Урок географии на тему: " Влага в атмосфере"
план-конспект урока по географии (6 класс)

На уроке:

  • Складываются представления о абсолютной и относительной влажности воздуха;
  • Рассматриваются понятия:  зависимости между температурой воздуха и его влажности, конденсации, тумана, облака и их видов;
  • Приобретается навык рассчитывать относительную влажность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vlaga_v_atmosfere.docx33.94 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Енкаевская школа.

Тема урока: «Влага в атмосфере» .

6 класс

                                                            Учитель Тимошкин С.В.

Тема урока: «Влага в атмосфере» .

Цель урока: создать условия для формирования

- представления о абсолютной и относительной влажности воздуха;

- понятия:  зависимости между температурой воздуха и его влажности, конденсации, тумана, облака и их видов;

- умение рассчитывать относительную влажность.

Оборудование урока: компьютер, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, школьная доска.

Тип урока: открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностного географического знания об абсолютной и относительной влажности воздуха, как одного из важнейшего компонента климата, влияющего на здоровье людей.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.

Предметные: сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, о влиянии влажности на человека.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности класса к уроку.

2. Актуализация знаний:

«На предыдущем уроке мы изучили пояса освещённости, закрепим полученные знания. Приглашаем желающего заполнить на доске  картосхему «Пояса освещённости Земли».

 Остальные выполняют географический диктант. На доске даны основные понятия темы «Пояса освещённости Земли», которые вы используете в ответе на вопросы, задаваемых учителем, записывая понятия на карточке под соответствующем номером вопроса. Карточки следует подписать».

      Понятия:

      На экваторе; В  Антарктиде, Гренландии, севере Евразии; Поясов освещённости; Северный и Южный тропик; Северный и Южный полярный круг; 22 июня и 22 декабря; 21 марта и 23 сентября; Жаркий, Умеренный, Холодный.

      Вопросы:

  1. Температура воздуха +25с,+26с наблюдается на  __________.
  2. Температура воздуха -10с отмечается ____________________.
  3. Из-за неравномерного поступления солнечного света и тепла на земной поверхности выделяют пять _____________________________.
  4. Днями летнего и зимнего солнцестояния являются __________.
  5. Днями весеннего и осеннего равноденствия являются ________.
  6. Границами поясов освещённости являются _________________.
  7. В этом поясе освещённости солнце всегда высоко стоит над горизонтом, а по два дня в году на каждой параллели его лучи в полдень падают на поверхность отвесно _____________.
  8. Угол падения лучей в этом поясе никогда не бывает отвесным, однако летом он значительно больше, чем зимой. Чётко выражены два основных и два переходных сезона года, по которым меняется продолжительность дня _________________.
  9. Летом в этом поясе в полярный день солнце не скрывается за горизонтом, но его  лучи лишь скользят по поверхности. Зимней полярной ночью солнце вообще не появляется над горизонтом. На полярных кругах продолжительность полярных дней и ночей равна суткам, а на полюсах шести месяцам ________________.

После выполнения диктанта учащиеся  проверяют друг  у друга пользуясь ключом  озвучиваемым  учителем.

        Ключ:

  1. На экваторе.
  2. В Антарктиде, Гренландии, севере Евразии.  
  3. Поясов освещённости.
  4. Северный и Южный Тропик; Северный и Южный полярный круг.
  5. 22 июня и 22 декабря.
  6. 21 марта и 23 сентября.
  7. Жаркий
  8. Умеренный
  9. Холодный.          

Оценивают работу: 0-1 ошибка «5», 3 ошибки «4», 4 – «3».                                                                                                                                                       Оценивают работу учащегося у школьной доски, при необходимости корректируют.

« Попросим (имя учащегося) убрать школьную доску влажной губкой. Заработанные оценки будут учтены учителем при проверке домашнего задания в контурных картах. Если домашнее задание выполнено на отлично, то выставим две отметки, если менее, то оценка  заработанная на уроке повысит общую оценку за освоенный материал. А сейчас я бы хотел узнать, пригодятся полученные знания вам?»

Учащиеся выражают своё мнение.

3. Пояснение новой темы урока:

Знакомство учащихся с темой урока и предлагается учащимся решить проблему

«(имя учащегося) убрав школьную доску, оставил её влажной, но пока мы свами беседовали доска стала сухой. Что случилось, куда делась влага?  Сформулируйте тему урока!»

Формулируют название темы и цели урока

Тема нашего урока. Влага в атмосфере. 

С чем на уроке мы сегодня должны познакомиться? На какие вопросы должны ответить?

Что происходит с водой в атмосфере?

Какой воздух влажный, а какой сухой?

- Если водяной пар невидим, как можно его обнаружить… (при охлаждении поверхности), если учащиеся затрудняются, учитель приводит пример. Например, вы, достали из холодильника бутылку с водой, что вы наблюдаете, через несколько минут? Откуда взялись капельки воды на бутылке?

(Происходит процесс конденсации - превращение водяного пара в капельки воды на холодной поверхности.) 

- Какие еще доказательства из собственных наблюдений можно привести, подтверждающие, что в атмосфере есть водяной пар…. (роса, туман, морозные узоры на стекле).

- Кто поставляет влагу в атмосферу? (моря и океаны) 86% водяного пара поступает в атмосферу с поверхностей морей и океанов, и лишь 14% водяного пара поступает с поверхности суши.

- И такого невидимого пара в земной атмосфере огромное море. Можно сказать, что мы живем на дне огромного воздушно-водного океана. Правда, воду мы не видим, она как бы растворена в воздухе.

- Какие состояния воды вы знаете?

- Что такое испарение?

(Испарение - процесс перехода вещества из состояния жидкости в газообразное либо парообразное, который при этом происходит на поверхности вещества)

- Мы с вами живем в местности, где часто выпадают осадки. И после дождя на дорогах появляются лужи, через некоторое время лужи исчезнут. Почему? Когда лужи высохнут быстрее летом или осенью? Объяснить.

- Т. е. на испарение будет влиять температура воздуха. Чем теплее воздух, тем больше влаги он сможет в себя вместить.

Работа с учебником стр.141, таб.113

- Внимательно рассмотрите таблицу и ответьте на следующие вопросы.

- Определите, сколько граммов воды должен содержать насыщенный воздух при температуре: а) -10; б) 0; в) +20.

Как видно из таблицы, воздух при определенной температуре может содержать определенное количество водяного пара. Если воздух вмещает такое количество водяного пара, какое он при данной температуре может содержать, то его называют насыщенным или абсолютной влажностью.

Это называется абсолютной влажность, работа с учебником, стр.141 -142, найти, что называют абсолютной влажность (озвучить).

Количество водяного пара в граммах в 1 м³ воздуха называется абсолютной влажностью воздуха.

-Как вы думаете, может воздух содержать влаги больше или меньше тех значений, которые приведены в таблице? (может)

- если воздух вмещает меньше влаги, его называют ненасыщенным.

Работа с таблицей.

Степень насыщения водяным паром называют относительная влажность воздуха (стр. 142, относительная влажность, озвучить)

Относительной влажностью называется отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре.

Абсолютная и относительная влажность измеряется в граммах в 1 м3

- Является ли воздух насыщенным, если при температуре + 20 0С 1 мего содержит 7 г водяного пара?

Ответ: Нет, не хватает 10 г до насыщения.

- Сколько граммов водяного пара может вместить 1 м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 0 0С до + 10 0С?

от + 10 0С до +20 0С? Ответ: (4,5; 7,5)

Прибор, который измеряет влажность воздуха, называется – гигрометр.

(Сообщение учителя)

«Относительная влажность измеряется с помощью прибора -волосяного гигрометра (по-гречески гигрос - влажный, метр - мера). В этом приборе используется свойство человеческого волоса удлиняться при повышении влажности. Когда влажность уменьшается, волос укорачивается. Изменение длины волоса передается стрелке, которая, двигаясь вдоль циферблата, показывает относительную влажность в процентах. Гигрометр так же, как и термометр, помещается в метеорологическую будку. 
На метеостанциях влажность воздуха определяется на более точных приборах и с помощью специальных таблиц. Волос берут обезжиренный.

Считают, что влажность от 30 до 60% - нормальная, более 60%- высокая, менее 30% низкая. Обычно при дожде относительная влажность воздуха достигает 90% и более (100%).

Оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40—60%.»

Решение практических задач, учебник стр. 142.

Учатся рассчитывать относительную и абсолютную влажность.

Решают проблему, демонстрируя знания

« Ребята, а какое явление можно ожидать при 100 % влажности?  (Дождь)  Как же  происходит его образование? Воспользуемся вновь губкой, если её сильно сжать, т.е. уменьшить её объём,  то из неё выделится влага, которой до этого не было видно (демонстрация учителем). Что в природе сжимает тела, в том числе и воздух?  (понижение температуры воздуха) Найдите определение этого процесса в учебнике на стр.143». Конденсация ( учащиеся озвучивают) . « Решите задачу:  Чем отличаются туман и облака? (находят отличие в высоте образования). Облака также различаются по высоте, посмотрите внимательно презентацию, узнайте виды облаков, условия их образования (демонстрируется презентация).

Физкультминутка.

«Вверх за испарением влаги». Встаньте на носочки  потянитесь руки вверх. Встаньте на полную стопу.  Повторите 4-5 раз. Присаживайтесь.

Облака бывают:

1. Кучевые- пышные облака, образуются при поднятии воздуха вверх в результате нагревания поверхности. Их делят на кучево- дождевые облака (ливневый дождь)

2. Слоистые. Их делят на слоисто- дождевые облака (вызывают выпадение обложных осадков (дождя или снега) и слоисто- кучевые (Осадки из слоисто-кучевых облаков, как правило, не выпадают).
3
. Перистые. Характеристика: отдельные белые волокнистые облака, тонкие и прозрачные, изредка с плотными или хлопьевидными образованиями. Располагаются в виде пучков и полос, идущих через всё небо и сходящихся у горизонта. Хорошо просвечивают небо. Осадки, выпадающие из перистых облаков, никогда не достигают поверхности земли.
Перисто-кучевые- белые тонкие облака, имеющие вид мелких волн, хлопьев или ряби («небо в барашках»). Образуют слои или параллельные гряды. Хорошо просвечивают небо. Осадки из перисто-кучевых облаков не выпадают.

Перисто-слоистые- тонкая однородная пелена белого или голубоватого цвета, иногда слегка волокнистого строения. Иногда располагаются в больших количествах, закрывая всё небо. Просвечивают Солнце, Луну, яркие звёзды, плохо просвечивают голубое небо. Перисто-слоистые облака служат предвестником ухудшения погоды. Достаточно часто они появляются после окончания пасмурной или дождливой погоды. Осадки, выпадающие из перисто-слоистых облаков, не достигают поверхности земли.

Итак, какие виды облаков вы узнали? (кучевые, слоистые, перистые)

Облачность- важная характеристика погоды, показывающая какая часть небосвода занята облаками (выражается в баллах). Безоблачное небо- 0 баллов, полостью закрытое облаками небо- 10 баллов. От величины облачности зависит, сколько света и тепла дойдёт до поверхности Земли, сколько выпадет осадков. Облачность ночью препятствует понижению температуры воздуха, а днём ослабляет нагревание Земли Солнцем.

6.Закрепление.

Вопрос: - Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Как мы с ними справились? 

7. Рефлексия

 Где вам может пригодиться изученный материал?

8. Домашнее задание.

Параграф 35

Задания в рабочей тетради стр.93 N 2,3,4.

Урок №

 Тема урока: «Влага в атмосфере 2».

Используемые учебники и учебные пособия:

Учебник - География, 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций под редакцией А.И. Алексеева. Москва «Просвещение» 2015

Николина 5-6 класс География. Поурочные разработки "Полярная звезда" ФГОС Москва «Просвещение» 2015г

Оборудование: карты атласа для 6 класса, карта годового количества осадков (мира и России), компьютер.

Тип урока: изучение нового материала с элементами игры.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично – поисковый, репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Цели урока:

Образовательная: Сформировать у учащихся понятие «атмосферные осадки», расширить и углубить знания об атмосферных осадках, выявить причины образования различных видов атмосферных осадков и их значение.

Развивающая: Развивать умение работать с географическими картами, таблицами, анализировать, обобщать и делать выводы.

Воспитательная: Способствовать повышению интереса к предмету, воспитывать уважительное и толерантное отношения к ответам своих коллег по классу, воспитывать культуру общения.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Проверка домашнего задания по вопросам:

1. Что такое абсолютная влажность?

2. Что такое относительная влажность?

3. Актуализация знаний:

Для того, чтобы определить тему урока, нужно отгадать загадки:

1. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака)

2. Вечером-водой, ночью-водой, а утром – в небеса. (Дождь)

3. С неба – звездой, в ладошку – водой. (Снег)

4. Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град)

5. Вечером наземь слетает, ночь на земле пребывает, утром опять улетает. (Роса)

6. Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней)

7. Вода по воде плавает. (Лед)

8. Лежал, лежал,

Да в реку побежал. (Снег)

9. Что падает и никогда не расшибается? (Осадки)

"Загадки- обманки":

1. Все засуетились, крик, переполох.
С неба очень больно сыпется горох.
Нет уж, не хотим мы эти чудеса!
Причитают люди: «Перестань, … 
град
2. Что случилось – тонет мир в белом молоке,
И совсем не видно, что там вдалеке.
Объяснит загадку вам каждый человек –
Просто ранним утром над землёю … 
туман
Итак, правильно. Все загадки отгадали, кто мне сформулирует какя тема нашего сегодняшнего урока?

4. Изучение нового материала:

Какие состояния воды вы знаете? Что происходит с водой в атмосфере?

Во что превращается водяной пар?

Определение влажности воздуха имеет значение не только для определения погоды, но и при хранении музейных экспонатов (книг, картин). Как вы это понимаете?

Наверное, многие люди и в том числе и вы, любите смотреть на облака, ведь они нередко принимают причудливую форму. Многие классики в своих произведениях упоминали об облаках:

Небо — как будто летящий мрамор
С белыми глыбами облаков,
Словно обломки какого-то храма,
Неспровергнутого в бездну веков!

Это, наверно, был храм поэзии:
Яркое чувство, дерзкая мысль;
Только его над землею подвесили
В недосягаемо дальнюю высь.

Небо — как будто летящий мрамор
С белыми глыбами облаков,
Только пустая воздушная яма
Для неразборчивых знатоков!

Николай Асеев

Какие мысли у вас возникают, глядя на облака? Выскажите их.

Итак, нагретый воздух поднимается, охлаждается и находящийся в нём водяной пар переходит в жидкое состояние. Вначале это очень, очень мелкие капельки воды. Такие капли не выпадают на землю, а "плавают" в воздухе. Так образуются облака. 

Что такое облака учащиеся читают в учебнике стр.143

Облака- это скопление водяных капель или кристаллов льда, находящихся на значительной высоте над поверхностью Земли.

Если капель становится всё больше, они увеличиваются и наконец проливаются на землю дождём или выпадать в виде снега или града. Если водные капельки держатся в приземном слоевоздуха, мы наблюдаем туман.

Облака бывают:

1. Кучевые- пышные облака, образуются при поднятии воздуха вверх в результате нагревания поверхности. Их делят на кучево- дождевые облака (ливневый дождь)

2. Слоистые. Их делят на слоисто- дождевые облака (вызывают выпадение обложных осадков (дождя или снега) и слоисто- кучевые (Осадки из слоисто-кучевых облаков, как правило, не выпадают).
3
. Перистые. Характеристика: отдельные белые волокнистые облака, тонкие и прозрачные, изредка с плотными или хлопьевидными образованиями. Располагаются в виде пучков и полос, идущих через всё небо и сходящихся у горизонта. Хорошо просвечивают небо. Осадки, выпадающие из перистых облаков, никогда не достигают поверхности земли.
Перисто-кучевые- белые тонкие облака, имеющие вид мелких волн, хлопьев или ряби («небо в барашках»). Образуют слои или параллельные гряды. Хорошо просвечивают небо. Осадки из перисто-кучевых облаков не выпадают.

Перисто-слоистые- тонкая однородная пелена белого или голубоватого цвета, иногда слегка волокнистого строения. Иногда располагаются в больших количествах, закрывая всё небо. Просвечивают Солнце, Луну, яркие звёзды, плохо просвечивают голубое небо. Перисто-слоистые облака служат предвестником ухудшения погоды. Достаточно часто они появляются после окончания пасмурной или дождливой погоды. Осадки, выпадающие из перисто-слоистых облаков, не достигают поверхности земли.
Как образуются облака, учащиеся читают в учебнике стр.143. Анализируют рис.99

Итак, какие виды облаков вы узнали? (кучевые, слоистые, перистые)

Облачность- важная характеристика погоды, показывающая какая часть небосвода занята облаками (выражается в баллах). Безоблачное небо- 0 баллов, полостью закрытое облаками небо- 10 баллов. От величины облачности зависит, сколько света и тепла дойдёт до поверхности Земли, сколько выпадет осадков. Облачность ночью препятствует понижению температуры воздуха, а днём ослабляет нагревание Земли Солнцем.

Какую роль облака или облачность играют в природе?

А какие еще виды осадков, кроме дождя и града вы знаете?

Предлагаю сгруппировать виды осадков и записать в тетрадь собственную классификацию видов осадков. Учащиеся работают самостоятельно с подтемой "Какие бывают осадки" на стр учебника 145.

Прибор для измерения количества осадков – осадкомер.

Осадкомер снимают 2 раза в сутки в 7 и 19 часов. Количество осадков за сутки вычисляется путем сложения результатов двух измерений.

Количество осадков за месяц равно сумме осадков, выпавших за все дни этого месяца. Что называют годовым количеством осадков?

Осадки - благо или вред?

Рассуждение учащихся.

Узнают интересные факты о том, где большое, а где малое количества осадков на планете:

Где самое сухое место на планете? Это вовсе не Сахара. На самом деле, самым сухим местом на Земле является Антарктика. Некоторые части этого региона не видели дождя в течение двух миллионов лет. Конечно, в Антарктике много льда, но если следовать пониманию термина "пустыня", мы узнаем, что так называется регион, где осадков менее 254 мм в год. В Сахаре - 25 мм, в Арктике, в среднем, примерно столько же (конечно, не во всех регионах Арктики идет дождь в весеннее время, но дожди там выпадают). А вот в Антарктике никогда не идет дождь, и его там не было уже многие тысячелетия.

5. Закрепление

Учебник стр. 145 №1

Ответить на вопросы в рубрике «Это я знаю», «Это я могу»

Работа с пословицами:

Весенний дождь лишним не бывает.

Дождём покрыто, ветром огорожено.

Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.

Дождь не потеря, а находка.

Дождь в засуху -золотой дождь;

Снег — одеяло для пшеницы;

Зима без снега — лето без хлеба.

Дождь — кормилец.

Дождь — кормилец.

Обмениваются полученной информацией.

6. Подведение итогов урока.

Атмосферные осадки

оказались не в порядке,

день за днем летели молча

в виде снега и дождя,

грязь и слякоть-две подружки,

бег устроили в зарядке

и с разбега, сверхурочно

заливали берега...

Лапшин Вячеслав

7. Домашнее задание: §44; письменно в тетрадях вопрос1,4,5; вопрос 6 зарисовать в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме "Атмосфера, её строение и значение"

Урок географии в 6 классе. Вводный по теме "Атмосфера. Урок с использованием ИКТ на этапе изучения нового материала и первичного закрепления, а также с организацией самостоятельной работы учащихся на ...

План-конспект урока географии по теме "Воздушная оболочка Земли - атмосфера"

Целью урока является формирование понятия об атмосфере как внешней газовой оболочке, представление о строении атмосферы, ее составных частях....

Разработка урока в 6 классе по теме "Влага в атмосфере"

Разработка урока в 6 классе "Влага в атмосфере" при изучении раздела "Атмосфера"...

План-конспект урока географии на тему: «Взаимодействие океана, атмосферы и суши» с рабочей тетрадью к уроку

Серия уроков построена на основе блочно – модульной системы, основу которой составляет диалог учителя и учеников, процесс учебной деятельности облегчается созданным комплексом рабочих тетрадей к уроку...

Урок географии по теме «Человек и атмосфера»

Урок географии по теме «Человек и атмосфера».Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о том, как атмосфера влияет на человека и его условия жизни, о влиянии человека...

РАБОЧИЙ ЛИСТ. «ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА». А.И. Алексеев, В.В. Николина. География 5-6 классы Тема «ВЛАГА В АТМОСФЕРЕ»

РАБОЧИЙ ЛИСТ.«ПОЛЯРНАЯ ЗВЕЗДА». А.И. Алексеев, В.В. Николина. География 5-6 классыТема «ВЛАГА В АТМОСФЕРЕ»...