Общепедагогические технологии
материал на тему

Соколова Наталия Владимировна

Общепедагогические технологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Утверждаю              

Директор МОУ СОШ №29

  •                Беденко И Е.

Программа школьной воспитательной деятельности по основам православной культуры «Милость сердца»

2010-2011 учебный год

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью общества, семьи и школы обратить внимание на подрастающее поколение, воспитать милосердных людей, а также патриотов своего Отечества.

Цель программы: рассмотреть с учащимися вопросы любви и добра, содействовать стремлению быть лучше.

Задачи:

  • Формировать нравственное сознание, нравственные качества, социально значимые ориентации и установки в жизненном самоопределении и нравственном поведении; прививать детям потребность во внутрисемейном общении, развивать художественный и эстетический вкус. Помогать ощущать себя частью своей Родины посредствам участия в жизни своей станицы, знакомства с интересными людьми Кубани.
  •     Прививать детям традиции наших предков, знакомить с основами православной культуры, обеспечивать, сохранять и укреплять физическое, психологическое, социальное и нравственное здоровье личности; создавать благоприятные условия в микросоциуме  для развития способностей и реализации возможностей человека.

Реализация программы.

Этапы:

2009-2010

Ожидаемые результаты:

Схема реализации программы школьной воспитательной деятельности по основам православной культуры «Милость сердца»

Программа школьной воспитательной

деятельности «Милость сердца»

   

                   

   Учебная деятельность                    Внеклассная                             Творческая деятельность

                                                        воспитательная работа        учителя и учащихся

        

          Преподавание                          кружковая        *конкурсы;

                   ОПК                                  деятельность                                          *фестивали;

 в рамках элективного                      (8 «Б»)                                 *чтения, форумы 

курса (9 «А»), факультатива                       *выставки

(6 «В» класс)               

                                                                                                 

Интеграция                                   - Поездки к православным

 в учебных предметах        памятникам Кубани;

русский язык,                                 - Встречи с интересными

литература,                                  людьми

история,                                        - Участие в православных

кубановедение,                                праздниках; 

обществознание, ИЗО,                 - Организация помощи 

музыка, технология                       нуждающимся людям. 



Предварительный просмотр:

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и, прежде всего, перед школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место.

Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы воспитать жизнеспособную личность – человека, который определил в жизни духовно-нравственные приоритеты, самоутвердился, реализовал свои задатки и творческие возможности, который гармоничен и гибок в современных условиях. В создавшейся ситуации естественным стало появление разнообразных личностно- ориентированных технологий.

          В свете введения ФГОС идея и опыт педагога-новатора  В.Ф.Шаталова по использованию опорных сигналов приобретает особую актуальность. Опорные сигналы — это схематическое изображение основных направлений изучаемой темы — позволяют каждому ученику уловить суть идеи, запомнить главное, которое складывается из частностей.

Не всех учащихся удаётся заставить заучивать многочисленные правила; использование опорных конспектов обеспечивает прочное усвоение теоретических знаний, кроме того, если использовать опорные конспекты в качестве ориентировочной основы при поэтапном формировании умений и навыков, можно добиться свободы оперирования ими при выполнении практических работ.

 Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия.

  1. Тематические схемы при изучении нового материала(начало урока).

          Мы составляем опорный конспект на уроке вместе с детьми, извлекая теоретические сведения из текстов параграфов, определений и правил, изложенных в учебнике, а зачастую из собственных наблюдений по предлагаемому материалу и представляя их в виде обобщающих символов, устанавливая логические взаимосвязи между этими сведениями и изображая эти связи графически в опорном конспекте. Таким образом, опорный конспект не даётся детям в готовом виде, а “вырастает” на доске и в тетрадях в ходе активной познавательной деятельности детей под руководством учителя. При этом используются традиционные методы объяснения педагогом материала: слово учителя, беседа, самостоятельная работа над теоретическим материалом учебника. Такое составление опорных конспектов ведёт к реальному сотрудничеству учителя с учащимися.

  1. Использование алгоритмов при работе с текстовым материалом(основная часть урока).

При изучении орфографических и пунктуационных правил, я использую форму алгоритмов. Всякий мыслительный процесс состоит из ряда умственных операций. Чаще всего многие из них не осознаются, а иногда о них просто не подозревают. Психологи подчеркивают, что для эффективного обучения эти операции надо выявить и специально им обучать. Это не менее необходимо, чем обучение самим правилам. Без овладения операционной стороной мышления знание правил сплошь и рядом оказывается бесполезным, ибо ученик не в состоянии их применить.

Ведь выбор правильного написания – это решение задачи, то есть выполнение каких-либо мыслительных операций. На практике это выбор правильных условий и дальнейших действий из возможных вариантов. Знание правила не может быть гарантией правильного его применения. Это подтверждает наличие ошибок у обучающихся всех категорий. Многие ученики могут прекрасно рассказать правило, но в самостоятельной или проверочной работе допускают ошибки, иногда на, казалось бы, простые правила. В этом случае грамматическая ошибка - показатель неумения решить грамматическую задачу. Исследование показывает, что учащиеся, которые хорошо помнят все правила, делают ошибки именно потому, что не знают, как эти правила применять, не знают соответствующих методов действий и рассуждений. Не зная общих методов решения грамматических задач, учащиеся не могут дать полного ответа на вопрос, что и в какой последовательности надо делать, чтобы распознать данное грамматическое явление (например, является ли данноепредложение сложносочиненным или сложноподчиненным).Психологи отмечают большую разнородность приемов решения одной и той же задачи разными учащимися. Было замечено также, что, разбирая какое-либо предложение, ученик идет одним путем, разбирая следующее, аналогичное,— другим, хотя самом деле метод действия в обоих случаях должен быть общим, единым. В связи с этим у учащихся часто возникает неуверенность в своих действиях и решениях.Часто ошибки возникают оттого, что учащиеся знают и применяют лишь часть операций, необходимых для распознавания того или иного грамматического явления, или пользуются ими не в той последовательности, в которой необходимо.

При изучении орфограмм и пунктограмм с помощью алгоритмов работа может строиться разными способами, в том числе и вполне традиционно. Учащимся предлагается языковой материал для анализа (в одном столбике в словах после шипящих «Ё», в другом – «О», попробуйте найти закономерность). Затем выявляются все необходимые условия для выбора правильного написания. Приступаем к составлению алгоритма. Здесь важно отслеживать и комментировать  добавление каждого этапа. Тут же проверяем наш алгоритм на практике (несколько простых примеров), затем возможна самостоятельная работа с проверкой. По мере накопления детьми опыта работы с алгоритмами, увеличиваем время самостоятельной работы. Сначала делаем это на этапе тренировочных упражнений, потом в процессе создания самого алгоритма. При правильной организации эта деятельность вызывает большой интерес у учащихся, позволяя при этом значительно дифференцировать работу на уроке. Здесь также возможны формы как индивидуальные, так и коллективные и групповые. Важным элементом при работе с алгоритмом является речевое сопровождение всех этапов работы. При коллективном или групповом создании алгоритма – это беседа, дискуссия в рабочем режиме. Затем, при получении окончательного варианта проговариваются все его составные части. То есть мы практически формулируем правило из учебника, но в действии, осознавая процесс его создания и направленность на конечный результат.

Процесс составления алгоритма может прописываться в тетради, где обязательно должен быть окончательный вариант, который ученики могут использовать при отработке орфограммы или при выполнении подобных заданий. Можно вести отдельную тетрадь со схемами и алгоритмами.

  1. Использование алгоритмов при работе с текстовым материалом(закрепление).

Следует отметить, что электронный алгоритм чаще всего является только частью презентации к уроку. Дальнейшая работа по отработке правила, закреплению, обобщению, проверка тоже проводится с применением цифрового ресурса. В электронном варианте легко при необходимости вернуться к какому-либо элементу, запустить алгоритм для тех, кто нуждается в повторении. Очень удобно применять накопленный материал на обобщающих уроках, при подготовке к проверочным работам или итоговой аттестации. Также можно использовать материал на спецкурсах, в кружковой работе.

При использовании алгоритма в электронном варианте удобно проводить проверку самостоятельно выполненных заданий. Также легко выявить причину допущенной ошибки. Например, при изучении правописания О-Ё после шипящих при наличии ошибки запускаем алгоритм, чтобы установить, на каком этапе произошёл «сбой» (чаще всего ученики пропускают этап определения части речи и сразу переходят к определению морфемы, но применение именно электронного варианта снижает вероятность таких ошибок, так как у детей сформировался чёткий зрительный образ действий и их последовательность, и при самостоятельной работе они примерно знают, сколько этапов им нужно пройти).

Опорные конспекты – хорошее справочное пособие для учеников, которое

        а) служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем;

        б) обеспечивает возможность самостоятельно  отрабатывать теоретический материал.

Опорные конспекты – хорошее справочное пособие для учеников, которое

        а) служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем;

        б) обеспечивает возможность самостоятельно  отрабатывать теоретический материал.

Составление опорных конспектов – реальное, действенное сотрудничество обучающихся с учителем.

Опорный конспект – важней- шее средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке.

Работая с опорными конспектами, дети «раскрепощаются».

        В классе - атмосфера взаимоподдержки и взаимопомощи.

        Вырабатывается интерес к русскому языку как учебному предмету.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование алгоритмов, таблиц и опорных схем на разных этапах урока Автор Соколова Наталия Владимировна учитель русского языка и литературы БОУ СОШ №29 Ст.Новотитаровской

Слайд 2

Воспитание успешной личности – главная задача учителя

Слайд 6

Что это? (обозначаем видовую или родовую принадлежность явления) Свойства , признаки, характерные именно для … 1. 2. 3. …

Слайд 7

Требования, предъявляемые к алгоритмам однозначность предписываемых действий и операций; результативность, предполагающая, что при выполнении конечного числа операций будет получен искомый результат; массовость, означающая, что алгоритм применим к решению целого класса задач.

Слайд 8

Графический Словесный Словесно-графический Виды алгоритмов

Слайд 9

Алгоритм «Правописание глаголов с безударными личными окончаниями»

Слайд 10

Графический Буквы Ы – И после Ц.

Слайд 11

Безударная гласная в корне слова. Найди корень слова Поставь ударение Ударение падает на гласную в корне ? ДА НЕТ пиши слово с этой гласной подбери проверочное слово удалось подобрать ДА НЕТ пиши слово посмотри в с этой гласной словарь

Слайд 12

Опорная схема а) служит наглядным средством для совершенствования умения пользоваться научным стилем; б) обеспечивает возможность самостоятельно отрабатывать теоретический материал.

Слайд 13

Ь Ь Словесно-графический Разделительные Ъ и Ь знаки. В глаголах и наречиях Знак пишется всегда, У кратких прилагательных Не пишем никогда. Существительное - много, Существительное – мой - Знак не нужен никакой. А подставь она, одна – Мягкий знак пиши всегда. наречие сущ. ж.р. 3скл. глагол кр. прил. сущ. мн.ч. сущ. м.р. Определить, какой частью речи является слово.

Слайд 14

Алгоритмы Способствуют повышению уровня грамотности Развивают логическое мышление ученика Дисциплинируют работу мысли

Слайд 15

Ценность опорных конспектов: - лаконичность (максимум закодированной информации при минимуме визуальных или графических знаков); - структурность (один блок содержит несколько тем. Например, раздел «Морфология», раздел «Словообразование» и т.д. - удобство восприятия и воспроизведения, непохожесть опорных конспектов между собой (разнообразие форм, структурирования, цвета и т.д.); - занимательность, парадоксальность имеет большое значение в опорных конспектах . - цветовое оформление - важная деталь опорного конспекта. Правильно оформленный конспект манит, привлекает, заостряет внимание на главном, т.е. воздействует на ученика своим эстетическими и психологическими качествами.

Слайд 16

«Вилки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

общепедагогические технологии

Модефицированные программы по легкой атлетике, баскетболу, волейболу. Можно использовать во внеурочной деятельности учителя физической культуры в 5 - 11 классах. Дополнительная общеобразовательная про...

Общепедагогические технологии "Драматургия, режиссура, артистизм современного урока"

Особенности современных требований к процессу обучения и уроку как форме его организации.Взаимосвязь науки и искусства в педагогике....

Общепедагогические технологии по Г.К. Селевко

Одним из ведущих исследователей в области педагогики является профессор Г.К. Селевко. В его книге  «Современные образовательные технологии» мы можем найти классификацию педагогических техно...

Общепедагогические технологии

Материалы участия на конференциях...

Общепедагогические технологии

Материалы участия на семинарах, конференциях...

Общепедагогические технологии

Сәләтле укучылар белән эшләү...

Общепедагогические технологии и методики. "Эффективные педагогические технологии и методики". Методическая разработка.

Методическая разработка"Совершенствование образовательного процесса посредством системного внедрения в работу с обучающимися эффективных педагогических технологий и методик"    ...