  игры:

«Магический квадрат» (спрятаны слова на определённую тему, их нужно найти),

«Аукцион» (обучающиеся должны по очереди назвать как можно больше слов по указанной теме).

Для систематизации языкового материала использую логические упражнения типа квизы (задания, которые требуют умения логически мыслить и доказывать правильность своего ответа). Например, логическое задание «Исключи слово», где необходимо обосновать по какому признаку исключается слово из логического ряда.


Игры «Репортёр», «Снежный ком», «Батл» позволяют мне организовать целенаправленную речевую практику, тренировку и активизацию навыков и умений монологической и диалогической речи.

Очень хорошим методом для обучения говорению, накоплению и закреплению лексики является составление тематических кроссвордов. Рассматривая кроссворд как игру, я использую его для переключения учащихся на новый вид деятельности, более занимательный, интеллектуальный отдых.

Преимущества использования игровых приёмов и технологий:

-  повышается интерес и мотивация к иностранному языку;

-  используется для контроля и самоконтроля;

-  используются игровые элементы, в процессе которых учащиеся осваивают теоретические и практические знания (интерактивный метод обучения).

В режиме интерактива веду обучение на так называемых нестандартных уроках: урок-викторина, урок-конкурс, урок-квест, деловая игра, урок с театрализацией.

На таких уроках ученик активен, самостоятелен. Он находится в контакте с другими, социализирует свой опыт и знание, рефлексирует. Неожиданная форма урока повышает мотивацию. Степень усвоения подаваемого материала на интерактивных уроках – 70-90%. А проведение таких уроков совместно с ИКТ повышает эффективность освоения учащимися учебного материала.

Считаю, что при обобщении, закреплении, повторении учебного материала, а главное при обработке навыков и умений его практического применения, игровые приёмы и технологии принадлежат к числу более эффективных.

Предлагаю педагогам методический материал, который поможет увлечь обучающихся, создать условия для достижения успеха в изучении немецкого языка.

урок с элементами театрализации «Литературный карнавал» в 6 классе урок-квест по теме «Защита окружающей среды» в 7 классе

уроки в формате телевизионных игр:

«Что?  Где?  Когда?»  по  теме   «Путешествие  по  Германии»  в  8  классе

(Приложение11);

дидактическая  игра  «Лото»  по  теме  «Числительные»  для  5 -7  классов

(Приложение 6).

«Поле чудес» по теме «Приятного аппетита» в 6 классе

На своих уроках использую презентации, так как демонстрационный метод обучения делает урок увлекательным и интересным для обучающихся.

Во время таких уроков создаю обстановку реального общения. Учащиеся с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Включение в учебный процесс арт-технологий позволяет мне сделать процесс обучения более насыщенным и интересным, даёт удивительные возможности развивать эмоциональную сферу, образное мышление, воображение, творческий потенциал ученика.

Некоторые приёмы арт-технологий, которые я использую в работе: выразительное чтение, инсценировка, этюд, ролевая игра.

Для учащихся начальных классов использую приём «выразительное чтение».

Предлагаю прочитать текст или стихотворение, но не просто так. Один читает шёпотом, другой - грустно, третий как заплаканный ребёнок, четвёртый как радостный человек, пятый – очень громко.

Примером группового этюда является инсценировка (упражнения типа читайте по ролям, инсценируйте сказку, рассказ). Чтобы инсценировка была запоминающейся, я использую игрушки и элементы костюмов. Перед тем как приступить к инсценировке на уроке, учащиеся отрабатывают лексику из диалога, используя различные упражнения.

Ролевая игра – это один из приёмов арт-педагогики.

На уроке прорабатываем грамматический материал и повторяем лексику, которую используем в ролевой ситуации. Отмечаю положительные стороны каждого выступления и даю советы – над чем ещё надо поработать. Чтобы научить общению на немецком языке нужно создать реальные, настоящие жизненные ситуации, которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать адекватное поведение.


Можно сделать вывод о применении игровых приёмов и технологий на уроке немецкого языка. Несомненно, положительные результаты есть:

-  усваиваются базовые знания по предмету;

-  систематизируются усвоенные знания;

-  формируются навыки самоконтроля;

- повышается интерес к изучению немецкого языка за счёт разнообразия форм и методов работы.

Обучающиеся активно участвуют в учебном процессе, с интересом выполняют различные задания, стремятся к получению знаний, осуществляют поиск дополнительной информации, сами проявляют желание выполнять задания.

Игровые приёмы и технологии помогают мне значительно повысить мотивацию учащихся к изучению иностранного языка, глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, развить их познавательную активность, внести разнообразие в формы работы на уроке. Результаты своей деятельности я замечаю по общей активности учащихся на уроках, по повышению познавательного интереса у слабомотивированных и учащихся с затруднениями в изучении иностранного языка, а также стабильная успеваемость.

Работу по систематизации методического материала с использованием игровых технологий предполагается продолжить и дополнить его новыми материалами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая разработка урока "Сказки на уроках немецкого языка"

Урок домашнего чтения по русской народной сказке "Беззаботный монастырь" разработан для учащихся 7-8 классов.   Сценарий сказки на немецком языке можно использовать как для чтения по ролям н...

Методическая разработка Общие требования к выбору учебных и дидактических материалов для урока немецкого языка

В форме таблицы представлены общие требования к выбору учебных и дидактических материалов для урока немецкого языка...

Дидактический материал к урокам немецкого языка.

Дидактический материал к урокам немецкого языка....

Дидактический материал к урокам немецкого языка.

Дидактический материал к урокам немецкого языка....

Дидактический материал к урокам немецкого языка.

Дидактический материал к урокам немецкого языка....

Дидактические приемы на уроках немецкого языка

Изучение немецкого языка по средстом применения Soft skills на занятиях...