Методическая разработка урока "Океанические течения" География 6 класс
методическая разработка по географии (6 класс) на тему

Петрова Эльвира Анатольевна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка170 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Марий Эл

Учреждение «Отдел образования администрации

Волжского муниципального района»

МОУ «Приволжская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка урока

по географии

для 6 класса

«Океанические течения»

Разработала: учитель географии

                                                                   Петрова Э.А.

2018-19 уч. год

Технологическая  карта урока

План – конспект открытого урока в 6 классе

по теме «Океанические течения»

Дидактическая цель: создать условия для изучения и первичного закрепления новых знаний по теме «Океанические течения» по  технологии  развития критического мышления с элементами проблемного обучения и уровневой дифференциации в форме фронтальной с  элементами индивидуальной и групповой работы с ориентацией на развитие информационных, коммуникативных, предметных компетенций.

Задачи: 

Образовательные: сформировать представления учащихся о течениях Мирового океана, их видах, причинах образования; заложить основы представлений о закономерностях географии океанических течений;  показать роль течений в распределении тепла на планете, их влиянии  на климат материков.

Развивающие: развивать у школьников умение критически анализировать информацию, способность ее систематизировать, оценивать и использовать;

 совершенствовать работу учащихся с различными источниками получения информации (учебником , атласом, дополнительной литературой), формировать умение отбирать главное и существенное из текста, анализировать, оценивать получаемую информацию, читать карты атласа, выявлять закономерности; научить применять полученные знания на уроке в нестандартной жизненной ситуации.

Воспитательные: воспитывать социально-активную личность; формировать толерантное отношение друг к другу; воспитывать чувство любви и бережного отношения к природе, умение видеть красоту окружающего мира; воспитывать экологическую культуру.

Планируемые результаты обучения:

  1. Предметные УУД:

сформировать представления учащихся о течениях, видах течений, изучить причины образования течений, выявить закономерности в размещении океанических течений, оценить роль течений в формировании климата материков.

  1. Метапредметные УУД:

а) Познавательные УУД: формировать умение осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов, устанавливать причинно-следственные связи, давать определение понятиям.

 б) Регулятивные УУД: умение планировать и регулировать свою деятельность,  умение ставить цель и самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль.

в) Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнером, умение вступать в диалог, учавствовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

3. Личностные УУД:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (комбинированный)

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

 Педагогические технологии: ИКТ, развитие критического мышления с элементами  проблемного обучения

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, видеосюжет «Океан и ветер», физическая карта мира, карта океанов, атласы для 6 класса, контурные карты, дидактические карточки (учебно-познавательные задачи), индивидуальные карточки (рефлексия).

Географическая номенклатура: течения Западных ветров, Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Лабрадорское, Перуанское, Канарское.

Методы познания: синтез, анализ, оценка, прогноз, сравнение, картографический

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, эвристическая беседа

Структура  урока:

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания.

3) Актуализация  знаний.

4) Целеполагание и мотивация.

5) Первичное усвоение новых знаний.

6) Первичная проверка понимания.

7) Первичное закрепление.

8) Рефлексия.

9) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учеников

Ход урока:

1.Организа-ционный момент

1 мин.

 

Приветствие. Учитель и дети приветствуют гостей урока

Подготовить учащихся к активной работе. Снять напряжение от  присутствия на уроке гостей.

Мотивация учения, организация работы на уроке /раздача индивидуальных карточек ( приложение № 1, 2 )

                       

Готовятся к уроку, слушают, знакомятся с индивидуальными карточками

(с приложением  

1, 2)

Слайд №1

2. Проверка домашнего задания. Географичес-кий диктант

и работа с терминами.

10 мин.

   

  Учитель проводит географический диктант (читает вопросы).

Географический диктант.

1. Причина возникновения приливов и отливов. (Луна)

2. Причина возникновения цунами. (Подводные землетрясения).

3. Причина образования волн в океанах и морях. (Ветры)

4. С глубиной температура воды в море …(понижается).

5. Какие движения производит вода в волне? (Колебательные, или вертикальные).

6. По два раза в сутки это происходит у берегов в узких заливах и бухтах некоторых морей. (Приливы и отливы).

7. В каких широтах вода более соленая: тропических или экваториальных? (В тропических).

8. Где наблюдаются самые высокие приливы на Земле? (Залив Фанди 18 м у берегов Северной Америки).

9. В каких еденицах измеряется соленость океанической воды? ( в промиллях).

10. Какой вид волн и для чего человек использует в хозяйственных целях? (приливы, для получения электроэнергии).

Дети отвечают на вопросы географического диктанта.

Слайд №2

Работа с терминами.

На слайде – задание: подберите каждому из нижеперечисленных географических понятий соответствующее определение (например, 4-а).

  1. Длина волны

а) волны, вызываемые землетрясениями и извержениями вулканов

  1. Высота волны

б) периодическое понижение уровня моря

  1. Прибой

в) расстояние от подошвы до гребня волны

  1. Цунами

г) расстояние между двумя соседними гребнями волны

  1. Прилив

д) пенистый водяной вал, образующийся при разрушении волн о берег

  1. Отлив

е) периодическое поднятие уровня моря

Дети выполняют задание учителя  (работа с терминами).

Слайд №3

Ответы географического диктанта и работы с терминами высвечиваются на слайде.

Ответы ( географический диктант):

  1. луна
  2. подводные землетрясения
  3. ветры
  4. понижается
  5. колебательные или вертикальные
  6. приливы и отливы
  7. в тропических
  8. залив Фанди
  9. в промиллях
  10. приливы. Для получения электроэнергии.

Ответы (работа с терминами):

1-г,  2-в,  3- д,  4-а,  5-е,  6-б

Дети меняются тетрадями,

осуществляют взаимопроверку

и записывают  результаты

 в оценочную таблицу (приложение 1)

Слайд №4

Критерии оценок:

«5» - 15-16 баллов

«4» - 9-14 баллов

«3» - 5-8 баллов

«2» - менее 5 баллов

Слайд №5

3.

Актуализация знаний

3 мин.

I - Стадия вызова

 Решение учебно-познавательной задачи:

В море у берегов Мурманска выловили бутылку. Она была запечатана сургучом. В бутылке нашли записку:

«Корабль «Святая Мария» терпит крушение у берегов Северной Америки. Мы столкнулись с айсбергом. Наши координаты 420 с.ш. и 500 з.д. Просим помощи. 1523 год, ноябрь, 23 число»

         Записке около 500 лет. Но как бутылка попала в Мурманск?

        Нам предстоит выяснить путь этой и многих других бутылок, отправленных с кораблей и до сих пор не нашедших своих адресатов.

        При расследовании  нашего случая надо прежде всего  найти место в океане, где бутылка была брошена в море. В записке даны координаты.

Ученики  определяют район  в северной части Атлантики. Скорее всего они увидят течение. Затем ищут на карте Мурманск. Это город на берегу Баренцова моря. Предположение о почтальоне – течении появилось у большинства учеников.

4.

Целепола-

гание мотивация

3 мин.

Слайд №6

Слайд №7-8

Молодцы! Сегодня мы подробнее познакомимся еще с одним видом движения воды в океане – океаническими течениями.

Итак, открываем рабочие тетради, записываем число и тему урока « Океанические течения».

Давайте определим круг вопросов, на которые мы должны найти ответы по нашей теме. Для этого я  предлагаю вам заполнить первые две колонки таблицы:

(использование одного из приемов критического мышления – таблица «ЗХУ»).

Примерные ответы детей:

Знаю

(вызов)

Хочу узнать

(вызов

 – ставим цели)

Узнал

(реализация смысла или рефлексия)

- Течения это один из видов движения вод в океане

-Что такое течение?

- Чем течения отличаются от волн?

- Как они образуются?

- Какие бывают течения?

- Чем теплые течения отличаются от холодных?

- Почему одни направлены от экватора, а другие – к экватору?

- Какое течение самое быстрое, самое мощное, самое широкое?

Заполняется

 в конце урока

Учитель  обсуждает таблицу с учениками.

- На эти и другие вопросы таблицы мы сможем ответить во время нашего урока.

Дети заполняют первые две колонки таблицы .

Слайд №9

4. Введение нового мате- риала

Первичное усвоение новых знаний

15 мин.

II - Стадия осмысления

Итак, что же такое течение в океане? Поразмыслите с соседом по парте.

Обратимся к тексту учебнику (с 80 параграф 27)

Течение это перемещение воды в горизонтальном направлении.

Размышляют, выдвигают свои версии,

читают текст учебника,  выделяют главные слова определения.

Записывают определение «Течение»в тетрадь.

Слайд №11

       

Виды течений.

     Обратим внимание на физическую карту полушарий на условные знаки. Как обозначаются течения на карте? (работа с картой).

   

Течения бывают теплые и холодные.

          Океанические течения

тёплые                                    холодные

 

 Работа с картой.

- Стрелками какого цвета обозначаются теплые течения?  С помощью физической карты полушарий приведите примеры теплых течений.

-  Самое знаменитое теплое течение – Гольфстрим.

Ваша одноклассница приготовила сообщение об этом течении. Давайте послушаем ее.

Отвечают на вопросы, рассматривают физическую карту полушарий, анализируют легенду карты,

приводят примеры теплых течений

Двум ученикам было задано домаш. задание:

Подготовить сообщение о течениях Гольфстрим и Течении Западных ветров

(опережающие задания).

Слайд №12

Примерный рассказ ученицы:

Свое название это течение получило по ошибке. «Гольфстрим» - «река из залива». Думали, что оно зарождается в Мексиканском заливе и течёт широкой рекой от берегов Центральной Америки к Западной Европе. Но на самом деле оно начинается там, где объединяются Северное и Южное пассатное течения.  Течение проходит вдоль побережья Северной Америки  на северо-восток и доходит у берегов Европы до СЛО.

Длина течения – 3000 км, ширина - 100-200 км, температура воды от +28оС до +10оС, средняя скорость до 10 км/ч.

 Гольфстрим переносит теплые тропические воды к умеренным широтам и подобно водяной отопительной системе обогревает высокие широты Земли. Это уникальное течение, от капризов которого зависит жизнь Европейского региона и нашей местности в частности. Именно благодаря этому течению Европа получила мягкий, теплый климат и стала землей обетованной для цивилизации, несмотря на свое северное положение. Около 45ос.ш. Гольфстрим поворачивает и переходит в Северо-Атлантическое течение, часть вод которых движется в СЛО. Здесь эти воды тоже меняют климат , под их влиянием Баренцово море не замерзает, а Мурманский порт доступен для судов круглый год.»

Одна из учениц у доски рассказывает о течении Гольфстрим, показывает его на физической карте

Слайды

 №13, 14,15

- Стрелками какого цвета обозначаются холодные течения? С помощью карты назовите холодные течения.

     Самое мощное холодное океаническое течение – течение Западных ветров.

А об этом течении вам более подробно расскажет другой ваш одноклассник (имя):

Примерный рассказ ученика:

«Самое мощное течение Мирового океана – холодное течение Западных ветров. Посмотрите на карту, оно образует кольцо вокруг Антарктиды и протекает между  40 о  - 50 о ю.ш., соединяя в едином круговороте воды 3-х океанов: Тихого, Индийского и Атлантического. Над всем пространством у побережья Антарктиды преобладают сильные и устойчивые постоянно дующие Западные ветры, которые и образуют это течение.

Течение Западных ветров переносит огромное количество воды и каждую секунду выносит около 200 млн. тонн воды (в несколько раз больше чем Гольфстрим).Длина этого течения 30 тыс. км, ширина – 2500 км, скорость течения – 3,5 км/ч.

 Зону этого течения из-за частых и сильных штормов называют «ревущими сороковыми широтами». 

 

Работают с физической картой,

приводят примеры холодных течений

Один из учеников у доски рассказывает о течении Западных ветров и показывает его на физической карте и на слайдах презентации.

Слайд №16

      Проблемный вопрос.

     Итак, теперь мы знаем, какие бывают течения. Как вы думаете, чем отличаются теплые течения от холодных?

 Известно, что Перуанское холодное течение имеет

температуру воды +22оС, а теплое Северо-Атлантическое +2оС. Первое течение называется холодным, а второе – теплым. Почему?

Выдвигают гипотезы, предполагают.

Работают с картой

   

 Так как же отличить теплое течение от холодного?  (по температуре окружающей воды)

Теплое течение – это такое течение, температура воды которого на несколько градусов выше температуры окружающей воды.

Холодное течение – это такое течение, температура воды которого ниже на несколько градусов температуры окружающей воды.

 

Записывают определения в тетрадь.

Слайд №17

Причины возникновения течений.

- Океанические течения можно классифицировать не только по температуре, но и по другим признакам. Например, по происхождению.

Причины возникновения течений в реке и океане различны. Реки текут в том направлении, куда наклонено их дно.

- Как вы думаете, ребята, а что же является причиной возникновения течений в океане?

Давайте ответ на этот вопрос найдем в тексте учебника.

В ходе работы с текстом учебника, обсуждения и эвристической беседы ученики вместе с учителем выявляют следующие причины возникновения течений:

1.Ветровые течения. Да, действительно, одной из главных причин возникновения течений в океане являются постоянно дующие ветра – пассаты и западные ветра , которые всегда дуют в одном  и том же направлении и гонят воду в одну и ту же сторону.

2. Стоковые – течения, образующиеся в результате нагона воды к берегам материков и оттекающие от него.

3. Плотностные – течения, образующиеся из-за разной плотности воды. Более соленая или холодная вода плотнее и тяжелее, чем теплая и менее соленая. Охлаждаясь в приполярных широтах, холодная тяжелая вода опускается на глубину и движется в сторону экватора, образуя глубинные течения, которые по направлению противоположны поверхностным течениям.

 

Дети работают с текстом учебника. Находят ответы на вопрос учителя

Слайды

 №18,19,20,21

Закономерности размещения течений в океане.

Эвристическая беседа.

Если вы внимательно рассмотрите карту океанов, вы увидете, что в распределении океанических течений существуют определенные закономерности.

- Давайте посмотрим на карту и попытаемся выявить эти закономерности.

В ходе обсуждения и эвристической беседы ученики вместе с учителем выявляют следующие закономерности:

1.Течения в океане образуют гиганские замкнутые круговороты: в северном п/ш – по часовой стрелке, в южном п/ш – против часовой стрелки.

Образованию гиганских круговоротов способствует сила Кориолиса, которая образуется из-за вращения Земли вокруг своей оси. Об этом мы более подробно будем говорить в 7 классе.

2.Течения, идущие от экватора – теплые, а направленные к экватору – холодные.

3.У восточных берегов материков течения теплые, у западных – холодные.

Рассматривают  карту океанов, размышляют, анализируют, выдвигают свои версии.

Слайд №22

Динамическая пауза

3 мин.

Учитель  читает стихотворение (несколько раз)

Дети на первые три команды 1)активно и быстро двигаются или 2) потягиваются, а на четвертую замирают в той позе, в которой его застала последняя команда четверостишия, и находятся в таком положении до тех пор, пока учитель снова не начнет читать стихотворение.

 « Море волнуется»
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура замри...

Дети выполняют различные упражнения

Значение океанических течений.

- Как вы думаете, ребята, какова роль океанических течений в природе и в жизни человека?

В ходе обсуждения ученики вместе с учителем делают выводы:

1.Океанические течения оказывают огромное влияние на перераспределение тепла и влаги на планете, влияют на климат Земли, смягчая его.

2.Течения способствуют перемешиванию воды в океане, насыщая глубинные воды кислородом, а поверхностные воды – питательными веществами.

3.Течения влияют на судоходство. Корабль быстрее движется по течению, а против течения – медленнее.

Размышляют, высказывают свои предположения.

Экологический аспект.

- Ребята, как вы думаете, почему очень важно, чтобы все страны мира заботились о чистоте океана?

Размышляют, высказывают свои предположения:

«Течения вместе с водой и организмами перемещают отходы производства.  При авариях танкеров течения распространяют нефтяные пятно на огромные расстояния. При этом гибнут растения и животные океана.»

 

6.

Первичная проверка понимания

5 мин.

Сейчас, мы проведем «Географические исследования». Вы получите задания по группам.

Раздача дидактических карточек с заданиями.

    1.  Капитан каждое утро требовал снимать показания температуры воды за бортом на носу и на корме. Однажды показания матросов отличались на 120 Возможно ли это? Где находился корабль?

  2. У Филиппинских островов моряки нашли в океане бутылку, в которой была записка. Потерпевшие крушение просили о помощи. Проникшая в бутылку вода, уничтожила некоторые буквы и цифры и вместо точного указания места, сохранились только следующие обрывки: 15º ш. 145º в.  Определить место крушения корабля и объяснить маршрут перемещения записки.

  3. В какой части Атлантического океана на 50º - 60º с.ш. вода теплее: у берегов Северной Америки или у берегов Европы? Объяснить свой ответ

  4. Самолет, летевший из Англии в Америку, упал в море на 30º с.ш. и 70º з.д. Лётчик в резиновой лодке долго плыл на северо-восток и был подобран на корабль на 36º с.ш. и 50º з.д.

а) Определить место падения самолёта, путь лётчика в резиновой лодке, место встречи с кораблём.

б) Объяснить  перемещение лётчика  на северо-восток.

Заслушиваются и оцениваются результаты исследова- ний в оценочную таблицу (оценивание с помощью учителя).

Работают в группах, один учащийся от группы делится результатами исследований  

7.

Первичное закрепление

Слайд №24

1.Задание на контурной карте.

- На контурную карту нанесите 3 теплых и 3 холодных течений. Красными стрелками укажите теплые, а синими – холодные течения. Подпишите течения вдоль стрелок.

.

На контурных картах наносят и подписывают теплые и холодные течения.

По окончании работы проверяют контурные карты соседа по парте.

Слайд №25

2. Просмотр видеосюжета «Океан и ветер»

- А сейчас, для того, чтобы вы образно и наглядно представляли себе все то, о чем мы с вами говорили на уроке, я покажу вам небольшой видеосюжет.

Ребята смотрят видеосюжет  «Океан и ветер»

8.Рефлексия  

5 мин.

III – Стадия рефлексии (информационная)

А теперь, давайте вернемся к началу нашего урока, к нашей таблице, в которой мы с вами записывали, что хотим узнать об океанических течениях.

Учащиеся заполняют третью колонку таблицы «ЗХУ», сравнивают, что они знали раньше, с информацией, полученной на уроке.

- Итак, давайте подведем итоги урока. Что вы написали в 3-й колонке своей таблицы? Что нового вы сегодня на уроке узнали о течениях?

Учащиеся  по очереди отвечают на вопрос учителя.

Примерные ответы:

1.Течения образуют постоянные ветры.

2.Течения бывают теплые

и холодные.

3.Теплые течения имеют температуру, которая выше температуры окружающих вод.

4.Течения образуют круговороты: в Северном п/ш – по часовой стрелке, в южном- против.

5.У восточных берегов материков течения теплые, а у западных-холодные.

Рефлексия (оценочная)

Самооценивание работы учащегося на уроке

Индивидуальная карточка (приложение №1)

Домашнее задание и работа на уроке оцениваются отдельно по заданным критериям (д/з – взаимопроверка, работа на уроке – самооценивание

Индивидуальная карточка ( приложение №2 Рефлексия)

(подчеркнуть нужное)

Заполняют индивидуальную карточку

7. Окончание урока

Информация

 о домашнем задании,

инструктаж

 по его выполнению.

 

Слайды

 №26,27,28

Подведение итогов урока

 (учащиеся сдают инвидуальные  карточки)

Домашнее задание:

Базовый уровень:

1.Параграф 27, ответить на вопросы в конце параграфа

2.Выполнить практическую работу «Описание физико-географического положения течения Гольфстрим ( I в.)

и Перуанского течения ( II в.) по плану:

План описания течения

Ответы

1.Название

2.В каком океане находится

3.Где образуется

4.В каком направлении течет

5.Тип течения по температуре

Повышенный уровень (творческое задание):

(по выбору и желанию учащихся за дополнительную

оценку)

3.Составить синквейн на слово «Течение»

4.Составить кроссворд по теме «Виды движения вод

в океане»

Записывают домашнее задание

 в дневник,

таблицу –

в тетрадь.

Дополнительно предлагается творческое д/з

 по выбору

и желанию учащихся

(синквейн или кроссворд ).

Приложение №1

Оценочная деятельность  на уроке

           Фамилия, имя ученика

Домашнее задание

(взаимо

оценивание)

Работа на уроке

(самооценивание)

Уст

ные ответы

Сообще

ния

учащихся

Географические исследования

Работа на контурных картах

Итог за урок

до 5 баллов

до 3 баллов

  до 3 баллов

до 4 баллов

Макси

мум - 15 баллов

Критерии оценок:

«5» - 15-16 баллов

«4» - 9-14 баллов

«3» - 5-8 баллов

Оценка

за д/з:

Критерии оценки:

   «5» - 12-15 баллов

  «4» - 9-11 баллов

 «3» - 5-8  баллов

Оценка за урок:

               

  Приложение №2

Рефлексия

1. На уроке я работал                      

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я            

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался            

коротким / длинным

4. За урок я                                        

не устал / устал

5. Моё настроение                      

стало лучше / стало  хуже

6. Материал урока мне был            

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен    

7. Домашнее задание мне кажется  

легким / трудным

интересным / неинтересным


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для 7 класса "Аукцион оценок по физике"

Данная методическая разработка предназначена для использования на уроках физики в 7 классе при изучении тем: «Механическое движение», «Скорость, путь и время движения», «Инерция»....

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

Методическая разработка: Геометрия, 8 класс. Билеты к устному зачету

Билеты для проведения зачета по геометрии в 1 четверти 8 класса....

Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Авторская методическая разработка для 6 класса татарский язык в русских группах "Моя семья"

В разработке предоставлен материал для комплекса уроков для русских групп по татарскому языку по теме "Минем гаиләм - минем горурлыгым". Дана презентация, дидактические материалы....

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...