Урок географии "Моря Северного \ледовитого океана, омывающие берега России"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Карасева Мария Васильевна

Конспект урока по географии для специальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл morya_ledovitogo_okeana.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии  в 6 классе «А» МКОУ «Специальная школа №78»

для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости

(вариант 1)

Составитель:

Карасева Мария Васильевна

(2021-2022 учебный год) 

Тип урока:  Урок комбинированный

Тема:

Морские границы. Океана и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.

Цель:

Формирование знаний о морских границах России, знакомство учащихся с морями Северного Ледовитого океана с их местонахождением на физической карте России.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с морями Северного Ледовитого океана и северной границей России 

Коррекционно-развивающие: развивать познавательную активность и самостоятельность обучающихся через разные формы работы на уроке; развивать умение работать по настенной карте, по картам атласа (приложения), контурным картам

Воспитательные: Воспитание патриотических чувств и гордости за нашу Родину.

БУД

Личностные:

развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину.

Планируемый результат

Знать расположение морей Северного Ледовитого океана, омывающих берега России.

Основные понятия

Океан, море, морская граница.

Межпредметные связи

Чтение, математика, история.

Ресурсы

- основные

-дополнительные

Учебник: 

География. 6 класс: учеб. для  общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  / Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 159 с. : с ил.

География. Рабочая тетрадь 6 класс. Учебное пособие  для  общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы  / Т.М. Лифанова, О.А. Дубровина. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 144 с. : с ил.

Методические пособия

Презентация

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

ХОД УРОКА

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I. Организационный момент (подготовительный этап)

 - Добрый день, дорогие ребята и наши гости!

Я рада видеть вас на уроке географии.

Хорошее настроение – залог успешной работы на уроке.

Желаю всем вам успехов.

Первым сядет тот, кто назовет:

-Какой сейчас урок?

-Какой день недели?

-Какое время года?

-Сколько месяцев в году?

-Сколько девочек в классе?

-Сколько мальчиков?

-Сколько гостей пришло?

География

Понедельник

Весна

12

1

10

II. Актуализация знаний

Сегодня на уроке за каждый правильный ответ, вы получите жетон.

___8-10___  жетонов -5

___5-7___ жетонов – 4

___менее 5___ жетонов - 3

В конце урока посчитаем их количество, и вы получите  хорошие оценки. Всем удачи!

Географическое путешествие

Туристам необходимо пройти путь с точки А в точку Б, но они забыли стороны горизонта. Давай те им поможем.

А                                                    Б

Молодцы ребята, помогли туристам. Но туристы забыли, как вычислить расстояние, которое они прошли. Им известен только масштаб карты 1:100.  По карте они измерили расстояние от точки А до точки Б, оно равно 5 см.

Правильно, нужно умножить 5 на 100.

Называют стороны горизонта

5*100=500м

3. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос.

Какую тему мы изучали на предыдущем уроке?

-Что такое государственная граница?

- Покажите на карте наше государство?

-Какими бывают границы?

Работа по карте ( приложение) в группах.

А теперь я предлагаю вам поработать в группах с атласами учебника. 

-Откройте страницы 8-9 в приложениях. С помощью Физической карты России давайте вспомним «соседей» России.

1 вариант - находит и записывает «соседей» России по суше на западе
2 вариант – находит и записывает «соседей» России по суше на юге

(взаимопроверка, выявление ошибок)
 Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. (Оценивание деятельности учащихся).

На прошлом уроке вы изучали тему «Границы России. Сухопутные границы России на западе и юге».

Государственная граница – полоса земли на суше или условно проведенная линия в море или океане между двумя соседними государствами.

Показывают территории нашей страны на настенной карте.

Границы бывают сухопутные и морские.

Соседи на Западе

Соседи на юге

Норвегия

Финляндия

Эстония

Латвия

Литва

Польша

Белоруссия

Украина

Абхазия

Грузия

Южная Осетия

Азербайджан

Казахстан

Китай

Монголия

КНДР

4. Изучение нового материала

Работа с деформированным текстом (нужно исправить ошибки).

Россия – самая маленькая по территории страна, она не  имеет сухопутные границы. Россия имеет только морские границы.


-Правильно, конечно же, есть. Россия имеет длинную морскую границу, и ее территория омывается водами трёх океанов. 

Вспомним, что такое океан.

Океан – это огромное пространство воды, ограниченное материками. Размеры океанов так велики, что требуется несколько дней, чтобы их пересечь.

- Кто вспомнит название самого большого и самого глубокого океана в мире?
- Правильно, это Тихий океан.
- Какие еще океаны вы знаете?

О каком океане вы сегодня узнаете, отгадайте.

Загадка.

А вы знаете, что где-то
Круглый год – зимой и летом –
Океан укрыт от света
Толстым белым слоем льда?        
Там стоит ужасный холод,
Пароходы там не ходят,
Лишь большие ледоколы
Добираются туда.
Вам, друзья, запомнить нужно:
Он – не Западный, не Южный,
И уж, точно, не Восточный,
Хоть лежит у разных стран.
Нет! Его – я твердо знаю – 
По-другому называют:
Это – 

Сегодня мы будем изучать тему «Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана».

Россия имеет длинную морскую границу, поэтому на этом уроке изучим моря Северного Ледовитого океана.

Моря Северного Ледовитого океана – северная морская граница России.

Работа с атласами стр.10-11

–Ребята, все открыли в приложениях страницу 10-11 «Физическую карту России». Будем работать все вместе с картой.

-Покажите, где северная часть России, найдите Северный Ледовитый океан?

А) Каков же он?... Океан манит и завораживает.

Этот океан и острова на нём называют ещё Арктикой. Арктос (греч.) – страна белых медведей.

– Это самый маленький, самый холодный, самый спокойный. Северный Ледовитый океан расположился на самом севере Земли. Около Северного полюса (показ на карте). Раньше на Руси его называли Студеным морем, сейчас называют Северным Ледовитым океаном. Большую часть года океан дремлет, укрывшись толстым слоем льда. Только коротким полярным летом океан приоткрывает свои воды в прибрежных районах, чтобы погреться на солнышке. Средняя температура воздуха в центральной части Северного Ледовитого океана на 8-10 градусов выше, чем в восточной Сибири. Толщина мощных льдов может достигать 3-5 метров. Температура поверхности льда может достигать -40 градусов, а летом подниматься до 0 градусов.

-Прочитайте моря, относящиеся к Северному Ледовитому океану?

Показ на карте:

В состав океана входят 6 морей: Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Б) Начинается наша северная граница в Баренцевом море. Берега его обрывистые, изрезаны узкими заливами и полуостровами. Погода здесь неустойчивая, часто бывают штормы. Зимой большая часть моря не замерзает, потому что с запада сюда заходит теплое Северо-Атлантическое течение. На побережье Баренцева моря находится город Мурманск – важный незамерзающий порт на северо-западе страны.

В) к югу от Баренцева моря глубоко в сушу вдается внутреннее Белое море. С ноября по март оно покрыто льдами, поэтому, как считают некоторые ученые, его называют Белым. Лето здесь короткое и прохладное. Часты туманы и штормы.

Г) К востоку от Баренцева моря расположено суровое Карское море. Даже летом здесь бывают снегопады, зимой очень холодно. Это море моряки называют «ледовый мешок».

Д) холодное море Лаптевых большую часть года покрыто льдами.

Работа с учебником. стр. 141 (Чтение текста учениками вслух «цепочкой, 3 абзац с верху)

Как море Лаптевых, Восточно- Сибирское и Чукотское море почти всегда покрыты толстым слоем льда. При сильных ветрах льды ломаются, нагромождаются друг на друга и образуют ледовые горы  – айсберги.

Работа со словарным словом стр. 179.  Что такое айсберг?

Выполняем задание 3 С. 104  в рабочей тетради

Океаны и моря – это водные пути, связывающие материки и расположенные на них государства.

-По Северному Ледовитому океану проходит Северный морской путь. Для судов этот путь очень труден. Раньше в его льдах гибло много кораблей. Сейчас караваны судов по океану от Баренцева до Чукотского моря проводят большие ледоколы.

Работа со словарным словом. Что такое ледокол? Составление предложений с данными словами.

 Ледоколы – это такие суда, которые ломают льды и прокладывают путь другим пассажирским и транспортным судам.

- Правильно ребята, ледокол продавливает лед своим тяжелым весом, и лед раскалывается на мелкие льдины и таким образом корабли, идущие за ледоколом могут перевезти груз с одного морского порта в другой. 

Работа в тетради:

С. 105 задания 2,4.

Россия – самая большая по территории страна, она  имеет сухопутных границ. Россия имеет морские границы и сухопутные.

Океан – это огромное пространство воды, ограниченное материками.

Тихий

Северный Ледовитый

Атлантический

Индийский

Северный Ледовитый

Показывают в приложении, желающий у доски

Ослепительный, загадочный, суровый, непредсказуемый.

Моря находят на карте атласа. Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское.

Работа с учебником

Работают со словарем

Выполняют задание 3 в рабочей тетради

Составляют  предложения с данными словами.

Выполняют задания в рабочей тетради.

5 Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! 
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться. 
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

Выполняют движения физминутки

6. Закрепление изученного материала.

Работа в тетрадях с. 105 номера 5

Игра РЕЗЕРВ. Сейчас, мы, поиграем в игру «Морское путешествие по морям Северного ледовитого океана». Мы поплывем, на кораблике по морям Северного ледовитого океана начиная, с Баренцева моря до Чукотского моря. Но есть одно условие. Из одного моря в другое мы попадаем, если выполним задания.

-Теперь, давайте вспомним:

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

-Какую тему мы сегодня изучали?

С морями, какого океана мы сегодня познакомились?

- Какую часть России омывают моря Северного Ледовитого океана?

- Сколько морей впадает в Северный Ледовитый океан?

-Как называется глыб льда, отколовшиеся от береговой части льда?

-Как называется морское судно, ломающее льды, которое прокладывает путь другим судам?

Выполняют задание в тетради

Северного Ледовитого

Северные берега

6

Айсберг

Ледокол

7. Подведение итогов, оценивание, домашнее задание

  • Сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке.

-Давайте подведем итоги по нашим жетонам. Посмотрите на жетоны, которые вы зарабатывали на протяжении всего урока, они напомнят, как вы работали.

___8-10___  жетонов -5

___5-7___ жетонов – 4

___менее 5___ жетонов - 3

Оценки за урок.

Домашнее задание с. 140-142 читать, ответить на вопросы. В тетради  с. 106 номер 7

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

8 класс. Урок географии на тему: Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого океана. Острова и полуострова.

ЦЕЛЬ УРОКА: Закрепить знания учащихся о географическом положении Евразии, из каких частей состоит материк, где проходит граница между Европой и Азией, какие океаны омывают материк Евразия. Познакомить...

Открытый урок по географии Моря Северного Ледовитого Океана

Открытый урок по географии Моря Северного Ледовитого Океана...

Маршрутные листы на урок географии по теме: "Моря, омывающие берега России". 8 класс

Данные маршрутные листы можно использовать на уроке географии по теме "Моря, омывающие берега России" в 8 классе для работы в группах....

Урок географии. 6 класс. МОРЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Урок географии. 6 класс. МОРЯ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА (АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)...