Технологическая карта урока географии 8 класс Внутренние воды. Реки
план-конспект урока по географии (8 класс)

Урок по теме "Внутренние воды. Реки". Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и способов действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТК урока географии 8 класс Реки39.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии

Учитель: Портнягина С.Н.

Класс: 8

Тема урока: Внутренние воды. Реки

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации, применения её в знакомой и новой учебной ситуации, проверки уровня усвоения системы знаний и способов действий.

Задачи:

Обучающая

  • ввести, сформировать понятия «режим реки», «питание реки», «уклон реки»;

формирование практических умений.

Развивающая

Развитие универсальных учебных действий:

  • умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели, оценивать достигнутые результаты;
  • умение вести поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение и передачу, делать выводы, обобщать, проводить самоанализ;
  • умения работать с различными информационными источниками;

Воспитательная

  • способствовать формированию личностных качеств: умение работать в учебных группах, ответственности, способности к самооценке.

Планируемые результаты:

Предметные

- знать понятия: режим и питание реки;

- определять зависимость речной системы от климата;

- применять полученные знания в различных ситуациях.

Метапредметные

Регулятивные:

- умение организовывать свою деятельность,

- определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; 

- оценивать результаты учебной деятельности.

Познавательные:

- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные:

- умение организовывать учебное сотрудничество в паре, с учителем, со сверстниками.

Личностные

-  развитие познавательных мотивов;

- умение уважительно относиться к мнению одноклассников.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая, модель смешанного обучении («Зоновая ротация»)

Методы обучения: частично – поисковый

Методы познания: частично – поисковый, анализ и самоанализ знаний

Межпредметные связи: ОБЖ, литература

Средства обучения: Учебник «География России. Природа. Население. Хозяйство», 8 класс/ В.П. Дронов, И.И. Баринова,  физическая карта России, атласы, раздаточный материал, компьютер, проектор, ноутбуки.

п/п

Этап урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Планируемый

результат

Формируемые УУД

1

Организационный момент.

1 мин

Включение учащихся в учебную деятельность урока.

Внутренняя готовность выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Приветствие учащихся

Позитивный  настрой прием «Дерево достижений».

     Цель: создание эмоционально-психологического настроя.

Обратите внимание на это дерево, у него листочки разного цвета. Сейчас я попрошу взять вас по одному листочку с дерева. И разместиться на тех местах , где изображен листочек такого же цвета.

 Каждый листок отображает ваш настрой на сегодняшний урок.

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии,  красный, — желают общаться, желтый — проявят активность, синий — будут настойчивы.

 Настраиваются на урок

Организовывают рабочее место, настраиваются на работу.

2.

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

3 мин

Введение  в  тему  урока  и  создание  условий для  осознанного  восприятия  нового  материала.

Создаёт учебную ситуацию

- Сегодняшний урок я хочу начать  со слов Виктора Гюго. А вы догадайтесь, о чём идёт речь.  «Они, словно гигантские трубы, поют океану о красоте Земли, о возделанных полях, о великолепии городов и о славе людей». Слайд 1

- Вспомните, что такое река?

Что такое устье?

Что такое Исток?

- А теперь обратите внимание на фотографии рек в различное время года. Как вы думаете, чем отличаются эти реки? Когда реки находятся в таком состоянии? Какой компонент природы повлиял на состояние рек? (Слайд 2)

Отвечают на вопросы учителя.

-  о реках

Дают определение

Река – поток воды, текущий в природном углублении.

Устье – куда впадает река

Исток – начало реки

климат

Познавательные:

Формируют познавательные интересы

Личностные:

Осознают ценность географических знаний

Коммуникативные:

Формулируют и аргументируют своё мнение.

Высказывают суждения, подтверждая их фактами.

3.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

3 мин

Подготовка учащихся к организации осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения.

Предлагает сформулировать тему урока.

Ставят цели урока.

- Перед вами термины, с которыми нам сегодня предстоит познакомиться на уроке: река, ледостав, ледоход, паводок, половодье, наводнение, межень, уклон реки, режим и питание реки.

- Как вы думаете, все ли эти термины связаны с рекой и все ли они являются продуктом климата?

- А правы вы или нет, мы узнаем в ходе нашего урока.

Формулируют тему, планируют задачи урока,

Тема урока «Реки».

Цели урока:

  1. Определить зависимость речной системы от климата
  2. Познакомиться с новыми терминами по данной теме
  3. Уметь применять данные знания в практических целях.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной

полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение.

Регулятивные:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

4.

Усвоение новых знаний и способов действий.

26 мин

Организовать деятельность учащихся по изучению нового знания и способам действий.

Направляет деятельность учащихся.

- Для того чтобы определить зависимость речной системы от климата, что в первую очередь мы с вами должны вспомнить?  

Слайд 3 Карта физическая России

- В каких климатических поясах расположена наша страна?

- В какой части нашей страны самая густая речная сеть? А почему?

- далее знакомство с реками будет осуществляться вами самостоятельно, используя различные источники информации, работать  будете  в нескольких зонах, по сигналу учителя вы должны будете закончить работу в своей  зоне и перейти к работе в другой зоне.

Зеленый

- Задание для 1 зоны. 

Используя атлас, необходимо заполнить контурные карты, обозначив крупные реки России и океаны,  в которые они впадают (используя номенклатуру) Приложение 1

Красный

- Задание для 2 зоны. 

Используя ноутбук, где вам предлагается  просмотреть видео материал.

Выясните, как определять, уклон реки.

Желтый

Задания для 3 зоны:

Работа с учителем над краеведческим материалом. Дать характеристику одной из рек ЯНАО, используя атлас и дополнительные материалы. Приложение 2

Синий

Задания для 4 зоны:

Работа с учебником.

Найдите в тексте учебника параграф & определения следующих понятий и выпишите в тетрадь Приложение 3

Отвечают на вопросы учителя, делают первое заключение и записывают в тетрадь:

Реки – продукт климата, потому что от климата зависит густота сети рек.

Работают в группах с текстом учебника, с видеоматериалом, с картами  атласа и контурными картами, с ресурсами Интернет

Работа в зонах со сменой через 5 минут

Познавательные:

Уметь анализировать, делать выводы, определять понятия.

Уметь  классифицировать информацию по заданным признакам.

Уметь работать с источниками информации, вести поиск и отбор информации.

Регулятивные:

Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля правильности полученных результатов.

Коммуникативные:

Умение работать в группах.

Уметь с достаточной

полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение.

4.

Первичное закрепление и осмысление учебного материала.

6 мин

Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий.

- А теперь я предлагаю вам послушать отрывок из поэмы А.С. Пушкина. «Медный всадник».

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Всё побежало, всё вокруг

Вдруг опустело — воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решёткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь как тритон,

По пояс в воду погружён.

- Как вы думаете, какое явление описал в своей поэме поэт?

А.С. Пушкин описал Петербургское наводнение 1824 года — самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. (Слайд 4)

- А о каком явлении писал Н. Некрасов в своем стихотворение «Дед Мазай и зайцы» …Я раз за дровами
В лодке поехал — их много с реки
К нам в ………. весной нагоняет —
Еду, ловлю их. Вода прибывает.

(Слайд 5)

- В чем отличие наводнения от половодья?

Отвечают на вопросы учителя.

- Наводнение

Отвечают на вопросы учителя. Приводят доказательства

- Половодье

Наводнение — это затопление водой местности, которое может произойти в результате подъема уровня воды в реке, озере или море и может быть вызвано как паводком, так и половодьем.
половодье — это наибольшая в году водность реки, регулярно повторяющаяся в одни и те же сезоны.

Познавательные:

Контролируют и оценивают процесс и результаты работы.

Регулятивные:

Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля правильности полученных результатов.

5.

Информация о домашнем задании

1 мин

Нацелить на осознанное выполнение домашнего задания, записать.

Предлагает использовать  информационный сайт о реках http://vsereki.ru и найти 10 интересных фактов о реках, которые вас удивили.

(Слайд 6)

Записывают д/з.

6.

Рефлексия. Подведение итогов учебного занятия.

 

2 мин

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

- Можно ли считать, что «Реки – продукт климата»?

- Что для вас сегодня на уроке было открытием?

- Какие приобретённые знания с урока вам пригодятся в повседневной жизни.

-Оцените результаты своей деятельности на уроке. На листочке с дерева Достижений поставьте себе отметку за урок и выходя прикрепите ее к дереву.

- Спасибо за работу. Урок окончен.

Анализируют свою работу на уроке.

Самооценка

Личностные:

Осознают ценность географических знаний.

Адекватно понимать причины успеха-неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать и аргументировать своё мнение.

Регулятивные:

Умение анализировать свои действия, определять уровень достижений своих результатов (самооценка).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Номенклатура РЕКИ РОССИИ

Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Колыма, Анадырь, Амур, Северная Двина, Печора, Нева, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Уссури, Камчатка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РЕКИ ЯНАО

План описания  реки.

  1. Название
  2. Исток реки.
  3. Направление течения.
  4. Притоки реки.
  5. Место впадения.
  6. Использование реки человеком.
  7. Экологические проблемы.

Название реки

Исток

Устье

Длина, км

Притоки

Надым

озера Нумто

Обская губа, Карского моря

545

Левая Хетта, Хейгияха, Ярудей,

Татлягаяха, Симиеган, Танлова, Правая Хетта, Большой Ярудей

Обь

слиянием рек Бия и Катунь

Обская губа, Карского моря

3650

Чумыш, Иня, Томь, Чулым, Кеть, Тым, Вах, Тромъёган, Пим, Лямин, Назым; слева - Чарыш, Алей, Шегарка, Чая, Парабель, Васюган, Большой Юган, Большой Салым, Иртыш.

Пур

слиянием рек Пякупур и Айваседапур

Тазовскую губу (залив Обской губы Карского моря).

389

Вэнгапур Пурпе, Етыпур, Еркалнадейпур, Харампур, Ягенетта, Большая Хадырьяха, Евояха, Табъяха Нгаркатабъяха (Аркатабъяха), Хадуттэ

Таз

От соединяющихся между собой озер Тынильту и Кулыту

Тазовскую губу (залив Обской губы Карского моря).

1401 

Большая Ширта, Худосей, Печалькы, Пякалькы (Пэкылькы), Хэтылькы, Парусовая, Русская (Луцаяха), Ратта, Поколька, Каралька, Ватылька, Толька, Часелька, Варкасылькы, Большая Тотыдэоттаяха, Юредейяха

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

река

ледостав

ледоход

паводок

половодье

наводнение

межень

уклон реки

режим

питание реки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...

Технологическая карта урока географии по теме "Реки" 6 класс

Тема урока: РекиКласс: 6УМК: Герасимова Т. П., Неклюкова Н. П. География. Начальный курс. М.: 2014Цель урока: расширить и углубить знания о водах суши - реках.Задачи урока:Образовательные: Сформироват...

Технологическая карта урока географии по теме "Вода на Земле"

Технологическая карта к уроку географии по теме "Вода на Земле" составлена для обучающихся 6 класса....

Технологическая карта урока по теме "Внутренние воды и водные ресурсы России"

Урок по данной теме изучается на основе материалов краеведения, что дает представление не только о внутренних водах страны, но и, возможно главное, знания о водах своей местности. Учащиеся учатся срав...

Адаптированное задание по географии. Диктант "Внутренние воды. Река"

Задание по географии  с адапированым текстом для учащихся с нарушением слуха, способствует в игровой форме "диктанта-шифровки", запоминанию терминов и определений при изучении тем...

Конспект урока по теме "Внутренние воды. Реки России", 8 класс

Конспект урока по теме "Внутренние воды. Реки России", 8 класс...