УРОК НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО ТЕМЕ: "Фауна Арктических пустынь и островов Северного Ледовитого океана"
план-конспект урока по экологии (7 класс) по теме

Генералова Ольга Владимировна

Разработка урока с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК    НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО  ТЕМЕ:

Фауна Таймырского полуострова и островов Северного Ледовитого океана.

Урок разработан учителем Генераловой Ольгой Владимировной, МБОУ «Чульская основная общеобразовательная школа».

Цели урока:

    1.  Рассмотреть  особенности фаунистического состава зоны арктических       пустынь, тундры.

  1. Познакомиться с приспособлениями животных, позволяющими обитать в условиях арктической пустыни и тундры.

3.  Развивать у учащихся системное мышление, умение синтезировать и анализировать полученные знания, развивать речь и память.

                                                          Ход урока

I. Повторение ранее изученного материала

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Покажите на карте полуостров Таймыр, острова Северная Земля, моря Карское и Лаптевых.

2. Перечислите абиотические факторы, определяющие видовой состав животного мира зоны арктических пустынь и зоны тундр.

3. Назовите приспособления, позволяющие животным переносить суровые условия сибирской зимы.

 II. Слово учителя.

Острова и побережья арктических морей. Острова арктических морей и узкая полоса северного побережья Евразийского материка образуют на территории Красноярского края особую зону арктических пустынь со специфическим животным населением, которое теснейшим образом связано с морями Северного Ледовитого океана. Беспозвоночные арктических побережий немногочисленны, а многие позвоночные животные относятся к морской арктической фауне. Это дельфин-белуха, белый медведь, морж, несколько видов тюленей: морской заяц или лахтак, гренландский тюлень, нерпа, обитатели птичьих базаров: полярная чайка, моёвка или трехпалая чайка, полярная крачка, толстоклювая кайра. Все они используют сушу главным образом для размножения, и их пребывание здесь носит сезонный характер. В летние месяцы к берегам океана выходят на кормежку яйцами и птенцами гнездящихся здесь птиц песцы, появляются на гнездовьях побережья гагары, другие птицы, например, гуси, а вслед за ними мигрируют к побережьям и пернатые хищники севера: кречет, полярная сова и ряд других. В конце лета большая часть этих животных покидает суровые побережья, мигрируя на юг и юго-запад, а иногда и на север, в открытое море, или откочевывая южнее, в зону тундр и лесотундр.

Еще одна особенность этой зоны - неравномерное территориальное распределение животных - заключается в их скоплении в местах птичьих базаров и лежбищ ластоногих.

Наиболее интересным животным ледяной пустыни является белый медведь. Раньше он был широко распространен в Карском море, Енисейском заливе, в море Лаптевых, на островах и на северном побережье Таймырского полуострова. Жизнь белого медведя проходит преимущественно на плавающих льдах. Здесь он охотится на нерпу, тюленей, моржей. На материковый берег и на острова медведица выходит только за тем, чтобы построить себе «родильный дом» — берлогу — и родить. Сейчас белых медведей осталось мало, и их судьба вызывает тревогу. В нашей стране охота на белого медведя полностью запрещена. Белый медведь занесен в Красную книгу.

Зона тундр. В крае тундры занимают около 15% всей территории. Северное расположение этой зоны и влияние Северного Ледовитого океана обусловливают суровость климата этой территории. Для тундр характерны:

 бедность видового состава животных - постоянных обитателей зоны в связи со сложностью приспособления к суровым условиям зимы;

 пространственное однообразие фауны и неравномерное заселение территории;

 очень существенное изменение состава и обилия животных по сезонам;

 сильные колебания численности ряда видов животных по годам.

Видовой состав животных этой зоны в зимнее время беден. Активных беспозвоночных здесь в это время нет. Из птиц на зиму в тундрах остается лишь несколько специализированных видов, например, белая куропатка, некоторое число особей пуночки и лапландского подорожника, полярной совы, сокол-кречет. Из млекопитающих активную жизнь в тундрах круглый год ведут эндемики этой зоны - обский и копытный лемминги, песец, северный олень, снежный баран, или чубук. В течение всей зимы в тундре сохраняется некоторое количество млекопитающих, например, волк, обыкновенная лисица, ласка и горностай, заяц беляк. В летние месяцы в тундре появляется огромное количество насекомых, в многочисленных мелководных водоемах большая масса их личинок и мелких ракообразных, а в лесотундре встречается остромордая лягушка  и ее головастики. Здесь же местами встречается и живородящая ящерица. В эти месяцы мигрируют на север, на обильные в это время тундровые корма северный олень, волк, обыкновенная лисица, росомаха, нередко выходит в тундру на ягодники бурый медведь. В период гнездования в тундры слетается огромное множество птиц. Очень характерен для тундр краснозобый конек - представитель отряда воробьиных птиц. Только в тундрах гнездятся белоклювая гагара, малый лебедь, белолобый гусь, черная казарка, гага, кулики: кулик-воробей, турухтаны. Летом здесь обычны на гнездовьях многие птицы с широким распространением: сокол-сапсан, утка-морянка, гусь-гуменник, рогатый жаворонок – еще один из представителей воробьиных птиц.  

Для некоторых животных тундры характерны большие колебания их численности по годам. В первую очередь это относится к леммингам. В неблагоприятные для них годы лемминги интенсивно вымирают на громадных территориях тундр. Это резко ухудшает кормовую базу песца, полярной совы и всех других хищников тундры. Как правило, вслед за снижением численности леммингов падает и численность многих пернатых и наземных хищников. Но в благоприятные годы лемминги способны к очень быстрому размножению, а вслед за ростом их численности возрастает и численность многих хищников.

Задание 2. Назовите особенности фаунистического состава зоны арктических пустынь, тундры.

III. Самостоятельная работа.

Задание 3.

Выпишите из текста названия животных, разделив их на группы: а)земноводные, б) пресмыкающиеся, в)птицы, г)млекопитающие.

2. Используя различные источники информации, дайте  определения терминам и понятиям: птичьи базары, лежбища ластоногих млекопитающие, эндемики, насекомые, ракообразные, головастики.

3. Какие животные иллюстрируют приспособления, позволяющие им переносить суровые арктические условия?

Домашнее задание.

Подготовить сообщение об одном из животных арктических пустынь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Урок по природе и экологии Красноярского края – 5 класс: « Природные системы Красноярского края».

Природа Красноярского края – это удивительный мир, со своими законами, обитателями, со своими тайнами.Растительность края богата и разнообразна и отличается явной меридиональной и высотной зонал...

Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края» в 6 классе, утвержденного законом Красноярского края...