рабочая программа по географии 10-11 классы, Полярная звезда
календарно-тематическое планирование по географии

Ильина Людмила Ивановна

Рабочая программа по географии  10-11 классы, Полярная звезда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_10-11.docx60.68 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

среднего  общего образования ( для 10 – 11 кл)

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ватинская общеобразовательная средняя школа»

Рабочая программа

по географии, 10 - 11 классы

2021 -2022 учебный год

Предмет: География

Уровень: общеобразовательный

Учитель: Л.И. Ильина

2021 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся  10-11 класса,  составлена в соответствии с Федеральным компонентом  государственным   стандартом среднего общего образования  на основе:

- основной образовательной программы среднего общего образования по географии МБОУ «Ватинская  ОСШ»;

-  авторской  программы в соответствии с учебно-методическим комплексом В.П.Максаковскогои др , рекомендованной  Министерством  образования и науки РФ, допущенные в 2018-2019 г.г.;

- Положение о рабочей программе» в МБОУ «Ватинская  ОСШ».

-учебник « Экономическая и социальная география мира» Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. П. Максаковский. - М.: Просвещение, 2016.

.

Содержание  учебного предмета  «География»  реализуется за счет использования следующего учебно-методического комплекса (далее УМК), утвержденного  Приказом Министерством образования и науки РФ   № 253  от 31.03.2014 года «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»:

  • География ,10 класс.:  учебник под редакцией В.П. Максаковского,  Москва, «Просвещение», 2016.
  • География. 10класс Методическое пособие (автор В.П. Максаковский, Москва «Просвещение», 2020 г
  • География 10класс. Рабочая тетрадь (автор В.П. Максаковский, Москва «Просвещение», 2020 г
  • Атлас, 10-11 класс, автор А.П. Кузнецов, Москва «АСТ-ПРЕСС, издательский дом», 2020 г
  • В.П. Максаковский. География. Поурочные разработки. 10-11 класс (пособие для учителя)-2020 г

В соответствии с учебным планом школы, на изучение географии в 10-11 классах отводится 70 часов, из расчета 1 час в неделю в каждом классе 

Цели и задачи учебного предмета

Цель:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

Задачи:

- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

 - понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ,

-телекоммуникации, простого общения.

Учащиеся продвинутого уровня будут вовлекаться в процесс дополнительной подготовки к урокам, к олимпиадам различного уровня, осваивая при этом материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Планируемые результаты освоения учебного предмета (география)

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной  личности, обладающей системой современных мировоззренческой взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие  личностные результаты обучения географии:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

2)  Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;

3) Формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли

4) Формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере

5) Осознание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах,  участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных , социальных и экономических особенностей

6) Развитие морального сознания и компетентности в решении нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам

7)  Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно – исследовательской, творческой и других видов деятельности

8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоения правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах

9)  Формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования

10)  Осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи

11)  Развитие эмоционально – ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, делать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9)  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

11)  формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

1)  формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человекам, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

2) формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

3) формирование представлений Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблем на разных материках и в отдельных странах;

4)  овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

5)  овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

6)  овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целостного поведения в окружающей среде.

Источники географической информации

Выпускник научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Знать и понимать:

- основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

- географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

- особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда.

2. Уметь:

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

- оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять географические карты различной тематики.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

- нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, в других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

- понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Содержание программы

10 класс

(35 часов, 1 час в неделю)

Введение (1 час)

Предмет и структура экономической и социальной географии мира, уровни и методы её изучения.   Основные источники географической информации. Различные виды карт и методы работы с ними. Картографический метод в исследовании процессов и явлений.  Н.Н. Баранский и А.И. Витвер - основоположники отечественной  экономической и социальной географии зарубежных стран.

Методы географического сравнения территорий. Количественные и качественные характеристики территории. Аэрокосмические методы географических исследований. Метод моделирования. Геоинформационные системы.

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 часа)

Политическая карта мира. Основные этапы формирования современной политической карты мира. Количественные и качественные изменения на политической карте мира в новейший период.

Многообразие стран современного мира. Основные критерии выделения различных типов стран. Дифференциации стран современного мира: географическая, политическая; экономическая и социальная. Типы стран современного мира. Крупнейшие станы мира по площади территории и численности населения. Виды стран по географическому положению: приморские, внутриконтинентальные, полуостровные, островные, страны - архипелаги. Типология стран по уровню экономического развития.  

Политическая география. Государственное устройство стран. Зависимые (колонии) и независимые (суверенные) страны. Страна. Государство. Виды стран по формам правления (монархия, республика, государство Британского Содружества) и административно-территориальному устройству (унитарные, федеративные, конфедерация). Виды монархий (конституционные, абсолютные, теократические) и республик (президентская и парламентская). Геополитика. Международные отношения. ”Горячие точки” планеты. Проблема сохранения мира и борьбы с международным терроризмом. Международные организации и их виды: универсальные, политические, военные и экономические. Крупнейшие универсальные, политические и военные международные организации. Анализ политико-географического положения стран и регионов мира.Страны и народы как основные объекты изучения школьной географии. Основные части света.

Практические работы: 1.Характеристика ПГП страны (по выбору уч-ся)

2. Составление систематизирующей таблицы “Государственный строй стран мира”.

Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 ч)

Географическая оболочка и ее границы, составные части и свойства географической оболочки. Этапы формирования географической оболочки. Обмен вещества и энергии в географической оболочке. Закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Природно-ресурсный потенциал мира.  Понятие «географическая среда». Рост масштабов воздействия человека на географическую оболочку. Учения В. И. Вернадского и А. А. Григорьева. Классификация природных ресурсов. Виды природных ресурсов по исчерпаемости: исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые) и неисчерпаемые.

Ресурсообеспеченность. Методы определения ресурсообеспеченности стран и регионов мира. Анализ ресурсообеспеченности отдельных стран и регионов мира важнейшими видами природных ресурсов.

Минеральные ресурсы мира. Характерные черты размещения минеральных ресурсов. Страны - лидеры по запасам основных видов минеральных ресурсов: нефти, природного газа, каменного и бурого угля, железных, алюминиевых, медных, никелевых, полиметаллических, оловянных руд, золота, фосфорного сырья, калийных солей и алмазов. Сырьевая проблема человечества и пути её преодоления.

География важнейших видов неминеральных ресурсов.

Земельные и почвенные ресурсы мира. Структура земельного фонда мира, главных регионов и крупнейших стран. Эффективность территории. Проблемы опустынивания и эрозии почв.

Лесные ресурсы мира. Неравномерность распределения лесных ресурсов. Северный и Южный лесные пояса Земли. Страны - лидеры по запасам лесных ресурсов. Проблема обезлесения и пути её преодоления.

Водные и гидроэнергетические ресурсы мира. Неравномерность распределения запасов пресной воды на Земле. Водная проблема человечества и пути её решения. Гидроэнергетический потенциал мира и главных регионов. Страны -лидеры по запасам гидроэнергоресурсов.

Агроклиматические ресурсы мира и характерные черты их размещения.

Геотермальные ресурсы мира. Сейсмические и вулканические пояса Земли. Страны - лидеры по запасам геотермальных ресурсов.

Рекреационные ресурсы мира, их виды ( природные и историко-культурные ) и размещение. Крупнейшие рекреационные районы и центры мира.

Ресурсы Мирового океана, их виды ( биологические, энергетические, минеральные, водные ), особенности их размещения и использования.

Взаимодействие общества и природы. Природопользование и его виды: рациональное и нерациональное. Антропогенные ландшафты. Экологическая проблема человечества и пути её решения. Экологическая политика. Меры по рациональному природопользованию. Природные ресурсы и охрана окружающей среды.

Практическая работа: 3. Изучение географии природных ресурсов: оценка ресурсообеспеченности различных стран и регионов.

Тема 3. География населения мира (5 ч)Численность населения мира и динамика изменения численности. Факторы, влияющие на воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения, их особенности. Демографический взрыв, демографический кризис и демографическая политика.  

 Структура населения мира. Половой состав населения мира, главных регионов и отдельных стран и факторы его определяющие. Возрастной состав населения и причины различий в возрастном составе населения в странах разных типов. Половозрастная пирамида и её виды (стабильная, суженная и расширенная) в странах различных типов.

Географические различия в плотности населения и качестве жизни населения.

Миграции населения, их причины, виды и географические особенности. ”Утечка мозгов”. Страны с преобладанием эмиграции и иммиграции.

Мировые и национальные религии. Роль религии в развитии общества. География крупнейших религий мира. Главные духовные центры мира. Проблемы межнациональных и межрелигиозных отношений.

Крупнейшие расы и народы мира. Государственный язык. Типы стран по национальному составу населения. Языковые семьи и их распространение по территории мира.  

Особенности городского и сельского населения мира. Урбанизация, уровни и темпы урбанизации и их особенности в различных регионах и странах мира. Факторы, влияющие на уровень урбанизации. Ложная урбанизация. Субурбанизация. Крупнейшие города и городские агломерации мира. Виды городских агломераций: моноцентрическая, полицентрическая и мегалополис. Мегалополисы мира. Виды сельского расселения (групповое, рассеянное и кочевое) и их географические аспекты.

Трудовые ресурсы мира. Структура занятости населения в странах разных типов. Количественные и качественные характеристики трудовых ресурсов крупнейших стран и регионов мира. Экономически активное население. Трудовая нагрузка населения в странах разных типов.

Население и окружающая среда. География и культура.

Практические работы:

4.Изменение темпов роста народонаселения.  

5. Объяснение  региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сфере материального и нематериального производства (на основе изучения материалов учебника).

6.Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 ч)

НТР: основные черта и составные части: наука, производство, техника и технология, управление. Эволюционный и революционный пути развития техники и технологии в период  НТР.

Основные этапы формирования мирового хозяйства. Природно-ресурсный потенциал территории и его влияние на развитие хозяйства и отраслевую специализацию промышленности и сельского хозяйства. Географическая «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция. Международная специализация. Изменение мирового хозяйства в период НТР. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения производства в период НТР. Аграрные, индустриальные и постиндустриальные страны. Виды регионов по уровню их развития: столичные, технополисы, депрессивные, отсталые аграрные, районы нового освоения. Региональная политика.  Виды международных экономических организаций: региональные и специализированные. Крупнейшие интеграционные объединения мира: ЕС, НАФТА, ЛААИ, МЕРКОСУР,  АСЕАН, СНГ, АТЭС, АС,  ОПЕК и их состав. Транснациональные корпорации.

Практические работы:

7.Составление  характеристики  основных центров современного мирового хозяйства.

 8. Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения  производительных сил.        

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (9 ч)

География мирового хозяйства. Структура и география мировой промышленности. Значение, отраслевой состав и особенности размещения добывающей промышленности. Обрабатывающая промышленность и принципы размещения предприятий основных отраслей. География машиностроения мира. Автомобилестроение — основная отрасль машиностроения. Наукоемкие отрасли. Аэрокосмическая промышленность, электроника и робототехника. Страны - лидеры по производству основных видов промышленной продукции. Крупнейшие экспортёры и импортёры промышленной продукции. Промышленность и окружающая среда.

Структура и география мирового сельского хозяйства. Особенности развития и структуры сельского хозяйства в развитых и развивающихся странах. ”Зелёная революция”, её составные части и характерные черты. Закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Основные экспортёры и импортёры продукции сельского хозяйства. География рыболовства мира. Сельское хозяйство и окружающая среда.

Структура и география мирового транспорта. Мировая транспортная система. Характерные черты развития, структуры и размещения основных видов сухопутного, водного и воздушного транспорта. Страны - лидеры по уровню развития важнейших видов транспорта. Крупнейшие морские порты мира. Транспорт и природная среда. Современные виды транспорта и связи. Телекоммуникационная связь. Интернет. Транспорт, средства связи и окружающая среда.

География международного туризма.

Международные экономические отношения, их основные формы и значение для развития национальных хозяйств

Практические работы:

9. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития; составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов.

10. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей  промышленности мира (по выбору).

Обобщающее повторение (4 часа)

11 класс

35 часа (1 раз в неделю)

Вводный урок (1 ч)

  1. Введение

Часть 2: Региональная характеристика мира (1 ч)

  1. Региональный подход. Основные регионы мира.

Тема 6. Зарубежная Европа (7 ч)

  1. Общая характеристика Зарубежной Европы.
  1. Население Европы.

3.   Общая характеристика хозяйства. П.р №1  Разработать экономико-географическое обоснование размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран.

4.География с/х и транспорта. П.р №2  5.Определение специализации главных с/х районов Европы.

5.Субрегионы и страны.

6.Субрегионы и страны. П.р №3. Составить сравнительную экономико-географическую характеристику двух стран “большой семерки”.

7.Общение знаний по теме.

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия. (10 ч)

1.Общая характеристика Зарубежной Азии.

2.Население Азии. П.р№4.  Объяснение расположения густонаселённых регионов Азии.

3.Общая характеристика хозяйства региона. П.р№5. Анализ особенностей размещения основных промышленных, сельскохозяйственных и рекреационных регионов Азии.

4.Субрегионы зарубежной Азии.

5.Китай. П.р№6 Характеристика специализации сельскохозяйственных районов Китая.

6.Япония. П.р№7. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

7.Индия. П.р №8 Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

8.Общий экономико-географический обзор Австралии и Океании.

9.Характеристика Австралийского Союза. П.р №9. Экономико-географическая характеристика Австралии.

10.Общение знаний по теме.

Тема 8. Африка (3ч)

1.Общая характеристика региона.

2.Общая характеристика хозяйства региона. Основные черты промышленности и сельского хозяйства региона. П.р №10. Выделение на карте главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности мирового значения.

3.Деление Африки на субрегионы. ЮАР - главная развитая страна региона. П.р №11. Экономико-географическая характеристика ЮАР.

Тема 9. Северная Америка (5 ч)

1.Общая характеристика региона.

2.США. Общая характеристика.

3.Ведущие отрасли хозяйства.

4.Макрорегионы США. П.р №12. Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения.

5.Канада, ее место в мировом хозяйстве.

Тема 10. Латинская Америка (4 ч)

1.Общая характеристика региона. П.р №13. Сравнение ЭГП и ПГП стран, регионов.

2.Роль латиноамериканских государств в системе мирового хозяйства. П.р №14. Анализ статистических и географических материалов с целью выявление изменения роли и места латиноамериканских стран в мировом хозяйстве.

3.Бразилия. П.р №15Составление экономико-географической характеристики Бразилии.

4.Общение знаний по теме.

Тема 11.Глобальные проблемы человечества (4ч)

1.Глобальные проблемы человечества.

2.Глобальные прогнозы, проекты и  гипотезы.

3.Стратегия устойчивого развития. П.р №16 Разобротка проекта решения  одной из проблемс опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в  других областях научных знаний.

4.Заключительный урок

Глобальные проблемы человечества (5ч)

Понятие о глобальных проблемах человечества. Геоглобалистика. Характерные черты и пути решения глобальных проблем человечества: проблемы сохранения мира и предотвращения международного терроризма, экологической, демографической, продовольственной, энергетической, сырьевой, отсталости развивающихся стран, проблем освоения Мирового океана и космического пространства. Взаимосвязь глобальных проблем. Глобальные прогнозы и их географические аспекты. Стратегия устойчивого развития. Глобальные изменения и география.

Практическая  работа: Разобротка проекта решения  одной из проблем с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в  других областях научных знаний.

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Страны

АМЕРИКА: Канада, США, Мексика, Куба, Венесуэла, Бразилия, Чили, Аргентина, Перу, Никарагуа, Гондурас, Панама.

ЕВРОПА: Исландия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии,  Ирландия, Франция, Германия, Италия, Норвегия, Швеция, Финляндия,  Дания,  Нидерланды, Австрия, Швейцария, Польша, Чехия, Словакия,  Болгария,  Венгрия,  Румыния, Югославия, Эстония, Латвия, Литва, Беларусь, Украина, Молдова, Ватикан, Люксембург, Монако, Бельгия.

АЗИЯ: Грузия,  Армения,  Азербайджан,  Казахстан,  Монголия, Китай, КНДР, Япония, Индонезия, Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия, Израиль, Сирия, Турция.

АФРИКА: Ливия,  Алжир, Египет, Эфиопия, Заир, Замбия, Ангола, Намибия, ЮАР.

АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ:  Австралийский Союз, Новая Зеландия, Папуа - Новая  Гвинея.

КРУПНЕЙШИЕ ГОРОДА И МЕГАЛОПОЛИСЫ: Мехико, Сан-Паулу,  Токио,  Калькутта, Бомбей, Нью-Йорк, Сеул, Шанхай,  Дели, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Джакарта, Каир, Лондон, Москва.

 Ограничений в знании политической карты мира быть не может.

Крупнейшие месторождения полезных ископаемых.

УГОЛЬНЫЕ БАССЕЙНЫ:

Тунгусский, Ленский,  Канско-Ачинский,  Кузнецкий,  Печорский, Таймырский - Россия. Донецкий - Россия-Украина.  Рурский - ФРГ. Аппалачский, Западный - США.

НЕФТЕГАЗОНОСНЫЕ РАЙОНЫ:

Персидского залива - Саудовская Аравия,  Иран,  Ирак,  Кувейт, ОАЭ. Западно-Сибирский,  Волго-Уральский -  Россия.  Каспийский  -  Россия, Азербайджан, Туркмения, Иран, Казахстан. Североморский - Норвегия, Великобритания,  Дания,  Бельгия. Западно - Канадский - Канада, США. Аляскинский,  Калифорнийский, Техасский - США. Мексиканского залива - Мексика.  Оринокский, Маракайбский - Венесуэла. Сахарский - Алжир, Ливия. Гвинейского  залива - Нигерия.  Суматранский - Индонезия.  Дацинский - Китай.

ЖЕЛЕЗНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ:

Хаммерсли - Австралия.  "Железнорудный треугольник", Каражас, Урукум - Бразилия.  Месторождения озера Верхнего - Канада, США. Сингхбум - Индия.  Симен - ЮАР. Лотарингский - Франция. Кирунавара - Швеция. КМА - Россия.

МЕДНОРУДНЫЕ БАССЕЙНЫ:

Чукикамата - Чили.  Штат Аризона - США.  Западное  - Канада. "Медный пояс" - Замбия, Заир. Кобриса - Перу. Хобарт - Австралия.  Калифорнийское - Мексика. Окип - ЮАР.

БОКСИТОНОСНЫЕ ПРОВИНЦИИ МИРА:

1. Средиземноморская - Франция,  Италия, Греция, Хорватия, Венгрия, Румыния.

2. Побережья Гвинейского залива - Гвинея, Гана, Камерун.

3. Карибского бассейна - Ямайка, Гаити, Гайана, Суринам.

4. Австралийская.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ ФОСФОРИТОВ:

Егорьевское, Камско-Вятское - Россия.  Бьютт - США. Юсуфия - Марокко. Амман - Иордания. Сехира - Тунис. Каратаусское - Казахстан. Эр-Русенфа - Израиль.

МЕСТОРОЖДЕНИЯ КАЛИЙНЫХ СОЛЕЙ:

Соликамское - Россия.  Саарско-Лотарингское - Франция, ФРГ. Карлсбад - США. Солигорское - Беларусь. Саскачеванское - Канада.

ЗОЛОТО ДОБЫВАЮТ: США, Канада, Россия, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан.

АЛМАЗЫ ДОБЫВАЮТ: Россия, ЮАР, Заир.

Учебно - тематический план:

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

всего

теория

практика

10 класс

Введение

1

1

Современная политическая карта мира.

4

4

2

География мировых природных ресурсов

6

6

1

География населения мира

5

5

3

НТР и мировое хозяйство

6

6

2

География отраслей мирового хозяйства

9

9

2

Обобщающее повторение

4

4

                                                                               Итого

35

10

11 класс

Вводный урок. Повторение материала 10 класса

1

1

Часть 2: Региональная характеристика мира

1

1

Тема 6. Зарубежная Европа

7

4

3

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия.

10

4

6

Тема 8. Африка

3

1

2

Тема 9. Северная Америка

5

4

1

Тема 10. Латинская Америка

4

1

3

Современные глобальные  проблемы человечества.

4

3

1

                                                                              Итого

35

19

16

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  10 класс

Учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»

35 часов. 1ч в неделю.

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

ВВЕДЕНИЕ (1 ч)

1

Введение

1

Тема 1. Современная политическая карта мира (4 ч)

2

Многообразие стран  современного мира. Практическая работа №1  Характеристика политико-географического положения страны.

1

3

Международные отношения и политическая карта мира.

1

4

Государственный строй стран мира. Практическая работа №2 Составление систематизирующей таблицы “Государственный строй стран мира”.

1

5

Политическая география. Общение знаний по теме.

1

Тема 2. География мировых природных ресурсов (6 ч)

6

Взаимодействие общества и природы.

1

7

Оценка мировых природных ресурсов. Практическая работа.№3 Изучение географии природных ресурсов: оценка ресурсообеспеченности различных стран и регионов.

1

8

Минеральные, земельные, водные и биологические  ресурсы.

1

9

Ресурсы Мирового океана, космические и рекреационные ресурсы.

1

10

Загрязнение и охрана окружающей среды.

1

11

Географическоересурсоведение и геоэкология.

1

Тема 3. География населения мира (5 ч)

12

Численность  и воспроизводство населения. Практическая работа.№ 4 Изменение темпов роста народонаселения.

1

13

Состав (структура) населения. Практическая работа.№5 Объяснение  региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сфере материального и нематериального производства (на основе изучения материалов учебника).

1

14

Размещение и миграция населения.

1

15

Городское и сельское население. Практическая работа. №6 Объяснение особенностей урбанизации одной из территорий по выбору.

1

16

Общение знаний по теме.

1

Тема 4. Научно-техническая революция и мировое хозяйство (6 ч)

17

НТР. Характерные черты и составные части.

1

18

Мировое  хозяйство. Практическая работа.№7 Составление  характеристики  основных центров современного мирового хозяйства.

1

19

Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства.

1

20

Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства.

1

21

Факторы размещения. Практическая работа.№8 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения  производительных сил.

1

22

Общение знаний по теме.

1

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства (9 ч)

23

География промышленности. Топливно-энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная ).

1

24

Электроэнергетика, горнодобывающая промышленность,

металлургия.

1

25

Машиностроение. Химическая промышленность.

1

26

Лесная, легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.

1

27

География сельского  хоз-ва и рыболовство. Растениеводство.

1

28

Животноводство.

1

29

География транспорта. Практическая работа.№9. Определение преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени их развития; составление проекта развития транспортных систем для одного из регионов.

1

30

Международные экономические отношения.

1

31

Обобщение и закрепление знаний по теме. Практическая работа. №10. Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей  промышленности мира (по выбору).

1

32

Обобщение

1

33

Обобщение

1

34

ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

1

35

Заключительный урок

1

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  11 класс

Учебник В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира»

(продолжение)  35часа. 1ч в неделю.

№ п\п

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата по факту

Вводный урок (1 ч)

1

Введение

1

Часть 2: Региональная характеристика мира (1 ч)

2

Региональный подход. Основные регионы мира.

1

Тема 6. Зарубежная Европа (7 ч)

3

Общая характеристика Зарубежной Европы.

1

4

Население Европы.

1

5

Общая характеристика хозяйства. Практическая работа №1  Разработать экономико-географическое обоснование размещения двух-трех отраслей промышленности в одной из стран.

1

6

География с/х и транспорта. Практическая работа №2  Определение специализации главных с/х районов Европы.

1

7

Субрегионы и страны.

1

8

Субрегионы и страны. Практическая работа №3. Составить сравнительную экономико-географическую характеристику двух стран “большой семерки”.

1

9

Общение знаний по теме.

1

Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия. (10 ч)

10

Общая характеристика Зарубежной Азии.

1

11

Население Азии. Практическая работа №4.  Объяснение расположения густонаселённых регионов Азии.

1

12

Общая характеристика хозяйства региона. Практическая работа №5. Анализ особенностей размещения основных промышленных, сельскохозяйственных и рекреационных регионов Азии.

1

13

Субрегионы зарубежной Азии.

1

14

Китай. Практическая работа №6 Характеристика специализации сельскохозяйственных районов Китая.

1

15

Япония. Практическая работа №7. Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии.

1

16

Индия. Практическая работа №8 Оценка природных предпосылок для развития промышленности и сельского хозяйства Индии.

1

17

Общий экономико-географический обзор Австралии и Океании.

1

18

Характеристика Австралийского Союза. Практическая работа №9. Экономико-географическая характеристика Австралии.

1

19

Общение знаний по теме.

1

Тема 8. Африка (3ч)

20

Общая характеристика региона.

1

21

Общая характеристика хозяйства региона. Основные черты промышленности и сельского хозяйства региона. Практическая работа №10. Выделение на карте главных районов добывающей и обрабатывающей промышленности мирового значения.

1

22

Деление Африки на субрегионы. ЮАР - главная развитая страна региона. Практическая работа №11. Экономико-географическая характеристика ЮАР.

1

Тема 9. Северная Америка (5 ч)

23

Общая характеристика региона.

1

24

США. Общая характеристика.

1

25

Ведущие отрасли хозяйства.

1

26

Макрорегионы США. Практическая работа №12. Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения.

1

27

Канада, ее место в мировом хозяйстве.

1

Тема 10. Латинская Америка (4 ч)

28

Общая характеристика региона. Практическая работа №13. Сравнение ЭГП и ПГП стран, регионов.

1

29

Роль латиноамериканских государств в системе мирового хозяйства. Практическая работа №14. Анализ статистических и географических материалов с целью выявление изменения роли и места латиноамериканских стран в мировом хозяйстве.

1

30

Бразилия. Практическая работа №15Составление экономико-географической характеристики Бразилии.

1

31

Общение знаний по теме.

1

Тема 11.Глобальные проблемы человечества (4ч)

32

Глобальные проблемы человечества.

1

33

Глобальные прогнозы, проекты и  гипотезы.

1

34

Стратегия устойчивого развития. Практическая работа №16 Разобротка проекта решения  одной из проблемс опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в  других областях научных знаний.

1

35

Итоговый тест

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии 6-11 класс "Полярная звезда"

В программе:1. Пояснительная записка2. Содержание курса3. Требования к уровню подготовки выпускников...

рабочая программа по географии 6 класс Полярная звезда

рабочая программа по географии. Полярная звезда...

рабочая программа по географии 7 класса " Полярная звезда"

Рабочая программа по географии "Стран и континентов", составленная на основе авторской программы (В.В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина). Пояснительная записка, тематическое поурочное планирова...

Рабочие программы по географии УМК "Полярная звезда"

Рабочие программа погеографии для 5-6 классов УМК "Полярная звезда"...