Открытый интегрированный урок. Магнитное поле .
план-конспект урока по географии (8 класс)

Интегрированный урок по  и географиифизике: " Природные ресурсыРусской равнины и проблемы х рационального использования. Магнитное поле."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их рационального использования. Магнитное поле земли»

Кто же, если не мы?

Когда же, если не сейчас?

Цель:

    Углубить и расширить знания о природных ресурсах Русской равнины (видах и их размещении).

    Рассмотреть проблемы рационального использования природных ресурсов.

    Продолжить формирование умений работать с источниками географической информации.

    Продолжить развитие нравственно-эстетического отношения к природе – показать красоту и неповторимость русской природы, ее значение в духовной жизни народа.

Задачи:

Образовательные: Исследовать природные ресурсы Русской равнины. Знакомство с магнитным полем Земли, обучение анализу источников информации

Развивающие: Развивать потребности самообразования, использовать знания, умения и навыки полученные ранее на уроках географии. Развитие кругозора учащихся, грамотной устной речи, мышления, умения формулировать выводы по изученному материалу, установление связи физики с географией, биологией, астрономия ,русский язык, создание представления о целостности мира.

 Воспитательные: Пробудить у учащихся чувство красоты и ответственности за природу. Создание условий для развития у школьников стремления к познанию, применению полученных знаний для объяснения различных природных явлений, воспитание дисциплинированности, аккуратности, коммуникативности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование: Физическая карта России, глобус, компас, магниты, книги, атласы,  ПК, видео проектор, экран.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель географии: Нам нравиться  любоваться природой, вдохнуть свежий воздух, отдохнуть от суеты, окунуться в мир красок, звуков, которые дарит нам природа. Поэтому мы сегодня с вами, в составе исследовательской экспедиции, совершим путешествие. Узнаем много нового, о природных богатствах этой территории. (слайд1)

Перед вами карта (слайд №2). Назовите территорию, свой ответ аргументируйте. Какие географические объекты скрываются под знаками вопроса?

Учащиеся: Русская равнина (границы, площадь территории, показатель протяженности с севера на юг).

Учитель: Проверяем (слайд №3). Молодцы!

                 А сейчас я предлагаю вам разгадать тему и цели нашего урока исходя из синквейна

 (слайд №4). Как вы думаете, какие вопросы, проблемы вызвали у меня такие ассоциации на заданную тему?

Совместно  формулируем тему урока:

Рациональное использование природных ресурсов Русской равнины

(слайд №5),

Учитель: Какова цель нашего сегодняшнего занятия?

Совместное формулирование:

- определение видов природных ресурсов, проблем их использования, поиск путей решения этих проблем.

Природа Русской равнины разнообразна: это низменности покрытые тундрой, и поймы рек с заливными лугами, заболоченные низменности,  еловые леса…

Но равнина давно осваивается, здесь находится большая часть городов России, живет 60% населения России, положены железные дороги, образуя густую транспортную сеть. Здесь расположена столица нашей Родины – Москва. Большое значение для развития хозяйства нашей страны имеют природные ресурсы. Русская равнина богата разнообразными природными ресурсами. Вспомните, что такое природные ресурсы? Какие природные ресурсы вы знаете? для того, чтобы подробно разобраться с вопросом, какие природные ресурсы есть на Русской равнине, мы отправимся в экспедицию, где вы сможете использовать свои знания.

2. Давайте займемся исследованием

Учитель:  По представленным иллюстрациям определите виды природных ресурсов:

- водные (слайд №6-7)  

- лесные (слайд №8-9)

- минеральные (слайд №10-11)

- почвенные (слайд №12-13)

- рекреационные (слайд №14-15)

Учитель: Каждая группа будет специализироваться на определенном виде ресурса.

Первая группа  – рекреационные ресурсы.

Вторая группа будет исследовать водные и лесные ресурсы.

Третья группа – почвенные и агроклиматические ресурсы.

Четвертая группа исследователей будет работать над проблемой изучения полезных ископаемых.

Учитель: первая группа занималась интереснейшим исследованием, давайте послушаем их.

Алгоритм задания.

Вопросы

Проблема рационального использования

1. Что означает термин “рекреационные ресурсы”.

2. Приведите примеры живописных ландшафтов и мест отдыха на территории Русской равнины.

Проблема сохранения редких и исчезающих видов животных, растений.

Проблема сохранения ландшафтов

Ученик: Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха . Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, Легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой,  древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Рекреационные ресурсы – места отдыха.

На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя “лунный” ландшафт с карьерами и отвалами.

Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

Учитель географии: Давайте посмотрим, к каким успехам пришли в ходе своей работы исследователи из второй группы?

Алгоритм задания

Вопросы

Проблема рационального использования.

По картам атласа и учебника найдите водные системы:

1. Назвать реки Русской равнины и гидроэлектростанции

1. Надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Назвать отрицательные последствия ГЭС

2. Назвать каналы, соединяющие крупные реки и обозначить на карте

3. Назвать крупные порты на Белом, Балтийском, Азовском, Черном и Каспийском морях

2. Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

4. Сделайте вывод об обеспеченности Русской равнины водными ресурсами.

3. Каковы пути решения проблемы рационального использования лесных ресурсов?

5. Какими породами представлены лесные ресурсы?

Огромны и водные ресурсы Русской равнины. Водными ресурсами наиболее хорошо обеспечены северо-западные и центральные районы Русской равнины. Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей.

Вывод:На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.

6. Мозговой штурм

Решите проблему рационального использования гидроэнергетических ресурсов.

При строительстве – отрицательные последствия ГЭС.

Пути решения проблемы. Дискуссия: надо ли строить ГЭС на реках Русской равнины?

Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями.

Лесные ресурсы представлены разнообразными породами.

Какие проблемы возникают при использовании лесных ресурсов?

Сокращение площади лесов, изменение состава пород, уничтожение растений и животных, обмеление и загрязнение рек, эрозия почв.

Пути решения: лесовосстановление, мелиорация почв, создание заказников и заповедников.

Учитель географии: Третья группа готова рассказать о своих результатах.

Алгоритм задания.

Вопросы

Проблемы рационального использования.

1. Назвать почвы Русской равнины и выделить среди них самые плодородные.

1. Какие проблемы возникают при распашке земель?

2. Каким образом используются эти почвы? Отметить на карте основные культуры сель.хоз.

2. Какие меры предпринимаются для улучшения земель и их рационального использования?

3. Что собой представляют агроклиматические ресурсы?

Ученики: Огромное значение имеют почвенные ресурсы Русской равнины, так как здесь сосредоточены основные площади самых плодородных почв – черноземов. Особенно в Воронежской области. Но эти почвы подвержены ветровой и водной эрозии. Поэтому с целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.

Большую ценность представляют агроклиматические ресурсы равнины. Большая часть Русской равнины получает достаточное количество тепла и влаги для возделывания многих сельскохозяйственных культур. Так же необходимы плодородные почвы.

На карте:

На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.

Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.

К югу – садоводство, бахчеводство.

7. Мозговой штурм

Решите проблему использования почв.

Отрицательные последствия распашки земель (пыльные бури, овраги).

Пути решения проблемы – мелиорация (борьба с эрозией, полезащитные полосы).

4 группа

Алгоритм задания.

Вопросы

Проблема рационального использования

1. Состав и местонахождение полезных ископаемых Русской равнины.

1. Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых.

2. Отметить на контурной карте значками все бассейны полезных ископаемых.

2. Вывод:способы добычи и их ценность определить.

3. Какими полезными ископаемыми обладает Воронежская область?

        

Пояснение: используя учебник и атлас, ученики составляют схему:

1. Топливно-энергетические ресурсы:

    а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.

    б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.

    в) торф.

2. Минеральные ресурсы:

    а) металлические (железная руда)- КМА.

    б) неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.

Какой вывод можно сделать о минеральных природных ресурсах?

Вывод: на Русской равнине есть все виды минеральных природных ресурсов.

Учитель физики:

Продолжаем урок.  Настроение каково?                                     Во!

КМА – почему мы так говорим? Анамалия …- ненормальность  в чем причина? На столах лежат рабочие листы , по ходу урока будем заполнять самостоятельно.

Перед вами предмет (магнит) и прибор (компас). Что это?

Сообщение о магните.

Продолжаем урок. Настроение каково?                                     Во!

КМА – почему мы так говорим? Подберите слова синонимы к слову анамалия . Ненормальность, ошибка,отклонение, несоответствие, неправильность.   В чем причина?

 На столах лежат рабочие листы , по ходу урока будем заполнять самостоятельно. Прочтите все пункты конспекта, о чем необходимо заполнить.

Перед вами предмет (магнит) и прибор (компас). Что это?

Сообщение о магните.

Магнит – это камень из Магнасии – древнего города Малой Азии, способный притягивать небольшие железные предметы. В разных странах магнит называли по-разному, но большинство этих названий переводится, как «любящий». Так поэтично древние отметили свойства магнита притягивать железо. Наша планета – магнит.

Сообщение о компасе.

История компаса начинается в Китае. В III веке до н.э. китайский философ описывал устройство как "ведающий югом”

Простейшее механическое устройство - магнитный компас состоит из магнитной стрелки, которая свободно вращается в горизонтальной плоскости. Компас служит для ориентирования относительно сторон горизонта. Один конец стрелки окрашен в синий цвет, он указывает направление на север; другой окрашен в красный, он указывает на юг; на дне коробочки расположено градусное кольцо.

---Почему стрелка магнита всегда устанавливается определенным образом вблизи магнита?                                          Существует магнитное поле.

---Уберем магнит, что мы видим? Стрелка магнита устанавливается определенным образом, как бы мы не перемещались. Почему?

                                                                   Существует магнитное поле Земли.

Это и есть тема нашей беседы.              Магнитное поле Земли.

Как оно возникает? Чем создается?

 По современным воззрениям первая причина — это процессы, происходящие в недрах Земли. Ядро Земли является жидким и состоящим из железа; в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают земное магнитное поле: вокруг токов всегда есть магнитное поле.

В 1958 г. при помощи космических аппаратов российские и американские ученые открыли существование вокруг Земли двух «поясов», которые расположены в экваториальной плоскости. Эти «пояса» (их называют радиационными) состоят из движущихся потоков заряженных частиц — протонов и электронов, которые создают кольцевой ток. Таким образом, радиационные пояса — вторая причина существования у Земли магнитного поля. Магнитное поле пронизывает все на своем пути.

Полосовой магнит.

У любого магнита есть «северный» и «южный» полюс. Северный окрашен синим цветом (холодный) и южный – красным (горячим). Ученые установили, что силовые линии магнитного поля это замкнутые линии выходящие из северного полюса и входящие в южный. На ваших столах магнитные стрелки, что можно сказать о их взаимном расположении? Обратите внимание – цвет стрелки компаса притягивается к какому цвету магнита?

Вывод: Одноименные полюса отталкиваются, разноименные притягиваются.

Компас показывает синим цветом направление на Север. Но северный полюс компаса притягивается к южному магнитному полюсу.

Вывод: Северный географический и северный магнитный полюс не совпадают! Синий конец стрелки компаса показывает на южный магнитный полюс.

Оказывается, южный полюс находится в стороне от северного полюса. Южный — 77° северной широты, 102° западной долготы (Северная Америка, Канадский Арктический архипелаг, п-ов Бутия);

Северный магнитный полюс — 65,5° южной широты, 39,5° восточной долготы (Антарктида). Найдём эти полюсы на глобусе, обозначим флажками: синий флажок поставьте в Антарктиде (Северный магнитный полюс), красный — в Северной Америке (Южный магнитный полюс).

Если соединить магнитные полюсы линией по поверхности Земли, то получится магнитный меридиан. Магнитные меридианы — это силовые линии, идущие от одного магнитного полюса к другому. Магнитные меридианы не совпадают с географическими. Между ними образуется угол, называемый магнитным склонением.

Магнитное склонение бывает восточным (положительным) и западным (отрицательным).

Представьте девочки Южный полюс и мальчики Южный полюс. Покажите ваше взаимодействие.

Магнитное поле у Сатурна есть;  оно сильнее земного, но слабее, чем у Юпитера. магнитное поле Меркурия примерно в 100 раз слабее, чем на поверхности Земли. Уран тоже имеет магнитное поле, причем более сильное, чем у Сатурна. Единственной, насколько пока известно, планетой, у которой нет собственного магнитного поля, является Венера.

Почти похожа на Венеру в этом отношении Луна — естественный спутник Земли. Запущенный в 1959 г. советский космический аппарат «Луна-2» обнаружил, что Луна практически не имеет магнитного поля. На высоте 55 км над лунной поверхностью его напряженность очень мала. Но некоторые образцы лунного грунта имеют слабую остаточную намагниченность. Ученые считают, что она могла возникнуть либо под влиянием магнитного поля Солнца или Земли, либо того поля, которое было у Луны ранее.

 Вернемся к магнитному полю Земли. Именно благодаря магнитному полю Земли мы можем видеть полярные сияния- красивейшие природные явления.

Сообщение о северных сияниях

Магнитное поле Земли оказывает влияние на процессы, происходящие в атмосфере, например, на возникновение Полярных сияний, которые наблюдаются в высоких широтах на высотах до 1000 км. Сияние вызывают потоки заряженных частиц, идущих из космоса; в магнитном поле Земли в условиях разреженного воздуха так светятся обычно атомы кислорода и молекулы азота.

Геомагнетизм- как Вы понимаете это слово?  - Магнитное поле Земли. Как же влияет геомагнетизм на живые организмы и влияет ли вообще?

Действие магнитного поля на здоровье человека может быть благоприятным и неблагоприятным в зависимости от силы воздействия. магнитные бури влияют на состояние нервной системы, которая является их своеобразным «приемником». И нервы и головной мозг очень чувствительные «приемники» и реагируют с большой быстротой. Нет никого, кто был бы свободен от воздействия геомагнитного поля. В наше время все знают о неблагоприятных днях (когда сильны магнитные возмущения), о том, что кровать или диван, на котором спят, надо ставить изголовьем на север, чтобы магнитные силовые линии геомагнитного поля шли параллельно телу, тогда мозг и нервная система отдыхают более продуктивно.

Влияние магнитных бурь на организм человека, и особенно на больных сердечно-сосудистыми заболеваниями было выявлено французским медиком в 1915 году. Они установили, что во время таких бурь, больных охватывают продолжительные приступы болей, длящихся 2-3 дня.

Итак, наука накапливает все больше знаний о влиянии переменных магнитных полей на человека и животных. Исследования показали, что после воздействия переменных магнитных полей, естественного(магнитные бури), так и искусственного происхождения, уровень мелатонина в крови снижается. Уменьшение мелатонина нарушает его нормальную функцию в организме и увеличивает риск появления некоторых недугов. Переменные магнитные поля естественного и искусственного происхождения могут нарушать и биоритмы организма.

Исследования показали, что реакция организма человека на магнитные бури зависит от его возраста, пола и реактивности нервной системы, состояния здоровья. У людей пожилого возраста в эти дни учащается пульс и повышается артериальное давление.

Было отмечено также, что мужчины более подвержены воздействию магнитных бурь, чем женщины. В магнитоактивные дни инфаркт миокарда случается на 4,5 % чаще, чем в магнитоспокойные дни.

Известно, что магнитное поле действует на движущие электрические заряды, электрические токи, магниты. В биологических системах, в том числе в организме человека, существуют упорядоченные движения электрических зарядов (электронов и ионов), определяющие все основные процессы в жизнедеятельности клеток. Кроме токов и зарядов, в живом организме имеются маленькие «магнитики», это молекулы различных веществ, прежде всего молекулы воды. Известно, что магниты взаимодействуют. Именно поэтому меняющееся магнитное поле вызывает переориентацию маленьких «магнитиков» в организме, располагая их иначе, чем прежде. Отклоняясь от обычного направления, они перестают нормально выполнять свои функции, от чего начинает страдать весь организм. Наиболее чувствительная область – нервная система.

Люди в период магнитных бурь остаются незащищенными. Поэтому большое значение имеют заблаговременные прогнозы магнитоактивных дней: люди могут заранее принять лекарства.

За многие годы эволюции организма человека и животных адаптировался к существованию магнитного поля Земли и его некоторым колебаниям. Так в нем есть электромагнитный «регулятор».

Электромагнитные свойства крови имеют существенное значение для ее движения; если бы кровь не обладала этими свойствами, то нагрузка на сердце значительно бы возросла, и оно должно было бы иметь большие размеры.

 Посмотрим как вы заполнили опорный конспект.

Вернемся к началу нашей беседы  :  КМА

Но! Существуют области на нашей Земле, где стрелка компаса изменяет своё направление. Почему? Из-за больших запасов железной руды! В недрах Земли они создают Своё магнитное поле, на которое и реагирует стрелка компаса. Примерами могут служить такие места, как Криворожский бассейн, Горная Шория. В районе Курской магнитной аномалии напряженность магнитного поля в 5 раз больше средней.

Учитель географии

Практическая работа на карте

Отметить бассейны:

Железная руда-КМА на Среднерусской возвышенности.

    Печорский угольный бассейн.

    Подмосковный угольный бассейн.

    Поваренная соль озеро Баскунчак, озеро Эльтон, Прикамье.

    Нефть на востоке равнины.

    Медно-никелевые руды, апатиты, железные руды на Кольском полуострове.

Значками ученики на карте отмечают полезные ископаемые Русской равнины.

Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

Каковы пути рационального использования природных полезных ископаемых?

Проблема: карьеры, отвалы, уничтожение почв, ландшафтов.

Пути решения: рекультивация почв (окультуривание), создание прудов.

Итоги : Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

После окончания работы определяют в группах активно работавших учащихся и сами выставляют себе оценки.

8. Домашнее задание

 География:   параграф 32, ответить на вопросы

 Составить кроссворд по теме “Магнитное поле в географии и физике”


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КМ А-??????

Слайд 2

Магнитное поле Земли.

Слайд 3

Мысль о том, что Земля представляет собой гигантский магнит, впервые была высказана английским учёным Гильбертом. В 1600 году вышла в свет его книга под названием “ Новая физиология о магнитах, магнитных силах и великом магните-Земле”, в которой он привёл факты, доказывающие, что наша планета-магнит. Уильям Гильберт

Слайд 4

По современным воззрениям первая причина – это процессы, происходящие в недрах Земли. Ядро Земли является жидким и состоящим из железа; в нем циркулируют круговые токи, которые и порождают земное магнитное поле: вокруг токов всегда есть магнитное поле. В 1958 году при помощи космических аппаратов российские и американские ученые открыли существование вокруг Земли двух “поясов”, которые расположены в экваториальной плоскости. Эти “пояса” (их называют радиационными) состоят из движущихся потоков заряженных частиц – протонов и электронов, которые создают кольцевой ток. Т.о., радиационные пояса - вторая причина существования у Земли магнитного поля.

Слайд 6

Одноименные полюса отталкиваются Разноименные полюса притягиваются

Слайд 8

Южный – 77 0 с.ш. 102 0 з.д. Северный – 65,5 0 ю.ш. 39,5 0 в.д

Слайд 10

Полярные сияния

Слайд 11

Геомагнети́зм — раздел геофизики , изучающий происхождение и природу магнитного поля Земли

Слайд 12

Магнитные бури Магнитные бури – это значительные изменения магнитного поля Земли под действием усиленного солнечного ветра, в результате вспышек на Солнце и сопровождающих их выбросов потоков заряженных частиц.

Слайд 14

Магнитные бури продолжаются обычно от 6 до 12 часов , оказывает сильное влияние на радиосвязь и линии электросвязи ,на всем освещенном полушарии Земли, наблюдались повреждения трубопроводов ( из-за возникающих в них напряжений при резких изменениях магнитного поля), взрываются трансформаторы на телефонных подстанциях

Слайд 15

Магнитное поле Земли – своеобразный щит, оберегающий нас и весь органичный мир. Не будь у Земли магнитного поля, защищающего её от солнечной радиации, наша планета превратилась бы в выжженную пустыню, а живые существа погибли бы.

Слайд 16

Смещение магнитных полюсов регистрируется с 1885 г. За последние 100 лет магнитный полюс в южном полушарии переместился почти на 900 км и вышел в Индийский океан. Новейшие данные по состоянию арктического магнитного полюса (движущегося по направлению к Восточно-Сибирской мировой магнитной аномалии через Ледовитый океан) показали, что с 1973 по 1984 г. его пробег составил 120 км, с 1984 по 1994 г. — более 150 км. Хотя эти данные расчетные, они подтверждены замерами северного магнитного полюса. По данным на начало 2007-го года скорость дрейфа северного магнитного полюса увеличилась с 10 км/год в 70-х годах, до 60 км/год в 2004-м году.

Слайд 17

Магнит – это тело, обладающее способностью притягивать железные и стальные предметы

Слайд 18

компас – это прибор, используемый для определения сторон света.



Предварительный просмотр:

Опорный конспект учителя

Магнит это камень способный притягивать небольшие железные предметы.

Ко́мпас это устройство, облегчающее ориентирование на местности путём указания на магнитные полюса Земли и стороны света.

Тема : _____ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ _______________

C:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Источники магнитного поля Земли

                           круговые токи в недрах планеты

                                        радиационные пояса

Направление линий магнитного поля

Северный полюс

N

Южный полюс

S

Виды изменений

магнитная аномалия

(залежи железной руды)

магнитная буря

(выбросы Солнцем заряженных частиц)

Обнаружение магнитного поля Земли

магнитная аномалия

(залежи железной руды)

магнитная буря

(выбросы Солнцем заряженных частиц)

Действия магнитного поля Земли

защита от космического излучения

влияние на климат Земли

влияние на жизнедеятельность живых организмов

Опорный конспект обучающегося

Магнит это ____________________________________________________

Компас это _____________________________________________________

Тема : __________________________________________________________

C:\DOCUME~1\Admin\LOCALS~1\Temp\FineReader10\media\image1.jpeg

Источники магнитного поля Земли

-_______________________________________________________________

-__________________________________________________________________

Направление линий магнитного поля

Северный полюс

N

Южный полюс

S

Виды изменений

-______________________________________________________________

-______________________________________________________________

Обнаружение магнитного поля Земли

- ____________________________________________________________

Действия магнитного поля Земли

- ____________________________________________________________

-____________________________________________________________

- ____________________________________________________________

        Я на уроке                         Урок                                        Итог

  1. Отдыхал                         1. Интересно                     1. Понял материал
  2. Работал                           2. Скучно                          2. Узнал больше, чем знал

                                         3 . Безразлично                3. Не понял



Предварительный просмотр:

Водные и лесные ресурсы

Крупнейшей водной артерией является Волга. Её хозяйственное значение трудно переоценить, т. к. река соединяет различные экономические области страны, орошает более двух с половиной миллионов гектаров земельных угодий, является важным судоходным центром. В плане добычи рыбы Волга тоже играет далеко не последнюю роль.

Следом за Волгой идёт Дон, также крупнейший водный ресурс России. Добыча рыбы, судоходство, другие хозяйственно-экономические нужды, удовлетворяемые благодаря Дону, говорят о большой значимости этой реки.

Русская равнина омывается Белым и Чёрным, Балтийским и Каспийским морями. Добыча морепродуктов, нефти и газа, морские курорты с базами отдыха, пансионатами и санаториями, порты международного и регионального значения – всё это делает каждый морской ресурс по-своему уникальным и крайне важным для страны.

Лесные ресурсы – это и таежные, и смешанные леса, богатые ценной древесиной, пушным промысловым зверем, грибами, ягодами, лекарственными растениями. 

На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес. 
Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник. 
К югу – садоводство, бахчеводство. 

Обилие озер, многоводных рек- это не только запасы пресной воды, но и дешевые транспортные пути, и рыбные промыслы, и места отдыха. Густая речная сеть равнины, расположение водоразделов на невысоких плоских возвышенностях благоприятны для сооружения каналов, которых так много на Русской равнине. Благодаря системе современных каналов – Волго-Балтийскому, Беломорско-Балтийскому, а также Москва-Волга Москва, расположенная на сравнительно небольшой реке Москве и сравнительно далеко от морей, стала портом пяти морей. 

Вывод: На Волге построено много ГЭС с плотинами и водохранилищами. ГЭС дают дешевую энергию – это хорошо. Но водохранилища затопили плодородные земли, что привело не только к уменьшению почвенных ресурсов, но и к негативным изменениям окружающей среды в бассейне Волги.

Кроме поверхностных вод, человеком используются подземные, что из-за нерационального использования неблагоприятно сказывается на почвах – образуются просадки и др. На равнине выделяются три больших артезианских бассейна: Прикаспийский, Среднерусский и Восточно-Русский. Они служат источником водоснабжения огромной территории.

Рекреационные ресурсы

Этот вид природных ресурсов имеет большой потенциал. Это живописные ландшафты для отдыха и лечения:-Карелия;- Кижи;- Соловецкие острова;-Остров Валаам;- Валдай;- Озера Селигер, Ильмень;- "Золотое кольцо России";- Река Волга с Жигулями и Астраханской дельтой. Охрана природных ресурсов. Интенсивное многовековое освоение территории равнины привело к тому, что в настоящее время естественные ландшафты ее центральных и южных районов сильно изменены. Разнообразны, но еще не очень хорошо освоены рекреационные ресурсы равнины. Ее живописные ландшафты – чудесные места отдыха . Реки и озера Карелии, ее белые ночи, музей деревянного зодчества Кижи; мощный Соловецкий монастырь; задумчивый Валаам манят туристов. Ладожское и Онежское озера, Валдай и Селигер, Легендарный Ильмень, Волга с Жигулями и Астраханской дельтой,  древнерусские города, входящие в “Золотое кольцо России” – вот далеко не полный перечень освоенных для туризма и отдыха районов Русской равнины.

Рекреационные ресурсы – места отдыха.

На Русской равнине находится “Золотое кольцо России” – один из самых популярных туристических маршрутов России.

В результате хозяйственной деятельности человека природные ландшафты уступают место антропогенным ландшафтам. Леса вырублены, степи распаханы. Добыча полезных ископаемых ухудшает ландшафты, образуя “лунный” ландшафт с карьерами и отвалами.

Вывод: Природные ресурсы Русской равнины богаты и разнообразны. Русская равнина сильно изменена деятельностью человека. Нагрузка на природу приводит к кризисным ситуациям. Надо изменить характер природопользования и сделать его рациональным. Редкие и исчезающие растения и животные сохранять и оберегать.

        

Почвенные и агроклиматические ресурсы

Распределение почв и растительности на Русской равнине обнаруживает зональность. В свою очередь зональность почв и растительности имеет провинциальный характер с запада на восток. Мощность черноземов западных областей значительно больше, а содержание гумуса несколько меньше, чем у черноземных почв восточных областей тех же зон. Смешанные леса на западе Русской равнины, включающие многих представителей европейской флоры, резко сокращают свою площадь на востоке, а в их составе представители европейской флоры или совершенно исчезают, или их становится меньше, но появляются сибирские виды. Время образования современного почвенно-растительного покрова Русской равнины различно. Возраст почв арктических тундр голоценовый, таежных лесов и залегающих под ними подзолистых почв - среднечетвертичный. Формирование лесной, степной растительности и черноземных почв также относится к середине четвертичного периода.В тундровой зоне преобладают тундрово-глеевые почвы, оледенение протекает без значительного торфонакопления. В лесной зоне под хвойными типичны подзолистые почвы. На севере преобладают подзолисто-глеевые почвы. На болотах Русской равнины развиты торфяно-болотные (на верховых) и торфяно-перегнойно-болотные почвы (на переходных и низинных).На юге подзоны тайги, где усиливается травяно-кустарниковая растительность и древесные породы, и в подзоне смешанных лесов основным типом почв являются дерново-подзолистые. В лесостепях под широколиственными лесами распространены серые лесные почвы.В лесостепях и степях под травянистой растительностью основным типом почв является черноземный. Выщелоченные, оподзоленные, мало-гумусные мощные черноземы распространены на западе, где больше выпадает осадков. Черноземы типичные, среднегумусные и тучные преобладают в средней части провинции, к востоку мощность черноземов уменьшается.На юге лесостепей и особенно в степях более широко распространены обыкновенные черноземы (средние и малогумусные). Южные черноземы свойственны подзоне сухих степей. Для полупустынь и пустынь Восточно-Европейской провинции характерны светлокаштановые почвы.Земли нечерноземной части в большей мере испытали негативное воздействие ускоренного, экологически не подготовленного процесса индустриализации и урбанизации региона. В результате за послевоенный период из сельскохозяйственного оборота выбыли более 14 млн га земельных угодий, в том числе 7 млн га пашни, оказавшиеся по существу заброшенными. Длительное применение минеральных удобрений привело к росту кислотности наиболее распространенных в Нечерноземье дерново-подзолистых почв. Миллионные вложения в мелиорацию не дают ощутимых результатов, а в ряде мест (например, в Мещере) мелиорация привела к нарушению водного режима почв, быстрой минерализации торфа, уменьшению почвенного плодородия. Понижение грунтовых вод в результате мелиорации отрицательно сказалось на состоянии лесов, прилегающих к осушенным территориям. На осушенных территориях снизилась урожайность зерновых и картофеля. Наряду с заметным (в 4 раза) сокращением площадей, занятых под культуру льна-долгунца, и урожайности этой культуры, имели место серьезные нарушения экологических требований в льноводстве.В черноземной части Русской равнины интенсификация сельскохозяйственного производства и других видов хозяйственной деятельности привели к разрушению почвенного покрова, распространившемуся почти на 80% её площади, что можно рассматривать как национальное бедствие. Эксплуатация черноземов без достаточных компенсирующих мероприятий привела к уменьшению содержания гумуса на треть. Ситуация усугубляется ещё и тем, что территория в ряде областей черноземной зоны в значительной степени изрезана балками и оврагами, почвы подвергаются водной и ветровой эрозии. Так, в Белгородской области эрозионным процессам подвержено более 70% сельскохозяйственных угодий. В тундрах, лесотундрах, полупустынях и пустынях основные причины изменения растительного покрова кроются в перевыпасе скота, ведущего к смене ценных кормовых растений плохо поедаемыми и сорными, а также в механическом повреждении растительного покрова транспортными средствами, при добыче полезных ископаемых и строительстве. Для восстановления же, например, лишайниковых тундровых пастбищ требуется не менее 20-25 лет. 

С целью защиты создают полезащитные полосы, закрепляют овраги, соблюдают правила агротехники и почвозащитные севообороты.

На карте:

На севере лесной зоны – лен-долгунец, рожь, овес.

Средняя полоса (плодородные почвы) – пшеница, кукуруза, сахарная свекла, подсолнечник.

К югу – садоводство, бахчеводство.

Минеральные ресурсы

Полезные ископаемые и природные ресурсы русской равнины К ним относятся, например, железные руды: в Курской области, в уникальных месторождениях, содержится до 50% от всех их запасов в стране. Бокситами с глинозёмом славится Белгородская область. Фосфоритами, калийными и каменными солями снабжают страну Московская и Брянская области. Эти химикаты активно добываются и находят самый широкий спектр применения. В этих же областях, а также в Тульской и Белгородской, найдены и уже много лет активно разрабатываются залежи строительных материалов – мела, кварцевого песка, каолиновой глины и др. Русская равнина обеспечивает себя и соседние регионы энергоресурсами – газом, нефтью, торфом, углём. Расположены их месторождения в Среднем Поволжье, Ивановской, Костромской областях.

1. Топливно-энергетические ресурсы:

    а) уголь – Печорский и Подмосковный бассейны.

    б) нефть и газ – Волго-Уральское месторождение, Европейский Север.

    в) торф.

2. Минеральные ресурсы:

    а)    неметаллические – апатиты на Кольском полуострове, поваренная соль-озеро Баскунчак.

б) металлические (железная руда)- КМА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа «Магнитное поле и его изображение. Действие магнитного поля на проводник с током. Сила Лоренца» в 12 вариантах. Физика 9 класс.

Данная самостоятельная работа поможет отработать навыки определения силы Ампера, силы Лоренца на уроках физики в 9 классе и в качестве повторения на уроках в 10 классах....

Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с токам.

Вводный урок раздела "Электромагнитное поле" по теме "Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током.", 9 класс.  Урок разработан по технологии критического мышления с использовани...

"Магнитное поле. Действие магнитного поля на проводник с током"

Данная презентация используется на первом уроке по теме МАГНИТНОЕ ПОЛЕ. В нее вошли опыт Эрстеда, опыты Ампера, дано определение магнитного поля, линии магнитной индукции,  определение и формула ...

Урок физики в 9 классе "Магнитное поле. Линии магнитного поля"

Урок-исследование для формирования новых знаний....

Магнитное поле. Магнитное поле прямого проводника. Магнитные линии

Презентация к уроку физики по теме " Магнитное поле. Магнитное поле прямого проводника. Магнитные линии" 8 класс. Учебник А.В. Перышкин. М.: Дрофа, 2013Данный материал позволяет сформировать у об...

Методическая разработка урока физики в 8 классе "Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии"

Цели урока:формирование понятия магнитное поле, как неотделимое понятие от электрического тока;формирование понятия магнитные силы, как силы взаимодействия между проводниками с током;развитие умения о...

Презентация к уроку физики в 8 классе "Магнитное поле. Магнитное поле прямого тока. Магнитные линии"

Цели урока:формирование понятия магнитное поле, как неотделимое понятие от электрического тока;формирование понятия магнитные силы, как силы взаимодействия между проводниками с током;развитие умения о...