Общепедагогические технологии
учебно-методический материал по географии

Бархатова Оксана Васильевна

Использование технологий на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных результатов  через организацию научно-исследовательской деятельности учащихся

     В настоящее время государству и обществу нужен  человек обучаемый, способный самостоятельно учиться и переучиваться в течение всей  жизни, а не человек обученный,  т.е. квалифицированный исполнитель как было раньше. Поэтому для школы актуальной является проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Именно поэтому в новом федеральном государственном стандарте определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты, которые требуют изменения содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования.      

     Метапредметные учебные действия - это умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей  познавательной деятельностью (решение лингвистической или литературоведческой учебной задачи, запоминание фактического материала, планирование совместно с другими учениками творческого или исследовательского проекта).

     Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные, регулятивные. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться: эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

     Таким образом, метапредметные результаты -  способы действия, направленные на решение познавательной задачи, обретённые в результате воздействия внешней информации и преобразования своего личного опыта, использованные при организации собственной деятельности.

    В достижении метапредметных результатов большую роль играет внеурочная деятельность потому, что ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов, способностей. Здесь больше свободы в выборе темы работы, нет ограничений по времени его выполнения. На сегодняшний день формированию метапредметных результатов  во внеурочной деятельности способствуют:

  • подготовка и участие в НПК, предметных конкурсах, олимпиадах и т.д.
  • подготовка и участие в предметных неделях, КТД и т.д.
  • клубы, студии, секции, самостоятельная научно-исследовательская и проектная деятельность, общественно-полезная, социальная практика, и т.п.),

     Краеведение – это также одно из средств осуществления метапредметных  связей в преподавании, оно способствует преемственности в знаниях учащихся, которые важны не только как возможность знакомить учащихся с разными результатами связей явлений в природе и событий в обществе , но и как дидактическое обучение.

    Систематическое изучение природы в процессе краеведческих наблюдений  создает также большие возможности, во-первых, для воспитания у школьников активного природоохранительного отношения к природе, во-вторых,  для познания научных закономерностей  развития природы и, наконец, для формирования эстетических взглядов. В процессе работ ребята овладевают основами профильной научно- исследовательской деятельности.

    Походы, экспедиции – это увлекательнейшие формы сбора материала о своем крае. Трудно переоценить образовательное и воспитательное значение похода. В процессе работ ребята овладевают основами профильной научно- исследовательской деятельности.

 По материалам экспедиции участники выполняют научно-исследовательские работы, которые представляются  на научно-практических конференциях разного уровня

     Хочу остановиться на  организации научно-исследовательской деятельности учащихся. Ежегодно учащимся предлагаю несколько тем для научно-исследовательской работы. Темы подбираю такие, чтобы соответствовали возрасту учащихся, вызывали интерес: «Досуг моей семьи», «Туризм как вид досуга», «Разведение домашних животных в Бурятии», «История моей семьи» и т.д.

      При выборе темы исследования  обычно придерживаюсь следующих правил:

  • тема исследования должна быть интересна школьнику не только сегодня, но и в ближайшем будущем: он должен видеть возможность реализации полученных в ходе исследований знаний;
  • должна предполагать решение какой-либо актуальной проблемы, иметь научное или практическое применение;
  • конкретной: должен быть строго определен аспект анализа, предмет исследования и материал. В противном случае проект может получиться  поверхностным.

При работе над проектом учителем составляется примерный план работы.

Этапы работы

Сроки

Выбор и формулирование темы.

Подбор литературы  (не менее 5 - 8 источников).

Отбор и систематизация материала, составление плана.

Определение актуальности и значимости работы.  Выделение объекта и предмета исследования. Постановка цели и формулирование задач. Формулирование гипотезы исследования.

Определение методов исследовательской деятельности (анализ литературы по данной теме, наблюдение, анкетирование  и т.д.).

Работа над проектом (консультации учителя-куратора): обработка, анализ и систематизация материалов по теме исследования.

Оформление результатов исследования. Подготовка работы, сдача на проверку.

Подготовка к защите работы.

Защита (выступление)

 Вся работа должна удовлетворять  критериям научно-исследовательской деятельности:

  • актуальность выбранного исследования;
  • качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы;
  • умение использовать известные факты и знания сверх школьной программы;
  • владение автором специальным и научным аппаратом;
  • сформулированность и аргументированность собственного мнения;
  • практическая и теоретическая значимость исследования;
  • четкость выводов, обобщающих исследование;
  • грамотность оформления работы: она должна быть чётко структурирована и соответствовать предъявляемым требованиям.

     В процессе выполнения научно-исследовательской деятельности реализуются следующие метапредметные УУД:

  • Регулятивные:  Целеполагание своей деятельности (что знаю и что еще не знаю), планирование   работы, прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, контроль в форме сличения результата с заданным эталоном, коррекция, оценка, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Способность к волевому усилию.
  • Познавательные:  формулирование цели, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение сознательно и произвольно  строить речевое высказывание в устной и письменной форме,  смысловое чтение, извлечение информации из прослушанных текстов разных жанров, свободная ориентация и восприятие текстов различных стилей, умение адекватно, подробно, сжато, выборочно  передавать содержание текста, соблюдая нормы построения текста).
  • Коммуникативные:  умение выражать себя, правильно выражать свои мысли в речи, если работает в группе – слушать, вступать в диалог и понимать других, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы.

     Хотелось бы отметить, что степень активности учеников и учителя при работе над исследовательским проектом на разных этапах деятельности разная. Конечно, ученики должны работать самостоятельно. Однако роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах разработки проекта. Помощь учителя обязательна на первом этапе при формулировании и обосновании актуальности выбранной темы. На последнем этапе (формулирование выводов и оценка полученных результатов) роль учителя тоже велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением. В ходе выполнения проекта моя роль состоит в организации самостоятельной познавательной,  творческо-практической деятельности учащихся.  

      Результатом своей деятельности считаю:

  1. Повышение положительной мотивации учащихся в изучении географии.
  2. Развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе решения конкретных коммуникативных задач: читать и находить нужную литературу, создавать и редактировать текст, публично выступать и общаться на разные темы.
  3. Формирование универсальных исследовательских умений у школьников, самопознание и развитие личности.

     Таким образом, важнейшая задача современной системы образования как формирование  УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения  нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков успешно реализуется в процессе  научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время. Научно-исследовательская деятельность  способствует развитию интеллектуального, творческого, волевого потенциала школьника, обогащает личность, развивает способность к рефлексии, создает условия для формирования научного мировоззрения и исследовательских навыков.

                 

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.- М.: Просвещение,2011.
  2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 2010.
  3. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество.-М.: Просвещение, 2011.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общепедагогические технологии

Модефицированные программы по легкой атлетике, баскетболу, волейболу. Можно использовать во внеурочной деятельности учителя физической культуры в 5 - 11 классах. Дополнительная общеобразовательная про...

Общепедагогические технологии "Драматургия, режиссура, артистизм современного урока"

Особенности современных требований к процессу обучения и уроку как форме его организации.Взаимосвязь науки и искусства в педагогике....

Общепедагогические технологии по Г.К. Селевко

Одним из ведущих исследователей в области педагогики является профессор Г.К. Селевко. В его книге  «Современные образовательные технологии» мы можем найти классификацию педагогических техно...

Общепедагогические технологии

Материалы участия на конференциях...

Общепедагогические технологии

Материалы участия на семинарах, конференциях...

Общепедагогические технологии

Общепедагогические технологии...

Общепедагогические технологии

Сәләтле укучылар белән эшләү...