Урок Восточная и Северо- Восточная Сибирь
методическая разработка по географии (8 класс)

малова марина валентиновна

в разработке представлена технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_1.docx36.84 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Регионы многолетней мерзлоты- Восточная и Северо –Восточная Сибирь

Цель:  Создание  условий для развития  умения анализировать,  систематизировать  географическую информацию при решении учебных задач.

Планируемые результаты

Учащийся научится

Личностные результаты

            - Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования. формирование коммуникативной культуры.

Предметные результаты.

  • Способствовать формированию представлений  об отличительных особенностях географического положения,  климата, рельефа, полезных ископаемых, внутренних водах, природных зонах Восточной и Северо- Восточной Сибири
  • Создать условия для формирования образа природных районов.

Метапредметные

  • Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

Составлять описания  географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической

Этап урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Планируемые результаты.

Организационный момент

  • приветствие
  • проверка явки учащихся
  • заполнение  учителем классного журнала
  • проверка готовности учащихся к уроку
  • создание эмоционального настроя учащихся на работу

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Готовность учащихся начать урок.

 Актуализация

 Знаний

Постановка учебной задачи 

Поиск решения

Первичное закрепление знаний.

Обобщение и систематизация н знаний

Контроль и самопроверка

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Инструктаж учителя по выполнению домашнего задания

 

На прошлом уроке мы изучили особенности природы гор Урала и  юга Сибири.

Сегодня мы отправляемся в азиатскую часть России Восточную и Северо- Восточную Сибирь. Учитель озвучивает тему  урока и  рассказывает учащимся о Восточной Сибири Северо-Восточной Сибири, как

о крупном природном районе,  который является азональным природным комплексом, в основе которого  лежит геологическое строение и рельеф.

Учитель показывает данные районы на физической карте и даёт задание учащимся определить, какие формы рельефа составляют основу данных природных объектов. Организует проверку данного задания путём опроса по цепочке (ученики по очереди выходят к карте и показывают формы рельефа)

 

Учитель предлагает определить географическое положение регионов  с помощью физической карты.  Организует проверку данного задания путём устного вопроса двух  учеников  у доски.

 

Проводит беседу с учащимися , в ходе которой предлагает сделать оценку географического положения объектов; найди сходства и различия  географического положения Восточной Сибири, Северо-Восточной Сибири;

сравнить положение регионов относительно других природных районов России и основных районов проживания населения;

Подводит обучающихся к выводу со сходстве географического положения регионов ,

об удалённости регионов от основных районов проживания людей.

Учитель формулирует проблемное задание

Восточная и Северо- Восточная Сибирь – это районы, которые по сравнению   с другими районами практически незаселенны, мало исследованы и изучены. Предложите свой план изучения и объясните, что мешает освоению этих регионов.

Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом, напоминая учащимся, что Восточная и Северо- Восточная Сибирь это природные комплексы, предлагает вспомнить как изучаются природные комплексы.

Учитель предлагает учащимся самостоятельно составить план изучения региона, затем организует  беседу по проверке выполненного задания .

Учитель в ходе беседы совместно с учащимися обсуждает составленный план, подводит учащихся к выводу  о выборе плана изучения регионов.

Учитель  предлагает учащимся составить характеристику природы Восточной Сибири, и Северо-Восточной Сибири. Для этого организует поисковую  самостоятельную работу в группах по  составлению характеристики отдельных компонентов природы. Для этого делит класс на 6 групп.  Каждой группе даётся  задание.

 С помощью разнообразных источников информации  выявить особенности тектонического строения, рельефа, полезных ископаемых, климата, природных зон, растительного и животного мира этих регионов.

1 группа.  Выявить особенности тектонического строения и рельефа Восточной Сибири. Результат оформить в форме схемы

2 группа. Выявить особенности тектонического строения и рельефа Северо- Восточной Сибири. . Результат оформить в  форме схемы показывающей причинно-следственные связи .

3 группа. Изучить полезные ископаемые Восточной и Северо- Восточной Сибири.  Докажите, что данные регионы являются «минералогическим раем» Результат  оформить в виде  схемы.

 4 группа. Выявить климатические особенности Восточной и Северо- Восточной Сибири. . Результат  оформить в виде таблицы.

5 группа. Охарактеризовать, природных зоны, растительный и животный мир природных зон регионов. Результат оформить в схемы  или таблицы.

6 группа Выявить отличительную черту Восточной и Северо- Восточной Сибири. Объяснить  как она влияет на компоненты природы.

Учитель контролирует работу каждой группы.

Учитель организует проверку выполненного задания.  Заслушивает доклад учащихся каждой группы, устанавливает правильность выполненного задания.

 Учитель создаёт образ природных регионов Демонстрирует фотографии на которых изображены формы рельефа. Ландшафты, месторождения полезных ископаемых  и  Восточной и Северо- Восточной Сибири

Учитель организует беседу, связывая результаты проделанного задания  с его целями. Уточняет и конкретизирует ответы учеников для выявления причинно-следственных связей.

 Учитель проводит беседу по следующим вопросам.

 - Почему Восточная и Северо- Восточная Сибирь является малоизученным  и неосвоенным районом регионом?

-Что затрудняет освоение данного региона?

- Приведите фактические данные, которые  это доказывают?

- Какими природными ресурсами богат район?

 -Почему нужно изучать и осваивать этот регион?

 Учитель обобщает все ответы учащихся. В ходе беседы учитель подводит учащихся к выводу о трудностях и необходимости  освоения данного региона .

Учитель акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке. Учитель предлагает учащимся подобрать 4-5 слов (существительных, прилагательных) для создания образа Восточной и Северо- Восточной Сибири. Учитель записывает слова на доске.

 Учитель задаёт учащимся вопросы.

Какие новые знания вы сегодня получили на уроке?

Какая форма работы на уроке позволила вам лучше усвоить учебный материал?

Какими источниками информации вы пользовались при решении учебной задачи?

Из каких источников вы получили наибольшее количество информации?

 Изучить параграф  6   отвечать на вопросы 1-5 составить  коллаж или презентацию  , где  показать уникальность  Восточной и Северо- Восточной Сибири.

Учащиеся  внимательно и осознанно  слушают учителя. Целенаправленно воспринимают новый материал.

Учащиеся работают с  физической картой, находят объекты на карте. Отвечают  и показывают объекты на карте по цепочке.

 Слушают ответы товарищей.

 

Учащиеся работают с  физической картой, определяют географическое положение ,отвечают на вопросы учителя. Один ученик рассказывает о географическом положении . Восточной Сибири, другой о г.п. Северо-Восточной Сибири

Совместно с учителем делают оценку географического положения.  

Участвуют в эвристической беседе, находят сходства и различия.

Учащиеся делают вывод  о сходстве географического положения регионов ,об удалённости регионов от основных районов проживания людей

 Учащиеся слушают учителя Осознают поставленный вопрос как основную познавательную задачу урока.

Самостоятельно составляют план изучения региона, записывают его в тетрадь, обсуждают его с учителем, высказывают свои точки зрения, объясняют свой выбор, делают вывод  о том что данные природные объекты можно изучать по типовому  плану  характеристики  природных регионов .

Выбирают нужные источники информации. Анализируют тематические  карты, читают текст учебника, находят информацию в тексте  и картахс целью выявления сути вопроса. Составляют характеристику отдельных компонентов природы в виде схем  и таблиц.  показывающие причинно - следственные связи компонентов природы.

 Учащиеся  работают в группах, где высказывают своё мнение , советуются с другими учениками, совместно выполняю поставленную задачу.

Учащиеся каждой группы выбирают докладчиков. Каждая группа докладывает о результатах своей работы у доски  Учащиеся  строят речевые  высказывание в соответствии с поставленными задачами ,демонстрируют  схемы, таблицы, комментируя их.

 Участники других групп слушают доклады одноклассников. Учащиеся усваивают сущность знаний, которые обозначены в задачах урока.

Ученики участвую в беседе, в ходе которой высказывают свои предположения , поясняют и обосновывают их. В ходе беседы продолжают решать проблему урока, осознают причины и  следствия изучаемых явлений.   Приводят примеры фактов. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 

Учащиеся называют слова, которые у них ассоциируются с образом регионов.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось)

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Готовность учащихся к познавательной деятельности на основе опорных знаний.

 извлечение информация  с карты - находить и  показывать формы рельефа  на физической карте.

извлечение информации  с карты - определене географическое положение по физической карте России.

Анализ, сравнивание  и обобщение фактов при оценке географического положения.

Осмысление основной задачи  урока.

 На основе опорных знаний составление плана.

Выбор возможных источников необходимых сведений, поиск информации в различных тематических картах и тексте учебника. 

Использование информации полученной в результате поисковой деятельности при решении учебной задачи.

Составление схем   с выделением причинно-следственных связей и существенных характеристик компонентов природы..

Составление характеристики компонентов природы в форме таблицы.

осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками 

Доклад каждой группы об основных компонентах природы Восточной и Северо- Восточной Сибири в устной форме.

 

Анализ,  и обобщение учебного материала в форме устных ответов.

Формулирование выводов о трудностях и необходимости  освоения данного региона.

Формирование образа регионов.

Оценка и самооценка своей деятельности на уроке.

Домашнее задание в форме коллажа, презентации.

 

Проблемы освоения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Факторы формирования Севера Восточной Сибири».

Урок изучение нового материала.  Форма проведения - групповая....

Разработка урока и презентация на тему :"Край неисчерпаемых возможностей.Природные комплексы Восточной и Северо- Восточной Сибири."

Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо  - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

Кроссворды «Север Восточной Сибири» и «Южная Сибирь»

Кроссворды созданы по материалам учебника и могут быть использованы при проверки знаний по данным темам....

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «Север Восточной Сибири и Южная Сибирь»

Работа в виде теста для проверки пройденного материала...

Урок по географии 9 класс "Мерзлотная Россия - Восточная и Северо-Восточная Сибирь"

Урок по географии в 9 классе. Раздел: Регионы Росии. Тема "Мерзлотная Россия_ Восточная и Северо-Восточная Сибирь"....

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс...