«Факторы формирования Севера Восточной Сибири».
методическая разработка по географии (9 класс) по теме

Урок изучение нового материала.  Форма проведения - групповая. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon faktory_formirovaniya_vostochnoy_sibiri..doc51 КБ
Office presentation icon vostochnaya_sibir.ppt2.97 МБ

Предварительный просмотр:

План открытого урока по географии в 9 классе.  Учитель МОУ ОСОШ № 4 Комыхова Н.Н.

Тема урока: Факторы формирования Восточной Сибири.

Цель: Выявить факторы формирования Восточной Сибири:

  1. Особенности географического положения;
  2. Особенности природы;
  3. Природные ресурсы.

Оборудование: Физическая карта России, контурная карта России, карты атласа, мультимедийное оборудование.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Объяснение нового материала.

- Мотивация изучения темы. Презентация  природы Севера Восточной Сибири.

«Всем Сибирь и щедра и богата!

Здесь для юности край непочатый

Впрочем, что убеждать вас стихами

Приезжайте…. Увидите сами!»

                       (Казимир Лисовский)

Площадь Восточной Сибири – более 7 млн. км. Она сопоставима с площадью материка Австралии (7,7 млн. км). На севере находится самая крайняя точка Евразии – мыс Челюскин. Нигде в мире нет такой амплитуды температур, как здесь, годовая доходит до 90°С. Здесь находиться полюс холода России  и Северного полушария – Оймякон (-72°С)

     - Факторы формирования района  (работа в группах)

1 группа. Географическое положение (ФГП, ЭГП, ГПП)

   Задание: 

1.  По картам атласа 8 класса стр. 4 -5 физическая карта России и Восточная Сибирь стр. 44 –        45, определить особенности ФГП.

 2.  Используя текст учебника стр. 215 и карты атласа 9 класс «Восточная Сибирь и Дальний Восток»  стр.44 – 45, стр. 21 «Железнодорожный транспорт», дать оценку ЭГП района.

Найдите на карте города, через которые планируется строительство железнодорожных магистралей. Нанесите эти магистрали на контурную карту. В чем достоинства и недостатки этих проектов.

  1. Используя текст учебника стр. 215 – 216 определить особенности геополитического положения.
  2. Вделайте вывод о выгодности географического положения  изучаемой территории.

 

 Учитель: По моря Северного Ледовитого океана проходит Северный морской путь. С помощью мощных ледоколов осуществляются сквозные проходы от  Мурманска до Владивостока. А путь от Лондона до Токио сокращается с 35 дней через Суэцкий канал, до 22.            

   

 2 группа. Особенности природы (рельеф, климат)

Задание:

  1. По картам атласа 8 класса стр. 4 -5 физическая карта России и Восточная Сибирь стр. 44 –  45, определить основные формы рельефа Севера Восточной Сибири.
  2. Используя карты атласа 8 класса стр. 4 -5, стр. 10 – 11, установите зависимость рельефа от тектонического строения.
  3. Используя карту атласа 8 класса «Климат» стр.1 4 -15, определите, в каких климатических поясах располагается изучаемая территория.
  4. Докажите суровость климата, используя климатическую карту ( определить изотермы января, июля, абсолютный максимум и минимум температуры воздуха, количество осадков).
  5. Расскажите о многолетней мерзлоте, используя текст учебника стр. 219 -220.
  6. Сделайте вывод о природных условиях Севера восточной Сибири.

Учитель:  Суровость сибирского климата характеризуется, прежде всего, очень низкими температурами. Нигде в Северном полушарии нет таких сильных морозов, какие бывают в январе в Оймяконе и Верхоянске.

Но благодаря большой сухости воздуха, обилию ясных, солнечных дней и отсутствию ветров сильные морозы переносятся в Сибири сравнительно легко. Жители Иркутска или Читы мороз в -30°С считают таким же бодрящим, как москвичи десятиградусный.

Многолетняя мерзлота. На это уникальное явление природы обратили внимание еще землепроходцы и писали об этом даже самому царю: «А в Якутцком… хлебной пашни не чаять – земля-де, государь, в середине лета вся не ростаивает».

3 группа. Природные ресурсы (минеральные, водные, лесные, биологические)

Учитель: Восточную Сибирь называют краем будущего. Насколько справедливо это утверждение? Попробуем поразмышлять вместе.

Задание:

  1. Используя текст учебника И.И. Бариновой География: природа России 8 класс стр. 229 – 231 рассказать о природных ресурсах Севера Восточной Сибири:

А) минеральные;

Б) гидроэнергетические, использование рек;

В) лесные;

Г) биологические.

  1. Нанести на контурную карту  месторождения полезных ископаемых.

Учитель:  Суровый, резко континентальный климат Восточной Сибири, преобладание сильно расчлененного рельефа, многолетняя мерзлота и слабая заселенность территории ограничивают возможности развития хозяйства, добычу полезных ископаемых, строительство дорог.

4группа. Природные районы Севера Восточной Сибири.

Задание:

  1. Определить какие природные районы выделяются на территории изучаемого района.
  2. Прочитать текст  учебника  стр. 220 -221, рассказать об особенностях природы:

А) тундры на полуострове Таймыр;

Б) Якутии;

В) восточносибирская тайга.

Вывод:

  1. Север Восточной Сибири имеет одно из самых не выгодных  географических положений на территории России.
  2. Природные условия одни из самых не благоприятных на территории России, характеризуются сложным рельефом, суровым климатом, вечной мерзлотой.
  3. Север Восточной Сибири богат различными природными ресурсами.

3.Закрепление:

  1. Сравнить географическое положение Западной Сибири и Севера Восточной Сибири.
  2. Оценить природные условия  для жизни хозяйственной деятельности человека.
  3. У якутов есть поговорка « Сто километров – не расстояние, 40° - не мороз» , как вы ее понимаете?
  4. Какими природными ресурсами богата изучаемая территория.

Величественна и сурова природа Севера Восточной Сибири. Брать от нее что-либо даром человек не имеет права. Для успешного освоения природных богатств необходимо решать сложные проблемы рационального и бережного отношения к природе. Но это тема следующих уроков.

4. Домашнее задание.

Выучить §51 – 52, ответить на вопросы к §.

Нанести на контурную карту особенности географического положения  Севера Восточной Сибири.

1 группа. Географическое положение (ФГП, ЭГП, ГПП)

   Задание: 

1.  По картам атласа 8 класса стр. 4 -5 физическая карта России и Восточная Сибирь стр. 44 – 45, определить особенности ФГП.

 2.  Используя текст учебника стр. 215 и карты атласа 9 класс «Восточная Сибирь и Дальний Восток»  стр.44 – 45, стр. 21 «Железнодорожный транспорт», дать оценку ЭГП района.

Найдите на карте города, через которые планируется строительство железнодорожных магистралей. Нанесите эти магистрали на контурную карту. В чем достоинства и недостатки этих проектов.

3. Используя текст учебника стр. 215 – 216 определить особенности геополитического положения.

4.Вделайте вывод о выгодности географического положения  изучаемой территории.

__________________________________________________________________

     2 группа. Особенности природы (рельеф, климат)

Задание:

1. По картам атласа 8 класса стр. 4 -5 физическая карта России и Восточная Сибирь стр. 44 –  45, определить основные формы рельефа Севера Восточной Сибири.

2.Используя карты атласа 8 класса стр. 4 -5, стр. 10 – 11, установите зависимость рельефа от тектонического строения.

3. Используя карту атласа 8 класса «Климат» стр.1 4 -15, определите, в каких климатических поясах располагается изучаемая территория.

  1. Докажите суровость климата, используя климатическую карту ( определить изотермы января, июля, абсолютный максимум и минимум температуры воздуха, количество осадков).
  2. Расскажите о многолетней мерзлоте, используя текст учебника стр. 219 -220.
  3. Сделайте вывод о природных условиях Севера восточной Сибири.


3 группа. Природные ресурсы (минеральные, водные, лесные, биологические)

Задание:

  1. Используя текст учебника И.И. Бариновой География: природа России 8 класс стр. 229 – 231 рассказать о природных ресурсах Севера Восточной Сибири:

А) минеральные;

Б) гидроэнергетические, использование рек;

В) лесные;

Г) биологические.

  1. Нанести на контурную карту  месторождения полезных ископаемых.


4группа. Природные районы Севера Восточной Сибири.

Задание:

  1. Определить какие природные районы выделяются на территории изучаемого района.
  2. Прочитать текст  учебника  стр. 220 -221, рассказать об особенностях природы:

А) тундры на полуострове Таймыр;

Б) Якутии;

В) восточносибирская тайга.

__________________________________________________-_____________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факторы формирования Восточной Сибири. Цели: Выявить факторы формирования Восточной Сибири: -Особенности географического положения; -Особенности природы; -Природные ресурсы.

Слайд 2

Величественна и сурова природа Восточной Сибири. «Всем Сибирь и щедра и богата! Здесь для юности край непочатый Впрочем, что убеждать вас стихами Приезжайте…. Увидите сами!» (Казимир Лисовский)

Слайд 9

Удаленность от океанов

Слайд 11

Озеро Таймыр Лишайники Карликовая берёзка Кедровый стланик

Слайд 12

листвиница

Слайд 13

ВЫВОДЫ: Север Восточной Сибири имеет одно из самых не выгодных географических положений на территории России. 2. Природные условия одни из самых не благоприятных на территории России, характеризуются сложным рельефом, суровым климатом, вечной мерзлотой. 3.Север Восточной Сибири богат различными природными ресурсами.

Слайд 14

Сравнить географическое положение Западной Сибири и Севера Восточной Сибири. 2. Оценить природные условия для жизни хозяйственной деятельности человека. 3. У якутов есть поговорка « Сто километров – не расстояние, 40° - не мороз» , как вы ее понимаете? 4. Какими природными ресурсами богата изучаемая территория. ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Слайд 15

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Выучить §51 – 52, ответить на вопросы к §. 2. Нанести на контурную карту особенности географического положения Севера Восточной Сибири.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация на тему :"Край неисчерпаемых возможностей.Природные комплексы Восточной и Северо- Восточной Сибири."

Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо  - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

Кроссворды «Север Восточной Сибири» и «Южная Сибирь»

Кроссворды созданы по материалам учебника и могут быть использованы при проверки знаний по данным темам....

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА «Север Восточной Сибири и Южная Сибирь»

Работа в виде теста для проверки пройденного материала...

Север Восточной Сибири

Презентация к первому уроку этой темы...

Урок по географии 9 класс "Мерзлотная Россия - Восточная и Северо-Восточная Сибирь"

Урок по географии в 9 классе. Раздел: Регионы Росии. Тема "Мерзлотная Россия_ Восточная и Северо-Восточная Сибирь"....

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс

тесты по теме: "Север Восточной Сибири и Южная Сибирь", 9 класс...

Урок Восточная и Северо- Восточная Сибирь

в разработке представлена технологическая карта урока...