Рабочая программа учебного предмета География, 6 класс, 2021-2022 уч.г.
рабочая программа по географии (6 класс)

Нежельская Валентина Ивановна

Рабочая программа учебного предмета География, 6 класс, 2021-2022 уч.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_fgos_2021-2022.docx67.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛОСЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1

Рассмотрено на заседании педагогического совета

школы

Протокол № 1 от 27.08.21г.

«Согласовано»

зам.директора по УВР

____________________

Макогонова Т.Е.

«30» августа 2021г.

«Утверждено»

Директор МКОУ Лосевская СОШ №1

______________________________

А.М.Журавлев

Приказ № 90 п.1 от

 «31 » августа 2021г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 «География»

2  УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ

6 КЛАСС

СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:

- примерной программы основного общего образования по  географии

-федерального  государственного образовательного

стандарта основного общего  образования.

                                         Программу составил:

                                  учитель географии  Нежельская В.И.

ВКК

                                                   

2021-2022 уч.год

 

                                           ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Программа разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторской программы. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев. М.: Просвещение, 2011.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в неделю в 6 классе, из расчёта – 1 учебный час в неделю (35 учебных часов)

Данная программа будет реализована с помощью учебника География 5-6 классы авт. А.И. Алексеев В.В. Николина изд-во «Просвещение» 2015 г. линия «Полярная звезда», рабочей тетради (мой тренажёр) авт.  В.В. Николина, атласов  и контурных карт.

В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций..

Планируемые результаты изучения предмета «География»

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты:

1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

 4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

 9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

 10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Метапредметные результаты обучения географии:

 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

 2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

 8) смысловое чтение;

 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин-тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции

Предметные:

Предметные результаты:

 1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;

 2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;

 3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;

 4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

 6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;

 7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

 8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Выпускник 6 класса научится:

1.  использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2.  анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3.  находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

4.  определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

6.  представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

7.  проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

Выпускник 6 класса получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

 2.  ориентироваться на местности при помощи топографических карт и  современных навигационных прибоов.

3.  читать географические карты;

4.  использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

5.  создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

6. Пользуясь картами давать комплексную характеристику ПТК

Содержание учебного предмета

Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли -11ч.

 Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.

 Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.

 Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.

 Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.

 Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.
 Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.

 

Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли- 11 ч

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы

 Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).

Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.

 Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.

Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.

Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли- 4 ч

Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.

Человек — часть биосферы. Взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.

 Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.

 Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.

 Тема 4. Географическая оболочка Земли – 6 ч

Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.

Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных действий). В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.

Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 5 практических работ в тетради- практикуме:

  1. Описание по картам вод Мирового океана,
  2. Решение практических задач по карте.
  3. . Комплексное описание реки,
  4. Комплексное описание озера
  5. Наблюдение за погодой и ведение дневника погоды.
  6. Вычерчивание графиков суточного  изменения температуры
  7. Вычерчивание графиков «роза ветров»

Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных. Обобщение данных дневника погоды.

Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания и с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.

№  п/п

Тема

Ключевые воспитательные задачи

Количество часов, отводимых на изучение темы

1

Гидросфера – водная оболочка Земли.

1.Воспитание ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

 2. Формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества

3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками,

4. воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде;

5. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях.

11

2

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

1.участие в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни

  • 2. формирование навыков коллективной работы по подготовке и реализации исследовательского дела;
  • развитие творческого отношения к труду, заботливого отношения к оболочкам Земли.

11

3

Биосфера – живая оболочка Земли

  1. Воспитание бережного и заботливого отношения к окружающей природе.
  2.  Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников экологической направленности

4

4

Географическая оболочка Земли

1.Воспитание чувства ответственности перед природой за изменяющийся её облик

2. Воспитание бережного и заботливого отношения к природным ландшафтам своего края.

5

5

Повторение и обобщение знаний

  1. Воспитание отрицательного воздействия к загрязнению окружающей среды
  2.  Развитие способности давать нравственную оценку действиям, ведущим к

экологическим бедствиям.

4

Итого:  

35 часов

   

Календарно – тематическое планирование

№ урока,

Тема урока

Планируемые предметные результаты

Планируемые метапредметные результаты

Планируемые

личностные

результаты

Характеристика деятельности обучающихся

Дата планируемая

Дата фактическая

Примечание

1.Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 часов

1.

Состав и строение гидросферы.

Выявлять причинно – следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли.

П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения

Р. Излагать свое мнение.

К. Осознанно использовать речевые средства.

Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с различными источникамиинформации.

Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе»

2.

Мировой океан.

Пр.р.№1Описание океана и моря по плану.

Совершенствовать умение работы с картой.

П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальнуюинформацию.

Р. Умение  работать по плану, сверяясь с целью.

К. Создавать письменные тексты самостоятельно.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте ГП океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины морей и океанов. Составлять описание океана и моря по плану.

3.

Мировой океан.

 Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов..

Совершенствовать умение работы с  контурной картой

П. Развитие навыков самостоятельной работы с различными учебными пособиями.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации.

К. Самостоятельно определять цели, вырабатывать решения.

Формирование познавательной и информационной культуры.

Наносить на к/к океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Выделять части рельефа дна океана.

4.

Решение практических задач по картам.

Пр.р. №2 Выполнение проектного задания.

Выполнять проекты.

Использовать средства

Интернета.

П.Представлять информацию в различных формах.

Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ

К.Умение организовывать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы.

Формирование  толерантности и умения работы в группе.

Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы.

5.

Воды океана.

Использование средств Интернета.

П.Представлять информацию в разных формах. Умение  сделать презентацию.

Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ

К. Создавать презентации для решения задач общения.

Формирование навыков самостоятельной работы.

Выделять с помощью карт гео. закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане. Определять по карте крупнейшие тёплые и холодные течения. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице.

6

Реки Земли.

Использование средств Интернета

П.Представлять информацию в разных формах. Умение  сделать презентацию.

Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ

К. Создавать презентации для решения задач общения

Формирование навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий.

Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки.

7

Реки Земли.

Пр.р. №3Описание реки  по плану

Работать с различными средствами гео. информации.

П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию.

Р. Умение  работать по плану, сверяясь с целью.

К. Создавать письменные тексты самостоятельно

Формирование познавательной и информационной культуры.

Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей теста. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану.

8

Озера и болота.  Пр.р. №4.Описание озера по плану.

Выполнять презентацию.

П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию.

Р. Умение  работать по плану, сверяясь с целью.

К. Создавать письменные тексты самостоятельно

Формирование познавательной и информационной культуры.

Определять по карте ГП и размеры крупнейших озёр мира и России. Составлять писание озера по плану.

9

Подземные воды и ледники.

Самостоятельно составлять план описания гео. объекта.

П.Самостоятельно анализировать текст и составлять к нему план.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Развитие навыков самостоятельной работы.

Описывать по карте районы распространения ледников

10

Гидросфера и человек.

Выполнять презентацию – проект

П.Представлять информацию в различных формах.

Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ

К.Умение организовывать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы.

Формирование  толерантности и умения работы в группе.

Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявлять значение хозяйственного использования ресурсов океана для человека.

11

Обобщение знаний по теме «Гидросфера»

Систематизировать и  представлять свои знания  при выполнении заданий в  различной форме. .

П.Представлять свои знания  при выполнении заданий в  различной форме

Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Систематизировать информацию по теме  «Гидросфера»

2.Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 11часов

12

Состав и строение атмосферы.

Пр.р.№5  

Ведение дневника погоды.

Выявлять причинно – следственные связи между атмосферой и другими оболочками Земли.

П.Устанавливать причинно – следственные связи.

Умение  представить изучаемый материал в виде простых схем.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника и презентацией по теме.

Выявлять роль  содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении;  «Тропосфера – кухня погоды»

13

Тепло в атмосфере.

Пр.р.№6

Вычерчивание графиков суточного  изменения температуры.

Определять показания приборов температуры  и  анализировать их.

П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации.

К.Организовывать работу в парах.

Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с доступнымиметеоприборами.

Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду  температур.

14

Тепло в атмосфере Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой

Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой

П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач

Р.Различать и признавать в речи другого доказательства.

К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения.

Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами.

Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой.

15

Атмосферное давление.

Проводить измерение атмосферного давления.

П.Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач.

Р.Различать и признавать в речи другого доказательства.

К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения

Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами

Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере.

16

Ветер.

Пр.р.№7 Вычерчивание графиков «роза ветров»

Умение работать с гео. приборами.

П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков.

Р.Планироватьдеятельность в учебной ситуации.

К.Организовывать работу в парах.

Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами

Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды

17

Вода в атмосфере.Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха.

Вычислять  влажность воздуха.

П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач.

Р.Различать и признавать в речи другого доказательства.

К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения.

Развитие навыков самостоятельной работы при решении задач.

Решать задачи по расчету относительно влажности на основе имеющихся данных.

18

Атмосферные осадки.

Наблюдение за облаками.

Проводить простые наблюдена за  явлениями природы.

П. Работать с различными источниками гео. знаний, использовать ИКТ.

Р.Планировать  деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ.

К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий.

Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику.

19

Погода и климат

Вести дневник погоды.

П.Сравнивать два понятия. Устанавливать анальгии для понимания закономерностей.

Р.Излагать свое мнение.

К. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Формирование познавательной и информационной культуры.

Устанавливать причинно – следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами.

20

Наблюдение за погодой. Карты погоды.

Пр.р.№8.Описание  по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы.

Читать синоптическую карту.

Предсказывать погоду по имеющимся данным метеосводки.

П.Умение на практике пользоваться  методами наблюдения, объяснения, прогнозирования.

Р.Планировать деятельность в паре.

К.Организовывать работу в парах.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Наблюдать за погодой и выявлять её особенности. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата.

21

Атмосфера и человек.Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений. ПРОЕКТ.

Составлять  правила поведения во время опасных атмосферных явлений

П.Формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания.

Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого.

К.Организовывать работу в  группе.

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил  индивидуального и коллективного  безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений.

22

Обобщение знаний «Атмосфера»

Систематизировать и  представлять свои знания  при выполнении заданий в  различной форме.

П.Представлять свои знания  при выполнении заданий в  различной форме

Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения..

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Систематизировать информацию по теме  «Атмосфера»

3.Биосфера – живая оболочка Земли– 4 часа

23

Биосфера – земная оболочка.

Выявлять причинно – следственные связи между биосферой и другими оболочками Земли.

П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения

Р. Излагать свое мнение.

К. Осознанно использовать речевые средства.

Формирование познавательной и  информационной культуры.

Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота.

24

Почва как особое природное образование.

работа с образцом почвы.

Делать описание почвенного разреза по плану.

П.Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого.

К.Организовывать работу в  группе.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, готовности и способности к самообразованию.

Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв.

25

Биосфера – сфера жизни.

Делать  компьютерные презентации по выбранной теме.

П.Работать с различными источниками гео. знаний.работать с компьютером.

Р.Планировать  деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ.

К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий.

Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата. Высказывать мнение о значении биосферы и воздействия человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды.

26

Обобщение знаний «Биосфера»

Систематизировать и  представлять свои знания  при выполнении заданий в  различной форме. .

П.Представлять свои знания  при выполнении заданий в  различной форме

Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Систематизировать информацию по теме  «Биосфера»

4.Географическая оболочка Земли – 5 часов.

27

Географическая оболочка Земли.

Выявлять причинно – следственные связи между оболочками Земли.

П.Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Р.Определять цель в деятельности.

К.Осознанно использовать речевые средства общения.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.

Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей гео. оболочки на основе анализа тематических карт.

28

Природные зоны Земли

Работать с тематической картой «Природные зоны Земли».

Выявлять приспособления животных и растений к среде обитания.

П.Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию.

Р.Выдвигать версии, оценивать степень достижении цели.

К. Осознанно использовать речевые средства общения.

Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации.

Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания.

29

Культурные ландшафты.

П/Р. Составление  схемы  основных видов культурных ландшафтов.

Выявлять  главные признаки культурных ландшафтов  и отличия между  природными и культурными ландшафтами.

П.Сравнивать объекты по самостоятельно определенным критериям.

Р.Планировать деятельность в учебной ситуации.

К. Осознанно использовать речевые средства общения.

Формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника и презентацией по теме.

Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников гео. информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов.

30

Влияние человека на ландшафт.

Выполнять презентацию  по заданной теме.

П.Умение организовывать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы.

Формирование  толерантности и умения работы в группе.

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу.

31

Обобщение знаний  по теме «Географическая оболочка Земли»

Систематизировать и  представлять свои знания  при выполнении заданий в  различной форме.

П.Представлять свои знания  при выполнении заданий в  различной форме

Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Систематизировать информацию по теме  «Географическая оболочка Земли»

-

32

Подготовка к итоговому тестированию

Выполнять тестовые задания различного уровня.

П.Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания.

Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки.

К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Выполнение тренировочных заданий  различного уровня.

33

Итоговое тестирование за учебный год.

Выполнять тестовые задания различного уровня.

Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию.

Выполнение контрольных  заданий  различного уровня.

34-35

Итоговые уроки

        

 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Методическая литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
  3. А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / (А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.); под ред.  А.И. Алексеева; М.: Просвещение, 2015 –192 с. -  (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
  4. Николина В.В. География: 5-6 классы: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015.
  5. А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «География 5-6 классы»:     Мой тренажер. М.: Просвещение, 2015.
  6. Географический атлас. 6 класс.
  7. Контурные карты, 6 класс.
  8. Методическое пособие с электронным приложением. «Дидактические и развивающие игры с применением ИКТ .М. «Планета», 2011
  9. В.В. Пятунин Контрольные и проверочные работы по географии М., Дрофа 2014
  10. Занимательная  география на уроках и внеклассных мероприятиях М., «Глобус» 2010
  11. Е.Ю. Колбовский Изучаем малые реки. Ярославль Академия развития 2004
  12. . Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ» 2004г.
  13. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
  14. Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/
  15. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru
  16. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
  17. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/ 
  18. Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

Оборудование:персональный компьютер, набор тематических плакатов, барометр, компасы,метеолаборатория..

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school- collection.edu.ru
  2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). http:// www.km-school.ra
  3. Диск «География 5-6 классы»

4. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/                             5. Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/                                                     6. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru                                                     7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/                                 9. Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.

Электронные  носители:

1.CD диск по теме::  «Гидросфера»

2.Электронный учебник  6-10 класс

3. Комплекс презентаций для уроков географии в 7 классе.

Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся:

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустив не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

 Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3». Имеются грубые ошибки в использовании карты

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

                                                               Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков,но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

                                                                                Критерии оценивания тестов (состоящих из 10 вопросов)

«5» - 90 – 100%«4» - 70 – 89%«3» - 50 – 69 %«2» - менее 50%

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов,

 «4» - 7-9,«3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса физики 9 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

Рабочая программа курса физики 11 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

рабочая программа по физике 7 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

Рабочая программа курса физики 10 класс 2021-2022 учебный год

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного  предмета  в школе,  вносит  существенный  вклад  в  систему  знаний  об ок...

Рабочая программа учебного предмета География, 5 класс, 2021-2022 уч.г.

Рабочая программа учебного предмета География, 5 класс, 2021-2022 уч.г....

Рабочая программа учебного предмета География, 7 класс, 2021-2022 уч.г.

Рабочая программа учебного предмета География, 7 класс, 2021-2022 уч.г....

Рабочая программа учебного предмета География, 8 класс, 2021-2022 уч.г.

Рабочая программа учебного предмета География, 8 класс, 2021-2022 уч.г....