Технологическая карта урока географии по теме "Вода на Земле"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Власенко Галина Анатольевна

Технологическая карта к уроку географии по теме "Вода на Земле" составлена для обучающихся 6 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geograf_05.pptx348.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технологическая карта урока географии в 6 классе «Вода на Земле» Власенко Галина Анатольевна учитель географии МАОУ СОШ № 7 г. Когалым 2016г.

Слайд 2

Задачи урока Образовательные: способствовать формированию знаний о гидросфере, как оболочке Земли, её составных частях, о единстве водной оболочки, о Мировом круговороте воды в природе. Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы, работать самостоятельно и в группах; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, географической картой, с материалами мультимедийной презентации, схемами; создать условия для совершения учащимися «малых открытий», привитие навыков самостоятельной работы при поиске требуемого материала; делать обобщения и выводы. Воспитательные: способствовать воспитанию географической культуры, культуры учебного труда, чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, к рациональному и правильному использованию воды; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету. Предмет, класс , урок № География, 6 класс, урок № 24. Тема урока Вода на Земле Цель урока Создание условий для формирования знаний учащихся о водной оболочки Земли – гидросфере . Тип урока, форма проведения Комбинированный, урок - путешествие Учебно-методический комплекс Учебник «География начальный курс» 6 класс Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П., § 19; рабочая тетрадь к учебнику, а тлас с комплектом контурных карт. Актуальность использования средств ИКТ Использование средств ИКТ для активации познавательной деятельности. Использование дополнительных источников информации (схемы, рисунки). Использование тематической презентации.

Слайд 3

Планируемые образовательные результаты /УУД/ Предметные Представление о воде, ее состояниях и свойствах, объёме воды на Земле . Представление о гидросфере и её составных частях, о единстве водной оболочки, роли гидросферы в природе, о Мировом круговороте воды в природе. Метапредметные 1. Межпредметные понятия. Вещество, время, жизнь, метод, объект (реальный), планета Земля, природа, пространство (положение), пространство (форма, размер), процесс. 2. Регулятивные УУД Планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. 3. Познавательные УУД Извлекать, отбирать и анализировать информацию, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата. 4. Коммуникативные УУД Уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе). Излагать свое мнение. Личностные Личностное самоопределение, смыслообразование , нравственно – эстетическая ориентация Осознавать необходимость изучения темы. Вырабатывать уважительное, доброжелательное отношение к одноклассникам. Формировать основы культуры делового общения, положительного отношения к мнению одноклассников, умения оказать помощь. Решаемые учебные проблемы Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся для более эффективного накопления и применения знаний. Формирование умений строить схемы, создавать проекты. Вид используемых на уроке средств ИКТ Компьютер, интерактивная доска, проектор; презентация «Вода на Земле», фрагмент фильма «Вода на Земле»; м обильный класс (с истема оперативного контроля). Оборудование к уроку Настенная физическая карта полушарий, атласы, глобус, рабочая тетрадь, задания-тренажеры, ф айловая папка с заданиями на столе у каждого ученика, «листы-парусники» для каждой команды, скрепки канцелярские, карточки со свойствами воды, учебное пособие, сигнальные карточки, пакеты с материалом для проекта (бумага, карандаши, маркеры, пакет, вода. Медный купорос, скотч, ножницы, пластилин, вата, клей, картон) .

Слайд 4

Этап урока, цель этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД Примечание 1 . Организацион-ный момент. Мотивация к учебной деятельности Слайд 1. Приветствие учащихся, пожелание плодотворной работы на уроке. Прозвенел и смолк звонок, Вас ждет интересный, полезный урок, Чудесным пусть будет у вас настроение, Легко и свободно дается учение. Я сегодня замещаю капитана Врунгеля , который сейчас находится в очередном путешествии. Каждая из ваших команд – парусник, который отправится в плавание. Перед отплытием выберите в каждом экипаже капитана. В его обязанности входит следить за выполнением заданий, сообщать об их выполнении и сигнализировать мне в случае затруднений. За каждый правильный ответ экипаж получает узлы и лучики. Что в морском деле означает узел? -Капитаны экипажей узлы держат при себе, чтобы ваша скорость не терялась. Чем больше узлов, тем выше ваша скорость, тем быстрее вы придете к финишу. Психологический настрой: - А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по своей команде, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам в нашем путешествии. Проверяют наличие учебных инструментов и материалов для работы на уроке. Учащиеся выбирают капитанов в каждой команде. Узел – единица, применяемая для определения скорости судов. Личностные : смыслообразование (мотивация к учебной деятельности), самоопределение (положительный настрой на работу) Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Учащиеся заранее сформированы в команды. Команды получают «узлы» (скрепки) по количеству правильных ответов и сцепляют их между собой на протяжении урока, а также - солнечные лучики, которые приклеивают к основанию листа – парусника.

Слайд 5

Обозначение темы и целей урока Тема урока скрыта в загадке : « Я и тучка, и туман, я – река и океан . Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу». – Да, верно, сегодня на уроке речь пойдет о воде. Посмотрите на снимок Земли. Слайд 2. Именно такой увидел нашу планету из космоса первый в мире космонавт Ю. А. Гагарин . Если быстро вращать глобус (учитель вращает глобус), то он покажется одноцветным – голубым. Объясните , почему Земля голубая? Что же изображается этим цветом? -Скажите, как правильно сформулировать тему нашего урока? Правильно, речь пойдет о «Воде на Земле». Ребята, перед вами слова известного французского писателя, автора книги «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Слайд 3. « Вода…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь». Они станут эпиграфом нашего урока - путешествия. -Как Вы думаете, какие цели и задачи урока мы должны решить, исходя из темы урока? Слайд 4. Учитель обобщает сформулированные учащимися цели и задачи урока . Сегодня на уроке мы должны : 1.Давать определение понятий гидросфера и Мировой круговорот воды. 2. Заполнить схему «Состав гидросферы». 3. Уметь описывать Мировой круговорот воды по схеме . 4. Приводить примеры значения воды. 5. Ответить на вопрос: «Много ли воды на Земле?» Учащиеся отгадывают загадку. (Вода) Ответы учащихся. Учащиеся формулируют тему урока: «Вода на Земле». Высказывают свои версии. Ставят цель и задачи урока . Предметные результаты : основы системы научных знаний. Регулятивные: целеполагание . Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; формулирование проблемы.

Слайд 6

2 . Актуализа - ция знаний Слайд 5. Фронтальная беседа. Какие сведения о воде Вам уже известны? А достаточно ли у нас знаний о воде? Мы отплываем от причала «Привокзальный » и вот уже перед нами пролив «Свойства воды». Но здесь сильное течение. и нас так раскачало из стороны в сторону, что все понятия от падения перепутались. Давайте вспомним основные свойства воды и выберем из предложенных свойств правильные . Слайд 6. Откуда вода появилась на Земле? Есть несколько гипотез того, откуда на Земле взялась вода. Гипотеза – это научное предположение. Ученые разделились на два лагеря - сторонников космического и сторонников земного происхождения воды. К уроку ребята подготовили сообщения о гипотезах появления воды на Земле. Сегодня путешествуя сами мы говорим о вечном путешественнике: таком привычном , но при этом самом удивительном веществе на Земле - о её величестве ВОДЕ . Но не просто о воде, а об одной из оболочек Земли. А какую оболочку мы уже изучили ? В названии оболочки, которую мы будем сегодня изучать, так же есть греческое слово, обозначающее - вода. Как она называется ? Фрагмент видеофильма «Вода на Земле». Слайд 7. Работа с учебником: откройте страницу 71. Найдите ответ на вопрос: «Из каких частей состоит гидросфера ?» Слайд 8. Работа со схемой в РТ: откройте рабочие тетради, которые сегодня будут нашими судовыми журналами, на странице 69. Заполните схему «Состав гидросферы». Отвечают на вопрос . Рассуждают. Выбирают из разных понятий –основные свойства воды (п розрачная, бесцветная жидкость, не имеет запаха, растворитель, обладает текучестью). Сообщение учащихся по теме: «Гипотезы происхождения воды на Земле» Отвечают на вопрос . В переводе с греческого « литос » - камень, «сфера»- шар. Гидросфера - это водная оболочка Земли . Находят ответ в учебнике и перечисляют части гидросферы. В тетрадях заполняют схему «Состав гидросферы». Предметные результаты: Основы системы знаний учащихся, их научность. Личностные результаты: адекватное оценивание других, познавательная мотивация Познавательные: извлечение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, обобщение своих знаний. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении, речевая деятельность. Регулятивные: целеполагание , инициативность и самостоятельность. Команды получают конверты с заданиями по теме «Свойства воды». « Гипотезы происхождения воды на Земле»

Слайд 7

3 . Изучение нового материала Физкульт -минутка Мы доплыли до острова «Школьный». Нам необходимо пополнить запас воды и решить п роблемный вопрос урока: Слайд 9. А много ли воды на нашей планете? Поднимите красную сигнальную карточку, кто считает – Мало , и синюю, кто считает – Много . Кто из вас прав? Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к рисунку 47, на странице 71 учебника. Б еседа по рисунку. - Какой воды на Земле много ? Какой воды меньше? Какие части гидросферы состоят из пресной воды, а какие – из солёной? Учитель повторяет вопрос: Так много ли воды на нашей планете? И хватит ли её всем? Слайд 10. Голова чтоб не болела, Ей вращаем вправо-влево. А теперь плечами крутим — И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу, В стороны разводим. Повороты вправо-влево, Плавно производим. Наклоняемся легко, Достаём руками пол. Потянули плечи, спинки. А теперь конец разминке. Шаг на месте. Ходим строем, Сейчас дыханье успокоим. Хоть приятно разминаться, Вновь пора нам заниматься. Все, закончили разминку. Сели прямо, держим спинку. Чтобы уложиться нам в срок, Мы продолжим наш урок. Высказывают свои мнения. Рассматривают рисунок «Объём воды на Земле» Отвечают на вопросы. Высказывают свои мнения. Высказывают свои мнения. (Правы все. Воды – много! Мало - пресной воды!) Выполняют динамические упражнения. Предметные результаты: действия с учебным материалом. Опыт предметной деятельности по получению знаний Личностные результаты: смыслообразование : границы собственного знания и незнания; ценностная и морально-этическая ориентация: оценка своих поступков. Регулятивные: планирование, прогнозирование, управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность. Коммуникативные: навыки сотрудничества; Познавательные: работа с информацией, работа с рисунком , схемой , анализ, обобщение.

Слайд 8

Практичес-кая часть - Проблемный вопрос урока: А теперь я предлагаю вам подумать над вопросом: Почему реки не иссякают, подземные воды не исчезают, а моря не переполняются водой? Думаю, что стихотворение поэта Степана Петровича Щипачева поможет вам найти верный ответ: Мириады водяных пылинок Поднимаются над океаном, Чтобы тут же в путь пуститься длинный По широтам и меридианам, Стать сгустившимися облаками, Тучами, чтоб тяжестью воды Где-то падать на пески и камни, На поля и на сады. О каком процессе, происходящем в природе, здесь идёт речь? Подскажите, как он называется ? Слайд 11. Перед нами залив «Круговорот». Наши парусники попали в настоящий водоворот и терпят бедствие. Какой сигнал необходимо подать ? Всем командам срочно поступили сообщения. Из того, что предложено в сообщениях, используя рисунок 48 в учебнике стр.73 подготовить проект «Круговорот воды в природе». Используя подготовленный проект: схему «Круговорот воды в природе», попытайтесь ответить на вопросы: - Благодаря чему происходит круговорот воды, что является его движущей силой? Какую роль в круговороте воды играет Мировой океан? Назовите три состояния воды, которые можно проследить в процессе круговорота воды в природе ? Чем отличается малый круговорот воды от большого? Как вы думаете, почему вода в атмосфере всегда пресная? Докажите , что все части гидросферы взаимосвязаны. -Ребята, скажите, а какие явления, связанные с Мировым круговоротом воды, можно наблюдать в нашей местности? Что составляет основную часть гидросферы? Покажите их на карте в порядке убывания их площади. Высказывают свои мнения. Отвечают на вопрос. Мировой круговорот воды - непрерывный процесс перемещения воды из океана через атмосферу на сушу и с суши в океан. Учащиеся отвечают.( SOS ) Капитаны получают пакеты с заданиями для команды. Учащиеся выполняют проект «Круговорот воды в природе» из разнообразных материалов. Размышляют над вопросами, коллективно обсуждая ответы. Учащиеся защищают проекты и отвечают на поставленные учителем вопросы, и на возникшие вопросы у команд. Отвечают на вопрос. Основную часть гидросферы составляет Мировой океан. Он подразделяется на 4 океана. Личностные: адекватное оценивание других, познавательная мотивация Регулятивные: целеполагание Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, выполнение групповой работы Познавательные: извлечение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, работа с учебными моделями. Из предложенных материалов создать проект «Круговорот воды в природе»: 1. Бумага, карандаши, маркеры. 2.Пакет, маркеры, вода, медный купорос, скотч, ножницы. 3. Картон, пластилин, маркеры, клей, вата. Полученные проекты размещаются на доске (окне). На карте показывают океаны.

Слайд 9

4 . Проверка пройденного материала. Первичное закрепление знаний. Слайд 12. Итак , возвращаемся к проблемному вопросу , который прозвучал в начале урока : «М ного ли воды на Земле? Почему она не заканчивается?». - Ребята, послушайте слова из стихотворения И. Якимова: « Хоть в это поверить не очень легко, Но Волги вода есть в реке Лимпопо » -Как вы думаете, возможно, ли это? - Как вы понимаете выражение слов: «Много меня - пропал бы мир, мало меня - пропал бы мир». Мы продолжаем регату, и огибаем полуостров Успех. Чтобы правильно сманеврировать я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю каждому из вас пройти квалификационный «Тест юного моряка». Слайд 13. ( Смотреть приложение). На выполнение теста 2 минуты . Слайд 14 (ответы). Отвечают на проблемный вопрос, используя знания, полученные на уроке. Учащиеся индивидуально выполняют задание теста (компьютерное тестирование с помощью системы оперативного контроля или мобильного класса). Предметные результаты: опыт предметной деятельности по преобразованию знаний. Личностные результаты: смыслообразование : границы собственного знания и незнания; самоопределение: самооценка. Регулятивные : контроль, оценка, коррекция. Познавательные: извлечение необходимой информации, выполнение логических операций, сравнение, анализ, обобщение. Проверяем . Считаем количество правильных ответов. Команда победитель получает «узлы» и лучики.

Слайд 10

5 . Самостоятель-ная работа с самопроверкой Слайд 15 Перед вами архипелаг Звенящей воды. Пополним запасы продовольствия. А рассчитаемся ответами на поставленные вопросы. -Ребята, предлагаю вам поучаствовать в игре «верю – не верю» (проверить правильность утверждений). Самостоятельно, на листочках-шаблонах напротив номера утверждения поставьте либо «+», либо «-». (Смотреть приложение). Играют в игру «верю – не верю». Осуществляют самопроверку по эталону, ставят отметки. Предметные результаты: Опыт предметной деятельности по применению новых знаний. Личностные результаты: Ценностная и морально-этическая ориентация: оценка своих поступков. Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция. Коммуникативные: навыки сотрудничества. Познавательные: выполнение логических операций, анализ, обобщение.

Слайд 11

6 . Подведение итогов урока. Что мы сегодня изучили? Что нового вы узнали о воде? Каково же, по-вашему, значение воды? Для чего она нужна людям? Где мы ее используем ? Слайд 15 . В чём заключается значение Мирового круговорота воды? Проблемный вопрос: На планете Земля – 71% воды, суши – 29%. Но во многих городах мира, России, в том числе в Когалыме в магазинах продаётся питьевая вода. Почему ? Слайд 16. Что необходимо делать, чтобы сохранить водные ресурсы? А у нас на уроке появились маленькие капельки воды и хотят рассказать о себе. Отвечают на вопросы, делают выводы. 1.Связывает между собой оболочки Земли: литосферу, атмосферу, гидросферу, биосферу. 2.Объединяет разные части гидросферы. Благодаря тому, что вода легко переходит из одного состояния в другое и непрерывно перемещается, все части гидросферы находятся в неразрывной взаимосвязи 3.Обеспечивает поступление воды на сушу. Высказывают свои мнения по темам: «Загрязнение воды», « Вода – бесценный дар природы». Люди должны ее беречь. Правила бережного отношения к воде. Дети инсценируют стихотворение В.Волкова «Разные капельки». Разные капельки здесь собрались, Людям письмо сочинять принялись. Первая капля, дочурка болота, Вздыхает: «Болото мелеет чего-то!» Из гейзера вышла капля вторая, Дыханием теплым сестер согревая. Капелька третья с холодом дружит, Но поле зимой защищает от стужи. Четвертая капля – морское дитя, Она в океан попадает шутя. Пятую каплю принес водопад, Силой своей он служить людям рад. Каплей шестой поделился родник, Он угощать всех водою привык. Капля седьмая – озерная дочка. – Все мы бесценны. Храните нас. Точка. Предметные результаты: Действия с учебным материалом. Личностные результаты: Самоопределение: самоуважение и самооценка. Ценностная и морально-этическая ориентация: оценка своих поступков. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли .

Слайд 12

7 . Домашнее задание. Слайд 17. 1 уровень: 1.Прочитать параграф 19 учебника, ответить на вопрос 3, 6 на странице 73-74 . 2 уровень: Найдите высказывания великих людей и писателей о воде, гидросфере и Мировом круговороте воды в природе. 3 уровень: творческое задание (по выбору) : «Путешествие капельки воды» (сказка , рассказ, рисунок, презентация ) или о формление в рисунках « Жалобной книги госпожи Капельки». Девиз книги: «Беречь воду – значит беречь жизнь !» Делают записи домашнего задания самостоятельно сделав выбор уровня задания. Предметные результаты: Действия с учебным материалом. 8. Рефлексия. Слайд 18. Ну , вот мы и на финише. Но прежде чем подвести итог и наградить победителей, организаторы регаты просят выразить свое отношение к ней. У каждой команды на парте лист - парусник с приклеенными лучиками. Если вам - было интересно и легко на уроке, и вы все поняли, то приклейте в центре солнечный диск. Если вам - урок не понравился, были трудными задания, вы плохо поняли материал, то приклейте в центре грозовую тучу. Сейчас я вас попрошу поднять свои листы. -Какие же скорости развили наши экипажи. Подсчитайте узлы. Самым быстрым оказался экипаж … Оценивание работы каждой команды в целом и участников на уроке. Капитаны прикрепляют к листам- парусникам скрепки -«узлы». Определяют победителя . Каждый в ысказывает своё мнение, рассуждает. Предметные результаты: Действия с учебным материалом. Личностные результаты: Самоопределение: самоуважение и самооценка. Ценностная и морально-этическая ориентация: оценка своих поступков, адекватное оценивание себя и членов группы. Регулятивные: управление своей деятельностью, контроль оценки своей деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Слайд 13

Приложение к уроку географии в 6 классе «Вода на Земле» Власенко Галина Анатольевна учитель географии МАОУ СОШ № 7 г. Когалым 2016г.

Слайд 14

Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации данный слайд не удалять! Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей № 21 г . Иваново Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии в 5 классе "Уникальность планеты Земля".

Технологическая карта урока географии 5 класса "Уникальность планеты Земля."...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта урока географии на тему: "Обращение Земли вокруг Солнца" 5 класс

Технологическая карта к уроку для 5 класса по географии (УМК В.П. Дронова)...

Технологическая карта урока географии "Геологическое время. История Земли как планеты."

Технологическая карта урока № 3 по географии в 7 классе по теме "Геологическое время. История Земли как планеты."...

Технологическая карта урока географии "Как люди открывали Землю", 5 класс

Технологическая карта урока географии "Как люди открывали Землю", 5 класс...