УРОК НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО ТЕМЕ: "Изменение ландшафтов на территории края"
план-конспект урока по экологии (7 класс) по теме

Генералова Ольга Владимировна

Разраьртка урока с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmenenie_landshaftov_na_territorii_kraya.rar2.11 МБ

Предварительный просмотр:

УРОК    НРК «Природа и экология Красноярского края» ПО  ТЕМЕ:

 Изменение ландшафтов на территории края.

Урок разработан учителем Генераловой Ольгой Владимировной, МБОУ «Чульская основная общеобразовательная школа».

Цели урока:

1.        Рассмотреть, какие природно-хозяйственные комплексы образовались в Красноярском крае с момента заселения его человеком.

2.        Раскрыть роль антропогенного воздействия в изменении и преобразовании территории края.

Оборудование: физическая и экономическая карты Красноярского края, атлас Красноярского края, мультимедийная презентация.

                                                          Ход урока

I.  Повторение ранее изученного  материала

Задание 1. Ответьте на вопросы.

1. Какие компоненты природы вам известны?

2. Компоненты каких ландшафтов охраняются на территории заповедников Красноярского края?

3. Расскажите о круговороте воды в природе.

4. Проверка домашнего задания.

II. Изучение нового материала.

Слово учителя

Ландшафты непрерывно развиваются и изменяются. Некоторые изменения обратимы, цикличны и не приводят к преобразованию ландшафта. Самый типичный и хорошо известный пример - это сезонные ритмы. У большинства ландшафтов резко меняются по сезонам года не только внешний вид, но и все процессы функционирования. Например, в ландшафтах края зеленые растения «работают» только в теплую часть года, в холодную появляется особый «сезонный» компонент - снежный покров, и все процессы резко ослаблены. Такие изменения ландшафта свидетельствуют о его способности возвращаться к прежнему состоянию. Но существуют и необратимые изменения. Некоторые внешние процессы нарушают закономерный ход развития ландшафта, могут повернуть его вспять и вовсе пресечь.

К внешним факторам, изменяющим ландшафт, можно отнести: тектонические движения рельефа, источником которого является внутренняя энергия Земли, подобные движения в земной коре привели к формированию на территории края горных ландшафтов: хребтов Западного и Восточного Саяна, гор Бырранга и др.; общую циркуляцию атмосферы, приводящую к смене погод и вызывающую изменения в поступлении энергии, влаги, минеральных частиц, а также климатические факторы – сильные изменения в ландшафтах края в четвертичном периоде происходили при похолоданиях, сформироваших материковые ледники, а при потеплении климата и таянии льда - происходило отложение частиц горных пород, захваченных движущимся ледником; процессы, обусловленные гравитационной энергией Земли - к ним относятся такие разрушительные процессы, как обвалы, лавины и сели в горах, ураганы, катастрофические ливни и наводнения, вулканические извержения; биологические процессы, например, циклические колебания численности животных. Ландшафту после таких катастроф требуется несколько десятков, а то и сотни лет на восстановление.

Найдите свои примеры, иллюстрирующие действие внешних факторов, изменяющих ландшафты.

Задание 2. Работа с текстом.

Прочитайте текст, описывающий пример влияния колебания численности животных на изменение ландшафта темнохвойной тайги. Используя прочитанный текст и Рис. 2, ответьте на поставленный автором статьи вопрос.

«...Сибирский шелкопряд - обычный обитатель лесных экосистем; в здоровом лесу он постоянно встречается в небольшом количестве (одна-две гусеницы на десяток деревьев) и, соответственно, вреда от него немного. Другое дело, когда происходит массовое размножение насекомого или вспышка численности. Через два-три года гусеницы полностью уничтожают хвою даже на самом крупном дереве и затем в поисках корма расползаются на соседние участки. После вспышки численности шелкопряда все хвойные деревья, включая и подрастающее поколение, погибают, остатки крон осыпаются. Количество света, доходящее до земли, увеличивается вдвое. В результате начинают разрастаться лесные травы, прежде находившиеся в угнетенном состоянии из-за затенения, и через год-два почва скрывается под густым травяным покровом. Мертвый древостой не забирает влагу из почвы, вследствие чего под шелкопрядниками постепенно образуется болото. Стволы погибших деревьев гниют и через пять-семь лет после вспышки численности начинают падать. В течение 10 лет зона массового размножения шелкопряда превращается в свалку гниющей древесины. Такие участки непроходимы не только для человека, но и для зверя. Необходимо 10-20 лет, чтобы микроорганизмы разрушили остатки древесины и постепенно освободилось место для молодых берез. Однако в большинстве случаев росту нового поколения деревьев препятствуют пожары. Фактически в течение первых трех десятков лет шелкопрядники не продуцируют древесину. Еще через 50 лет после массового размножения шелкопряда бывший таежный участок покрывается густыми зарослями березы с диаметром ствола 2-8 см. Сколько времени нужно, чтобы на таком участке восстановилась исходная таежная растительность?...».

Рис. Смена растительности в таежной экосистеме, где хвоя была уничтожена сибирским шелкопрядом. Цифрами указано приблизительное число лет, необходимое для прохождения каждого этапа.

Слово учителя.

В результате хозяйственной деятельности человек преобразовал огромные территории. Поселки и города, промышленные узлы, водохранилища и каналы, огромные карьеры горнодобывающих предприятий и территории, засыпанные отвалами пустой породы, бескрайние поля и сады — все это антропогенные ландшафты. Среди антропогенных ландшафтов заметно различаются агроландшафты, урбанизированные территории (города, крупные населенные пункты с их ближайшим окружением) и промышленные или техногенные зоны (районы интенсивной добычи и переработки полезных ископаемых, энергопроизводящие и перерабатывающие комплексы и т. п.). На территории края присутствуют все виды антропогенных ландшафтов (Рис. 3). Из-за быстрого роста народонаселения и связанного с этим увеличения потребностей в продуктах питания, с каждым годом на Земле все больше проявляются изменения, вызываемые сельскохозяйственной деятельностью человека. В результате естественные ландшафты вытесняются пашнями, садами, огородами и т. п., возникают агроландшафты.

Агроландшафты — неустойчивые экологические системы, в которых человек для увеличения чистой продукции предельно упростил структуру. Поэтому, чтобы не допускать разрушения и гибели полей, охранять и поддерживать их в удовлетворительном состоянии, человек вынужден вести посадки лесных полезащитных полос, вводить на полях севообороты, вести борьбу с многочисленными вредителями и возвращать на поля в виде органических и минеральных удобрений по возможности все то, что взял с урожаем.

Урбанизированные территории в крае занимают сейчас около 2% территории, в них проживает 70 % населения нашего края. В 2011 году города Красноярск и Норильск вошли в десятку городов страны с самой загрязненной атмосферой. Города образуют техногенные ландшафты. Значительные территории, нарушенные горнодобывающей промышленностью, занятые отвалами обогатительных фабрик и перерабатывающих предприятий, золоотвалами тепловых электростанций, земли, омертвленные газообразными выбросами химических заводов, образуют своеобразные зоны, где возникли безжизненные, «лунные» пейзажи техногенных ландшафтов. Эти антропогенные ландшафты часто бывают особенно велики около населенных пунктов, рядом с которыми создаются еще и свалки бытовых отходов (каждый человек производит примерно 1 т мусора в год). 

Задание 3.  Определите, какой из типов антропогенных ландшафтов применим к вашему населенному пункту.

Задание на дом.

Используя различные источники информации, напишите мини-сочинение на тему: «Мои «за» и «против» вторжения человека в природу». (Объём сочинения не менее половины тетрадного листа).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.

Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....

Урок по природе и экологии Красноярского края – 5 класс: « Природные системы Красноярского края».

Природа Красноярского края – это удивительный мир, со своими законами, обитателями, со своими тайнами.Растительность края богата и разнообразна и отличается явной меридиональной и высотной зонал...

Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 6 класс

Данная рабочая программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края» в 6 классе, утвержденного законом Красноярского края...

Рабочая программа по курсу НРК "Природа и экология Красноярского края". 7 класс

Данная программа предназначена для реализации обязательного минимума содержания по предмету «Природа и экология Красноярского края», утвержденного законом Красноярского края  о национально-регион...