Рабочая программа учебного предмета География, 5 класс, 2021-2022 уч.г.
рабочая программа по географии (5 класс)

Нежельская Валентина Ивановна

Рабочая программа учебного предмета География, 5 класс, 2021-2022 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_fgos_2021-2022.docx95.16 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛОСЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Рассмотрено на заседании педагогического совета

школы

Протокол № 1 от 27.08.21г.

«Согласовано»

зам.директора по УВР

____________________

Макогонова Т.Е.

«30» августа 2021г.

«Утверждено»

Директор МКОУ Лосевская СОШ №1

______________________________

А.М.Журавлев

Приказ № 90 п.1 от

 «31 » августа 2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«География»

2 УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

5 КЛАСС

СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:

- примерной программы основного общего образования по  географии

-федерального  государственного образовательного

стандарта основного общего  образования.

ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:

                               учитель географии  Нежельская В.И.

                                                       ВКК

2021-2022 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта ООО, примерной программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторской программы. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев. М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в неделю в 5 классе, из расчёта – 1 учебный час в неделю (35 учебных часов)

Данная программа будет реализована с помощью учебника География 5-6 классы авт. А.И. Алексеев В.В. Николина изд-во «Просвещение» 2015 г. линия «Полярная звезда»,  В. В. Николина География. Мой тренажёр  (рабочая тетрадь), атласов  и контурных карт.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся обще учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций..

Планируемые  результаты  изучения учебного предмета:

Личностные результаты:

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты:

1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

 4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

 9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Метапредметные результаты обучения географии:

 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 8) смысловое чтение;

 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин-тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции

Предметные результаты

1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

 2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

 3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

 4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

 6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

 7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

 8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

 • создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Содержание учебного предмета

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле– 6 ч.

Введение. Что изучает география.

Представления о мире  в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.

География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.

Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.

Географические открытия XVII–XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии, Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).

Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера).Значение освоения космоса для географической науки.

Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.

Практикум.1. Описание и нанесение на контурную карту географических маршрутов путешественников.

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы5 ч.

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь –как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности так их явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Тема 3. План и карта9 ч.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта,  аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта–особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Практикум. 1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута. 2. Топографический диктант. 3. Составление плана местности.4. Определение по карте и глобусу географических координат.5.Определение  расстояний и направлений по глобусу и карте.

Тема 4. Человек на Земле-5 ч.

Основные пути расселения людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Рост населения. Возникновение земледелия и животноводства. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Численность населения на Земле. Плотность населения, неравномерность его размещения на Земле. Языки. Крупные государства и города мира. Сравнение стран мира по политической карте.

Практикум. 1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц. 2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Тема 5.Литосфера – твёрдая оболочка Земли – 10 ч.

Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных породи минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа–горы и равнины. Равнины. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана.

Практикум. 1. Изучение свойств горных пород и минералов. 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов. 3. Описание по карте равнин и гор по плану. 4. Определение абсолютных высот и глубин на плане и карте.5.Описание рельефа своей местности.

Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных действий). В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.

Перечень обязательных практических работ в 5 классе:

 Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 12 практических работ в тетради- практикуме:

1. Описание и нанесение на к/к географических маршрутов путешественников

 2. Ориентирование на местности. Определение направлений и расстояний. Определение азимута.

3. Масштаб. Топографический диктант..

4. Полярная съемка местности.

 5. Определение географических координат.

 6. Определение расстояний и направлений по глобусу и карте.

 7. Многообразие стран мира. Страны и столицы стран.

8.  Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

9.Изучение свойств  горных пород и минералов.

10. Обозначение крупнейших гор и равнин, районов  размещения землетрясений и вулканов.

11. Описание по карте равнин и гор.

12 Определение абсолютных высот и глубин на карте.

13. Описание рельефа своей местности.

Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания и  с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

№ п/п

Название темы

Ключевые воспитательные задачи

Количество часов, отводимых на изучение темы

1

Развитие географических знаний о Земле

Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках историко географических  путешествиях. Организация их работы с получаемой на уроке информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения.

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров мужественного, стойкого поведения, проявления  силы духа, стойкости, силы воли и целеустремлённости.

3 Воспитание чувства патриотизма и гордости за русских путешественников - первооткрывателей.

6

2

Земля – планета Солнечной системы

1.организация работы по формированию ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2. Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета, подбор соответствующего материала для чтения и осознанного восприятия материала.

3. Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми

5

3

План и карта

1. Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности. Воспитание уважительного и доверительного отношения друг к другу,  

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,  в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

9

4

Человек на Земле

1 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного  поведения, проявления человеколюбия и добросердечности

2.Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5

5

Литосфера – твёрдая оболочка Земли

1Формирование бережного отношения к окружающей среде, природным богатствам своей страны;

2Воспитание трудолюбия, целеустремлённости в познании нового материала;

3Воспитание любви к родному краю и заботливое отношение к окружающей среде.

10

Итого:

35

\

                                                                Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока, вид урока

Характеристика деятельности обучающихся

Универсальные учебные действия

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

личностные

предметные

метапредметные

Тема 1. Развитие географических знаний о Земле – 6 ч.

1

Географические методы изучения окружающей среды.

(урок первичного предъявления знаний)

Знакомство с учебником, атласом, электронным приложением к учебнику. Работа с картой, сравнение современной карты с древними.

Поиск информации по накоплению географических знаний

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

 Определять понятие

 « география»

 Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Различать природные и антропогенные географически объекты.

Познавательные

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний.

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное,

формирование умений ставить вопросы, давать определение понятиям, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные Осознанно использовать речевые средства

 

2

Развитие географических знаний о Земле.

(комбинированный)

Работа с учебником, с атласом. Систематизация информации о путешественниках и открытиях.

Выполнение практической работы: нанесение на  контурную карту маршрутов путешествий.

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Показывать по картам территории древних государств.

Находить информацию (В Интернете и других источниках) о накоплении географических знаниях в древних государствах.

Регулятивные

Работа с картой, излагать свое мнение.

Познавательные

Поиск информации по накоплению географи-

ческих  знаний

Коммуникативные

формировать умение ставить вопросы, анализировать материал, аргументировать собственную позицию, умение извлекать информацию из различных источников

3

Любопытные эпизоды и наблюдения путешественников и участников научно-исследовательских экспедиций.

(комбинированный)

Работа с учебником, с атласом.

.

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

Прослеживать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить информацию(в Интернете и других источниках) о путешествиях и путешественниках эпохи ВГО

 Обсуждать значение открытий Нового Света и всей эпохи ВГО.

Познавательные

Поиск информации о путешественниках.

Коммуникативные

Обсуждение значения открытий

Регулятивные

Излагать свое мнение, умение слушать других.

4

География сегодня.

(комбинированный)

 Определение  значения географических исследований для жизни общества.

Поиск в сети Интернет космических снимков, электронных карт.  Работа с учебником, с атласом.

Обсуждение значения географической науки в парах, группах

Выполнение практической работы: нанесение на  контурную карту маршрутов путешествий

Выявлять особенности изучения географии на современном этапе.

Познавательные

Поиск информации о путешественниках

Определение  значения географических исследований для жизни общества

Регулятивные

Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт  Работа с учебником, с атласом

Коммуникативные

Обсуждение значения географической науки в парах, группах

5

Практическая работа №1«Описание и нанесение на контурную карту географических маршрутов путешественников».

(урок решения практических, проектных задач)

6

Итоговый урок по теме «Развитие географических знаний о Земле».

(контрольный урок)

Тестирование

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

Находить в тексте учебника географическую информацию, необходимую для выполнения тестовых заданий

Регулятивные

Владение основами самоконтроля, самооценки,

Коммуникативные

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Тема 2. Земля – планета Солнечной системы – 5 ч.

7

Земля – планета Солнечной системы.

(комбинированный урок)

Работа с текстом учебника, картами атласа. Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы. Описание уникальных особенностей Земли как планеты

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации.

Регулятивные

Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ

Познавательные

Представлять информацию в разных формах.

Коммуникативные

Оценить действие партнеров

8

Форма, размеры и движение  Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

(урок первичного предъявления новых знаний)

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Анализ положения Земли в определённых точках орбиты и объяснение смены времён года. Составление и анализ схемы «Географические следствия движения Земли вокруг Солнца»

Регулятивные

Строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы,

Познавательные

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси .Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси»

Коммуникативные

 Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений

 9-10

Солнечный свет на Земле. Пояса освещённости.  

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли.

(урок первичного предъявления новых знаний)

Работа с текстом учебника, картами атласа. Анализ иллюстративно-справочных материалов. Определение высоты Солнца и продолжительности дня и ночи на разных широтах в разное время года

Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации

11

Итоговый урок по теме «Планета Земля»

(контрольный урок)

Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию

Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

 Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Тема 3. План и карта – 9 ч.

12-13

Ориентирование и способы ориентирования на местности.

Практическая работа №1.(2) «Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута».

(комбинированный урок)

Работа с различными видами изображения земной поверхности.Сравнениеплана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Определение по компасу направления на стороны горизонта по Солнцу  по Полярной звезде и «живым ориентирам»

Определение азимута с помощью транспортира

Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

Освоение социальных норм и правил поведения в группе

Смыслообразование, т.е. установление связи между учебной деятельностью и её мотивом.

Распознавать условные знаки планов  местности

Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Использовать

оборудование для глазомерной съемки.

Составлять

простейшие планы местности небольшого участка.

Познавательные

Умение на практике применять теоретические знания, развитие навыков работы с доступным оборудованием.

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Коммуникативные

Умение работать в группе.

14

Масштаб и его виды.

Практическая работа № 2(3). «Топографический диктант»

(комбинированный урок)

Работа с топографическим планом.

Определять по топографической карт расстояние между географическими объектами и помощью линейного и именованного масштаб.

Решать практические задачи по переводу масштаба из численного в именованный и наоборот.

Познавательные

Иметь представления о понятиях

Регулятивные

Умение работать с измерительными приборами

Коммуникативные

Работа в группе

15

Изображение земной поверхности на плоскости.

Местность на бумаге.

Практическая работа № 3(4). «Составление плана местности».

(комбинированный урок)

Работа с топографическим планом. Определениеотносительной и абсолютной высоты, направления повышения и понижения местности

с помощью горизонталей.

Групповая работа по построению и чтению простейшего плана местности с использованиемоборудования для глазомерной съемки

Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа.

 Распознавать высоты (глубины) на физической карте с помощью шкалы высот и глубин.

Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины.

Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением ее глубины.

Регулятивные

Умение решать задачи по образцу.

Коммуникативные

Умение работать в паре.

Познавательные

Развитие познавательных интересов, формирование умений классифицировать материал.

Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для выполнения практической работы

Познавательные

Умение на практике применять теоретические знания, развитие навыков работы с доступным оборудованием.

Регулятивные Планировать деятельность в учебной ситуации

Коммуникативныеумение работать в группе

16

Географическая карта – особый источник информации.

Градусная сетка.

(урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)

Работа с различными географическими картами, глобусом, чтение легенды и анализ карт, сравнение карт по масштабу.

Определение направления по параллелям и меридианам на карте и глобусе

Распознавать

различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимки.

Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

 Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые

Читать карты различных вдов на основе анализа легенды.

Определять

зависимость подробности карт от ее масштаба.

Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территории.

Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений объектов, географические объекты.

Анализировать атласы и различать его карты по охвату территории и тематике. Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов.

Регулятивные

Овладение навыком работы по предложенному учителем плану

Коммуникативные

Оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

Познавательные

Нахождение ответов на вопросы в тексте и  карте

 

17

Географическая широта.

 (комбинированный )

Определение направления по параллелям и меридианам на карте и глобусе

Определение географических координат географических объектов

Смыслообразование через ориентацию учащегося в системе личностных смыслов.

Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические плюсы.

 Определять по картам стороны горизонта и направления движения, объяснять назначения сетки  параллелей и меридианов.

Определять по картам географическую широту и географическую долготу объектов.

Находить объекты на карте и глобусе по географическим координатам.

 Определять

расстояние  с помощью градусной сетки.

Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные

Целеполагание и планирование деятельности на уроке

ПознавательныеОриентирование в карте,

18

Географическая долгота.

Географические координаты.

(комбинированный )

19

Адреса земных объектов.

Практическая работа № 4(5) «Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат».

Практическая работа № 5(6) «Определение  расстояний и направлений по глобусу и карте». (урок решения практических, проектных задач)

20

Итоговый урок по теме

« План и карта».

(контрольный урок)

Обобщение и практическая отработка знаний и умений: выполнение тестовых заданий, топографический диктант

Анализировать, систематизировать,  обобщать и интерпретировать географическую информацию

Осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

Тема 4. Человек на Земле -5 ч.

21

Заселение человеком Земли.

(урок первичного предъявления новых знаний)

Работа с текстом учебника и электронными ресурсами.

Определение по карте гипотетических мест происхождения человека и путей расселения людей на Земле

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий

 

Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Находить и формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности.

Организовывать работу в паре.

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное, устанавливать основные приемы работы с учебником

Познавательные

Установление причинно-следственных связей

22

Расы и народы. Многообразие стран. Столицы и крупные города.

(комбинированный)

Работа с текстом учебника и электронными ресурсами.

Анализ карты «Плотность населения мира»

Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни

Коммуникативные

Инициативное сотрудничество в поиске т сборе информации.

Регулятивные

Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Познавательные

Нахождение ответов в тексте, в иллюстрациях, карте

23

Практическая работа

Практическая работа № 1(7) «Многообразие стран мира» (нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц)

(урок решения практических, проектных задач)

Определение страны мира по описанию.

Создание проектного продукта в форме открытки другу

Составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации

Коммуникативные

Позитивная  самооценка

Регулятивные

Работа по предложенному плану

Познавательные

Извлечение информации, представленной в разных формах.

24

Практическая работа № 2.(8) Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

(урок решения практических, проектных задач)

Выполнение практической работы, работа с картами атласа

25

Моя малая Родина

(урок решения практических, проектных задач)

формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности

Воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлого и настоящего  своего народа ; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей ;

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре.

Использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации

Коммуникативные

Оформление своих мыслей в устной и письменной форме.

Регулятивные

Планирование своей работы на уроке и при выполнении домашнего задания

Познавательные

Поиск и выделение необходимой информации

Тема 5.Литосфера – твёрдая оболочка Земли – 10 ч.

26

Земная кора и литосфера.

(урок первичного предъявления новых знаний)

Работа с текстом учебника (выделение опорных слов в тексте), работа с картой, составление схемы «Внутреннее строение Земли»

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Описывать модель строения Земли. 

Выявлять особенности внутренних оболочек Земли. 

Анализировать схему «Типы земной коры »

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Познавательные

Смысловое чтение

Регулятивные

Уметь выделять и выявлять особенности явлений и географических объектов Коммуникативные Оценивать свои  действия  и действия партнеров

27

Горные породы, минералы, полезные ископаемые.

(комбинированный)

Анализ текста и иллюстраций учебника, определение по алгоритму горных пород и минералов

Описание по плану   минералов и горных пород школьной коллекции

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения.

 Овладевать

простейшими навыками определения горных пород и их свойствами.

Анализировать схему преобразования горных пород.

Познавательные

Структурирование знаний

Коммуникативный

Умение работать  в группе.

Регулятивные

Умение осуществлять планирование и контроль своей деятельности  на уроке

Умение воспринимать информацию

28

Сокровища земных недр.

Практическая работа № 1(9) «Изучение свойств горных пород и минералов».

(урок решения практических, проектных задач)

29

В мире камней и кристаллов

(урок обобщения и систематизации предметныхЗУНов)

Находить и формулировать по) зависимости и закономерности;

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни

30

Загадочные движении  земной коры.

Землетрясение и вулканизм.

Практическая работа № 2(10) «Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов».

(комбинированный)

Работа с текстом и иллюстрациями учебника. Установление с помощью географических карт сейсмических районов и поясов Земли.

Нанесениена контурную карту районов землетрясений.

Установление с помощью географических карт районов вулканизма

 Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Устанавливать по иллюстрациям и картам границы столкновения и расхождения литосферных плит.

Выявлять процессы, сопровождающие взаимодействие литосферных плит

Выявлять при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений.

 Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений на Земле.

 Наносить на контурную карту области распространения землетрясений.

Регулятивные

Формировать умения работать с тематической картой

Коммуникативные

Умение вести диалог, выражать свои мысли в устной и письменной форме.

Регулятивные

Выявлять  при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма.

31

Рельеф Земли. Равнины.

(комбинированный)

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с картой, работа с электронным приложением. Составление описания равнины по плану. Нанесениена контурную карту крупнейших равнин

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Распознавать на физических картах и планах  разные формы рельефа.

Выполнять

практические работы по определению на картах средний и максимальной абсолютной высоты.

 Выявлять

расположение крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит

Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию.

Познавательные Формирование умений давать определения понятиям, классифицировать материал, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Регулятивные

Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество  и деятельность с учителем.

К.оммуникативные

Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения

32

Рельеф Земли. Горы.

Практическая работа № 3(11) «Описание по карте равнин и гор по плану».

Практическая работа № 4(12) «Определение абсолютных высот и глубин на плане и карте».

(комбинированный)

Работа с текстом и иллюстрациями учебника, работа с картой. Сравнение по плану горных систем. Описание рельефа своей местности по плану Нанесениена контурную карту крупнейших горных систем мира и России.

33

Практическая работа № 5(13) «Описание рельефа своей местности».

(урок решения практических, проектных задач)

Выполнение практической работы

34

Человек и литосфера.Скульптурный портрет планеты.

(урок решения практических, проектных задач)

Выполнение проектного задания в сотрудничестве.Разработкана основе  проектного задания туристического маршрута «Скульптурный портрет Земли». Презентация проектных работ и их обсуждение

Выполнять проектное задание в сотрудничестве.

Использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

Регулятивные

Готовить  информацию для обсуждения проблемы Коммуникативные Формировать компетентности в общении.

Познавательные

Постановка и формулирование проблемы.

Проектор,

 экран

35

Итоговый урок по теме «Литосфера - твёрдая оболочка Земли».(контрольный урок)

Индивидуальные виды деятельности

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

Оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Коммуникативные

Владение монологической и диалогической формами речи.

Регулятивные

Самостоятельное формулирование темы и цели урока.

Познавательные

Умение делать выводы

-

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

 - Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение,, 2011.

 - География 5 – 6 классы: учебник для  общеобразовательных учреждений / (А.И. Алексеев, Е.К. Липкина,  В. В. Николина и др.): М.: М.:  

    Просвещение, 2012 – (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).

- В. В. Николина География. Мой тренажёр  (рабочая тетрадь)

- В. В. Николина. География. Поурочные разработки. – 5 – 6 классы (пособие для учителя).

-Атлас «География» 5 класс ,Москва,  Дрофа или Просвещение 2014 г.

- Контурные карты5 класс, Москва, Дрофа

-Мультимедийный проектор

-Модель Солнечной Системы

-Коллекции горных пород и минералов

-Глобус физический

-Глобус политический

-Карты настенные (Физическая полушарий, физическая мира, политическая мира)

-Портреты великих путешественников и географов

-Компасы

-Коллекция видеофильмов

Литература для учителя:

1. Рабочие программы. В.В.Николина, А.И.Алексеев, Е.К. Липкина География. Предметная линия учебников «Полярная звезда» Издательство «Просвещение» 2012 г.

2. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. Академический школьный учебник «Полярная звезда» «География 5-6» М., издательство «Просвещение», 2014г.

3. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «Полярная звезда» «География 5-6» Мой тренажер. /М., издательство «Просвещение», 2014г.

4..В.В. Николина География Поурочные разработки 5-6. Издательство «Просвещение» 2012 г.

5. Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2012г.

6.. В.Б. Пятунин Начальный курс географии 6 класс: учебное пособие «Гимназия на дому» М., «Дрофа» 2005 г.

7.. Никитина Н.А., Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии 6 класс к УМК Т. П. Герасимовой. Н. П. Неклюковой–М., «Вако», 2010 г.

8.. Клюшникова Н.М. Внеклассная работа по географии 6 класс. Корифей. В.2007г.

9  Пятунин В. Б. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы. Дрофа. М. 2001 г

10. Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ» 2004г.

Электронные  носители:

1.CD диски по теме:: «План и карта», «Литосфера», «Гидросфера»

,2. DVD диск «Великие путешественники» «Земля – планета Солнечной Системы»

3.Электронный учебник  6-10 класс

Приложение:

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся:

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустив не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

 Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3». Имеются грубые ошибки в использовании карты

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков,но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

Критерии оценивания тестов (состоящих из 10 вопросов)

«5» - 90 – 100%«4» - 70 – 89%«3» - 50 – 69 %«2» - менее 50%

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов,

 «4» - 7-9,«3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса физики 9 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

Рабочая программа курса физики 11 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

рабочая программа по физике 7 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

Рабочая программа курса физики 10 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

Рабочая программа учебного предмета География, 6 класс, 2021-2022 уч.г.

Рабочая программа учебного предмета География, 6 класс, 2021-2022 уч.г....

Рабочая программа учебного предмета География, 7 класс, 2021-2022 уч.г.

Рабочая программа учебного предмета География, 7 класс, 2021-2022 уч.г....

Рабочая программа учебного предмета География, 8 класс, 2021-2022 уч.г.

Рабочая программа учебного предмета География, 8 класс, 2021-2022 уч.г....