"Океанические течения"
план-конспект урока по географии (7 класс)

 

                                План-конспект по географии в 7 классе.

 

 

 Тема:  Океанические течения

 

Цель:

 • продолжить формирование знаний о движении воды в Океане;

• выяснить причины образования течений в Океане;

• сформировать представление о системе поверхностных течений в Океане;

• познакомить с различными классификациями течений;

• раскрыть особенности взаимодействия Мирового океана с атмосферой;

• показать на конкретном примере влияние течений на климат территории. Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об океанических течениях, причинах их образования и видах, о системе поверхностных течений в Океане, особенностях взаимодействия Океана с атмосферой и сушей; формирование умений и навыков использования знаний о течениях в повседневной жизни, соблюдения мер безопасности на воде.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с различными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные и познавательные задачи; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 4) выбирать критерии для классификации и создавать схемы; 5) работать индивидуально и в группе.

Личностные: формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа; усвоение правил безопасного индивидуального и коллективного поведения на воде.

Основное содержание: причины образования океанических течений, схема поверхностных течений Мирового океана, виды океанических течений, Океан и атмосфера, значение течений.

Деятельность обучающихся: выявлять основные причины образования океанических течений; анализировать схему основных поверхностных течений Мирового океана; наносить на контурную карту основные течения Мирового океана; составлять схему классификации течений на основе материала параграфа; находить и отбирать информацию об океанических течениях; устанавливать взаимосвязи Океана и атмосферы; оценивать влияние течений на климат отдельных территорий; давать характеристику одного из течений (по выбору).

Ценностный компонент урока: значимость океанических течений в формировании климата.

Оборудование:

  • физическая карта мира
  • Презентация
  • Видеофильм «Течения океана»
  • Карта (физическая карта мира)

 

Тип урока: комбинированный. 

 

 

                                                                               Ход урока:

 1. Организационный момент

2. Проверка выполнения домашнего задания

1. Назовите основные принципы выделения климатических поясов.

2. Покажите различие между основными и переходными поясами.

3. Дайте описание тропического климатического пояса.

4. Назовите и покажите на карте все климатические пояса Земли.

5. Как влияет на климат географическая широта. (Слайд 2)

6. Как влияет на климат поверхность материков и океанов.

7. Объясните, как влияет подстилающая поверхность на климат территории. (Слайд 3)

3. Работа по теме урока

В 1852 году капитан американской шхуны Джон Хайнес выловил в Гибралтарском проливе зарос­шую водорослями бутылку с посланием Колумба испанской королеве Изабелле, в кото­ром тот сообщал об открытии нового морского пути в Индию. Бутылка была брошена великим мореплавателем в воды Атлантики весной 1493 года ! Стеклянная морская странница скиталась по океанским просторам 359 лет!  Почему же так произошло?
4. Изучение нового материала:

Океанические течения. 

Работа с картой в атласе с.20-21

Горизонтальный перенос огромных масс воды из одного места океана в другое называется течением. Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли.

Конкретизация и систематизация знаний о видах течений Мирового океана осуществляются посредством составления схемы или таблицы, где следует отразить их различие по температуре, глубине, времени действия.

Таблица

Холодные

Поверхностные

Глубинные

Придонные

Ветровые

Приливно-отливные

 

Постоянные

Сезонные

Переходя к рассмотрению поверхностных течений, вначале следует повторить схему общей циркуляции атмосферы (рис. 37 учебника). Учащиеся определяют направления пассатов и западных ветров. Далее учащимся предлагается сопоставить карту ветров с картой течений и сделать вывод.

 

3. Водные массы. 

— Изучите текс на с. 56 учебника, найдите ответ на вопрос “Что называют водными массами?”

— На какие виды делятся водные массы? (Поверхностные, глубинные, придонные)

— На какие типы делятся поверхностные водные массы (Экваториальные, тропические, умеренные и полярные)

 

IV. Закрепление изученного материала

1. Течение – это…

2. Течение возникает под действием…

3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй)… Теплое (нарисуй)…

4. Течения, возникшие под влиянием ветров, называются…

5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)

 

V. Рефлексия учебной деятельности

  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось…

(Самооценка.)

 

Домашнее задание

1. Изучить параграф § 16.

2. Выполнить задания № 1-8 на с. 63 учебника.

 

 

 

ЗАДАНИЯ в запечатанных пластиковых  БУТЫЛКАХ! Принесло их к нам из разных течений. Давайте определим, из какого?

 

1 группа

Течение выходит из  Мексиканского залива,  идет вдоль берегов Северной Америки, а потом продолжается у берегов Западной Европы под другим названием.
Ширина потока: около 75 км. Толщина потока: 700-800 м. Средняя скорость течения: 9-10 км/ч. Температура воды на поверхности: +24-28°С.

Оказывает огромное влияние на климат северной части Атлантического океана и прилегающей части Северного Ледовитого океана, а также на климат Европы, потому что оно продолжается у берегов Европы под другим названием, создавая весьма мягкие для северных широт условия.

Задания:

  1. Как называется течение и его продолжение?
  2. Определите холодное или теплое это течение?
  3. Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.

 

 

 

2 группа

Местоположение  - это течение огибает весь  земной шар между 40 и 55° ю.ш.;

Протяжённость до 30 тыс. км.  Ширина около1000 км.   Вызывается господствующими в этих широтах западными ветрами;  во многих местах поток захватывает всю водную толщу до дна океана. 

Температура воды в верхнем  слое меняется от 12–15 градусов  на севере до 1-2 градусов на юге.

Скорость течения в поверхностном слое 900 метров в час. 

 

Задания:

  1. Как называется течение?
  2. Определите холодное или теплое это течение?
  3. Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.

 

 

3 группа

Это течение является продолжением крупнейшего течения Западных ветров. Образуется оно, когда часть потока течения Западных ветров, сталкивается с материком Южная Америка и отклоняется на север, протекая вдоль Западных берегов материка.. Достигая экватора, течение пропадает, поскольку вода постепенно нагреваясь, вливается  в поток Южного Пассатного течения.

 

  1. Как называется течение?
  2. Определите холодное или теплое это течение?
  3. Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_17.docx29.64 КБ

Предварительный просмотр:

7А-

7Б-

7В-

7Г-

7Д-

                                                                      УРОК 17

                                План-конспект по географии в 7 классе.

 Тема:  Океанические течения

Цель:

 • продолжить формирование знаний о движении воды в Океане;

• выяснить причины образования течений в Океане;

• сформировать представление о системе поверхностных течений в Океане;

• познакомить с различными классификациями течений;

• раскрыть особенности взаимодействия Мирового океана с атмосферой;

• показать на конкретном примере влияние течений на климат территории. Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об океанических течениях, причинах их образования и видах, о системе поверхностных течений в Океане, особенностях взаимодействия Океана с атмосферой и сушей; формирование умений и навыков использования знаний о течениях в повседневной жизни, соблюдения мер безопасности на воде.

Метапредметные: формирование умений: 1) работать с различными источниками географической информации — текстом, картами, схемами; 2) самостоятельно решать учебные и познавательные задачи; 3) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 4) выбирать критерии для классификации и создавать схемы; 5) работать индивидуально и в группе.

Личностные: формирование познавательного интереса на основе изучения материала параграфа; усвоение правил безопасного индивидуального и коллективного поведения на воде.

Основное содержание: причины образования океанических течений, схема поверхностных течений Мирового океана, виды океанических течений, Океан и атмосфера, значение течений.

Деятельность обучающихся: выявлять основные причины образования океанических течений; анализировать схему основных поверхностных течений Мирового океана; наносить на контурную карту основные течения Мирового океана; составлять схему классификации течений на основе материала параграфа; находить и отбирать информацию об океанических течениях; устанавливать взаимосвязи Океана и атмосферы; оценивать влияние течений на климат отдельных территорий; давать характеристику одного из течений (по выбору).

Ценностный компонент урока: значимость океанических течений в формировании климата.

Оборудование:

  • физическая карта мира
  • Презентация
  • Видеофильм «Течения океана»
  • Карта (физическая карта мира)

Тип урока: комбинированный. 

                                                                               Ход урока:

 1. Организационный момент

2. Проверка выполнения домашнего задания

1. Назовите основные принципы выделения климатических поясов.

2. Покажите различие между основными и переходными поясами.

3. Дайте описание тропического климатического пояса.

4. Назовите и покажите на карте все климатические пояса Земли.

5. Как влияет на климат географическая широта. (Слайд 2)

6. Как влияет на климат поверхность материков и океанов.

7. Объясните, как влияет подстилающая поверхность на климат территории. (Слайд 3)

3. Работа по теме урока

В 1852 году капитан американской шхуны Джон Хайнес выловил в Гибралтарском проливе заросшую водорослями бутылку с посланием Колумба испанской королеве Изабелле, в котором тот сообщал об открытии нового морского пути в Индию. Бутылка была брошена великим мореплавателем в воды Атлантики весной 1493 года ! Стеклянная морская странница скиталась по океанским просторам 359 лет!  Почему же так произошло?
4. Изучение нового материала:

Океанические течения. 

Работа с картой в атласе с.20-21

Горизонтальный перенос огромных масс воды из одного места океана в другое называется течением. Эти поступательные движения воды играют огромную роль в жизни Мирового океана. Они способствуют обмену вод, перераспределению тепла, изменению берегов, переносу льдов, а также оказывают большое влияние на циркуляцию атмосферы и на климат различных частей Земли.

Конкретизация и систематизация знаний о видах течений Мирового океана осуществляются посредством составления схемы или таблицы, где следует отразить их различие по температуре, глубине, времени действия.

Таблица

Холодные

Поверхностные

Глубинные

Придонные

Ветровые

Приливно-отливные

Постоянные

Сезонные

Переходя к рассмотрению поверхностных течений, вначале следует повторить схему общей циркуляции атмосферы (рис. 37 учебника). Учащиеся определяют направления пассатов и западных ветров. Далее учащимся предлагается сопоставить карту ветров с картой течений и сделать вывод.

3. Водные массы. 

— Изучите текс на с. 56 учебника, найдите ответ на вопрос “Что называют водными массами?”

— На какие виды делятся водные массы? (Поверхностные, глубинные, придонные)

— На какие типы делятся поверхностные водные массы (Экваториальные, тропические, умеренные и полярные)

IV. Закрепление изученного материала

1. Течение – это…

2. Течение возникает под действием…

3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй)… Теплое (нарисуй)…

4. Течения, возникшие под влиянием ветров, называются…

5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)

V. Рефлексия учебной деятельности

  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось…

(Самооценка.)

Домашнее задание

1. Изучить параграф § 16.

2. Выполнить задания № 1-8 на с. 63 учебника.

ЗАДАНИЯ в запечатанных пластиковых  БУТЫЛКАХ! Принесло их к нам из разных течений. Давайте определим, из какого?

1 группа

Течение выходит из  Мексиканского залива,  идет вдоль берегов Северной Америки, а потом продолжается у берегов Западной Европы под другим названием.
Ширина потока: около 75 км. Толщина потока: 700-800 м. Средняя скорость течения: 9-10 км/ч. Температура воды на поверхности: +24-28°С.

Оказывает огромное влияние на климат северной части Атлантического океана и прилегающей части Северного Ледовитого океана, а также на климат Европы, потому что оно продолжается у берегов Европы под другим названием, создавая весьма мягкие для северных широт условия.

Задания:

  1. Как называется течение и его продолжение?
  2. Определите холодное или теплое это течение?
  3. Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.

2 группа

Местоположение  - это течение огибает весь  земной шар между 40 и 55° ю.ш.; 

Протяжённость до 30 тыс. км.  Ширина около1000 км.   Вызывается господствующими в этих широтах западными ветрами;  во многих местах поток захватывает всю водную толщу до дна океана. 

Температура воды в верхнем  слое меняется от 12–15 градусов  на севере до 1-2 градусов на юге.

Скорость течения в поверхностном слое 900 метров в час. 

Задания:

  1. Как называется течение?
  2. Определите холодное или теплое это течение?
  3. Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.

3 группа

Это  морское течение находится  в Тихом  океане.

Вызывается устойчивыми ветрами  пассатами и протекает вдоль экватора с северной и южной части, в западном направлении до тех пор, пока перед восточным побережьем  Филиппин не подвергается отклонению и не переходит в тёплое течение Куросио на севере, и Восточно-Австралийское на юге.

  1. Как называется течение?
  2. Определите холодное или теплое это течение?
  3. Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.

4 группа

Это течение является продолжением крупнейшего течения Западных ветров. Образуется оно, когда часть потока течения Западных ветров, сталкивается с материком Южная Америка и отклоняется на север, протекая вдоль Западных берегов материка.. Достигая экватора, течение пропадает, поскольку вода постепенно нагреваясь, вливается  в поток Южного Пассатного течения.

  1. Как называется течение?
  2. Определите холодное или теплое это течение?
  3. Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.

5 группа

Это морское течение в Атлантическом океане, протекающее между побережьем Канады и Гренландией и устремлённое в южном направлении из моря Баффина до Ньюфаундлендской банки. Скорость течения 25—55 см/с; в феврале температура на поверхности изменяется от −1 °C на севере до 5 °C на юге, повышаясь в августе до 2-10 °C соответственно.

Около Ньюфаундленда Лабрадорское течение сталкивается с тёплым Гольфстримом, отклоняя его в сторону Европы

  1. Как называется течение?
  2. Определите холодное или теплое это течение?
  3. Отметьте и подпишите его на общей карте на доске.

Каждая группа выходит к доске, показывает на карте течение.

Рефлексия:

Что явилось результатом вашей работы? Карта крупнейших течений. Назвать их еще раз!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: «Океанические течения.»

Цели: сформировать представление об океанических течениях;           совершенствовать умение работать с физической картой полушарий, картой...

Океанические течения

урок по географии с использованием ИКТ. Презентацию можно скачать с личной странички на сайте "ПроШколу.ру"...

Урок географии "Океанические течения" 7 класс

Как осуществить деятельностный подход на уроке географии при изучении темы "Океанические течения"?...

Конспект 7 класс. Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений

Тема урока: Движение вод Мирового океана. Океанические течения. Система океанических течений. Цель урока: продолжить формирование представлений о Мировом океане; познакомить учащихся с движением вод М...

Практическая работа "Океанические течения" 7 класс

Практическая работа для 7 класса по теме "Океанические течения"...

Презентация по географии на тему "Океанические течения" 7 класс

Презентация по географии на тему "Океанические течения" 7 класс...